Преподобный Макарий (Глухарев) — просветитель и проводник русской цивилизации. К оценке личности
В ходе исследования и анализа материалов, свидетельствующих о жизни и деятельности преподобного Макария (Глухарева), выявлена главная особенность его миссионерских трудов — создание христианской цивилизации. Его заслугой является определение основ объединения людей на почве религиозных ценностей.
Статья

7/20 сентября 1830 г. архимандрит Макарий (Глухарев) крестил первого алтайца по имени Элеска, назвав его в святом крещении Иоанном. Это событие положило начало деятельности Алтайской духовной миссии, дало мощный толчок расцвету миссионерского служения и стало образцом миссионерского дела в Русской Церкви на весь XIX век. Однако признание только миссионерских и переводческих заслуг преподобного Макария упрощает его значение как идейного вдохновителя утверждения русской православной цивилизации на территории Российской империи и за рубежом.

Только по прошествии времени нашим современникам представилась возможность оценить труд архимандрита Макария и его сподвижников. Благодаря его просветительской и миссионерской деятельности, а также миссионерским трудам, начатым почти одновременно с апостолом Америки и Сибири, митрополитом Иннокентием (Вениаминовым), удалось реализовать кирилло-мефодиевскую миссионерскую традицию, несущую не только просветительско-религиозную, но и цивилизаторскую миссию на обширных территориях Российской империи и в Японии и Китае. Эта миссионерская деятельность стала огромной победой русского духа спустя несколько веков после свершения миссионерских трудов святителем Стефаном Пермским.

Многие попытки обращения народов России в христианство, предпринятые до них, не приводили к успеху. Зато после них повсеместно миссионеры шли подвижническим путем, ими проложенным. Последователями их трудов стали выдающиеся миссионеры: святитель архиепископ Николай (Касаткин) в Японии, митрополиты Флавиан (Городецкий) и Иннокентий (Фигуровский) в Китае, митрополит Макарий (Невский) на Алтае, архимандрит Антонин (Капустин) в Палестине, епископ, впоследствии Патриарх святитель Тихон (Беллавин) в Америке, митрополит Нестор (Анисимов) на Камчатке и многие другие. Благодаря подвигам преподобного Макария и митрополита Вениамина многие народы Российской империи объединились в вере, получили свою письменность, национальную культуру и интеллигенцию, храмы и школы, больницы, стали земледельцами, были «привиты» к христианской православной культуре.

Архимандрит Макарий возглавлял Алтайскую миссию 14 лет, после чего удалился на покой в орловский Троицкий Болховский монастырь. Итоги его миссионерской деятельности кому-то могут показаться не слишком впечатляющими. За время его миссионерского служения на Алтае приняли крещение 645 человек, были основаны два стана с храмами, пять православных поселений, три школы, богадельня и больница. Однако последующая судьба Алтайской миссии свидетельствует о выдающемся потенциале, заложенном архим. Макарием для привлечения местного населения к российской цивилизации. Его дело продолжили люди, преданные миссии на Алтае: было создано настоящее миссионерское братство, община бескорыстных единомышленников, посвятивших миссии свою жизнь и продолживших дело своего учителя[1]. Заслугой архимандрита Макария можно считать их подготовку и духовное становление.

В последующие годы, вплоть до начала XX века, Алтайская миссия сохраняла и приумножала свое духовное наследие. В 1910 г. на Иркутском миссионерском съезде Алтайская миссия была названа в качестве образца для других миссий. В 1915 г. миссия насчитывала уже 30 отделений, 48 храмов и молитвенных домов, два миссионерских монастыря, 452 селения. Численность православной паствы, возникшей благодаря трудам сотрудников миссии, составляла 66 368 человек. Собственно алтайцев среди них было 30 456. При миссии действовали 83 школы с 3 235 учащимися, из которых алтайцев было 1 386. В составе миссии трудились 162 человека, в том числе 39 священников-миссионеров[2].

Многие современники преподобного Макария считали предложенный им проект создания целого «организма» миссионерского дела слишком оригинальным и радикальным, даже ненужным. Но время показало ценность и полезность его предложений для реализации миссионерского дела, столь необходимого для единства народов России, их культурного и вместе с тем самобытного объединения на религиозной основе.

Масштабы и способы организации миссионерской деятельности среди инородцев являются уникальными и не теряют своей актуальности в наше время. Спустя годы и столетия многие идеи архимандрита Макария стали актуальными и были воплощены в жизнь. В первую очередь он позаботился о тех, кто будет просвещать народ. Преподобный подготовил устав Алтайской миссии, который был фактически монашеским общинным уставом[3]. Во-вторых, им были указаны опорные пункты миссии. На монастыри как на воспитательные общинные центры, образуемые в миссионерских станах, он возлагал большие надежды. Он мыслил не только в рамках Алтайской миссии, но предлагал программу миссионерского дела для всей России и народов, ее населявших. Миссионерское общество, о создании которого он высказался одним из первых, было создано спустя тридцать лет после его предложения. Тогда его идею о необходимости такого общества поддержали митр. Иннокентий (Вениаминов) и митр. Филарет (Дроздов). По его мнению, учрежденный организм русской православной цивилизации должен состоять из Миссионерского общества, образовательных заведений — институтов, готовящих миссионеров, и сословия самих миссионеров, включающего как иночествующих, так и семейных. Целью Миссионерского общества он считал «в духе любви ко Христу и усердия к истинной вере […] содействовать распространению христианства между евреями, магометанами и язычниками, доброму устроению миссионерских образовательных заведений, благосостоянию и успехам церковных миссий в России»[4]. Следуя его заветам, Общество ставило своей целью заботу о надлежащей подготовке миссионеров, поддерживало миссии книгами, вещами и деньгами, которые расходовались на содержание миссионеров, миссионерских церквей, больниц, школ, на издание новых нужных книг и так далее[5].

Главной задачей и успехом для миссии он считал перевод Священного Писания на русский язык и языки инородцев. Кроме Библии для успеха миссионерской деятельности необходимы издания на разных языках отдельно Псалтири, а также катехизиса и книг по истории Церкви, нужны переводы апологетических книг и трудов церковных учителей. Возглавляя алтайскую миссию, он настаивал, чтобы миссионеры изучали местные наречия и переводили на них Священное Писание и огласительные поучения для желающих креститься. Он сам перевел на телеутское наречие почти все Евангелие от Матфея, все первое послание Иоанна Богослова, многие места из других апостольских посланий и книги Деяний Апостолов. Им также были переведены избранные тексты из книг Ветхого Завета, многие церковные песнопения и псалмы, краткий катехизис с Символом веры, десять заповедей с толкованиями на них, краткая Священная история, огласительные поучения, исповедь, вопросы при исповеди и крещении и другие тексты. Это положило начало плодотворным переводческим трудам Алтайской миссии[6].

По его мнению, миссионерское общество могло бы заниматься не только подготовкой сотрудников для миссии, но и их поиском в монастырях и учебных заведениях через распространение в них устава церковных миссий и вдохновение на служение. Необходимы были учебные заведения, монастыри, которые имели бы сугубо миссионерскую направленность. Учебный период в таком монастыре состоял бы из 12 лет, а учебная программа включала бы обширный спектр богословских и научных дисциплин. Можно сказать, что идеал православного миссионера для преподобного Макария — это образованный, безупречно подготовленный и самоотверженный подвижник и богослов, хорошо знающий язык, верования, нравы и обычаи народа, которому он благовествует; при этом он должен быть врачом, агрономом и сельским учителем. Предполагалось учреждение как мужского, так и женского монастырей. По мнению архимандрита Макария, нужны были и школы при церковных приходах, преподающие не только знания, но и воспитывающие. Ему обязана своим появлением Казанская духовная академия.

Миссионерство должно быть всесословным и всеобъемлющим. Во всяком сословии, по мнению архимандрита, были люди, которые могли бы разными дарами послужить делу благовестия. «Ты не можешь быть проповедником? Будь до времени хлебником, водовозом для проповедников, будь чтецом, писцом, дровосеком, швецом, сапожником, учи азбуке молодых детей, ходи за огородом, составляй лекарства, служи больным»[7]. Миссия должна состоять не только из священнослужителей. Его обращение к опыту Древней Церкви для возрождения института диаконисс в миссионерской деятельности является насущным вопросом и в наши дни, а введенное им в свое время «оглашение» перед крещением постепенно становится нормой[8]. Не считая, что дело миссионера заканчивается лишь религиозным наставлением, преподобный писал: «Не все дело крещением оканчивается, напротив, только еще начинается. Надобно этих новокрещенных женщин учить печь хлеб, делать квас... Надобно вместе с ними садить картофель и огурцы на грядах […] а между тем, и в бороздах между грядами искать путей для Слова Божия в эти по большей части открытые и непритворные души»[9].

По воспоминаниям современников, он воплощал собой «живое Евангелие», сочетал в себе качества хорошего монаха и учителя[10], был наследником кирилло-мефодиевского миссионерского дела. Но главная ценность для Российского государства и русской цивилизации его трудов и деятельности состоит в том, что он обратил внимание на воспитание человека-христианина, на создание духовных связей для русского государственно-образующего народа и его союза с более 190 народностями Российской империи. Для создания таких условий он выдвигал свои программы, способствовавшие образованию христианина — гражданина своего Отчества, просвещенной и целостной личности.

Библиография

  1. Кочетков Г., свящ. Крещение Руси и развитие русской миссии // Вестник РСХД. 1989. № 156.
  2. Макарий (Глухарев), архим. Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе. М., 1894.
  3. Макарова-Мирская А. Апостолы Алтая: Сборник рассказов из жизни алтайских миссионеров. Репр. воспроизведение изд. 1914 г. М., 1997.
  4. Нестеров С.В. Словом и житием наставляя: Жизнь и труды преподобного Макария Алтайского. М., 2005.
  5. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 191.

[1] Алтайская миссия воспитала целую плеяду выдающихся подвижников-миссионеров. Жертвенный дух их служения хорошо передан в сборнике воспоминаний, составленном Александрой Ивановной Макаровой-Мирской, урожденной Ландышевой (прот. Стефан Ландышев сменил архим. Макария на посту начальника миссии). См.: Макарова-Мирская А. Апостолы Алтая: Сборник рассказов из жизни алтайских миссионеров. Репр. воспроизведение изд. 1914 г. М., 1997.

[2] Нестеров С.В. Словом и житием наставляя: Жизнь и труды преподобного Макария Алтайского. М., 2005. С. 212.

[3] Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской духовной миссии. М., 1860. Ч. 1. С. 94–95. Цит. по: Нестеров. С. 156.

[4] Макарий (Глухарев). Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры... С. 239.

[5] Кочетков Г., свящ. Крещение Руси и развитие русской миссии // Вестник РСХД. 1989. № 156. С. 33.

[6] Нестеров С.В. Словом и житием наставляя: Жизнь и труды преподобного Макария Алтайского. М., 2005. С.

[7] Макарий (Глухарев). Мысли... С. 254.

[8] Макарий (Глухарев). Мысли... С. 239.

[9] Макарий (Глухарев). Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры... С. 356–358.

[10] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 191.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9