Священник Павел Мальнов. Святитель Феофил Антиохийский о человеке и Боге
События

Святитель Антиохийской Церкви Феофил, впервые представляет Бога как Троицу в Единице. Его представление проистекает из апофатического отрицательного Богословия. Человек Святого Феофила представлен как лучшая работа рук Божиих. Для человека творится все бытие, он является центром этого мира. Человек имеет особую связь с Богом, представленную Святым Феофилом в качестве непосредственного созерцания Божества.

Созерцатель должен иметь душу очищенную от греха. Представление о человеке дихотамично, он состоит из тела и души. Человек не бессмертен и не смертен, что дает право Св. Феофилу утверждать о его вечном бытии. Бог представлен как Отец, Сын и Святой Дух, в единстве. Слово и Премудрость (Сын и Св. Дух) прибывают в Отце. Отец – есть бытие всей Троицы. В домостроительстве мира участвуют и Слово и Премудрость. Слово – есть внутреннее произносимое Слово Отца, Святой Дух – Жизнеподательная сила в этом мире, находящаяся в Отце. Все Три Лица Святой Троицы имеют одну природу, но различны по Лицам. Такое представление дает право утверждать, что Святой Феофил говорил о единосущии Лиц Святой Троицы и различии Их по ипостаси.

Святитель Антиохийской Церкви Феофил, первый отец раннехристианской Церкви, который в своем богословии именует Единого Бога Троицей. Созерцание Божественной благодати приводит Святителя Церкви Христовой к пониманию того, что Бог, устроивший весь мир и своими руками сотворивший человека, есть Троица в Единице. К сожалению, о Святителе Феофиле до нас дошли очень скудные сведения. Этот достопочтенный Святой отец, живший во II  веке, оставил после себя достаточно произведений, важных для христианского богословия, но, к сожалению, до нас дошли только три его книги к Автолику. В этих книгах Святой муж обращается к языческому философу Автолику, где со всей ясностью своего богословского ума излагает учение о Триипостасном Боге, тварном мире и человеке. Богословие Святителя Феофила сливается в едином оргάне с богословием великих мужей Антиохийской Церкви. Его богословская мысль, хотя и дошедшая до нас только в трех его книгах к Автолику, дает нам право утверждать, что этот святой муж созерцал как Личностные глубины Пресвятой Троицы, так и тайну творения человека как живой личности.

Человек Святителя Феофила

    «Ибо солнце есть образ Бога, а луна – человека. И как солнце превосходит луну могуществом и славою, так Бог далеко превосходит человека».

Святитель Феофил Антиохийский в своей богословской системе, представляет человека как образ и подобие Божие. Бог творит человека как лучшее существо из всех своих творений. Именно человеку, по мысли Св. Феофила, отводится особое место в этом тварном мире. По его мысли, все тварное бытие устроено Словом или же посредством Слова, а человек, как лучшее творение, создается руками Божьими. «Словами: «сотворим человека по образу и подобию Нашему» Бог во-первых, показывает достоинство человека. Сотворив все словом, Он как бы почитал это маловажным, и только создание человека бессмертного почитает делом достойным Своих рук». Творение человека, в отличие от всего мира, есть особая задача Божественного промысла о тварном бытии. Бог устраивает мир Словом для человека. Под Словом Св. Феофил подразумевает Λόγος – вторую ипостась Святой Троицы. Для понимания Св. Феофилом антропологической картины творения человека Божественными руками, он использует отрывок из библейского текста о Божьем Троическом совете перед творением человека по образу и подобию. Такое восприятие библейского текста о творении человека, говорит о следующем: «Толкуя известное библейское изречение: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1, 26), он замечает, что этими словами Бог, прежде всего, показывает (το αξίωμα)1 , ибо, сотворив все посредством Своего Слова, Он только создание человека счел достойным (ίδιων έ᾿ργον χειρών)[8]2». Используемый Св. Феофилом термин «работа», указывает на наличие в результате произведенного труда или действия личной выгоды совершающего эту работу лица3. Таким образом получается, что Бог по мысли Св. Феофила, когда творит человека, своими руками делает достойную работу своей собственной волей. «Делает работу», нужно понимать, как делает работу, результат которой будет имеет значение для творившего Бога, то есть выгоден Лично Ему.

Св. Феофил именует человека достойнейшим творением Бога. По его мысли, Бог творит человека как Самодостаточное существо, не нуждающееся ни в ком и ни в чем. Но творение человека – есть необходимый факт Божественной любви или домостроительства Божьего. Бога переполняет любовь, и эта любовь изливается в творении человека посредствам рук Божьих. «Бог все сотворил из ничего. Ибо ничто не совечно Богу, но будучи Сам Себе местом ни в чем не нуждаясь и существуя прежде веков, Он восхотел создать человека, дабы им познаваем был, и для него-то предуготовил мир». Из такого положения вещей исходит понимание того, что Бог открывается в этом мире исключительно для οικονομία (Домостроительства) о человеке. Весь мир и все, что окружает человека, есть не что иное, как сотворенное для человека бытие. Эта Божественная забота, прежде всего, проявляется в самом человеке. По мысли Св. Феофила, Бог являлся человеку в раю в Своем Слове и беседовал с ним. «Слово ходило в раю под видом Бога и беседовало с Адамом». Под видом Бога, Св. Феофил понимает Божественный Λόγος (Слово). «Что же такое голос, как не Слово Бог, которое есть и Его Сын? Сын есть Слово всегда сущее в недре Бога». Адам слышал голос Бога в раю и беседовал с ним (Быт 3:10), он был непрестанным Его собеседником. Св. Феофил говорит о том, что Бог проявлял постоянную заботу о человеке. Эта забота заключалась в соприкосновении Адама с Богом посредством Логоса, в результате которого Адам получал от Бога нетварную Благодать. Такую же благодать, по мысли Св. Феофила, человек унаследует и после своего воскресения. Ему (человеку) будет доступно созерцать глубинные тайны Премудрости Божией «такое видение это не столько созерцание Бога, как конечное Его явление, в котором Он становится видимым каждому человеку в той мере, в какой человек этого удостоился».

 

Текст стать полностью доступен на портале Иисус


Другие публикации на портале:

Еще 9