Введение
В своем произведении православный философ Т.М. Горичева так охарактеризовала нашу современную, постмодернистскую эпоху: «Святое не исчезло, оно было лишь вытеснено, отодвинуто, спрятано. Демифологизировали мир так, что создавали другие мифы, рационализация неизбежно вела к иррациональному. И сегодня как раз самые "несвятые" вещи вдруг описываются языком религии»[1]. Действительно, современный человек, получивший от известного религиоведа М. Элиаде наименование «Homo Religiosus», находится в состоянии осознанного или неосознанного поиска сакрального с целью приобщения к оному. Часто, за неимением сакрального, человек обращается к «другому», к суррогату, симулякру сакрального, которых в популярной культуре огромное количество. Таковым суррогатом можно считать и популярный в современном обществе Джедаизм.
Можно сказать, что наименование данного феномена уже не вызовет удивление у современного человека. Космическая опера в шести кинофильмах Джорджа Лукаса известна сейчас большинству. «Звездные Войны» популярны в наше время. В скором времени, а точнее в декабре 2015 года, появится новый, седьмой эпизод, снятый правда уже не отцом всей гексалогии. При этом все не ограничилось лишь одним кинематографом: на данный момент существуют различные художественные произведения, компьютерные игры, мультипликационные фильмы и сериалы. Нет смысла сомневаться, что обширная и разнообразная вымышленная вселенная «Звездных Войн» оставила большой отпечаток в культуре современного человечества. Поэтому слово «Джедаизм» вызовет нужные и верные ассоциации. Однако определение данного феномена может вызвать затруднение. Исследуя Джедаизм, мы придем к выводу, что конкретной дефиниции не существует. Религиозное движение, жизненная философия, противопоставление традиционным религиям и государству, а так же простой фарс – все эти дефиниции применяют по отношению к Джедаизму. Какое же из определений отражает действительность?
Сразу отметим, что два последних определения мы подробно рассматривать не будем, поскольку они уже «отжили» свой век. Достаточно только сказать, что противопоставлению и фарсу было место в 2001 году, когда в Великобритании, Канаде, Австралии и Новой Зеландии проходила перепись населения. Именно тогда были полученные следующие данные: «70 509 человек, составляющие 0,37% австралийского населения на 2001 год, идентифицировали себя с религией джедаев из Звездных Воин <…> В Великобритании перепись 2001 года показывает, что 390 000 человек заявили, что являются последователями «веры» джедаев; это 0,7% британского населения»[2]. Что касается других стран, то в Новой Зеландии было зарегистрировано 53 000 человек[3], в Канаде 20 000[4], а в Шотландии 14 000[5]. В данном случае такой всплеск адептов Джедаизма был связан прежде всего с анонимным электронным письмом, призывающим всех, кто не принадлежит к какой-либо традиционной религии отметиться как джедай. Такие сообщения рассылались адресатам вышеперечисленных стран, и поэтому конкретно понять, где началась рассылка, определить сложно. Важно то, что суть этих писем одна: анонимный автор просил в переписи назвать себя джедаем либо серьезно, либо ради шутки. Поэтому, мы здесь согласимся с президентом австралийского фан-клуба Звездных Войн, который полагает, что «около 5 000 человек могут являться твердо убежденными людьми, исповедующими религию Джедаев»[6]. Другие же 50 000 фанатов идентифицировали себя с Джедаизмом ради забавы, а остальные 15 000 лишь из-за желания прекословить властям. Таким образом, мы видим, что в самом своем начале феномен Джедаизма в большинстве случаев имел бунтовщическое значение. Хотя это и не исключает того факта, что могли быть люди, относящиеся к Джедаизму более серьезно.
Серьезно настроенные последователи объявили о себе позже: Дэвид Линч, Дэниел Джонс и его старший брат Барни в 2007 году совместными усилиями создали сайт, а вместе с ним основали религию – «Церковь Джедаизма», именуемую так же международной. Вскоре за британскими (а точнее – валлийскими) джедаями последовали новые адепты со всего мира, создающие свои веб-сайты. Некоторые организации объявляли себя отделениями Британской Церкви, другие же следовали своим путем. Канадский Орден Джедаев даже добился официального признания в качестве некоммерческой религиозной организации как в Канаде, так и в США. Это позволяет всем последователям Канадского Ордена Джедаев исповедовать Джедаизм официально, а всем посвященным в особый духовный сан дает особые пастырские права[7]. Помимо канадских джедаистов государственное признание получили джедаи из Техаса, а точнее из города Бомонта. В наши дни последователей Джедаизма можно встретить в разных странах: в Бразилии, Новой Зеландии, Чехии, России, Шотландии. Все эти джедаистские организации могут различаться в структуре, устройстве, даже в некоторых взглядах, но всех их объединяет вера в Силу.
Смысл, вложенный автором
Невозможно, при всем отличии от оригинала, рассматривать Джедаизм без гексалогии Джорджа Лукаса и смысла, вложенного в эту гексалогию самим режиссером. Невооруженным глазом каждому видны в кинофильмах отсылки к религиям, отсылки к философским течениям, отсылки к разнообразным мифологиям. Все эти аллюзии не случайны. Джордж Лукас действительно воспользовался культурно-религиозным наследием многих народов при создании своего кино-шедевра. Вдохновил на такой ход Лукаса американский исследователь мифологии и друг режиссера Джозеф Кэмпбэлл, наиболее известный благодаря своим трудам по сравнительной мифологии и религиоведению. Именно его «Тысячеликий герой» (1949), а также другие исследования мифологии повлияли на такую эклектично богатую атмосферу «Звездных Войн».
Сам Джозеф Кэмпебл говорил, что все великие мифы народов, все великие истории древних времен должны воспроизводиться в каждом поколении. И Джордж Лукас следует словам, отмечая в интервью для апрельского номера журнала «Таймс»: «В "Звездных войнах" я специально стараюсь воспроизвести мифы и классические мифологические мотивы. Я хотел использовать эти мотивы, чтобы осветить вопросы, возникающие сегодня. Чем больше я их исследовал, тем сильнее я убеждался в мысли, что эти вопросы – те же, которые существовали 3 000 лет назад. Что эмоционально мы не ушли далеко от наших предков»[8]. Это воспроизводство хорошо прослеживается во многих героях или отрезках сюжета фильмов, например, злые персонажи: четко прослеживается, что образ Дарта Мола строился на христианских и индуистских образах, а также на чудовищах греческой мифологии. Или, например, сама структура героического мифа прослеживается на примере главного героя первых трех фильмов Люка Скайуокера: его история, как и история любого мифического героя, начинается с исхода, с зова к странствиям – принцесса Лея оставляет послание с просьбой о помощи. И тут же мы видим, как следует отвержение зова: Люк ссылается на нужду в помощи своим родственникам в уборке урожая. Спасение Оби-Ваном Кеноби Люка от песчаных людей – это сверхъестественное покровительство. Бегство же из Татуина – преодоление порога, прохождение стражи порога, которой в кинофильмах являются штурмовики. Преодоление порога – переход в сферу возрождения, ведущую к инициации. Часто эта идея символизируется образом лона в виде чрева кита. Герой, вместо покорения или умилостивления силы, бывает «проглочен китом» и попадает в неизведанное, представляясь умершим. Мусорный блок тюрьмы корабля в «Звездных Войнах» – это то мифическое чрево кита, которое поглощает Скайуокера. И такая тенденция продолжается и далее: инициация, возвращение – все это движется своим порядком на протяжении трех фильмов[9]. Наконец, можно увидеть и такие общие черты мифологии, как наставник (Оби-Ван), оракул (Йода), пророчество (Люк должен свергнуть Императора) и т.д. Исходя из всего этого, придем к выводу, что главной и единственной целью Дж. Лукаса была рецепция мифа, мифологии. Рецепция для современного поколения, способного воспринять древние образы, архетипы, заложенные в популярных героев. Поэтому в том же интервью режиссер отвергает идею, что его кинофильмы – глубоко религиозное творение.
