Полномочия Поместного Собора в Русской Православной Церкви (история законодательной регламентации)
Статья А.Г. Бондача в исторической ретроспективе рассматривает право Поместного Собора издавать церковные нормативно-правовые акты и избирать Предстоятеля Церкви.
Статья

<!--[if Данный XML-элемент]><![endif]-->

Высший орган церковной власти, полноправными членами которого наряду с архиереями являются клирики и миряне, возник в Русской Православной Церкви сравнительно недавно — в 1917 году. Им стал Поместный Собор. Не следует считать его чем-то совершенно новым в церковной жизни. Поместный Собор — лишь одна из форм, в которых выражается участие мирян и духовенства в управлении Церковью в конкретных исторических условиях. К таким формам можно отнести избрание епископов населением епархии (а клириков — членами приходской общины)<!--[if !supportFootnotes]-->[1]<!--[endif]-->; замещение мирянами и клириками управленческих церковных должностей<!--[if !supportFootnotes]-->[2]<!--[endif]-->; деятельность контролирующих инстанций типа обер-прокуратуры<!--[if !supportFootnotes]-->[3]<!--[endif]-->. В некоторых автокефальных Православных Церквах в XIX–XX вв. были созданы центральные исполнительные органы общей компетенции с широким участием в них клира и мирян (к примеру, Патриарший совет и Патриарший административный комитет в Сербской Церкви<!--[if !supportFootnotes]-->[4]<!--[endif]-->). Тем не менее, появление в Русской Православной Церкви Поместного Собора стало заметным шагом вперед в развитии системы церковной власти.

Центральный элемент правового статуса любого органа власти — это полномочия, которыми он наделен. На протяжении почти всего XX века Поместный Собор оставался высшим законодательным, исполнительным, судебным и контролирующим органом Русской Православной Церкви<!--[if !supportFootnotes]-->[5]<!--[endif]-->; в 2000 году, как будет показано далее, Собор полностью утратил судебные функции. Рассмотрим теперь, как изменялись в данных границах конкретные права Поместного Собора (осуществление этих прав соборами 1945, 1971, 1988 и 1990 гг. выходит за рамки нашей статьи и может составить предмет специального историко-правового исследования).

Поместный Собор 1917–1918 гг. издал ряд определений, содержащих нормы о полномочиях будущих соборов такого уровня. Законодательная власть Поместного Собора, согласно этим нормам, выражалась, в частности, в его праве издавать «правила о церковном имуществе и хозяйстве» и устанавливать общецерковные налоги и сборы<!--[if !supportFootnotes]-->[6]<!--[endif]-->. К исполнительным (в тогдашней терминологии — «административным») полномочиям Собора относилось право распоряжаться церковным имуществом, создавать для управления им специальные учреждения и утверждать положения о таких учреждениях<!--[if !supportFootnotes]-->[7]<!--[endif]-->. Вообще предполагалось, что Поместный Собор будет вправе принимать законодательные акты и управленческие решения по любым вопросам. Это следует из того, что, во-первых, Собор, созванный для избрания Патриарха, мог одновременно рассмотреть «дела, о неотложности которых будет заявлено Священным Синодом и Высшим Церковным Советом»<!--[if !supportFootnotes]-->[8]<!--[endif]-->. Во-вторых, Патриарх, опротестовав какое-либо решение Священного Синода или ВЦС, в случае повторного принятия этими органами аналогичного решения имел право передать дело ближайшему Поместному Собору или самостоятельно принять решение, которое затем должно было быть рассмотрено ближайшим Поместным Собором<!--[if !supportFootnotes]-->[9]<!--[endif]-->. Компетенция же Священного Синода и ВЦС была определена очень широко и охватывала практически все стороны церковной жизни<!--[if !supportFootnotes]-->[10]<!--[endif]-->.

Контролирующие полномочия Поместного Собора были сформулированы более четко. В развитие общего принципа подотчетности Патриарха и органов церковного управления Поместному Собору<!--[if !supportFootnotes]-->[11]<!--[endif]--> было установлено, что Патриарх, Священный Синод и ВЦС представляют Собору отчет о своей деятельности за межсоборный период<!--[if !supportFootnotes]-->[12]<!--[endif]-->. Священный Синод и ВЦС обязаны были представлять также отчет о церковном хозяйстве и имуществе<!--[if !supportFootnotes]-->[13]<!--[endif]-->. В очевидной связи с рассмотрением этих отчетов находилось полномочие Собора по избранию членов Священного Синода и ВЦС. Собор избирал на трехлетний срок (то есть на межсоборный период) шесть из двенадцати членов Священного Синода, а из пятнадцати членов ВЦС — двенадцать (клириков, монашествующих и мирян; три члена в архиерейском сане избирались Священным Синодом из своего состава)<!--[if !supportFootnotes]-->[14]<!--[endif]-->.

Права Поместного Собора как высшего судебного органа не были конкретизированы. Указывалось лишь, что Собор осуществляет суд над Патриархом<!--[if !supportFootnotes]-->[15]<!--[endif]-->. Новая судебная система разрабатывалась Отделом о церковном суде Поместного Собора 1917–1918 гг., который подготовил проект Устава об устройстве церковно-судебных установлений (после бурной полемики проект был отвергнут Епископским совещанием Собора)<!--[if !supportFootnotes]-->[16]<!--[endif]-->. В ст. 7 Устава содержалась норма о том, что «ведомство Высшего Церковного Суда и Поместного Собора распространяется на судебные дела всей Российской Православной Церкви». Однако если предметная подсудность дел Высшему Церковному Суду детально регламентировалась Уставом (ст. 34, 35), то о компетенции Поместного Собора в Уставе почти ничего не говорилось (лишь ст. 115 уполномочивала Поместный Собор решать, по представлению архиереев или Патриарха, вопрос об «устранении от должности» судей церковных судов). Таким образом, судебным полномочиям Поместного Собора уделялось очень мало внимания даже на уровне законопроектов.

Наконец, особым правом Поместного Собора было избрание Патриарха, которое могло совершаться на специально созванном для этой цели Соборе или на очередном Соборе, если бы срок его проведения совпал со временем выборов<!--[if !supportFootnotes]-->[17]<!--[endif]-->.

В 1945 году было принято краткое Положение об управлении Русской Православной Церкви. В преамбуле Положения Поместный Собор был назван высшим органом законодательной, административной и судебной власти в РПЦ. О полномочиях Собора Положение упоминает дважды: в ст. 14, где подтверждает его право избирать Патриарха, и в ст. 7, согласно которой Поместный Собор выражает «голос клира и мирян» при «решении назревших важных церковных вопросов». Крайне неопределенный характер последней нормы и то обстоятельство, что Поместный Собор 1945 года, принявший Положение, не отменил акты Собора 1917–1918 гг., позволяют сделать вывод, что установленные ранее полномочия Поместного Собора сохранили свою законную силу практически в полном объеме<!--[if !supportFootnotes]-->[18]<!--[endif]-->. Исключением является право избрания членов Священного Синода и ВЦС: Положение 1945 года установило иной порядок формирования Священного Синода (ст. 17–20), а ВЦС был фактически упразднен еще в сер. 1920-х гг.

Важным этапом в истории регулирования полномочий Поместного Собора стало принятие Устава об управлении Русской Православной Церкви в 1988 году. Воспроизведя формулировку преамбулы Положения 1945 года о Поместном Соборе как высшем органе церковной власти, законодатель впервые составил подробный перечень прав Собора<!--[if !supportFootnotes]-->[19]<!--[endif]-->. Поместный Собор наделялся правом принимать постановления по всем «каноническим, богослужебным, пастырским и прочим вопросам, касающимся внутренней или внешней деятельности» РПЦ, в том числе регламентировать церковное судопроизводство и учреждать общецерковные награды. Собор мог давать аутентичное толкование своим нормативным актам, а также официально истолковывать православное вероучение. Как законодательный и в то же время контролирующий орган, он утверждал постановления Архиерейского Собора, имея право отменить или изменить их. Эта норма распространялась и на внесение поправок в Устав: соответствующие постановления Архиерейского Собора должны были утверждаться Поместным Собором<!--[if !supportFootnotes]-->[20]<!--[endif]-->. В компетенцию Поместного Собора вошло также определение церковной позиции во взаимоотношениях с государством, другими Православными Церквами и иными конфессиями.

Являясь высшим исполнительным органом Русской Православной Церкви, Поместный Собор был вправе создавать и упразднять органы церковного управления. Его контролирующая функция выражалась в оценке деятельности Священного Синода и синодальных учреждений, а также в заслушивании отчетов Патриарха о состоянии Русской Православной Церкви в межсоборный период<!--[if !supportFootnotes]-->[21]<!--[endif]-->. Судебные полномочия Поместного Собора стали более широкими: оставаясь единственным судебным органом, которому был подсуден Патриарх<!--[if !supportFootnotes]-->[22]<!--[endif]-->, Поместный Собор теперь мог рассматривать в последней инстанции любые дела, переданные ему Архиерейским Собором.

Поместный Собор сохранил право избирать Патриарха. При этом он был вправе самостоятельно устанавливать процедуру выборов. Последнюю норму, видимо, следует понимать так, что Собор мог дополнить или изменить применительно к конкретным выборам процедуру, утвержденную в 1918 году<!--[if !supportFootnotes]-->[23]<!--[endif]-->, либо отменить ее и издать новый нормативный акт, распространяющийся на все последующие выборы Патриарха.

Принятый в 2000 году Устав Русской Православной Церкви<!--[if !supportFootnotes]-->[24]<!--[endif]-->, во многом повторяя нормы Устава 1988 года о статусе Поместного Собора, в то же время существенно ограничил его полномочия. Хотя новый Устав (точнее, новую редакцию Устава 1988 года<!--[if !supportFootnotes]-->[25]<!--[endif]-->) было решено считать вступившим в силу с момента принятия, он в соответствии с упомянутой нами выше нормой Устава 1988 года подлежит утверждению Поместным Собором. На необходимость такого утверждения указал и Архиерейский Собор 2000 года<!--[if !supportFootnotes]-->[26]<!--[endif]-->. Поэтому целесообразно было бы включить в повестку заседаний Поместного Собора 2009 года, созываемого для выборов Патриарха, вопрос об утверждении Устава 2000 года.

Какие же изменения прав Поместного Собора предусмотрены в новой редакции Устава? Самой заметной новеллой является изъятие у Поместного Собора судебных функций. Устав предусматривает существование в Русской Православной Церкви трехзвенной судебной системы с судом Архиерейского Собора во главе. Поместный же Собор обладает высшей властью лишь «в области вероучения и канонического устроения», не имея судебных полномочий; Патриарх теперь подсуден Архиерейскому Собору<!--[if !supportFootnotes]-->[27]<!--[endif]-->. Значительно ограничены также исполнительные и контролирующие полномочия Поместного Собора. Согласно Уставу 2000 года Патриарх по-прежнему обязан отчитываться перед Поместным Собором о состоянии Русской Православной Церкви в межсоборный период, тогда как «синодальные учреждения создаются или упраздняются по решению Архиерейского Собора или Священного Синода и подотчетны им», а не Поместному Собору; оценка деятельности Священного Синода стала прерогативой Архиерейского Собора<!--[if !supportFootnotes]-->[28]<!--[endif]-->. Из постановлений Архиерейского Собора подлежат утверждению Поместным Собором только те, которые касаются «вероучения и канонического устройства», — причем не в полном объеме, поскольку внесение изменений и дополнений в Устав производится Архиерейским Собором самостоятельно. Впрочем, системное толкование соответствующих норм Устава<!--[if !supportFootnotes]-->[29]<!--[endif]--> показывает, что это ограничение не распространяется на принятие Архиерейским Собором качественно нового Устава — такой акт должен быть утвержден Поместным Собором.

Устав 2000 года сохранил за Поместным Собором, главным образом, законодательную власть. Установленные в 1988 году нормы об издании Поместным Собором постановлений по различным вопросам церковной жизни и истолковании этих постановлений почти не изменились в новой редакции Устава<!--[if !supportFootnotes]-->[30]<!--[endif]-->. В условиях, когда некоторые части Русской Православной Церкви обрели определенную автономию, законодатель включил в Устав 2000 года правила, обеспечивающие общеобязательность постановлений Поместного Собора: установлено, что акты Поместного Собора обязательны для Самоуправляемых Церквей и Экзархатов в составе Русской Православной Церкви<!--[if !supportFootnotes]-->[31]<!--[endif]-->. За Поместным Собором остаются также права по избранию Патриарха, установлению процедуры этих выборов, определению принципов отношения Церкви к государству<!--[if !supportFootnotes]-->[32]<!--[endif]-->.

Таким образом, в течение XX века комплекс полномочий Поместного Собора Русской Православной Церкви неоднократно изменялся. Стабильным оставалось его ядро — право Собора издавать церковные нормативно-правовые акты и избирать Предстоятеля Церкви.

 


<!--[if !supportFootnotes]--><!--[endif]-->

<!--[if !supportFootnotes]-->[1]<!--[endif]--> Это было характерно, в основном, для раннехристианского периода (Catoire A. Intervention des laiques dans l’élection des évêques // EO. Vol. 15. 1912. P. 412–426; Gryson R. Les elections ecclésiastiques au IIIe siècle // RHE. Vol. 68. 1973. P. 353–404; Idem. Les élections épiscopales en orient au IVe siècle // RHE. T. 74. 1979. P. 301–345; Idem. Les élections épiscopales en occident au IVe siècle // RHE. T. 75. 1980. P. 257–283). Но выборность приходского духовенства сохранялась очень долго — в России, напр., до XVIII в. включительно (Знаменский П. В. О поступлении в России на церковные должности в XVII и XVIII столетиях // Православный собеседник. 1866. Кн. 2. С. 124–136).

<!--[if !supportFootnotes]-->[2]<!--[endif]--> См., напр., о Византии: Darrouzès J. Recherches sur les ΟΦΦΙΚΙΑ de l’Église byzantine. P., 1970; о Др. Руси: Каптерев Н. Ф. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси. М., 1874. О понятиях управленческой должности и церковной власти см.: Бондач А. Г. Должности церковные // ПЭ. Т. 14. 2007. С. 582.

<!--[if !supportFootnotes]-->[3]<!--[endif]--> См., напр.: Алексеева С. И. Институт синодальной обер-прокуратуры и обер-прокуроры Святейшего Синода в 1856–1904 гг. // Нестор. 2000. № 1. С. 291–309.

<!--[if !supportFootnotes]-->[4]<!--[endif]--> О статусе этих органов см. чл. 81–90, 91–101 Устава Сербской Православной Церкви 1947 г. (Устав Српске Православне Цркве. 2 изд. Београд, 1957).

<!--[if !supportFootnotes]-->[5]<!--[endif]--> Ст. 1 Определения от 4 ноября 1917 г. «По общим положениям о высшем управлении Православной Российской Церкви» // Священный Собор Православной Российской Церкви: Собрание определений и постановлений: В 4 вып. [2-е прилож. к «Деяниям»]. М., 1918 (репринт: М., 1994, все вып. в одной кн.). Вып. 1. С. 3; преамбула Положения об управлении Русской Православной Церкви от 31 января 1945 г. (М., 1945); п. 1 разд. II Устава об управлении Русской Православной Церкви от 8 июня 1988 г. (М., 1989).

<!--[if !supportFootnotes]-->[6]<!--[endif]--> Ст. 4, 6 Определения от 24 августа (6 сентября) 1918 г. «О церковном имуществе и хозяйстве» // Священный Собор Православной Российской Церкви: Собрание определений и постановлений. Вып. 4. С. 49.

<!--[if !supportFootnotes]-->[7]<!--[endif]--> Ст. 2, 5 Определения от 24 августа (6 сентября) 1918 г. «О церковном имуществе и хозяйстве» // Там же.

<!--[if !supportFootnotes]-->[8]<!--[endif]--> Ст. 21 Определения от 31 июля (13 августа) 1918 г. «О порядке избрания Святейшего Патриарха» // Священный Собор Православной Российской Церкви: Собрание определений и постановлений. Вып. 4. С. 6.

<!--[if !supportFootnotes]-->[9]<!--[endif]--> Ст. 20 Определения от 7 декабря 1917 г. «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» // Священный Собор Православной Российской Церкви: Собрание определений и постановлений. Вып. 1. С. 10.

<!--[if !supportFootnotes]-->[10]<!--[endif]--> См.: Определение от 8 декабря 1917 г. «О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления» // Священный Собор Православной Российской Церкви: Собрание определений и постановлений. Вып. 1. С. 12–16.

<!--[if !supportFootnotes]-->[11]<!--[endif]--> Ст. 4 Определения от 4 ноября 1917 г. «По общим положениям о высшем управлении Православной Российской Церкви» // Священный Собор Православной Российской Церкви: Собрание определений и постановлений. Вып. 1. С. 3.

<!--[if !supportFootnotes]-->[12]<!--[endif]--> Ст. 2 Определения от 7 декабря 1917 г. «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» // Священный Собор Православной Российской Церкви: Собрание определений и постановлений. Вып. 1. С. 10.

<!--[if !supportFootnotes]-->[13]<!--[endif]--> Ст. 11 Определения от 24 августа (6 сентября) 1918 г. «О церковном имуществе и хозяйстве» // Священный Собор Православной Российской Церкви: Собрание определений и постановлений. Вып. 4. С. 50. См. также п. 14 разд. В Определения от 8 декабря 1917 г. «О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления» // Священный Собор Православной Российской Церкви: Собрание определений и постановлений. Вып. 1. С. 16.

<!--[if !supportFootnotes]-->[14]<!--[endif]--> Ст. 4, 7, 8 Определения от 7 декабря 1917 г. «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» // Священный Собор Православной Российской Церкви: Собрание определений и постановлений. Вып. 1. С. 7–8.

<!--[if !supportFootnotes]-->[15]<!--[endif]--> Ст. 10 Определения от 8 декабря 1917 г. «О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России» // Священный Собор Православной Российской Церкви: Собрание определений и постановлений. Вып. 1. С. 6. В тексте Определения говорится о «Всероссийском Соборе епископов». Это явная юридико-техническая ошибка или опечатка, ибо законодательство Поместного Собора 1917–1918 гг. в принципе не предусматривает созыва церковных Соборов из одних архиереев без участия клира и мирян.

<!--[if !supportFootnotes]-->[16]<!--[endif]--> Текст Устава опубликован: Белякова Е. В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004. С. 561–575. О подготовке и обсуждении данного проекта на Соборе см.: Там же. С. 150–192.

<!--[if !supportFootnotes]-->[17]<!--[endif]--> Ст. 1, примеч. 2 к ст. 3 Определения от 31 июля (13 августа) 1918 г. «О порядке избрания Святейшего Патриарха» // Священный Собор Православной Российской Церкви: Собрание определений и постановлений. Вып. 4. С. 3.

<!--[if !supportFootnotes]-->[18]<!--[endif]--> См. аналогичный вывод о статусе Патриарха: Цыпин В., прот. Курс церковного права: Учеб. пособие. Клин, 2004. С. 350.

<!--[if !supportFootnotes]-->[19]<!--[endif]--> П. 1, 5–7 разд. II Устава об управлении Русской Православной Церкви от 8 июня 1988 г.

<!--[if !supportFootnotes]-->[20]<!--[endif]--> П. 3 разд. XV Устава об управлении Русской Православной Церкви от 8 июня 1988 г.

<!--[if !supportFootnotes]-->[21]<!--[endif]--> П. 2, подп. «б» п. 7 разд. IV, п. 2 разд. VI Устава об управлении Русской Православной Церкви от 8 июня 1988 г.

<!--[if !supportFootnotes]-->[22]<!--[endif]--> П. 12 разд. IV Устава об управлении Русской Православной Церкви от 8 июня 1988 г.

<!--[if !supportFootnotes]-->[23]<!--[endif]--> См.: Определение от 31 июля (13 августа) 1918 г. «О порядке избрания Святейшего Патриарха» // Священный Собор Православной Российской Церкви: Собрание определений и постановлений. Вып. 4. С. 3–6.

<!--[if !supportFootnotes]-->[24]<!--[endif]--> См. о нем, напр.: Klutschewsky A., Nemeth Th., Synek E. M. Das Statut der Russischen Orthodoxen Kirche // Kanon: Jahrbuch der Gesellschaft für das Recht der Ostkirchen. Bd. 19: Kirchenverfassungen. 2006. S. 58–72.

<!--[if !supportFootnotes]-->[25]<!--[endif]--> Архиерейский Собор 2000 г., принимая новый Устав, официально определил его как «исправленный и дополненный Устав» РПЦ (п. 1 Определения Юбилейного Архиерейского Собора по Уставу Русской Православной Церкви // ЖМП. 2000. № 10. С. 21).

<!--[if !supportFootnotes]-->[26]<!--[endif]--> «Принять исправленный и дополненный Устав Русской Православной Церкви с последующим утверждением его на Поместном Соборе» (см.: Там же).

<!--[if !supportFootnotes]-->[27]<!--[endif]--> П. 8 разд. I, п. 1 разд. II, п. 5 разд. III, п. 12 разд. IV Устава Русской Православной Церкви от 13–16 августа 2000 г. (М., 2000).

<!--[if !supportFootnotes]-->[28]<!--[endif]--> П. 2, подп. «б» п. 7 разд. IV, подп. «п» п. 4 разд. III, п. 4 разд. VI Устава Русской Православной Церкви от 13–16 августа 2000 г.

<!--[if !supportFootnotes]-->[29]<!--[endif]--> Подп. «г» п. 5 разд. II, подп. «б» п. 4 разд. III, п. 3 разд. XVIII Устава Русской Православной Церкви от 13–16 августа 2000 г.

<!--[if !supportFootnotes]-->[30]<!--[endif]--> Подп. «а»–«в» п. 5 разд. II Устава Русской Православной Церкви от 13–16 августа 2000 г.

<!--[if !supportFootnotes]-->[31]<!--[endif]--> П. 11 разд. VIII, п. 3 разд. IX Устава Русской Православной Церкви от 13–16 августа 2000 г.

<!--[if !supportFootnotes]-->[32]<!--[endif]--> Подп. «е», «ж» п. 5 разд. II Устава Русской Православной Церкви от 13–16 августа 2000 г.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9