Трудно предположить, что Папа Франциск имел целью дать точное определение догмата о безошибочности Папы Римского так, как того всеми правдами и неправдами добивался Пий IX в 19 веке. В равной мере трудно предположить и то, что Франциска занимал вопрос безошибочности догматов о Деве Марии, точному формулированию которых отдал столько сил Пий XII. Франциск (как в свое время Иоанн ХХIII перед студентами греческой коллегии) скорее заявил бы с улыбкой: «Ionon sono infallibile» – «Я не непогрешим». В ответ на удивленные взгляды студентов, Иоанн тогда еще добавил: «Я непогрешим только тогда, когда даю определения ex cathedra. Но я никогда не буду давать определения ex cathedra».
18 декабря 1979 г. Папа Иоанн Павел II лишил меня права церковного учительства за то, что я ставил под вопрос догмат о безошибочности. Это действие было заранее и втайне подготовлено в верхах и, как я подробно показал во втором томе своих воспоминаний «Спорная истина», оказалось юридически уязвимым, богословски необоснованным и, в итоге, политически контрпродуктивным. Споры о законности лишения меня права церковного учительства и о безошибочности Папы продолжались еще долгое время. Тем не менее, тогда моя репутация в глазах простых христиан не пострадала. Как я и предсказывал, споры о необходимости коренных, глубинных реформ не прекратились. Напротив, при Иоанне Павле II и Бенедикте XVI они разгорелись еще сильнее. Уже тогда я указывал на важность таких вопросов, как достижение взаимопонимания между конфессиями и обоюдное признание рукоположения в священный сан и Евхаристии, вопросов о разводе и рукоположении женщин, об обязательном безбрачии священников и об их острой нехватке, а также, в первую очередь, поднимал вопрос об управлении Католической Церковью. Я спрашивал: «Куда вы ведете нашу Церковь»?
Прошло 35 лет, но темы эти остались столь же животрепещущими. Почему не работают реформы, причем на всех уровнях? Основная причина все та же – доктрина о невозможности Папы заблуждаться в вероучительных вопросах, касающихся веры и нравственности. Именно от этого наша Церковь застыла, закоснела. Папа Франциск, как в свое время и Иоанн XXIII, сегодня прилагает значительные усилия к тому, чтобы привнести в Церковь новые, свежие веяния. Однако он наталкивается на широкое противостояние – как, например, в октябре 2015 г. на Всемирном соборе епископов. Но к чему обманывать себя? Истинное обновление вряд ли возможно без творческого пересмотра догмата о безошибочности Папы.
Тем удивительнее, что обсуждение этого догмата сошло на нет. Многие католические богословы оставили критические попытки переосмысления принципа безошибочности Папы из страха подпасть под грозные прещения, когда-то наложенные на меня. Что касается церковных иерархов, то они стараются по возможности уйти от этого вопроса, который едва ли занимает умы Церкви и общества. Вот и Йозеф Ратцингер, будучи главой Конгрегации доктрины веры, касался этого догмата всего лишь несколько раз. Однако уже начиная со Второго Ватиканского собора именно табуированность вопроса о безошибочности Папы подспудно препятствовала всем реформам, осуществление которых требовало пересмотра прежних догматических постановлений. Это касается не только энциклики «Humanae vitae» («О человеческой жизни»), направленной против противозачаточных средств, но и Церковных Таинств, и монополизированного права на «истинное» учительство, и отношений между особым и всеобщим священством, и церковной соборности, и притязаний Папы на полноту власти, и отношения к другим конфессиям и религиям, а также к секулярному миру вообще. Поэтому вопрос о том, куда сегодня, в начале XXI века, движется Церковь, все еще цепляющаяся за догмат папской безошибочности, – звучит в наши дни острее, чем когда бы то ни было. Эпоха противостояния современному миру, которой положил начало Первый Ватиканский Собор, уже окончательно миновала.
В 2016 г. мне исполнилось 88 лет, и я дерзну сказать, что не жалел сил, подбирая для 5-го тома собрания моих сочинений, получившего название «Безошибочность Папы», многочисленные тексты, имеющие отношение к данному вопросу. Я старательно систематизировал их хронологически и тематически в соответствии с развитием изучаемого вопроса в ходе споров и обсуждений, а также дополнительно освещал их, приводя жизнеописания участников. Держа в руках эту книгу, я хочу вновь обратиться к Папе со словами, которые постоянно повторял в течение десятилетий, оставаясь неуслышанным. Папа Франциск всегда отвечал на мои обращения как брат – и я убедительно прошу его:
«Примите это подробное собрание письменных свидетельств и позвольте провести в нашей Церкви свободное, непредвзятое, открытое к любым результатам обсуждение всех неразрешенных, ранее закрытых вопросов, связанных с догматом о безошибочности Папы. Именно так можно было бы честно пересмотреть все спорное Ватиканское наследие прошлых полутора столетий и очистить его в духе Священного Писания и вселенской традиции. Я не призываю ни к плоскому релятивизму, подрывающему нравственные основы Церкви и общества, ни к безжалостному догматизму, который убивает дух своей слепой приверженностью букве и препятствует как коренному, глубинному обновлению жизни и учения Церкви, так и продвижению в деле экуменического единства. Я никоим образом не стремлюсь к тому, чтобы доказать правоту моего личного мнения. В опасности само благо Церкви и экуменического единства.
Я полностью осознаю, что эта моя просьба придется Вам не очень кстати – ведь Вы, как описывает один хороший знаток Ватикана, «живете среди волков». Но Вы, напрямую столкнувшись в прошлом году с немощами и даже непотребными событиями в курии, отважно подтвердили свое желание реформ, сказав в Вашем Рождественском обращении от 21 декабря 2015 г.: “Я считаю своим долгом подтвердить, что эти события дали нам повод честно задуматься о происшедшем и принять решительные меры. Мы продолжаем реформы со всей решимостью и деятельным трезвомыслием, ибо Ecclesia semper reformanda (Церковь всегда обновляется)”.
Мне не хотелось бы давать членам нашей Церкви необоснованный повод для завышенных ожиданий – ведь вопрос о безошибочности Папы в Католической Церкви невозможно решить за один день. Но, к счастью, Вы почти на десять лет моложе, чем я, и, надеюсь, меня переживете. Также Вы, очевидно, понимаете, что я как богослов уже завершаю свой земной путь и, движимый глубоким почтением к Вам и Вашей пастырской деятельности, хотел успеть донести до Вас мою просьбу о проведении свободного и вдумчивого обсуждения вопроса о безошибочности Папы, необходимость которого я тщательно обосновал в данном томе. «Non in destructionem, sed in aedificationem ecclesiae» – «не ради разрушения, но ради созидания Церкви». Для меня лично это было бы исполнением той надежды, что жила во мне всегда».
Редакция подчеркивает, что мнения публикуемых авторов и самой редакции могут отличаться.
Источник