Как Господь относится к нашим грехам?
Архимандрит Андрей (Конанос) родился в 1970 году в Мюнхене (Германия), с 1977 года живет в Афинах. Окончил классический лицей и богословский факультет Афинского университета. В 1990 году рукоположен в диакона, а 2000-м — в иерея, позже был возведен в сан архимандрита. С 2006 года отец Андрей ведет передачу «Невидимые переходы» («Αθέατα περάσματα») на радио Пирейской митрополии. Его приглашают для чтения лекций и бесед во многие города Греции, Кипра и США. Тексты его радиобесед были опубликованы в виде двух сборников на греческом языке; готовится издание сборников на английском и болгарском языках.
Статья
Если я вас спрошу, как вы относитесь к грехам и как к ним относится Бог, то вы убедитесь, что грехам, которым мы даем одну оценку, Господь дает совершенно другую. То есть если я тебе расскажу о грехе другого человека и спрошу: «Что ты думаешь о грехе, который совершил этот человек?», ты скажешь: «Господи! Это ужасно!» Но Бог к этому греху относится совсем по-другому. И наоборот. Если ты увидишь грешного человека, его грех может быть очень маленьким, но этот маленький грех Бог оценивает как больший грех, а очень большой грех — как очень маленький. Потому что Бог смотрит не только на грех, но и на то, как он возник.
Христос смотрит не только на кашель, но и на то, как он возник. Кашель — это внешний симптом, который выходит наружу, но причина его возникновения скрыта глубоко внутри человека. Это то, что мы, к сожалению, не видим. Позвольте мне привести вам один пример.
Один ребенок курил сигареты, и его мать пришла ко мне перед началом исповеди. Родители иногда приходят, чтобы подсказать мне, что говорить их детям. Разумеется, сейчас они уже этого не делают, потому что поняли, что я не стану их слушать:
— Батюшка, я хочу несколько минут пообщаться с Вами!
— Да, я слушаю Вас.
— В последнее время я стала замечать, что мой сын Василий курит сигареты. Пожалуйста, когда он придет к Вам на исповедь, скажите ему об этом.
— И что я должен сказать ему?
— Чтобы он бросил курить.
— А Вы ему говорили об этом?
— Ну да, говорила.
— И что? Он бросил курить?
— Нет!
— А как он благодаря мне бросит курить?
— Вы это сделаете по-другому, не как я.
— Если это я делаю по-другому, и Вы действительно считаете, что я говорю правильно, позвольте мне сказать ему то, что я думаю. Пожалуйста, прошу Вас!
— Хорошо, батюшка!
Женщина ушла. Приходит ее ребенок:
— Василий, ты начал куришь?
— Да. Откуда Вы узнали, батюшка?
— От тебя пахнет сигаретами. Мы же находимся близко друг от друга. Что с тобой случилось? Тебе нравится курить?
— Нет, не могу сказать, что мне нравятся сигареты...
Многих школьников я спрашивал, нравится ли им курить. Только трое из них ответили, что им нравится запах сигарет, а все остальные сказали, что им не нравится этот запах.
— Почему ты куришь?
— Потому что я переживаю стресс.
Ясно. Причина заключается в одном слове — «стресс».
— Василий, почему ты испытываешь стресс?
— Потому что мне предстоит сдавать очень трудные экзамены, и я испытываю огромное давление со стороны родителей.
Понятно. Стресс, экзамены, чувство давления.
— Почему, Василий, ты испытываешь давление?
— Потому что думаю, что меня «завалят» на экзаменах.
Ясно, он боится не сдать экзамены.
— А что будет, если ты не сдашь экзамены?
— Если я провалюсь на экзаменах, то мои родители вывернут мою душу наизнанку и отвернутся от меня, потому что будет напрасным весь их труд и напрасно потрачены деньги за мое обучение в школе.
— Понятно. А что еще ты чувствуешь, Василий?
— Я испытываю страх, чувствую себя неуверенно. Если я не сдам экзамены, то потеряю родительскую любовь. Это приводит меня в ужас. Я чувствую себя очень одиноким.
Посмотрите, как все вышло. Сигареты — только это интересовало его мать, и больше нечего: «И если ты не бросишь курить, то попадешь в ад!» Ничто другое не интересовало ее. Вместо того чтобы спросить: «Почему он курит, почему он это делает?», она говорила ему: «Брось курить! Брось курить!» Это словно сказать кому-то: «Хватит кашлять! Не кашляй! Закрой свой рот, в конце концов!» Он лопнет, если закроет рот. Найди причину, почему появился кашель, исцели причину, которая находится в глубине души, и кашель сам собой пройдет.
Этот ребенок сказал мне, что он испытывает стресс, страх, неуверенность в себе, он чувствует, что не важен для родителей. Для них важнее, сдаст ли их сын экзамены. Если не сдаст экзамены, то он никчемный, и он боится, что не почувствует их любовь. Поэтому он начал курить сигареты. Чем является для этого ребенка курение? Грехом или спасением? Куда ему пойти? Куда? Кто-то скажет — к Богу! Да, но к какому Богу? Его мать рассказала ли ему о Боге? Рассказала ли ему о Боге, чтобы он возлюбил Его?
К счастью, Господь не похож на нас. У Него совершенно другая жизненная картина. Какой бы грех ты ни совершил, знай, что Бог рассматривает грех по-другому, не так, как люди. Все клеймили блудницу, которая пришла к Господу, и только Он сказал, что в действительности эта женщина сильно любила. «Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много» (См.: Лк. 7:47). Эта женщина согрешила, но в своих грехах она искала любовь, глубоко в себе она искала любовь, и после долгих поисков она прибегала к блуду, потому что она не научилась правильно любить и совершала ошибки.
Поэтому старец Паисий говорил об одном согрешившем афонском монахе: «Молю Бога, чтобы Господь отнесся к его грехам как к некой большой детской шалости». То есть чтобы Господь сказал: «Он был непослушным. Ну и ладно! Он шкодничал», и чтобы Он не называл грехом то, что монах сделал. Господь рассматривает грех не так, как мы рассматриваем его. Поэтому с Христом люди никогда не чувствовали давление. Они никогда не чувствовали удушье со стороны Бога. Вот почему св. апостолы говорили Ему все, что они думали. Один из них сказал: «Господи, позволь мне сказать, я хочу, чтобы Ты дал мне сесть рядом с Тобой!» Те, кто это говорил, были безумцами, но о чем это нам говорит? Что Христос позволял им свободно говорить, Он не вселял страх, никогда не говорил им: «Так ты будешь одеваться! Вот так будешь говорить! Вот так будешь себя вести!» Свободно. Возлюбите Меня и делайте, что хотите!
Однажды я об этом сказал в одном классе, и ребенок спросил мне:
— Что этим Вы хотите сказать?
— Если ты любишь, то делай, что хочешь.
— Значит, я могу делать все, что хочу, если я люблю?
— Конечно!
Подумай! Если ты любишь меня, станешь ли ты куришь рядом со мной, если я чувствую себя плохо или у меня больные легкие? Сделаешь ли ты это? Если ты любишь меня и знаешь, что у меня есть сестра, а ты хочешь сделать ей что-то плохое, то любишь ли ты меня? Сделал бы ты это, если любишь меня? Любовь не позволяет тебе совершать грехи и ставит тебя в правильные жизненные рамки. Поэтому мы грешим: мы не любим ни себя, ни Бога, ни людей около нас. Мы грешим, потому что не имеем правильное познание жизни. Мы исказили познание жизни и прибегли к грехам. Почему блудный сын вернулся к своему отцу? Почему он вернулся домой? Почему этот молодой человек, имея много грехов, вдруг сказал: «Я вернусь домой»? Потому что наступило и пришло его время. Это является тайной. Почему кто-то покаялся в этом году, а ты сейчас об этом узнал, но еще не покаялся? Будешь ждать один, два года, будешь жить своей жизнью, и через три года твоя жизнь может измениться. Почему ты покаялся спустя три года, а он сейчас, ты — вчера, а кто-то — позавчера? Это остается тайной.
Одно можно сказать наверняка — Господь ценит миг каждого человека. Когда наступит твой миг? Я не знаю. Ты не можешь указывать Богу, чтобы произошло что-то определенное, нельзя давить на своего ребенка: «Когда ты изменишься?» Наступит момент, когда Бог об этом узнает. Об одном с уверенностью можно сказать — ты всегда должен быть с распростертыми объятиями. Жди своего ребенка каждую секунду. Блудный сын вернулся, потому что он знал, что его ждет добый отец с распростертыми объятиями. Без давления, без строгости, без кнута. Ты вернулся бы к такому отцу? Если бы блудный сын знал, что его дома ждет кто-то, кто стал бы его ругать, вернулся бы он когда-нибудь домой? Нет, он никогда бы не вернулся. В то время, когда его не было он дома, чувствовал, что любовь его отца была всегда рядом с ним. Он чувствовал свет, который окутывал его душу, и молитву, которая смягчала его сердце. Он был блудным сыном, но отец любил его. А когда ты любишь, ты знаешь, что делать. Ты излучаешь волны любви и Божьей благодати. Ничего, что другой человек находится далеко от тебя. Это приходит в его душу. Ты здесь находишься, а твой ребенок может скитаться и делать все, что захочет. Если ты любишь его, то Господь защитит его. Наступит его время в хорошем смысле слова, и он изменится. Насильно никто не меняется. Он изменится лишь на некоторое время.
Однажды я гулял по площади, и там стояли молодые люди. Это были анархисты с порванными штанами и хотели, чтобы я их отвел туда, где совершают экзорцизм (изгнание демонов), чтобы увидеть, что существуют демоны. Тогда я был молод, но я отвел их туда, и они это увидели. Они говорили: «Если мы это увидим, то изменимся!» Они это увидели. Они видели страшные вещи, ужаснулась, вспотели и т. д. Три месяца они были ангелами — никого не хулили, не жили порочной жизнью, не скитались. Но это продолжалось всего три месяца. Затем все снова вернулось на круги своя. Почему? Потому что там они почувствовали давление (принуждение). От страха они начали ходить в церковь. Но это недолго продолжалось. Другое дело, если бы они добровольно возлюбили Христа, а не потому, что боялись дьявола. В этом нет никакого смысла. Сладость Христа — это та сладость, которая удержит нас навсегда возле Него, в Его любви.
Однажды я гулял по площади, и там стояли молодые люди. Это были анархисты с порванными штанами и хотели, чтобы я их отвел туда, где совершают экзорцизм (изгнание демонов), чтобы увидеть, что существуют демоны. Тогда я был молод, но я отвел их туда, и они это увидели. Они говорили: «Если мы это увидим, то изменимся!» Они это увидели. Они видели страшные вещи, ужаснулась, вспотели и т. д. Три месяца они были ангелами — никого не хулили, не жили порочной жизнью, не скитались. Но это продолжалось всего три месяца. Затем все снова вернулось на круги своя. Почему? Потому что там они почувствовали давление (принуждение). От страха они начали ходить в церковь. Но это недолго продолжалось. Другое дело, если бы они добровольно возлюбили Христа, а не потому, что боялись дьявола. В этом нет никакого смысла. Сладость Христа — это та сладость, которая удержит нас навсегда возле Него, в Его любви.
Кто сегодня является блудными сыновьями? Мы готовы сказать, что ими являются другие люди, а мы должны исправить их, разговаривая с ними строго. И тем самым мы считаем себя хорошими христианами, которые должны осудить и исправить мир. Но я думаю, скорее всего, что блудным сыном является тот человек, который близок к Церкви, но иногда и принужденным образом. Блудными сыновьями можем быть и мы, которые считают себя здоровыми, но немного лицемерными людьми. Мы видим грех в другом человеке, но тайно в глубине своей души ревнуем и говорим: «Посмотрите, что он делает! Почему он это делает?» Хотя если я попрошу тебя искренне ответить: «Ты хотел бы сделать то же самое? Скажи мне правду!», то ты скажешь: «Да, хотел бы». Это правда. Я скажу тебе и еще что-то. Некоторые люди, которые в своей жизни обвиняют грешников, делают то же самое. Да, делают то же самое, они дома совершают те же грехи, если не сказать, что еще более тяжкие. Внешне мы притворяемся строгими, считаем себя хорошими и думаем, что мы изменим мир. Но другой человек понимает, что не проживает то, о чем мы говорим.
А еще я вам хочу сказать то, что мы никогда не должны забывать. Что? То, что Бог — это величайшая любовь, существующая во Вселенной; что Господь существовал до того, как мы родились, что Бог возлюбил меня, тебя и всех наших близких — родственников, друзей, детей до того, как мы возлюбили их. Господь любит их и делает гораздо больше, чем мы. Он делает все, чтобы спасти мир, и не нуждается в моей помощи, чтобы изменить мир. Однажды ты возлюбишь своего ребенка, своего мужа, свою жену и захочешь изменить их. Господь возлюбил их бесчисленное количество раз. Поэтому, когда ты это поймешь, то успокоишься, вразумишься и скажешь: «Что я в сравнении с Богом? Разве я умнее Бога? Если Господь позволяет этому случиться, то я внимательно, не спеша помогу. Я поставлю Бога в своей жизни на первое место, отойду на второй план и скажу: "Боже, просвети, что мне делать в том или ином случае!"».
Из второго тома бесед архим. Андрея Конаноса «Завинаги любов» («Любовь навсегда») на болгарском языке.
Перевод с болгарского: Виталий Чеботар
Источник:
Комментарии ():
Написать комментарий: