Основание и исток новоевропейского персонализма часто видят в теистической религиозной традиции, понимающей Бога как Личность (в христианстве – как Три Личности) и предполагающей личностные взаимоотношения Бога и человека. Особый вклад в развитие персонализма внесло христианское богословие периода тринитарных и христологических споров (IV-VIII вв.), особенно великие отцы-каппадокийцы, Леонтий Византийский и прп. Максим Исповедник на востоке. На западе идеи развивали Августин, Боэций, а позже – Ришар Сен-Викторский и Фома Аквинский.
Принято считать, что впервые термин «персонализм» был употреблен Ф. Шлейермахером в его работе «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим» (1799). В англоязычном контексте он получил распространение благодаря эссе У. Уитмена «Персонализм» (1868), во французском – благодаря работе неокантианца Ш. Ренувье с аналогичным названием «Персонализм» (1903).
Впоследствии понятие «персонализм» фигурирует в различных традициях и контекстах. В 1908 г. американский философ и методистский теолог Б.П. Боун издал книгу под названием «Персонализм». Другие представители американского персонализма – Дж. Хауисон, Р. Флюэллинг, Э. Брайтмен, У. Хоккинг. Во Франции персонализм появился в 1932 году, когда католический философ Э. Мунье издал журнал «Эспри» («Esprit»), объединивший вокруг себя группу единомышленников, – Д.де Ружмона, П.-Л.Ландсберга, М. Недонселя, Ж. Лакруа, Г. Мадинье, – выступившую в «век идеологий» с тезисом о примате личности.
Одним из важнейших авторов второй половины XIX – начала XX веков был Г.В. Лейбниц с его учением о монадах – индивидуальных духовных субстанциях. В России неолейбницианскую линию персонализма развивали такие философы как А.А. Козлов, Л.М. Лопатин, Е.А. Бобров, С.А. Аскольдов, Н.О. Лосский. Другой традицией, оказывающей влияние на персонализм, был экзистенциализм, представленный в русской религиозной философии работами Л.И. Шестова, Н.А. Бердяева, отца С. Булгакова. Также персонализмом называл свою философию Л.П. Карсавин.
В XX веке основной вклад в разработку богословского понятия личности внесли русские авторы, работавшие в эмиграции. Особое место среди них занимают труды Вл. Лосского, отличающиеся особым вниманием к личностной проблематике и последовательной её разработкой. Заданная Лосским парадигма была усвоена, переработана и продолжена современным греческим богословом митр. Иоанном (Зизиуласом). Его интерпретация понятия личности значительно отличается от предложенной Лосским.
Сегодня ведущим богословом, работающим в персоналистской парадигме, является греческий богослов митр. Иоанн (Зизиулас). Другие авторы, так или иначе разрабатывавшие персоналистскую проблематику, – о. Георгий Флоровский, о. Иоанн Мейендорф, архим. Сафроний (Сахаров), о. Думитру Станилоэ. Из современных авторов эти идеи развивают мит. Каллист (Уэр), С.С. Хоружий, Х. Яннарас, о. Андреа Милано.
Основные источники
Бердяев Н. Самопознание. Париж: Ymca-press, 1949. Интернет-доступ: https://predanie.ru/book/69711-samopoznanie/.
Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж: Ymca-press, 1931. Интернет-доступ: http://odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/o_naznachenii_cheloveka/.
Булгаков С., прот. Ипостась и ипостасность: (Scholia к «Свету Невечернему») // Сб. ст., посвящ. 35-летию науч. деятельности П.Б. Струве. Прага, 1925. С. 353-371.
Булгаков С., прот. Главы о Троичности // ПМ. 1928. Вып. 1. С. 31-88; 1930. Вып. 2. С. 57-85 Интернет-доступ: https://predanie.ru/book/219187-glavy-o-troichnosti/.
Булгаков С., прот. Агнец Божий. Париж: Ymca-press, 1933. Интернет-доступ: http://www.odinblago.ru/bulgakov_agnec.
Булгаков С., прот. Утешитель. Париж: Ymca-press, 1936. Интернет-доступ: http://www.odinblago.ru/bulgakov_uteshitel/.
Zizioulas J., metr. Being as Communion: Studies in Personhood and the Church. Crestwood, NY: St Vladimir's Seminary Press, 1997 (рус. пер. Зизиулас Ин., митр. Бытие как общение: Очерки о личности и Церви. М., 2006).
Zizioulas J., metr. Communion & Otherness: Further Studies in Personhood and the Church. London: T & T Clark, 2007 (рус. пер. Зизиулас Ин., митр. Общение и инаковость: Новые очерки о личности и Церкви. М., 2012. Интернет-доступ: https://predanie.ru/book/218969-obschenie-i-inakovost-novye-ocherki-o-lichnosti-i-cerkvi/).
Zizioulas John, metr. Person and nature in the Theology of St. Maximus the Confessor // Knowing the Purpose of Everything through the Resurrection. Proceedings of the Symposium on St Maximus the Confessor. Belgrade, 18-21 Oct. 2012 / Ed. by Bishop Maxim (Vasiljević). Alhambra, California: Sebastian Press & The Faculty of Orthodox Theology, University of Belgrade, 2013. P. 85-113.
Ware K., metr. «In the Image and Likeness»: The Uniqueness of the Human Person / Chirban J.T., Personhood // Orthodox Christianity and the Connection between Body, Mind and Soul. Westport, CN / London: Bergin and Garvey, 1996.
Ware K., metr. The Orthodox Church. Pelican, 1963 (рус. пер. Православная Церковь. М., Интернет-доступ: https://predanie.ru/book/71888-pravoslavnaya-cerkov/.
Ware K., metr. The Human Person as an Icon of the Trinity // Sobornost incorporating Eastern Churches Review. Oxford, 1986. No 8:2. P. 6-23.
Ware K., metr. The Holy Trinity: Paradigm of the Human Person // Studies in Philosophy and Religion, The Trinity. USA, 2003. (рус. пер. Уэр К., мит. Святая Троица – парадигма человеческой личности. Интернет-доступ: https://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/svjataja-troitsa-paradigma-chelovecheskoj-lichnosti/).
Лосский Вл. Богословское понятие человеческой личности. Интернет-доступ: http://psylib.org.ua/books/lossv04/txt06.htm.
Лосский Вл. Догматическое богословие // Боговидение. М., 2006. С. 453-550. Интернет-доступ: http://psylib.org.ua/books/lossv02/index.htm.
Лосский Вл. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Боговидение. М., 2006. С. 109-308. Интернет доступ: http://psylib.org.ua/books/lossv01/index.htm.
Lossky V. À l'image et à la ressemblance de Dieu, Paris, éd. Aubier-Montaigne, coll. «Le Buisson Ardent», 1967 (рус. пер. Лосский Вл. По образу и подобию // Боговидение. М., 2006. Интернет-доступ: http://psylib.org.ua/books/lossv04/index.htm).
Мейендорф И., протопр. Православие в современном мире. Нью-Йорк, 1981. Интернет-доступ: http://www.odinblago.ru/dogmatika/pravoslavie_i_sovr_mir/.
Meyendorff J. Byzantine theology. Historical trends and doctrinal themes. Mowbrays, 1975. (рус. пер. Мейендорф И., протопр. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск, 2007. Интернет-доступ: http://www.odinblago.ru/vizantiyskoe_bogoslovie/).
Meyendorff J. Christ in Eastern Christian Thought (2nd ed.). Crestwood, NY, (1975) [1969] (рус. пер. Мейендорф И., протопр. Иисус Христос в восточном православном предании. М., 2000. Интернет-доступ: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/iisus-hristos-v-vostochnom-pravoslavnom-predanii/).
Meyendorff J. Introduction a l'étude de Grégoire Palamas. Patristica Sorbonensia, v. 3. Paris: Éditions du Seuil, 1959 (рус. пер. Мейендорф И., протопр. Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введение в изучение. СПб, 1997. Интернет-доступ: http://byzantinorossica.org.ru/ser_sbr_v2.html).
Milano A. Persona in teologia. Alle origini del significato di persona nel cristianesimo antico. Edizioni Dehoniane, Napoli, 1984 (рус. пер. Милано А. Ипостась, Лицо, Личность. Генеалогия понятия в богословии Древней Церкви, 2019).
Mounier E. Manifeste au service du personnalisme, Éd. Montaigne, 1936. (рус. пер. Манифест персонализма, М, 1999. Интернет-доступ: https://lib.rmvoz.ru/bigzal/Emmanuel_Mounier_repsonalizm).
Mounier E. Le Personnalisme, coll. «Que Sais-je?», P. U. F., no 395, 1950 (рус. пер. Мунье Э. Персонализм, М, 1992).
Staniloae D. Image, Likeness, and Deification in the Human Person / Trans. I. and R. Barringer // Communio. Washington, 1986. No 13. P. 64–83.
Staniloae D. Orthodox Dogmatic Theology. Bucharest, 1978.
Staniloae D. Orthodox Spirituality: A Practical Guide for the Faithful and a Definitive Guide for the Scholar. Bucharest, 1981.
Хоружий С. Созерцание и общение: две парадигмы духовной практики // ΠΡΑΞΗΜΑ. 2015. № 3 (5). С. 11-27. Интернет-доступ: https://praxema.tspu.edu.ru/files/praxema/PDF/articles/horuzhiy_s._s._11_27_3_5_2015.pdf.
Хоружий С. Очерки синергийной антропологии. М. 2005. Интернет-доступ: https://www.klex.ru/o4h.
Хоружий С. О школах мистики и культуре полемики // Вопросы философии. 2012. № 8. С. 166–176. Интернет-доступ: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=582&Itemid=52.
Wojtyła K. (John Paul II) Osoba i czyn [Person and Act], Kraków, 1969. (рус. пер. Войтыла К. (Иоанн Павел II) Личность и поступок: Антропологическое исследование. М., 2003. Интернет-доступ: http://agnuz.info/app/webroot/library/157/236/index.htm).
Yannaras Ch. Elements of Faith. An introduction to Orthodox Theology. 1983 (Greek). (рус. пер. Яннарас Х. Вера Церкви: Введение в православное богословие, М., 1992. Интернет-доступ: http://lukl.kiev.ua/imageos/Lavra/A3/73.pdf).
Yannaras Ch. Το Οντολογικόν περιεχόμενον της θεολογικής εννοίας του προσώπου [The Ontological Content of the Theological Notion of Personhood], Athens, 1970.
Анализ и критика
Антонов К.М. (под ред.) Рождение персонализма из духа Нового времени: сборник статей по генеалогии богословского персонализма в России, М., 2018.
Сборник статей включает в себя несколько микроисследований, посвященных проблемам возникновения и формирования персоналистических понятий и связанного с ними подхода в русской мысли, прежде всего богословской. Начинается сборник небольшим циклом исследований, объединенных преимущественно богословским проблемным полем и кругом источников. Вторая часть посвящена философским источникам отечественного персонализма.
Зинковский М., иером. Святоотеческие категории и богословие личности. СПб., 2014.
Книга представляет собой ретроспективный анализ воззрений русскоязычных богословов указанного периода и выдающихся православных зарубежных мыслителей, интересовавшихся проблемой человеческой личности в свете ее сообразности с понятием личности в Боге. В данном издании предпринята попытка подробного исследования истории смысла некоторых древнегреческих терминов, теснейшим образом связанных с понятием личности и использованных св. отцами для описания сообразности личного человеческого и Божественного бытия. Этот анализ позволяет во второй части монографии описать несколько пар взаимодополняющих характеристик личности, отвечающих диалектической схеме «тезис – антитезис – синтез», и проследить их внутренние взаимосвязи. Возведение понятия «ипостась-личность» в ранг категории, описывающей таинственную бесконечную реальность Творца, и приложение этого же понятия к человеку как образу Бога проливают дополнительный свет на философский прорыв в слове о человеке, который совершило византийское богословие.
Хоружий С. Концепт, семантика и проблематика личности у о. Георгия Флоровского. Интернет-доступ: http://synergia-isa.ru/wp-content/uploads/2010/09/hor_person_florovsky.pdf.
Чурсанов С.А. Богословские основания социальных наук / С. А. Чурсанов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. 200 с.
Сергей Анатольевич Чурсанов, кандидат богословия, а также кандидат философских наук, преподаватель ПСТГУ. Книга посвящена выявлению и систематизированному представлению значения основополагающих разделов православного богословия – триадологии, христологии и антропологии – для христианского понимания человека и межчеловеческих отношений. Таким образом, книга задает одно из базовых направлений развития заинтересованного взаимодействия богословия и светских социальных наук.
Чурсанов С.А. Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии XX века. М., 2014. С. 264.
Работа носит синтетический характер – она направлена на выявление в произведениях православных богословов XX века единого представления о личности, лежащего в основе выражения важнейших догматических учений и формирующего целостный мировоззренческо-методологический подход к решению широкого круга как богословских, так и гуманитарных проблем. Поэтому внимание в данной работе сосредоточено в первую очередь на согласовании тех характеристик личности, которые предлагаются ведущими православными авторами.
Шичалин Ю.А. О понятии "личности" применительно к триединому Богу и Богочеловеку Иисусу Христу в православном догматическом богословии. Интернет-доступ: https://cyberleninka.ru/article/v/o-ponyatii-lichnosti-primenitelno-k-triedinomu-bogu-i-bogocheloveku-iisusu-hristu-v-pravoslavnom-dogmaticheskom-bogoslovii.
Статья посвящена критическому рассмотрению проблематики, связанной̆ с использованием в православном богословии понятия «личность». В первой̆ части анализируется употребление этого понятия в работе В.Н. Лосского «Догматическое богословие», во второй̆ – устанавливаются те общие тенденции в новоевропейской̆ философии (полемика по поводу идей Спинозы, немецкая классика, философский̆ персонализм) и те духовные движения, в контексте которых это понятие вторгается в структуру православного богословия XX века.
Del Colle R. «Person» and «Being» in John Zizioulas' Trinitarian Theology: Conversations with Thomas Torrence and Thomas Aquinas // Scottish J. of Theology. Edinb., 2001. Vol. 54. N 1. P. 70-86 (рус. пер.: Дель Колле Р. «Лицо» и «Бытие» в тринитарном богословии Иоанна Зизиуласа: Диалог с Томасом Торресом и Фомой Аквинским / Ред. и пер. с англ.: М. Белова // Страницы. 2002. Т. 7. № 3. С. 362-378).
Larchet, J.-C. Personne et nature. La Trinité - Le Christ - L'homme. Paris: Cerf, 2011.
Ж.-К. Ларше предлагает обзор предшественников современного персонализма, отмечая вклад Н.А. Бердяева, В.Н. Лосского, прот. Думитру Станилоэ, архим. Софрония Сахарова и констатируя умеренность их концепций. Иначе он оценивает характер персоналистских концепций Яннараса и Зизиуласа: их идеи гораздо более проблематичны по причине своей радикальности, концентрированности и систематичности; они представляют собой своеобразную идеологию, на основе которой предпринимаются попытки переосмысления богословия, антропологии, космологии, экклезиологии и православной духовности и, тем самым, коренного изменения традиционного православного учения и устроения жизни. Под идеологией Ж.-К. Ларше в данном случае понимает некую теоретическую систему, исходящую из какого-либо избранного элемента реальности (как экономика для марксизма или бессознательное для психоанализа) и претендующую на фундаментальное переосмысление всей целостности мировоззрения. Для персонализма таким исключительным элементом реальности, как явствует из самоназвания, служит понятие личности.
Larchet, J.-C. (2015) The Mode of Deification.// The Oxford Handbook of Maximus the Confessor. Ed. Allen, P. and Neil, B.: 341-359 (Oxford) (рус. пер. на рус. Ларше Ж.-К. Образ обожения. Интернет-доступ: https://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Larshe/obraz-obozhenija/).
Ж.-К. Ларше – православный патролог и богослов. В данной работе автор рассматривает концепт обожения в богословии прп. Максима Исповедника и критически оценивает его истолкование современным православным богословом Иоанном (Зизиуласом), который, по мнению автора, разработал такое толкование прп. Максима, которое сильно подчеркивает значение личности в ущерб значения природы.
Papanikolaou A. Is John Zizioulas an Existentialist in Disguise? Response to Lucian Turcescu // Modern Theology / Ed. by: J. Fodor and B. Cavanaugh. 20: 4 (October) 2004. Интернет-доступ:
В этой статье современный православный богослов Аристотель Папаниколау предпринимает попытку защитить митрополита Иоанна (Зизиуласа) от обвинения в ложном истолковании каппадокийцев.
Turcescu L. «Person» versus «Individual», and Other Modern Misreadings of Gregory of Nyssaю Modern Theology, Vol. 18 no. 4 (October 2002), pp. 97-109.
В статье предпринимается попытка показать ложность истолкования Иоанном (Зизиуласом) понятия «ипостась» у отцов каппадокийцев. В частности, Л. Турческу считает ложным центральное для богословия Зизиуласа противопоставление понятий «ипостась» и «инивидуум».