Мать Мария (Скобцова) – возвращение на родину
Первая книга Ксении Кривошеиной «Красота спасающая», посвященная творчеству матери Марии (Скобцовой), была выпущена в Санкт-Петербурге издательством «Искусство» в 2004 году. В нынешнем году в московском издательстве «Эксмо» вышла ее новая книга «Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней», где впервые публикуется подробная биография монахини Марии. В представленном интервью Ксения Кривошеина делится своими размышлениями о личности и жизни монахини Марии.
Статья
– Ксения Игоревна, давайте начнем с самого начала. Расскажите, пожалуйста, как, при каких обстоятельствах Вы узнали о матери Марии (Скобцовой)? Что особенно поразило Вас в этой личности?
– Мне бы хотелось начать с того, что, к сожалению, изучение ее деятельности было значительно затруднено в силу ряда причин. Во-первых, в силу исторических обстоятельств: Елизавета Юрьевна, будущая мать Мария, оказалась в эмиграции, и творчество ее, как, прочем, и вся жизнь, было разрублено пополам. Первая половина – Россия, вторая – исход в 1921 году, эмиграция во Францию с Россией в сердце...
Мой свекор Игорь Александрович Кривошеин скончался в 1987 году. После его ухода в мир иной остался довольно большой архив. И вот я принялась разбирать доставшиеся мне в наследство чемоданы писем, фотографий и папки с историческими документами. Игорь Александрович был единственным и первым репатриантом из Парижа, который после выхода из Дахау в 1945 году (куда он попал как участник движения Сопротивления во Франции), а затем – из Тайшетского лагеря ГУЛАГа в 1954 году (туда же был сослан после своего возвращения в СССР – за «сотрудничество с мировой буржуазией») стал активно рассказывать о матери Марии, которую он знал лично и с которой тесно сотрудничал, помогая жертвам фашизма. Его молитвами и стараниями во многом состоялось «проявление» матери Марии в бывшем СССР. И по мере того как я перелистывала записи в тетрадях и вчитывалась в старые вырезки газет, то все глубже и глубже окуналась в жизнь и судьбу одной из самых замечательных женщин русской эмиграции. Она вошла в мой мир неожиданно, обожгла. С ней стало жить интересно, но в то же время неудобно: она волновала и ввергала в совершенно неожиданные обстоятельства, возникало множество вопросов.
– В 2000 году я задумала написать ее символическое изображение (парсунь), затем появился мой сайт в Интернете – «Мать Мария». В 2001 году я задумала устроить выставку работ матери Марии в Русском музее. Мне предстоял огромный труд. Нужно было найти, собрать воедино максимальное количество ее полотен, разбросанных по миру, и привезти в город на Неве. На этом пути меня ждало много разочарований, но и радостей – тоже! В 2004 году вышел мой альбом-монография «Красота спасающая», а в 2012 году крупное французское издательство христианской литературы «CERF » издало мою книгу о творчестве матери Марии на французском языке. В ней много цветных фотографий ее работ – икон, акварелей, рисунков. (Даже в концлагере, умирая от истощения, мать Мария писала и вышивала иконы...) Не могу не вспомнить и о кропотливой работе с архивами Колумбийского университета, которая постепенно свела меня с интересными людьми, повела по пути дальнейшего исследования не только творчества и служения Богу монахини Марии (Скобцовой), но также и изучения жизни русской эмиграции во Франции.
Мать Мария была наследницей европейской культуры, а потому и в эмиграции, продолжая любить Россию, в равной степени восхищалась Францией. Точно так же и ее произведения нашли приют не только в России, но и в Европе: гобелены в Англии, собрание вышивок и икон в Париже, ее стихи и богословские эссе изданы теперь в России. В храме на улице Лекурб (в двух шагах от улицы Лурмель, где она устроила церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и приют и где гестапо арестовало ее сына Юру, мученически погибшего затем в Бухенвальде) мне удалось сделать подобие музея ее работ. Ее иконы, плащаницы и облачения опять вернулись в храм, а рукописи и рисунки находятся в фонде Колумбийского университета (США), акварели – в Русском музее Санкт-Петербурга. Многие из работ затерялись или были уничтожены, какие-то попали в частные коллекции. Вполне вероятно, что их владельцы даже не знают, кто автор: мать Мария чаще всего их не подписывала. В прошлом году муниципалитет 15-го округа Парижа (где мать Мария открыла свой первый приход) предложил назвать улицу именем Марии Скобцовой.
Нельзя не почувствовать, что и сегодня, в третьем тысячелетии, ее стихи современны: в них есть не только пророчество, но и пламя пожара, и зажженная свеча перед Образом, и любовь к Богу и людям. Так и ее живописные работы, которые в равной степени грешат техническим несовершенством, притягивают к себе. В чем же секрет? Чем больше читаешь ее тексты, рассматриваешь вышивки, иконы, погружаешься в ее мир отверженных и милостивых, тем острее осознаешь, что все активное монашество в миру матери Марии (принявшей монашеский сан в эмиграции в 1932 году с именем преподобной Марии Египетской) пронизано ее трепетом и молитвой. Она жила в тяжелые времена, когда не всегда можно было найти силы, чтобы помочь самой себе, не говоря уже о помощи ближнему и тем более дальнему. А она находила!
– В альбоме-монографии «Красота спасающая» есть краткие, но очень емкие предисловие и послесловие. Предисловие – митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, нынешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви. Послесловие – профессора Женевского университета Жоржа Нива. Будущий Святейший Патриарх пишет, что, на первый взгляд, может показаться: путь, избранный матерью Марией, не тот, которым восходили «от силы в силу» великие учители иночества. «Но истинное монашество состоит в отвержении себя», – подчеркивает он. В послесловии профессора из Женевы мы читаем: в России она была еще Елизаветой Кузьминой-Караваевой, на Западе восстала матерью Марией… И поэтому принадлежит "обоим легким" Европы». Приступая к объемной работе над второй своей книгой, что Вы думали об этих «обоих легких» Европы?
– Мать Мария родилась в Риге 8 декабря 1891 года и была человеком своего времени, наследницей европейской культуры, идеалисткой с романтическими представлениями о «равенстве и братстве на земле». Она много писала о предназначении России и о ее будущем, верила в возрождение Церкви и слова Божия в России. Не будем забывать, что жила она во времена полного отчаяния и плохих вестей с Родины (ее дочь Гаяна, увлекшись идеями коммунизма, уехала в Советский Союз и там погибла при таинственных обстоятельствах). Митрополит Антоний Сурожский глубоко почитал мать Марию и говорил, что: «она сумела, следуя по стопам своего Господа и Учителя, любить "напрасно", "безрезультатно": любить людей пропащих, безнадёжных, тех, "из кого все равно ничего не выйдет", кого "и могила не исправит", потому только, что они ей были "свои", русские, обездоленные, погибающие; а позже, во время войны, просто потому, что они были люди в смертной опасности, в страхе, в гонении, голодные, осиротелые – свои по крови не потому, что они принадлежали той или другой национальности, а потому, что для них Свою Кровь излил Христос, потому, что ею овладела до конца Божественная Его Любовь».
В новой, большой по объему книге (более 600 страниц) впервые публикуется летопись ее земного пути. Читателю предстоит узнать много интересного о жизни, творчестве и судьбе монахини Марии (Скобцовой) в России и в эмиграции, а также о ее деятельном монашестве, участии в движении Сопротивления и трагической гибели в фашистском концлагере в 70 километрах от Берлина.
Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева (фамилия по первому мужу) в СССР была известна, прежде всего, как поэтесса, начинавшая свой творческий путь в эпоху Александра Блока, в тот период истории русского искусства, который получил название «Серебряного века». Однако мало кто знает, что природа и Бог одарил эту женщину еще и подлинным талантом художника, и высшим предназначением – монашества в миру. Сострадая обездоленным, она открывала бесплатные столовые, дома для престарелых и бездомных. Во время войны и оккупации Франции мать Мария спасала и укрывала советских военнопленных. Эта опасная деятельность связала ее с французским Сопротивлением. Имя матери Марии использовали как знамя своих идей представители разных идеологических станов. Например, в СССР ее преподносили обществу как партизанку и большевичку, а на Западе – как борца с «ортодоксальным косным Православием» и заступницу исключительно евреев. Я постаралась сломать эти «клише» и раскрыть богатство личности незаурядного человека той эпохи, действительно принадлежавшего к «обоим легким Европы». В равной степени как и Пушкин, Лермонтов, Блок и многие другие, рожденные и воспитанные на двух культурах: России и Европы...
– Спустя какое-то время после принятия монашества мать Мария сказала: «Все больше убеждаюсь в том, что мне дано жить не во дворце Хозяина, а где-то подальше, на хуторах. Роль моя чисто инструментальная. Когда я постриглась, я думала, конечно, о своей “духовной жизни”, но вот с тех пор, как я стала монахиней, я поняла: Бог сделал меня орудием, чтобы с моей помощью расцветали другие души». Но Вы постарались показать, насколько все-таки богатой и напряженной была ее духовная жизнь...
– Подробно останавливаясь в книге на ее родословной, я стремилась показать, что она родилась именно «во дворце Хозяина»: решительно отказалась от материальных богатств и обрела богатство сердца, души и милости к отверженным. Все чаще мы приходим к заключению, что не всегда от гениальных родителей рождаются гениальные дети, но от многоталантливых предков чаще всего рождаются незаурядные личности. Вот и у Елизаветы Юрьевны, урожденной Пиленко, причудливо смешалась кровь старинных русских дворянских родов с французской и украинско-польской кровью. Наградили предки будущую мать Марию талантами и личными качествами доброты, трудолюбия, смелости, независимостью во взглядах и суждениях.
Христианская свобода личности рассматривалась ею как бесценный дар Божий, и она шла на видимые и невидимые миру жертвы, чтобы сохранить его для тех, кто был рядом. При этом сама оставалась по-настоящему свободным человеком. Ее свобода активно проявлялась в неустроенности земного бытия: в храмах, переоборудованных из гаражей и конюшен; в «стульях», сооруженных из пачек телефонных справочников; в незапиравшейся двери в бедную каморку под черной лестницей. Для многих она была странной монахиней, которая вызывала много нареканий и недовольства в церковной среде, и до сих пор эти споры не утихают. Но не стоит забывать, что она являлась дочерью своего времени – той Европы и России, которая чаяла катастроф и взрывов. А вера в Господа монахини Марии была и неугасимой лампадой, и теплом, согревавшим одиноких людей. Это тепло питало и ее творчество.
Мать Мария давно погибла мученической смертью, и в безумной сутолоке жизни, революций и войн многое окончательно стерлось из нашей памяти. Иногда нам кажется, что каждодневные разочарования и горечь затемняют память о вчерашних подвигах и жертвах. Но нет, мы видим: мать Мария и «оттуда» продолжает свой рассказ. Более того: время высвечивает ее имя и облик особым светом, – вероятно, образ ее совсем другой, не похожий на тот, который знало ее парижское окружение, и не тот, который знали в СССР. Этот образ приходит к нам из небытия через десятки лет. Да простит мне читающий эти строки, но скажу так: мать Мария (Скобцова) в наши дни стала и вправду востребованной.
– Было ли у Вас волнение перед получением грифа «Рекомендовано к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви»?
– С процедурой получения грифа Издательского Совет Русской Православной Церкви я не знакома. Видимо, издательство «Эксмо» отправило рукопись уже после редактуры и в макете. Гриф был получен, и книгу можно купить не только в светских магазинах, но и в церковных лавках. Знаю, что в Москве она продается в Сретенском и Новоспасском монастырях, в магазине «Православное Слово на Пятницкой», а также во всех крупных книжных магазинах Российской Федерации. К моей большой радости, «Эксмо» распространяет тираж хорошо, и я надеюсь, что эта книга долетит до Риги ( где мать Мария родилась) и до ее родной Анапы ( где она провела часть своей жизни). В Анапе установлен ей памятник и есть большая постоянная экспозиция в краеведческом музее. Вместе с издательством мы задумали выпустить эту книгу не как академическое издание, а для широкого круга читателей, среди которых, вероятно, многие даже не слышали это имя. Книга проиллюстрирована фотографиями и цветными вставками живописных работ матери Марии. Мне удалось найти также неизвестные биографические материалы и пригласить к написанию статей специалистов. Не берусь судить, насколько наш коллектив справился с поставленной задачей, но книга творилась с любовью и большим тщанием.
– Работа над книгой, где впервые публикуется подробная биография монахини Марии (Скобцовой), закончена. Книга издана. Но труды по увековечиванию памяти подвижницы продолжаются, и мать Мария возвращается в Россию, все больше русских людей узнает о ней, высоко чтит ее подвиг – подвиг любви и жертвенности. Что Вы делаете в этом направлении, какие задачи перед собой ставите?
– Голос и творческое наследие монахини Марии (Скобцовой) и сегодня звучат актуально. События, перевернувшие историю России в 1917 году, и последовавшая гражданская война непосредственно коснулись Елизаветы Юрьевны – будущей матери Марии. Эти «окаянные дни» стали во многом поворотными в ее дальнейшей судьбе, которая через три года «вынесла» ее за пределы России в исход, и началась ее новая жизнь. Сегодня, пройдя рубеж 70-летия с момента ее гибели, мы знаем о ней очень много и поминаем мать Марию не абстрактно, а как нашу современницу, свидетеля и активного участника трагического XX века. Трагически заканчивая свои дни в Равенсбрюке, она помогала выживать в нечеловеческих условиях солагерницам... Что касается ее отношения к смерти... Вот что написал Игорь Александрович Кривошеин в давней своей публикации, приуроченной к 25-летию гибели матери Марии: «Смерть она уже давно воспринимала как рождение в иной, духовный, мир». И привел слова из ее статьи «Рождение в смерти»: «И мы верим. И вот по силе этой нашей веры мы чувствуем, как смерть перестает быть смертью, как она становится рождением в вечность, как муки земные становятся муками нашего рождения…» Читаем далее: «Она призывала усиление мук, "потому что духовное тело хочет восстать, потому что я хочу родиться в вечность, потому что мне в этой поднебесной утробе уже тесно, потому что я хочу исполнить назначенное, потому что я хочу домой, к Отцу, и все готова отдать и любыми муками заплатить за этой Отчий дом моей вечности"».
Сегодня мать Мария возвращается к нам живой и улыбающейся и говорит, что смерти нет, а есть только любовь к Богу и человеку. Есть надежда на то, что ненависть и злоба будут повержены. Она писала: «Мы безбытны. Что это – случай? Что это – наша житейская неудача? В такую, мол, несчастную эпоху мы родились? В области жизни духовной нет случайностей и нет удачных и неудачных эпох, а есть знаки, которые надо понимать, и пути, по которым надо идти. И мы призваны к великому, потому что мы призваны к свободе».
– На Ваш взгляд, сайт в Интернете, посвященный матери Марии, востребован сегодня? Много людей его посещает? Перепечатывают ли материалы другие сайты?
– Мой сайт, созданный в 2000 году, был первым интернетным ресурсом о монахине Марии (Скобцовой). Постоянно дополняю его материалами: теперь там можно найти тексты на французском, немецком, английском, польском и даже финском языках. Я получаю письма со всего света и радуюсь, что могу многим помочь. Все тексты в открытом доступе, их можно копировать. Вот только всегда прошу указывать ссылку на сайт, на первоисточник http://mere-marie.com/ Да, сайт очень востребован, а в связи с выходом книги посещаемость его заметно возросла.
В конце нашего разговора хочу сказать, что волею известного исторического события – Октябрьского переворота 1917 года – этой героической женщине суждено было стать матерью отверженных не в Петербурге и не в Анапе, а в Париже. Но теперь ее мечта сбылась, она возвращается на Родину и говорит:
Кто я, Господи? Лишь самозванка,
Расточающая благодать,
Каждая царапинка и ранка
В мире говорит мне, что я мать.
Беседовала Нина Ставицкая
Снимки представлены Ксенией Кривошеиной
Комментарии ():
Написать комментарий: