Религиозные мотивы «Звездного Пути»
Ряд широко известных научно-фантастических фильмов и сериалов, объединенных названием «Звездный Путь» (“Star trek”), можно назвать незаурядным явлением популярной культуры. Однако в чем его уникальность? В данной публикации автор осуществляет анализ понятийного мира вселенной «Звездного Пути», сознательно фокусируя свое внимание на поиске точек соприкосновения между идейным миром Стар Трека и христианской мыслью.
Статья

Введение

Задача христианства – воцерковить все лучшее,

что есть в человеческой цивилизации.

(Подслушано на лекции)

«Звездный Путь» (Стар Трек) – одно из наиболее значимых научно-фантастических произведений современной массовой культуры. Причина этого – отнюдь не огромный объем отснятого материала, – а ведь только «канон» Стар Трека включает в себя 6 сериалов и 12 полнометражных художественных фильмов, – но, несомненно, богатое содержание этого материала. Несмотря на то, что по форме «Звездный Путь» – простое телевизионное шоу, его создатели сумели внести в мировую культуру явление, по праву ставшее классикой научной фантастики.

«Звездный Путь» – это не детская фантастика, снятая только затем, чтобы привлечь к экранам подрастающее поколение впечатляющими битвами и красивыми спецэффектами. «Звездный Путь» – это фантастика «взрослая», снятая взрослыми и для взрослых, это всегда фантастика «о чём-то», о чём-то актуальном и насущном: о проблемах общественной жизни – неравенстве и угнетении, о проблемах семейной жизни – взаимоотношениях полов и воспитании детей, о глобальных проблемах человечества, о нравственном развитии человека и о многом другом. «Звездный Путь» делает научную фантастику как жанр искусства действенным средством художественного осмысления мира и человека. Именно поэтому исследователи обозначают «Звездный Путь» как «лабораторию современной мысли» или «сейсмограф современного дискурса»[1]: в этой «лаборатории» проблемы человечества изучаются специфическими выразительными методами, для которых нет обычных ограничений – тут проводится моделирование общественного развития и ставятся невероятные эксперименты, позволяющие взглянуть на человечество со стороны, и даже вне рамок пространства и времени.

Стар Трек породил не только огромное количество фанатской продукции, но и обширную научную литературу. У нас еще несколько непривычно применять термин «наука» к подобного рода изысканиям: дисциплина «культурология», признанная в России на рубеже 1980–1990 гг., занимается скорее общими закономерностями развития и функционирования культуры. В противоположность этому соответствующая дисциплина на Западе, в англоговорящих странах именуемая Cultural studies, носит более прикладной характер, занимаясь, в частности, отдельными явлениями массовой культуры, каковым является и «Звездный Путь».

Признавая самобытность русской культурологической традиции и не оспаривая необходимость интегрального изучения культуры, думаем, что и изучение отдельных явлений массовой культуры в ключе Cultural studies могло бы быть полезно и востребовано у нас в России. Видимо, редакция портала Богослов.Ru, открывая рубрику «религии вымышленных миров», руководствовалась подобными соображениями. Однако когда по просьбе редакции я начал размышлять о религиях вселенной «Звездного Пути» и познакомился с публикациями этой рубрики, оказалось, что нигде не очерчены общие методологические принципы исследования «религий вымышленных миров», многие (но далеко не все!) публикации представляют собой просто пересказ вероучения или описание обрядов той или иной вымышленной религии. Думается, развитие этой сферы исследований должно пойти по пути более серьезного научного обоснования своего предмета и метода. Только в таком случае, по нашему мнению, это благое начинание имеет будущее.

При исследовании «религий вымышленных миров» нужно четко различать «план повествования» и «план замысла». Исследователь не должен находиться в том же поле, что и читатели (зрители). Предметом исследования должны быть не сами вымышленные вероучения или обряды вымышленных религий, но замысел создателей этой вымышленной вселенной, а также те реальные культурные последствия, которые она порождает, в том числе субкультура последователей данной вселенной. В замысле создателей нужно выделять то «послание миру», «месседж», который они хотели донести до читателей (зрителей), и то, что создатели включили в эту вселенную просто в угоду публике без какой-либо специальной цели.

Задачей настоящей статьи является анализ понятийного мира вселенной «Звездного Пути» на основе описанных выше общих соображений. При этом мы сознательно фокусируем внимание на поиске точек соприкосновения между идейным миром Стар Трека и православной мыслью.

Конечно, трудно было бы ожидать от «Звездного Пути» тайной проповеди православия или хотя бы «вообще христианства», поэтому критический анализ мог бы выявить массу недостатков этой вселенной с православной точки зрения. И, возможно, такой анализ еще будет произведен каким-нибудь более талантливым исследователем, однако это, по существу, первое православно-богословское рассмотрение понятийного мира «Звездного Пути» ставит своей задачей наметить именно точки соприкосновения этого мира с православным мировоззрением. Мы рассматриваем Стар Трек в трех «измерениях»: цивилизационном[2], нравственном и человеческом. Граница между этими измерениями часто очень условна, однако, думается, именно по этим основным направлениям богословие может продуктивно «перекинуть мосты» между своим понятийным миром и современной массовой культурой, одним из лучших произведений которой является вселенная «Звездного Пути».

Основное изложение предваряет краткий обзор сериалов и фильмов, входящих в «канон» Стар Трека.

Состав «канона» Звездного Пути

В «канон» Стар Трека входят следующие фильмы и сериалы:

1. Оригинальный сериал (The Original Series, TOS).

Сериал выходил с 1966 по 1969 г., автор идеи – Джин Родденберри. «Оригинальным» сериал стал называться позднее, когда потребовалось отличить его от других сериалов, тогда же он назывался просто – «Звездный Путь». Оригинальный сериал повествует о путешествиях звездолета «Энтерпрайз» под командованием капитана Джеймса Кирка, которые происходили в 23 веке. Цель «Энтерпрайза», сформулированная в заставке сериала – «исследовать неизвестные новые миры, искать новые формы жизни и новые цивилизации, смело идти туда, куда не ступала нога человека».

2. Анимационный сериал (The Animated series, TAS).

Сериал состоит из 2 сезонов (22 серии) и представляет собой продолжение приключений корабля «Энтерпрайз» под командованием капитана Джеймса Кирка. Впервые выходил в 1973–1974 гг.

3. Фильмы 1–6 (ST 1–6). Первые 6 полнометражных фильмов «Звездного Пути» сняты по мотивам Оригинального сериала:

·       Звездный Путь: Фильм (1979 г.).

·       Звездный Путь 2: Гнев Хана (1982 г.).

·       Звездный Путь 3: В поисках Спока (1984 г.).

·       Звездный Путь 4: Путешествие домой (1986 г.).

·       Звездный Путь 5: Последний рубеж (1989 г.).

·       Звездный Путь 6: Неоткрытая страна (1991 г.).

4. «Следующее поколение» (TheNextGeneration, TNG).

Сериал выходил с 1987 по 1994 год и первоначально создавался, как и Оригинальный, под руководством Джина Родденберри. Вскоре к Родденберри присоединился Рик Берман, ставший после его смерти в 1991 г. единственным продюсером сериала. «Следующее поколение» также повествует о путешествиях корабля «Энтерпрайз», только это уже «Энтерпрайз-Д» под командованием капитана Пикара. События происходят в 24 веке.

5. Фильмы 7–10 (ST 7–10). Эти фильмы сняты по мотивам «Следующего поколения»:

·       Звездный Путь 7: Поколения (1994 г.). В этом фильме представители «старого» и «нового» поколений – капитаны Кирк и Пикар – действуют совместно.

·       Звездный Путь 8: Первый контакт (1996 г.).

·       Звездный Путь 9: Восстание (1998 г.).

·       Звездный Путь 10: Возмездие (2002 г.).

6. «Глубокий космос 9» (DeepSpace 9, DS9).

Сериал выходил с 1993 по 1999 год. Это единственный из сериалов «Звездного Пути», действие которого связано не со звездолетом, а с космической станцией, название которой и дало имя сериалу. Станция находится на орбите планеты Баджор, руководит ею, по просьбе баджорского правительства, офицер Федерации – капитан Бенджамин Сиско, действие происходит в 24 веке.

7. «Вояджер» (Voyager, VOY).

Сериал выходил с 1995 по 2001 год. Это путешествия одноименного звездолета, закинутого волею случая в далекий Дельта-квадрант, откуда на обычном ходу он возвращался бы 75 лет. Командует кораблем женщина – капитан Кэтрин Джейнвей, действие также происходит в 24 веке.

8. «Энтерпрайз» (Enterprise, ENT).

Сериал выходил с 2001 по 2005 год. Он повествует о событиях, которые были «до всего» – о запуске и путешествиях первого быстрого земного звездолета, который тоже, как оказалось, назывался «Энтерпрайз». Эти события происходят в 22 веке, капитан «Энтерпрайза» – Джонатан Арчер.

9. Фильм 2009 года (“StarTrek”) и фильм 2013 г. (“StarTrek: intoDarkness”)

Эти два фильма представляют собой так называемый «перезапуск франшизы». В первом фильме прилетевший из будущего негодяй по имени Нерон меняет известную всем историю, так что перед нами предстает альтернативная временна́я линия, в которой действуют известные всем герои, но события развиваются не совсем так, как в оригинальной временно́й линии. Новые фильмы сняты уже совершенно новой командой, так что пока не совсем ясно, будет ли повествование развиваться дальше и, если будет, то чего можно от него ожидать, поэтому эти два фильма остались за рамками нашего рассмотрения.

В дальнейшем ссылки на фильмы и сериалы «Звездного Пути» даются в соответствии с приведенными выше сокращениями и, – для сериалов, – с указанием на номер сезона и серии. Например, запись «ENT 4: 12» означает, что речь идет о сериале «Энтерпрайз», четвертый сезон, 12-ая серия. Поскольку нумерация серий может отличаться в разных источниках[3], то для ясности приводится также английское название серии.

Принципы и идеалы Федерации, или цивилизационное измерение «Звездного Пути»

«Джину Родденберри, который

уловил наше воображение

мечтами о лучшем мире».

Посвящение на одном из фан-сайтов СТ[4].

Расы-основатели Федерации (по часовой стрелке: земляне, вулканцы, андориане и талариты)Центральное место во вселенной «Звездного Пути» занимает Объединенная Федерация Планет, которая противостоит другим игрокам на галактической политической арене благодаря своим высоким идеалам и принципам. Эти идеалы и принципы так часто и так явно подчеркиваются, что не заметить их невозможно.

Изначально усилиями капитана первого «Энтерпрайза» Джонатана Арчера для противодействия ромуланской угрозе была создана «Коалиция планет». В Коалицию вошли земляне, вулканцы, талариты и андориане. Капитану Арчеру удалось убедить враждующие друг с другом расы, что мирное взаимодействие – единственный способ сосуществования, приличествующий разумным существам и единственная возможность противостоять внешним угрозам (ENT 4:12–14). Благодаря этой коалиции Земля выиграла войну с ромуланами, после которой и была основана Федерация. Хартию о создании Федерации от имени Земли подписывал капитан Арчер (ENT 4:22 “These Are The Voyages”).

 Эмблема ООНЭмблема Федерации Планет, переделанная, как видим, из эмблемы ООН по тому же принципу, что и ХартияВ современных исследованиях по вселенной Звездного Пути наметилась тенденция считать сходство Федерации с ООН лишь внешним, не существенным[7]. При этом принимается во внимание структура руководящих органов, их задачи и полномочия, и т. п. Действительно, в этом плане Федерация – не надправительственная организация, как ООН, а скорее государственное образование конфедеративного типа или же военный союз типа НАТО. Думается, однако, что к данному вопросу нужно подходить не с организационно-политической, а с культурологической точки зрения.Полного текста Хартии в «канонических» источниках не приводится, однако в одной из серий «Вояджера» капитан Джейнвей просматривает у себя на компьютере ее преамбулу (VOY 7:15 “The Void”). Из этой серии мы узнаем, что Федеральная Хартия – не что иное, как переделанный на «космический» лад Устав ООН[5]. Полное название, эмблема и история Федерации[6] наводят на мысль, что эта параллель не случайна, что прообразом Федерации была именно ООН.

Это тем более правильно, что, как представляется, именно эта точка зрения существенна для самих создателей «Звездного Пути». Она столь важна для них, что её можно обозначить как «цивилизационное измерение Стар Трека».

Любая цивилизация рассматривается в «Звездном Пути» как единство, проходящее независимое развитие через разные эпохи, каждая из которых вносит нечто новое в общую «копилку» цивилизации.

Эта фотография представляет собой обработанный фанатами Стар Трека экран компьютера капитана Джейнвей, на котором мы можем видеть текст Федеральной Хартии. Источник: http://www.lcars.org.uk/lcarstemplate.htm?Page=lcars.htmСоздателям «Звездного Пути» присуще особое «эпохальное чутье»: герои фильмов и сериалов часто попадают в прошлое, где сталкиваются с личностями, которые «делают» ту или иную эпоху. В таких сериях обычно выявляется, насколько важны они для эпохи и насколько важна сама эпоха для данной цивилизации. Таковы, например, Эдит Килер в TOS 1:28 (“The City On The Edge Of Forever”) или Габриель Белл в DS9 3:11–12 (“Past Tense”). Другой вариант, как зрителю преподносится важность той или иной эпохи – изображается какая-либо внеземная цивилизация, напоминающая Землю на том или ином этапе ее развития.

Создание ООН ознаменовало важную веху в истории человеческой цивилизации – эпоху понимания человеком ответственности за свою планету, эпоху, когда люди осознали, что их различия – не повод убивать друг друга, поняли, что долгие переговоры лучше даже короткой войны, эпоху, когда человечество сообща смогло выговорить и провозгласить свои идеалы. Именно это – культурологическая, или «эпохальная» значимость ООН, а не организационное устройство или политические функции – роднят ее с Объединенной Федерацией Планет.

 «Мы, народы Объединенных наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и обеспечить <…>, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, <…> решили объединить наши усилия для достижения этих целей»[8], – такие замечательные слова находим мы в Уставе ООН.

С момента основания ООН утекло много воды, и, возможно, человечество уже не столь преисполнено решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, возможно, изобретая все новые и новые «свободы», оно потеряло со временем верное видение подлинного достоинства человеческой личности, возможно, что политики в свое время с не вполне чистым сердцем подписывали этот Устав, однако это не обесценивает самих идеалов. Наоборот, горестные последствия, наступающие тогда, когда люди отступают от своих идеалов, лишь подтверждают их значимость.

Однако все же Федерация – не простая копия или повторение ООН, человечество, по мысли создателей «Звездного Пути», прошло долгий путь к созданию Федерации.

В соответствии с видением будущего, предлагаемого нам в Стар Треке, в XX и XXI веках Земля прошла тяжелые испытания. В середине 1990-х, после того как группа ученых решила модифицировать человеческую природу путем генетических манипуляций, на Земле разразились так называемые «евгенические войны». Выведенные учеными «супермены» захватили власть в 40 странах и начали воевать друг против друга, что почти повергло планету в полный хаос (TOS 1:22 “Space Seed”). Чуть позже, в 2026 году, еще не оправившись толком от евгенических войн, человечество ввергло себя в Третью мировую войну, приведшую к ядерной катастрофе, в которой погибло 600 миллионов человек, было разрушено большинство крупных городов (ST 8). Выжившие жили небольшими колониями, одна из которых показана в «Первом контакте».

Все эти потрясения заставили людей не просто вспомнить древние идеалы. Они построили новое общество, которое по своему ценностному строю намного богаче, чем современная ООН. От ООН Федерация впитала в себя либеральные ценности, а также миролюбие, стремление решать все проблемы дипломатическим путем, но все же было бы ошибкой думать, что либеральные ценности исчерпывают все содержание идеологии Федерации, о чем иногда можно прочесть в литературе о Стар Треке. Очень популярно мнение, что Федерация – проекция в будущее Соединенных Штатов Америки, а ее злейшие враги – сначала клингоны, а затем Борг и Доминион – образ социалистического режима[9]. Конечно, при изобретении сюжетов для многочисленных серий создатели сериалов могли использовать и, действительно, использовали те или иные события из области международных отношений, да и в плане доктринальном невозможно отрицать разницы между коллективизмом Борга и Доминиона и построенном на индивидуальной свободе мире Федерации, что западный зритель легко мог истолковать как противостояние США и СССР. Однако это означает только то, что либеральные ценности рассматриваются в Стар Треке как существенный и непреходящий вклад в «копилку» земной цивилизации. Вместе с тем зрителю из бывших социалистических стран бросается в глаза скорее симпатия создателей «Звездного Пути» коммунистическим идеалам[10]. В Федерации нет денег, тяга к богатству, по словам капитана Пикара (ST 8), больше не является движущей силой в жизни, люди работают, чтобы улучшить себя и остальное человечество. Очевидно, действует принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Думается поэтому, что такое черно-белое толкование Стар Трека как противостояния США и СССР недооценивает всей глубины его смыслового ряда.

«Римский» легионер из системы 892.Кроме того, важнейшим измерением мира Федерации является нравственное воспитание, о чем подробно будет сказано ниже. Иными словами, цивилизационное измерение «Звездного Пути» проявляется в том, что мир Федерации – это синтез всего лучшего, всего позитивного и созидательного, что было в человеческой истории и культуре. Сводить Федерацию к «голому» либерализму совершенно неправильно.

Именно в таком, цивилизационном, ключе в Стар Треке обсуждается вклад христианства в «копилку» человеческой культуры.

Чтобы показать значение христианства для земной цивилизации, в «Звездном Пути» как в «лаборатории современной мысли» ставится эксперимент: что было бы, если бы христианство не возникло?

Однажды (если быть точным, в звездную дату 4040,9) Энтерпрайз под командованием капитана Кирка обнаружил очередную неизвестную цивилизацию на четвертой планете системы 892. Оказалось, что по технологиям эта цивилизация сравнима с Землей XX-го века (радио, телевидение, двигатель внутреннего сгорания, автоматическое огнестрельное оружие и т.п.), однако по социальному развитию это – почти точная копия Римской Империи, где все еще существует рабство, гладиаторские бои (транслируемые по телевидению, конечно) и языческая религия. Конечно, 20 веков не прошли даром: рабы за это время сумели добиться права на медицинское обслуживание и государственные выплаты по старости. Но все же чего-то в этом XX веке не хватает… Сразу же после прибытия экипаж Энтерпрайза столкнулся с культом Солнца, который получил распространение среди «римских» рабов. Приверженцы этого культа проповедовали всеобщую любовь и братство. Позднее лейтенанту Ухуре удалось установить, что «солнцепоклонники» поклоняются не Солнцу-звезде, а называют Солнцем «Сына Божия». Эта вера, по логичному заключению мистера Спока[11], придет на смену Римской империи, но «здесь это случится лишь в XX веке». «Интересно было бы на это посмотреть, принять участие, увидеть, как это снова произойдет», – заключает капитан Кирк (TOS 2:25 “Bread and Circuses”).

Мы видим, что в этой серии создатели «Звездного Пути» попытались смоделировать развитие человечества без христианства. Оказалось, что без христианства человечество не узнало бы ничего о братстве, равенстве и свободе. Обращает на себя внимание тот факт, что представители Федерации и «римские» рабы вместе противостоят угнетателям и говорят на одном языке, потому что они разделяют принцип всеобщего равенства и братства.

Очевидно, создатели «Звездного Пути» слабы в богословии и далеки от понимания подлинной сути христианства, однако их «эпохальное чутье» их не подводит: с культурологической точки зрения именно христианство является источником основных ценностей современной цивилизации.

Это утверждение далеко не очевидно. Куда более распространено убеждение, что идеи свободы, равенства и братства есть порождения буржуазных революций, в процессе которых традиционное христианское общество, основанное на «догмах» и «клерикализме», было заменено новым, основанным на личной свободе, равенстве и свободомыслии. Это укоренившееся в сознании наших современников революционное видение ситуации часто влияет и на церковных людей, заставляя их воспринимать все мнимые нововведения так называемой эпохи Просвещения и буржуазных революций «в штыки».

Даже сдержанные и корректные в своих оценках «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (далее – ДСПЧ) не преодолели это средостение между «правами человека», с одной стороны, и христианскими ценностями, с другой. Права человека в ДСПЧ оцениваются как данный и сформировавшийся «политико-правовой институт»[12], безотносительно к его генезису. Вне рамок ДСПЧ осталось осмысление прав человека как цивилизационного явления, культурной ценности, привнесенной в мир во многих своих аспектах именно христианством.

Американский историк Томас Вудс в книге «Как Католическая Церковь создала Западную цивилизацию» очень хорошо показывает, как именно христианские богословы, настаивая на священности любой жизни, заложили основы современной концепции прав человека. Но при этом он же свидетельствует о США, что «за исключением ученых, занимающихся средневековой Европой, большинство людей считают, что тысяча лет, предшествующая эпохе Возрождения, была временем невежества и интеллектуального подавления, в котором не происходило бурных дебатов и живого интеллектуального обмена… Вряд ли можно упрекнуть моих студентов в том, что они верят в это. В конце концов, это только то, что они усвоили в школе и в американской популярной культуре»[13].

В этой связи удивительно, что, несмотря на это, в одном из заметнейших явлений американской популярной культуры – «Звездном Пути» – мы находим ясное понимание роли христианства в развитии человеческой цивилизации. Конечно, это понимание столь ярко выражено лишь в этом эпизоде, так что его идея может легко затеряться на общем фоне. И даже те, кто обращает на этот эпизод внимание, далеко не всегда улавливают его смысл. К примеру, Ю. Барад при анализе данного эпизода выбирает своим путеводителем Ф. Ницше с его различением морали рабской и господской. С этой точки зрения столь ясная симпатия капитана Кирка к «сынам Солнца», представляющим, конечно, «рабскую мораль», объяснима только как внутреннее противоречие его натуры, ведь несмотря на свою симпатию к ним, он не разделяет их образ действий по отношению к угнетателям, да и в целом он далеко не похож на раба[14].

О том, почему Ф. Ницше плохой путеводитель по миру Стар Трека, мы поговорим в следующей главе, сейчас же еще раз подчеркнем то, что в данном эпизоде проявляется «цивилизационное измерение» Звездного Пути, которое является глобальной, всеобъемлющей чертой этой вселенной. «Цивилизационное измерение» исключает революционное видение истории, оно заменяет его «эволюционным» видением, понуждает искать в любой эпохе и историческом событии нечто важное, что остается на века. Капитан Кирк совсем не обязан действовать так же, как «сыны Солнца», но он вполне может понимать, насколько значимы их идеи для развития данного общества и какую роль они сыграли в истории его собственной цивилизации.

При таком «эволюционном» подходе, конечно, одним из ключевых вопросов становится вопрос о том, каким образом явление, по сути христианское, пришло в противоречие с самим христианством. В этом-то деле ключевую роль сыграли как раз буржуазные революции. Они написали идеи свободы, равенства и братства на своих знаменах и пошли с ними в наступление на старый строй, а вместе с ним и на Церковь. С этими по происхождению христианскими ценностями мы и сталкиваемся сейчас в лице прав человека. И – не узнаем их. Они неузнаваемы потому, что, отделившись от Церкви, утратили верные нравственные ориентиры, что очень хорошо показано в ДСПЧ. И нужно сказать, что в этом вопросе цивилизационный подход Стар Трека также доказывает свою продуктивность: нравственные ценности человечества рассматриваются здесь как не менее важный вклад в «копилку» земной цивилизации, чем либеральные ценности и права человека, о чем подробнее будет сказано ниже.

Религия и мораль, или нравственное измерение «Звездного Пути»

 

МакКой: Мы размышляли: Бог

действительно где-то там?

Кирк: Может быть, Он не где-то там,

а прямо здесь, в человеческом сердце?

ST 5

 

A. Религия в раннем и позднем Звездном Пути

Религиозная проблематика так или иначе представлена во всех сериалах «Звездного Пути», а также в некоторых полнометражных фильмах. При этом с течением времени характер и частота обращения к религиозным темам менялись, так что можно выделить «ранний» и «поздний» Стар Трек, положив в качестве демаркационной линии 1991 год – год смерти создателя вселенной «Звездного Пути» Джина Родденберри.

В Оригинальном сериале религия появляется только у малых рас, в основном как признак их недоразвитости (например, TOS 2:05 “The Apple”). Религиозные вопросы поднимаются разве что в двух эпизодах: в рассмотренном выше TOS 2:25 “Bread and Circuses” и в TOS 2:02 “Who Mourns For Adonais?”. В TNG сохраняется такое же положение, однако мы узнаём и о религиях развитых рас, например, о религии клингонов (TNG 6:23 “Rightful Heir”[15] и др.).

Такое положение обусловлено несколькими факторами. Изначально Джин Родденберри не хотел, чтобы Оригинальный сериал вообще что-либо сообщал о Земле. Это сериал о приключениях звездолета в глубоком космосе, собрание отвлеченных теле-басен, напрямую к Земле не относящихся. Так что мы не знаем из него почти ничего о том, как устроена жизнь на Земле. Мы не знаем не только о том, как в 23 веке обстоит дело с нашими традиционными религиями, мы ничего не знаем также о том, как устроена политическая, экономическая, культурная и социальная жизнь Земли. Только по некоторым высказываниям и косвенным данным можно догадываться о тех или иных обстоятельствах, но специально об этом никогда не говорится. Например, можно догадаться, что на Земле больше нет государств, поскольку состав экипажа Энтерпрайза нарочито многонациональный, однако как это объединение произошло или каково теперь государственное устройство единой Земли – это совершенно не является темой повествования и потому не раскрывается.

Интересно одно из последних интервью Родденберри для журнала «The Humanist». Журналист спросил его:

Вы последовательно держались подальше от темы Бога в Стар Треке, и, если Вы все же её касаетесь, Вы подходите к этому вопросу скорее косвенно. Мировоззрение экипажа Энтерпрайза в своей основе кажется гуманистическим.

На это Родденберри ответил следующее:

О, да. У них есть свои собственные убеждения, которые являются частными для них, и они не проповедуют их и не ходят, повсюду обсуждая их с другими людьми. Я всегда предполагал, что к этому времени [двадцать четвертого века] существует вера, общая для людей в Star Trek, что, да, есть что-то там. Существует, пожалуй, то, что направляет наши жизни, но мы не знаем, что это такое, и мы не знаем, есть ли оно[16].

Родденберри, как мы видим, не считал, что религиозные убеждения нужно обсуждать с другими людьми, поэтому и религиозный мир Федерации не является частью того «послания миру» Звездного Пути, которое всегда есть в любых серьезных произведениях искусства. Религиозная сфера Федерации в связи с этим просто копирует устройство современного американского общества, в котором религия рассматривается как частное дело каждого и допускаются практически любые религиозные воззрения.

«Поздний» Стар Трек остается верным этому принципу в отношении самой Федерации планет, однако в целом ситуация изменяется коренным образом: в DS9 религиозные вопросы занимают одно из центральных мест, поскольку действие происходит вокруг очень религиозного общества планеты Баджор, а командир станции Бенджамин Сиско в первом же эпизоде оказывается «мессией» баджорцев. Многие эпизоды сериала посвящены религиозно-психологической и религиозно-политической проблематике. В «Вояджере» также немало эпизодов на религиозные темы (например, VOY 1:09 “Emanations”, 3:07 “Sacred Ground” и др.). Однако даже в «позднем» Стар Треке религиозные вопросы поднимаются исключительно на примере других рас и миров, хотя, конечно, всегда имеют в виду ту или иную проблему религий земных.

Американский исследователь Кремер считает, что ключевым фактором, определившим отличие «раннего» и «позднего» Стар Трека, явились запросы публики. Он пишет: «это изменение, произошедшее в Стар Треке за тридцать лет, соответствует изменению места религии в американском общественном дискурсе и возрождению религии в Америке. Как двадцать третий век отражает 1960-е, так двадцать четвертый век отражает 1980-е и 1990-е»[17]. Действительно, каким бы самобытным культурным явлением «Звездный Путь» ни являлся, он остается телевизионным шоу, выживание которого зависит от его рейтинга и зрительских симпатий. Это важная грань изучения различных произведений популярной культуры: они являются индикаторами развития общественного сознания, однако эта тема выходит далеко за рамки нашего обзора.

B. Нравственность в Звездном Пути

Религиозные темы, интересующие Стар Трек, разнообразны, однако здесь нет возможности рассмотреть все частные религиозные проблемы, которые стали предметом тех или иных эпизодов. Рассмотрим лишь наиболее общую тему, так или иначе имеющую отношение к религии – тему нравственности. Нравственность настолько важна для Стар Трека, что её можно обозначить как «нравственное измерение Звездного Пути». Фактически, многие эпизоды можно смело охарактеризовать как нравоучительные теле-притчи.

В эпизоде ENT 1:03 “Fight or flight” экипаж Энтерпрайза обнаружил подвергшийся нападению корабль неизвестной расы. Выживших не осталось, и имелись все основания полагать, что напавшие вскоре вернутся. Перед капитаном встала дилемма: позаботится о погибших и сражаться, либо бежать, и по совету своего помощника, вулканки Т’Пол, капитан принял логичное решение бежать, однако совесть не давала ему покоя. В конце концов он решает вернуться. Показателен диалог капитана и Т’Пол:

Т’Пол: мы, вулканцы, прежде всего никогда бы не поднялись на борт этого корабля… У нас есть нормы поведения, которым мы стараемся следовать.

Арчер: Вы, возможно, не поверите, но у людей тоже есть нормы поведения. Потребовалось несколько тысячелетий, но, мне кажется, мы их, наконец-то, освоили. Поверить не могу, что я их чуть не нарушил.

Несмотря на обилие физики и технологии во вселенной «Звездного Пути», именно нравственность является тут главным измерением культур и цивилизаций. Один из многих примеров – эпизод ENT 4:11 “Observer Effect”. В нем высокоразвитые формы жизни тайно наблюдают за «примитивными» землянами, однако в итоге выясняется, что, несмотря на превосходство возможностей этих существ, оно ничтожно в сравнении с их нравственной деградацией. Капитан Арчер говорит:

Может, вы и постигли то, что неизвестно нам, но страшной ценой: ушло сострадание, милосердие, то, что придает жизни смысл. Если это – ваше ‘развитие’, я не хочу иметь с ним ничего общего.

Нравственным принципам нужно следовать до смерти. Открыто об этом заявляет капитан Джейнвей в эпизоде VOY 7:15 “The Void”:

Чакотэ: Команде стоит приготовиться умереть ради этих принципов?

Джейнвей: Если другой вариант – стать ворами и убийцами, то да.

Эти принципы представляют собой нормы традиционной морали. В упомянутом выше эпизоде ENT 1:03 “Fight or flight” капитан Арчер, испытывая муки совести, ставит перед Т’Пол и своим главным инженером Чарлзом Такером такой вопрос:

А что, если бы они были вулканцами? Вы бы так и оставили их там, висящими, как забитый скот? Вы не допускаете, что, возможно, вы бы сняли их, попытались выяснить, кто они… А ты, [Чарлз], что если бы они были людьми? Ты бы поджал хвост и убежал, оставив их там гнить? Неужели одного меня это смущает?

Мы видим, что капитана тревожит нравственный принцип, сформулированный Господом так: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12).

Важнейший вопрос, требующий рассмотрения тут – это вопрос о том, как вообще возможна безрелигиозная мораль. Как известно, персонаж романа Достоевского «Бесы» Кириллов считал, что «если нет Бога, то я Бог»[18]. Действительно ли это так? На самом ли деле есть только эти два варианта: религиозная мораль и полная безрелигиозная аморальность?

Кириллов, конечно, существо недалекое. Все, к чему он пришел – необходимость полного осуществления своей «божественности» в акте самоубийства. Куда серьезнее выглядят идеи Ф. Ницше, учение которого о сверхчеловеке чрезвычайно интересует создателей «Звездного Пути». Ницше, как и Кириллов, продумывал варианты того, что делать, если нет Бога. Он не стал утверждать, что он Бог, но создал концепцию сверхчеловека, стоящего «по ту сторону добра и зла», сверхчеловека, представляющего, с точки зрения Ницше, новую ступень эволюции человеческого вида: «Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором»[19].

Собственно, Стар Трек и начинается с полемики против ницшеанского сверхчеловека. В пилотном эпизоде Оригинального сериала[20] (TOS 1:03 “Where No Man Has Gone Before”) друг капитана Кирка Гарри Митчел получает сверхспособности и начинает сравнивать себя с Богом. Кирк вынужден устранить Митчела, который стал представлять угрозу не только для корабля, но и для всего человечества. Та же тема повторяется в TOS 1:02 “Charlie X”, где молодому человеку, Чарли Эвансу, наделенному сверхспособностями, не удается приспособиться к жизни в человеческом обществе и его вынуждены забрать с Энтерпрайза существа, наделившие его этими способностями. Наибольшего же накала в раннем «Звездном Пути» тема сверхчеловека получила, пожалуй, в личности Хана (Khan Noonien Singh, TOS 1:22 “Space Seed”, ST 2). Хан – один из генетически улучшенных людей, развязавших «евгенические войны», упоминавшиеся выше, и личный антагонист капитана Кирка. Как было уже сказано, по мысли создателей «Звездного Пути», перед «евгеническими войнами» группа ученых попыталась реально, путем генетических манипуляций, вывести породу сверхлюдей. При этом ученые, как правильно отметил мистер Спок, проглядели одну вещь: «сверхспособности питают сверхамбиции» (TOS 1:22 “Space Seed”). И действительно, во всех эпизодах, где изображаются сверхчеловеки, у них всегда возникают проблемы с нравственностью, и их всегда побеждают «нормальные герои».

ХанВ ST 2 Хан становится жертвой своей жажды мести – он погибает в противоборстве с Кирком. Ш. Бидерман и В. Дэлвин остроумно замечают, что хотя Хан и потерпел неудачу как сверхчеловек, мы неожиданно находим другую кандидатуру на эту роль – Спока, который является действительным героем этого фильма, пожертвовавшим своей жизнью для спасения экипажа[21]. Впоследствии генетические манипуляции над людьми были полностью запрещены в Федерации (ср. историю доктора Башира, DS9 5:16 ‘Doctor Bashir, I Presume?’ и др.).

Как известно, философия Ницше очень неоднозначна и породила множество истолкований, и можно лишь гадать, действительно ли немецкий философ согласился бы с тем, что сверхчеловека можно создать путем генетических манипуляций, так что Стар Трек полемизирует, скорее, с одной из интерпретаций философии Ницше, с тем, как эту философию понимают его создатели. Однако нет сомнений, что полемика сознательно направлена именно против Ницше. В ENT 4:04 “Borderland” один из «аугментов» (генетически модифицированных людей) говорит капитану Арчеру:

Человечество больше не имеет значения. Один из ваших философов, Ницше, сказал: человечество должно быть превзойдено.

Арчер: Вы думаете, он говорил о вас?..

Вопрос капитана остался без ответа. Интересное развитие тема сверхчеловека получает в другом сериале, автором идеи которого был Родденберри – «Андромеда». Первоначально он планировался как часть «Звездного Пути», однако не вписался в его канву и остался самостоятельным. Но там тоже есть «Содружество (читай: Федерация) Планет», которое выступает как носитель высоких идеалов и образец нравственности. В «Андромеде» Родденберри вывел целую расу «ницшеанцев», совершивших генетическое усовершенствование своей породы, придающих большое значение родословным и почитающих творения Ницше как священное писание.

Итак, хотя общество Федерации и носит подчеркнуто светский характер, однако «Звездный Путь» многократно и неустанно полемизирует с антиморализмом ницшеанского толка, тем самым показывая, что существует третий путь, не усмотренный Кирилловым.

Этот третий путь можно было бы смело охарактеризовать как гуманизм, если бы значение этого слова не было столь размыто и неоднозначно. Подчеркнем, что, говоря здесь о гуманизме, мы не имеем в виду «современные гуманистические ценности» в том виде, как они складываются сегодня на Западе. Чтобы подвести методологическую базу для разговора о специфичности гуманизма «Звездного Пути», представляется полезным выделить два типа гуманизма, различительным признаком которых является их отношение к нравственному развитию и совершенствованию человека.

Действительно, многие заблуждения современного общественного мнения, – от ювенальной юстиции до пропаганды гомосексуализма, – коренятся именно в ложно понятом гуманизме, который объявляет человека высшей и непревзойденной ценностью. Этот гуманизм говорит о ценности человека и его правах, забывая, что для начала было бы неплохо просто стать человеком, забывая, таким образом, о долге и обязанностях человека. Проблема гуманизма, понятого таким образом, состоит в том, что, объявив человека высшей ценностью, он утрачивает понимание необходимости его развития, а в конечном счете ведет к отрицанию всякого долженствования по отношению к человеку, то есть, по сути, к ницшеанскому отрицанию морали. Если такой гуманизм и говорит о морали и ее ценности, это не что иное как недалекость и непоследовательность, в своих конечных выводах он неизбежно ведет к антиморализму. Ницше в определенном смысле вызывает уважение, потому что он перестал лгать самому себе и окружающим, смело выговорив то, к чему приводит гуманизм, «убивший Бога». «Человек как он должен быть – это звучит для нас столь же нелепо, как “дерево, как оно должно быть”»[22], – такими яркими словами Ницше легко низводит высшее разумное существо до уровня древесного бытия, предсказывая тем самым вырождение людей, отказавшихся от идеи нравственного совершенствования.

Альтернативой этому, условно говоря, «ницшеанскому» гуманизму, служит гуманизм, восходящий к другому философу, которому была чужда мысль окончательно одеревенеть – Иммануилу Канту. Как известно, концепция Канта сводится к тому, что человек, заглядывая в свое сердце, обретает там “категорический императив”, само существование которого указывает ему на Бога. В гуманизме этого типа развитие человека не только не отрицается, но и, несомненно, требуется. То, что Кант находил в своем сердце, мы называем естественным нравственным законом, и, действительно, исследуя этот закон, человек может прийти к своему Творцу, поскольку «что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1, 19–20).

Думается, что светская мораль, основанная на исследовании естественного нравственного закона, заложенного Богом в сердце каждого человека, отстаивающая идею нравственного совершенствования, заслуживает уважения, поскольку любое развитие и совершенствование требует цели, точки перспективы, куда оно стремится. Эту точку мы, вслед за Кантом, опознаем как божественное бытие. Гуманизм этого толка способен перерасти сам себя, ведь, осознавая необходимость развития человека, он признает его недостаточность и ищет иную точку притяжения, даже если, как говорит Родденберри, он не знает, «что это такое, и… есть ли оно».

И нужно сказать, что «Звездный Путь» вдохновляется именно гуманизмом «кантианского» толка, поскольку идея нравственного развития подчеркивается тут непрестанно. При этом Стар Трек, видимо[23], не строит иллюзий по поводу того, что человечество достигнет в будущем каких-то особых успехов на почве нравственного совершенствования человеческой породы и потому не изображает мир Федерации как мир абсолютно нравственных людей. Нравственная проповедь осуществляется путем создания образа героя, подражать которому создатели призывают своих зрителей.

Действительно, как бы капитану Пикару ни хотелось, чтобы люди 24 века работали, чтобы улучшить себя и остальное человечество, оказывается, что занимаются этим только капитаны звездолетов, причем, кажется, только те, которые стали героями фильмов и сериалов. В окружении президента Федерации вполне может быть предатель (ST 6, также DS9 4:12 “Paradise Lost”), офицеры Звездного флота могут нуждаться в серьезной психотерапии (лейтенант Баркли, впервые в TNG 3:21 “Hollow Pursuits”), видные ученые Федерации из чувства мести могут уничтожать иные формы жизни (TNG 5:04 “Silicon Avatar”), адмиралы Звездного флота готовы засудить невинного человека (TNG 4:21 “The Drumhead”), вступить в сговор с бандитами с сомнительными целями (ST 9), или даже настаивать на геноциде (TNG 6:26 “Descent, part I”), капитаны Звездного флота могут не только нарушить «Первую директиву», но и заниматься бесчеловечными экспериментами над другими формами жизни, убивая их и используя как запчасти для двигателей (VOY 5:26–6:1 “Equinox“). Это примеры чрезвычайные, однако и простые граждане Федерации часто далеки от совершенства: лень, ревность, ксенофобия и другие дурные свойства проявляются на каждом шагу. И со всеми этими проявлениями приходится иметь дело мудрым капитанам: они направляют и исправляют своих подопечных в духе принципов и идеалов Федерации, они готовы даже душу свою положить за своих «овец» (VOY 6:20 “Good Shepherd”).

C. Стар Трек как «квазирелигия»

Итак, мы увидели, что Стар Трек не строит иллюзий по поводу возможности нравственного прогресса, он скорее стремится сам быть воспитателем народных масс, создавая образ «героя» – капитана Звездного флота. Показательным в этом плане является эпизод VOY 6:22 “Muse”, в котором создатели «Звездного Пути» высказывают свое отношение к тому, как искусство, и, в частности, их истории о «Вояджере», должны влиять на умы. В этом эпизоде шатл с главным инженером «Вояджера» Б’Эланой Торрес потерпел крушение на планете, культура которой соответствует Земле времен феодальной раздробленности: мы видим «двор» одного из феодальных князей, который постоянно враждует с соседями. Этот князь держит у себя театр, руководимый местным поэтом по имени Келис. Келис заметил, как падал шатл Б’Эланы, нашел ее и счел «бессмертной». Она стала его музой и вдохновила на сочинение новой драмы о некоем корабле «Вояджере», плавающем по пучинам океана в поисках дороги домой. Однако пока Келис писал драму, его «патрон» был оскорблен соседом и решил выйти на войну против него. Келис, веря в силу искусства, пытается написать такую драму, которая бы помогла остановить войну. Именно образ капитана Джейнвей, отказывающейся применять насилие и уничтожить врага, всегда готовой на переговоры и поиск дипломатических путей решения проблем, вдохновляют Келиса и его «патрона». Драма заканчивается словами:

Эти истории будут продолжаться, пока у нас хватит дыхания рассказывать их, и пока наши покровители будут оставаться мудрыми и сострадательными. И “Вояджер” продолжит своё путешествие к мерцающим городам Земли, где правит мир, а у ненависти нет дома .

В связи с этим уместен вопрос о том, не перенимает ли Стар Трек (да и популярная культура в целом) некоторые функции религии, в данном случае функцию воспитателя нравственности?

Думается, искусство само по себе как форма выражения мыслей не враждебно религии. Врагом религии был и остается атеизм, в том числе атеизм в искусстве. Искусство, пытающееся воспитывать в народе нравственность, может быть союзником, но не врагом религии.

Тут нужно учитывать также культурный контекст, в котором появлялись сериалы и фильмы «Звездного Пути». По-видимому, слово «религия» в США воспринимается совсем не так, как в России. В то время как средний россиянин связывает понятие «религия» скорее с традиционными формами богопочитания, американцу на ум приходят многочисленные секты и культы, окружающие его, а человек, которого внезапно посетило «озарение свыше», вышедший на улицу проповедовать, и люди, слушающие его и идущие за ним, не представляются американскому общественному сознанию как чудаки, нуждающиеся в помощи психолога или, быть может, даже психиатра, они представляются людьми, осуществляющими свое право на свободу вероисповедания. Американец живет в мире, где то, что называется «религиями», неоднократно приводило людей к ритуальному массовому суициду, вспомним лишь инцидент в Джонстауне (секта «Храм народов», 1978 г.) и суицид последователей «Небесных Врат» (Heaven’s Gate) в 1997 г.

Сказанное выше – лишь предположение, для подтверждения которого были бы необходимы подробные социологические исследования. Мы не имеем ни компетенции, ни намерения входить в эту тему подробнее. Однако, возвращаясь на твердую почву фактов, посмотрим, как понимается религиозность в исследовательской литературе по Стар Треку.

Некоторые американские ученые всерьез отождествляют сферу религиозного с принципом внешнего принуждения. Характерным примером такого отношения служат рассуждения Ю. Барад об эпизоде DS9 4:17 “Accession”[24]. В этом эпизоде из баджорской червоточины вылетает корабль, на котором оказывается легендарный баджорский поэт Акорем Лаан, которого «пророки» спасли от смерти и направили обратно на Баджор. Акорем принадлежит баджорской древности и, кажется, «пророки», для которых не существует времени, просто ошиблись, послав Акорема не в нужное ему время. Однако он сам воспринимает их волю как знак того, что они выбрали его своим «эмиссаром». Акорем публично заявляет свое право быть религиозным лидером баджорского народа, посланником «пророков». Баджорцы с энтузиазмом принимают его в таковом качестве, тем более, что прежний «эмиссар», капитан Звездного флота Бенджамин Сиско, с радостью отказывается от этого звания. Акорем, знакомясь с тем, что произошло с его народом за несколько столетий его отсутствия, узнает, что баджорцы отказались от кастовой системы, существовавшей в его время. Он убежден, что именно это является корнем всех бед, и требует, чтобы кастовая система была вновь введена.

Это-то требование восстановления кастовой системы, прозвучавшее из уст «эмиссара», Ю. Барад в своем анализе называет «религией», видимо, потому, что оно требует «слепой веры посланнику пророков». И баджорцы, как бы ни противоречило это «религиозное» требование их этическим принципам, да и просто здравому смыслу, пытаются следовать ему, что приводит к различным нестроениям и, в конечном счете, к убийству одного из касты «неприкасаемых», отказавшегося уйти из монашеского ордена, которому он принадлежал.

Вряд ли мнение Ю. Барад основано на каком-то прочном методологическом фундаменте: такое отождествление принципа внешнего принуждения с религией характерно скорее для обыденного сознания, чем для научного.

Далее это отождествление уводит Ю. Барад далеко от понимания истинного смысла эпизода. Эпизод заканчивается тем, что капитан Сиско, возмущенный поведением Акорема, направляется вместе с ним к «пророкам», чтобы узнать, кто из них настоящий «эмиссар». Оказывается, что «пророки» послали Акорема именно для того, чтобы у Сиско исчезли все сомнения по поводу действительности его призвания.

Таким образом, основное содержание эпизода – процесс психологического становления истинного «эмиссара». Параллельно можно сделать вывод и о том, как «поздний» Стар Трек воспринимает природу религиозности. В конце рассматриваемого эпизода выясняется, что требование Акорема о восстановлении каст было высказано им произвольно: «пророки» с удивлением услышали, что от их имени баджорцам было дано такое абсурдное предписание.

Вывод, который можно сделать: если «эмиссар» пророков вещает что-то, что противоречит чувству, разуму и всему вашему естеству, проверьте лучше полномочия «эмиссара», прежде чем слепо ему следовать. Потому что подлинная воля «пророков», которая и есть квинтэссенция религиозности баджорцев, не может предписывать чего-то, что противоречило бы природе и вело к нестроениям.

Как видим, религиозная мысль авторов «Звездного Пути» несколько выше не только обычного среднего уровня, но даже превосходит уровень понимания среднего американского доктора философии. В таких условиях оскудения религиозного сознания в США художественные попытки Стар Трека разобраться в религиозной проблематике представляются стремлением здравого религиозного чувства к чему-то большему, это своеобразный художественный поиск законов подлинной религиозности.

Вера и разум, или человеческое измерение «Звездного Пути»

 

Логика – это только начало мудрости, а не ее конец.

Мистер Спок (ST 6).

Одна из ярких особенностей «Звездного Пути» – обилие физики: о ней много говорят, обсуждают технические подробности работы двигателей, функционирования транспортеров, репликаторов, других замысловатых устройств и сложных механизмов. В физическом ключе часто рассуждают также о природных явлениях и космических катаклизмах. Многие физики в реальной жизни стали таковыми именно благодаря своему юношескому увлечению Стар Треком. Впрочем, даже став взрослыми, они не оставляют это увлечение: большой популярностью среди поклонников «Звездного Пути» пользуется книга «Физика Стар Трека», написанная профессором Лоуренсом Крауссом, главой факультета физики в одном из университетов[25], где он в увлекательной форме рассказывает, что в «Звездном Пути» реально, а что нет. В целом складывается стойкое впечатление, что мир Стар Трека – это мир позитивной науки. Однако сознание, травмированное советской мифологией, тщетно будет искать тут пресловутое «наука доказала, что Бога нет».

В ставшей классической заставке Оригинального сериала так формулируются цели звездолета «Энтерпрайз»: «исследовать неизвестные новые миры, искать новую жизнь и новые цивилизации, смело идти туда, куда не ступала нога человека». И действительно, мир Стар Трека полон этими новыми цивилизациями и самыми экзотическими «формами жизни», порой превышающими познавательные способности зрителя: здесь и живые шарики из силикона (TOS 1:25 “The devil in the dark”), и бестелесные существа из чистой энергии (TOS 1:26 “Errand of Mercy”), и смолоподобные текучие существа (TNG 1:23 “Skin of evil”), и макровирусы (VOY 3:12 “Macrocosm”), и целые космические туманности (TAS 1:03 “One of our planets is missing”, также VOY 1:06 “The cloud”), и множество других. Среди этих существ, кстати, нередко встречаются всемогущие и всеведущие (самый известный, пожалуй, Кью, впервые в TNG 1:01 “Encounter at Farpoint”).

По всей видимости, если во вселенной «Звездного Пути» сформулировать вопрос о бытии Бога, ответ, скорее всего, звучал бы так: «и такая форма жизни имеет право на существование». Так что каким бы позитивным Стар Трек ни казался на первый взгляд, характернейшей особенностью этого позитивизма является постоянное присутствие необъяснимого наряду с объяснимым. При этом открытость исследованию, осознание бездны непознанного, удивление и благоговение перед бесчисленными загадками мироздания – вот то, что всегда отличает ученых Федерации.

Показателен в этом плане эпизод VOY 4:11 “Concerning Flight”, где голографический Леонардо да Винчи, внезапно вырванный из своего иллюзорного мира и попавший в мир реальный, пытается понять, что с ним происходит. Капитан Джейнвей, не имея достаточно времени, пытается донести до него, что стоит просто признать ограниченность своего понимания.

Джейнвей: Если бы вы были чем-то, кроме человека... если бы вы были маленькой птичкой, воробьем... каким был бы ваш мир?

Да Винчи: Мне пришлось бы сделать дом на дереве, в ветвях вяза. Я бы искал насекомых для еды, солому для гнезда, а по весне я бы пел для моей пары.

Джейнвей:  Тогда вы ничего не знали бы о политике Флоренции? О резьбе по мрамору, или о математике?

Да Винчи: Конечно, нет.

Джейнвей: Но почему нет?

Да Винчи: Мой ум был бы слишком маленьким.

Джейнвей: Будучи воробьиным, ваш ум был бы слишком маленьким даже с лучшими из учителей?

Да Винчи: Даже если бы сам Аристотель взгромоздился бы на моей ветви и читал лекции, пока не упал от истощения, тем не менее границы моего ума предотвратили бы меня от понимания.

Джейнвей: Будучи человеком, вы можете принять, что может быть некая реальность вне пределов вашего понимания?

Да Винчи: Если бы я не мог принять это, тогда я был бы дураком.

Этот диалог, на наш взгляд, хорошо иллюстрирует гносеологическую концепцию «Звездного Пути»: какими бы совершенными ни были наши теории, всегда остается бездна непознанного, так что процесс познания практически может быть бесконечным. Более того, вполне возможно существование явлений, которые просто не могут быть поняты нами по причине ограниченности нашей природы.

Такая концепция, несомненно, – лучшее, что может сформулировать разум, предоставленный самому себе. Ему неизвестно существование Творца, однако он и не торопится отрицать Его существование. Ему недоступна истина о творении человека по образу и подобию Бога, он не знает ничего о благодати, однако уже тот факт, что он смиряется и благоговеет перед величием мироздания, открывает путь для веры.

Противоположная концепция – горделивая самодостаточность разума, – сводится обычно к известному лапласовскому «сир, я не нуждался в этой гипотезе»: поскольку современная наука объясняемые ею явления способна объяснить, не используя предположение существования Бога, то, значит, Его и не существует.

На наш взгляд, лапласовский «аргумент», кроме собственно логических недостатков, грешит тем, что сводит человека только к функции познания и мыслит себя только в плане познания: Бог отрицается потому, что Его существование не нужно именно для научного, позитивного познания окружающего мира, как будто бы кроме этого процесса познания у человека больше ничего нет.

Здесь хотелось бы снова вернуться к фигуре Иммануила Канта. Лаплас – представитель механистического материализма, мировоззрения, давно отжившего свой век как с точки зрения науки, так и с точки зрения философии, в том числе материалистической. Научная картина мира с тех пор невероятно усложнилась, чтобы считать мир просто большим механизмом, а вот облик философии неузнаваемо изменился именно трудами Канта – старшего современника Лапласа.

Кант, кроме того, что подверг строго научной критике познание и его методы, указав разуму границы его возможностей, сделал другую важную вещь – обратил внимание на потребности человека, отличные от познавательных. «Две вещи на свете наполняют душу всегда новым и тем более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне»[26]. Это слова, под которыми, без сомнения, без колебаний подписались бы создатели «Звездного Пути».

Священным трепетом перед звёздным небом определяется сам жанр и тематика повествования, однако все же главный интерес создателей – не звёзды, поддающиеся научному описанию, а загадка человека.

 Человек в Стар Треке воспринимается в его целокупности: кроме разума и функции познания у него есть еще эмоции, чувства, ценностные установки, вера, интуиция, отношения с другими людьми. Уже очень рано «Звездный Путь» заинтересовался антропологией: в эпизоде TOS 1:05 “The Enemy Within” капитан Кирк в результате инцидента с транспортером разделился на две части: сильную и слабую. «Волевой», сильный Кирк эгоистичен, не ограничен моралью и соображениями о пользе корабля и его экипажа. «Слабый» Кирк осознает свой долг, он открыт чужим мнениям и интересам, но не способен принимать важные решения, которые могли бы кому-то не понравиться. В результате оказывается, что сильная эгоистичная часть личности Кирка нужна ему, но она должна находиться под контролем «доброй» части.

Этот эпизод не стал последним антропологическим эпизодом. Исследования природы человечности столь масштабны и столь важны для Стар Трека, что их можно обозначить как «человеческое измерение Звездного Пути».

Первой внеземной расой, которую изобрел Джин Родденберри и с которой в лице мистера Спока познакомились зрители Стар Трека, были вулканцы. Эта раса отличается отсутствием эмоций и исключительной логичностью: они думают и действуют, руководствуясь только разумом. В этом их сила, и в этом, как оказывается, их слабость. Думается, изначальный замысл Родденберри был просто позабавить зрителей существом, не имеющим чувства юмора и не понимающим человеческих эмоций: в TOS к мистеру Споку «приставлен» корабельный доктор МакКой, то и дело подтрунивающий над недалеким вулканцем.

Однако уже очень скоро отношения Спока и МакКоя становятся средством более сложных размышлений, в частности, о том, какие качества необходимы сильной личности. В эпизоде TOS 3:09 “The Tholian Web” корабль остается без капитана, и Спок принимает командование, однако МакКой серьезно сомневается в адекватности его решений. В этот момент они находят «завещание» капитана, в котором он наставляет их:

Споку: Собери все свои знания и логику, чтобы спасти корабль, но не забывай и про интуицию. Думаю, у тебя есть эти качества, но если их будет мало, обращайся к МакКою. Спроси его совета, и если он хорош, прими его…

МакКою: Помогай ему, чем сможешь, но помни, что капитан – он. Его решения нужно выполнять без вопросов…

Эти слова, несомненно, могут и должны быть истолкованы в антропологическом плане. Здесь продолжается тема о качествах сильной личности, поднятая в упомянутом эпизоде TOS 1:05 “The Enemy Within”, при этом олицетворением необходимых человеку качеств выступают Спок и МакКой: Спок – разум, МакКой – интуиция и эмоции.

Впрочем, пара «Спок–МакКой» – не самая важная в антропологических изысканиях «Звездного Пути». Большее значение имеет, несомненно, отношения Кирка и Спока. Как бы умен и логичен ни был Спок, капитан Кирк не полагается на его логику слепо, он обладает совершенно особой властной «харизмой», он принимает решения подчас неожиданные и нелогичные с точки зрения Спока, но приводящие к требуемым результатам. Спок учится доверять капитану и полагаться на его интуицию, хотя бы это было и нелогично. Это, как представляется, – хорошее изображение того, как разум должен учиться принимать нелогичности человеческой природы.

 Со временем художественное исследование природы человечности в «Звездном Пути» все более усложняется. В TNG это делается посредством введения фигуры андроида Дейты, также лишенного эмоций и стремящегося стать человеком.

Можно утверждать, пожалуй, что в плане познания Дейта – «человек» Лапласа: его позитронный мозг способен совершать миллиарды операций в секунду, а эвристические подпрограммы поражают воображение, однако все же все семь сезонов он упорно пытается стать чем-то большим, чем вычислительной машиной, выдвигающей и подтверждающей «гипотезы», – настоящим человеком.

И хотя быть человеком для Дейты чаще всего означает испытывать эмоции, однако, как выясняется в одном из эпизодов, в основе этого его стремления лежит совершенный им когда-то «скачок веры». Вот как сам Дейта объясняет это Ворфу (TNG 6:23 “Rightful Heir”):

Офицеры Звездного флота, которые впервые активировали меня, сказали мне, что я андроид, ничего более, чем сложная машина, облеченная в человеческую форму, однако я понял, что, будь я просто машиной, я никогда бы не смог быть чем-либо еще, я никогда не смог бы выйти за пределы изначально заданной программы. Я счел очень трудным согласиться с подобной точкой зрения обо мне, поэтому я решил верить, что я – личность, что я – нечто большее, чем коллекция схем и подпроцессоров. Этой веры я и придерживаюсь до сих пор.

Поиски смысла человечности в конце концов приводят Дейту к самому человечному поступку: он завершает свое функционирование актом самопожертвования ради спасения капитана и экипажа корабля (ST 10).

В «Вояджере» и «Энтерпрайзе» авторы сериалов вновь возвращаются к «вулканской» теме: на мостике соответствующих звездолетов появляются Тувок и Т’Пол, а в «Вояджере» дополнительно к этому вводится «Седьмая из девяти», бывший киборг, постепенно обретающая индивидуальность и исследующая свою человечность.

Примечательно, что в этих сериалах так же, как и в TOS, все вулканцы всегда на вторых ролях. Они незаменимы как советники по науке, однако их логичности всегда чего-то недостает, и в результате весь пафос Федерации с ее принципами и идеалами восходит к совершенно особой «харизме» капитанов, действующих подчас не всегда логично с точки зрения своих вулканских помощников.

В целом сериалы «Звездного Пути» отличаются относительной статичностью персонажей, однако именно персонажи вулканцев, кажется, развиваются чаще всего: мистер Спок в конце концов научается понимать шутки, Т’Пол из надменной сотрудницы посольства Вулкана на Земле превращается в преданного капитану Арчеру офицера Звездного Флота, а апофеозом всех этих процессов может служить диалог Тувока и Седьмой в VOY 4:09 “The Year of Hell, part II”:

Тувок: Мое доверие к капитану Джейнвей абсолютно. Наши умозаключения несущественны. Помните эту директиву: капитан всегда прав.

Седьмая: Даже когда его логика ошибочна?

Тувок: Пожалуй…

Этот диалог также может иметь антропологическое истолкование. В нем проявляется взгляд создателей вселенной «Звездного Пути» на должное положение разума в системе сил человеческой души: разум должен иметь абсолютное доверие к духу. Прообразом «духа» выступают здесь капитаны. Конечно, чаще всего речь идет об интуиции и нравственном чувстве капитанов, но бывает, что капитан следует «слепой» вере.

Одним из ярких случаев, когда капитан следует своей вере, является эпизод VOY 3:07 “Sacred Ground”, где капитан Джейнвей, пройдя процедуру религиозной «инциации» и потеряв всякое понимание действительности, действует, полагаясь только на веру. Post factum корабельный доктор находит-таки позитивное объяснение случившемуся, однако в момент самого действия мотивом капитана была исключительно вера. Это обстоятельство и подчеркивается в данном эпизоде – несомненно, лучшем из всех, где рассматривается проблема соотношения веры и разума.

Обобщая сказанное, можно заключить, что в своих антропологических изысканиях Стар Трек стремится проникнуть в природу человеческой иррациональности, которая представляется его авторам существенным компонентом человеческого бытия. Именно человеческая нелогичность, человеческое нравственное чувство, а не вулканская логика основали Федерацию, поэтому даже если бы разум и смог описать вселенную в ее физическом плане с помощью адекватных теорий, его логика всегда будет стоять в изумлении перед загадкой человека и его иррациональности, и, возможно, ему потребуется-таки «эта гипотеза». Во всяком случае, как представляется, именно эту истину и нащупывает, плутая во тьме неведения, «Звездный Путь».

Заключение

Проведенный анализ понятийного мира «Звездного Пути» представляет собой лишь наиболее общий обзор основных моментов, где этот мир может быть союзником богословской мысли, однако, смеем надеяться, из него ясно видно, что Стар Трек представляет собой далеко не заурядное явление популярной культуры. Создателям «Звездного Пути», на наш взгляд, удалось достичь тонкого баланса между угождением публике и стремлением послужить ее улучшению. Оставаясь телевизионным шоу, заботящимся о рейтинге и зрительских симпатиях, «Звездному Пути» вместе с тем удавалось звать людей делаться лучше, заботиться об окружающих, думать о будущем своей планеты.

В заключение хотелось бы сказать также о новых двух фильмах, вышедших в 2009 и в 2013 гг. Они, будучи самыми дорогими за всю историю Стар Трека, по идейным параметрам оказались хуже, чем многие 40-минутные серии, сделанные когда-то с весьма скромным бюджетом. Произошло это оттого, что новая команда, по всей видимости, не умеет или не хочет искать ту тонкую грань между угождением публике и стремлением возвести ее к вершинам личностного развития, которую всегда так или иначе искал «Звездный путь». Эти фильмы сняты исключительно в расчете на публику: публика жаждет боевиков, и она их получила. Никакого «послания миру» в фильме 2009 г. наши сенсоры не зафиксировали. Фильм 2013 г. снят по мотивам ST 2 и только благодаря этому немного возвышается над фильмом 2009 г.

В связи с этим можно говорить о феномене «Стар Трек Джина Родденберри», канон которого уже запечатан и не включает в себя последних двух фильмов. Думается, название последнего фильма «Star Trek: into darkness» выбрано авторами промыслительно. Та тьма, в которую опускается ныне вселенная «Звездного Пути», водимая новой командой, возможно, объясняется общим помрачением общественного сознания Запада, некоторых моментов которого мы коснулись в нашей статье. Однако на фоне этой тьмы «старый Трек», Трек Родденберри, начинает сиять еще ярче.

В России вселенная «Звездного Пути» малоизвестна, однако думается, что в нашей культурной среде она могла бы хорошо прижиться и быть нашим добрым союзником в деле воспитания подрастающего поколения.



[1] См.: Hans J. Wulff. Star Trek zwischen Wissensagentur und Populärkultur. // Faszinierend 2009. S. 22–23.

[2] Мы не различаем здесь понятия «культура» и «цивилизация».

[3] Различие нумерации объясняется тем, что можно считать по первоначальному порядку выхода на экран, или же по порядку в окончательном релизе. Здесь нумерация по порядку выхода на экран. Название серий приводится в оригинале, так как и переводов может быть несколько.

[4] http://www.starshipintrepid.net/

[5] Английский текст Хартии хорошо виден на приводимом тут рисунке. Ср. английский текст Устава ООН: http://www.un.org/en/documents/charter/preamble.shtml

[6] Вплоть до города, где обе Хартии подписаны – Сан-Франциско.

[7] См., наприм.: Heinecke H. Von der Außenpolitik der Föderation und interplanetarischen Tempolimits: Politikwissenschaftliche Perspektiven auf Star Trek ­/ Faszinierend! Star Trek und die Wissenschaften. B. 1. Kiel, 2009. S. 167.

[8] http://www.un.org/ru/documents/charter/preamble.shtml

[9] См., наприм.: P. Ohler, G. Strohmeier. Konzeptionen der Lebenswelt in Star Trek: Politikwissenschaftliche und psychologische Analysen / Faszinierend! Star Trek und die Wissenschaften. B. 1. Kiel, 2009. S. 177–199.

[10] К. Штейнмюллер характеризует Стар Трек как «почти социалистическую утопию», см.: Hellmann K., Klein A. (Hrsg.). „Unendliche Weiten…“ Star Trek zwischen Unterhaltung und Utopie. Frankfurt a.M., 1997.

[11] Мистер Спок – офицер по науке на корабле «Энтерпрайз», вулканец, правая рука капитана Дж. Кирка.

[12] См.: http://www.mospat.ru/ru/documents/dignity-freedom-rights/iii/

[13] Woods Thomas, Jr. How the Catholic Church built western civilization. 2005. P. 2, 3.

[14] См.: Barad J., Robertson E. The Ethics of Star Trek. NY, 2001. P. 304–306.

[15] Этот эпизод вышел в 1993 г., так что он может быть отнесен уже к «позднему» Стар Треку.

[16] “The Humanist”, March/April 1991. В электронном виде: http://www.stjohns-chs.org/english/STAR_TREK/humanistinterview/humanist.html (дата доступа: 15.15.12)

[17] Kraemer R. S., Cassidy W., Schwartz S. L. Religions of Star Trek. Boulder, 2003. P. 5.

[18] Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 10. М., 1974. С. 470.

[19] Ницше Ф. Собрание сочинений. Т. 3. СПб, 2011. С. 22.

[20] Строго говоря, это второй пилотный эпизод: первый пилот, «The Cage», не был одобрен и на экраны вышел только в 1988 г.

[21] См.: Biderman Sh., Devlin W. J. The Wrath of Nietzsche // Star Trek and Philosophy. Chicago, 2008. P. 57.

[22] Ницше Ф. Собрание сочинений. Т. 4. СПб, 2011. С. 143.

[23] Мы говорим «видимо», потому что в действительности «Стар Трек» – произведение многих писателей и режиссеров, лишь в общих своих чертах направлявшийся Родденберри, поэтому его тексты порой разнообразны и противоречивы. Это делает Стар Трек многоликим и интересным для анализа и дискусии, поскольку иногда выводы, которые можно сделать из одного эпизода, могут не совпадать с выводами из другого.

[24] См.: Barad J., Robertson E. The Ethics of Star Trek. NY, 2001. P. 24 ff.

[25] О нем неплохо написано в русскоязычной Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Краусс,_Лоуренс_Максвелл

[26] Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч. 1. М.: «Мысль», 1965. С. 499.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9