Наоборот, он заявляет следующее: «Я не считаю "Звездные войны" глубоко религиозными. В моем понимании "Звездные войны" затрагивают вопросы, представленные в религии, и стараются извлечь из них суть, представить в более современной и более доступной форме – то, что в мире есть некая великая тайна. <…> Я внес Силу в кино для того, чтобы попытаться пробудить определенный вид духовности и у молодых людей – больший, чем вера в Бога, больший, чем вера в какой-либо религиозной системе. Мне хотелось сделать так, чтобы молодежь начла задавать вопросы о тайне. <…> Я не хотел вывернуть религию наизнанку. Я хотел по-другому объяснить религии, которые уже существуют. Я хотел выразить их все. <…> Я пересказываю старый миф на новый лад»[10]. А на вопрос, что если молодежь будет обращаться к фильмам в духовных, религиозных целях, а не к традиционным, организованным религиям, Лукас отвечает: «Ну, я надеюсь, что полностью до этого не дойдет; я думаю, для организованной религии есть место. Очень не хотелось бы оказаться в полностью светском мире, где развлечения заменяли бы духовные переживания»[11].
Итак, мы видим, что при съемках гексалогии Джордж Лукас стремился к рецепции разнообразных мифов: религиозность своего творения он отрицал и тем самым, в каком-то смысле, порицал возникшие в наше время религиозные организации и сообщества. Собственно, это особо не огорчает многих джедаистов, поскольку все чаще и чаще они отмежевывают себя от творчества Лукаса, выделяя себя как новую, не связанную с фантастикой философию или религию.
Джедаизм: религия или жизненная философия?
Определив, что Джедаизм на данный момент вряд ли может считаться обычным противопоставлением правительству и религиям или фарсом, и уж точно не является вымыслом Джорджа Лукаса, возникает справедливый вопрос: на какое место может претендовать Джедаизм в современном социуме? Является ли он жизненной философией, популярной у молодежи или религией? Отметим сразу, что Джедаизм объемлет сразу два понятия, причем последнее в большей степени. Начнем с того, что джедаисты не отрицают того, что «Джедаизм – в первую очередь, философия»[12]. Благодаря своему синкретичному наполнению, вмещающему в себя «индуизм, конфуцианство, буддизм, гностицизм, стоицизм, католицизм, даосизм, синтоизм, современный мистицизм, путь шаолиньских монахов, кодексы рыцаря и воинов самураев»[13], а также гуманистическому характеру, Джедаизм способен стать жизненной философией для многих молодых людей. Эта эклектичность, изобилующая восточными учениями, симпатична своей направленностью на самосовершенствование. Ко всему прочему, вышеприведенный источник говорит, что можно принадлежать к любой традиционной религии и следовать принципам Джедаизма без каких-либо обязательств. Таким образом, могут быть христиане-джедаисты или буддисты-джедаисты. По таким аспектам можно судить, что для определенного числа людей Джедаизм – лишь жизненная философия, которой человек руководствуется при жизни.
Прежде всего, отметим, что сами джедаисты именуют Джедаизм религией. Однако при определении Джедаизма как религии могут возникнуть некоторые трудности. Возникновение этих самых трудностей зависит от того, в каком смысле мы определим термин «религия». Руководствуясь в этом вопросе работой «Христианство и встреча мировых религий» немецкого протестантского теолога Пауля Тиллиха, можно говорить об узком и широком определении религии: «можно сузить понятие религии до cultus deorum (культа богов), исключая тем самым из сферы религии как домифологический, так и постмифологический периоды <…> Либо в понятие религии можно включить обе эти стадии, но тогда следует принять определение религии, где отношение с богами не выступают в качестве обязательного элемента. Можно пойти еще дальше и отнести к религии даже те секулярные движения, которые обнаруживают типичные черты настоящей религии, оставаясь в то же время явлениями совершенно иного порядка <…> Понятие религии, допускающее столь широкое толкование этого термина, состоит в следующем. Религия – это состояние захваченности предельным интересом, который делает все остальные интересы предварительными и содержит в себе ответ на вопрос о смысле жизни. Поэтому этот интерес, безусловно, серьезен и обнаруживает готовность пожертвовать любым конечным интересом, если он ему противоречит»[14]. В самом деле, если руководствоваться лишь узким определением, то будет непросто Джедаизм наделить таким определением, как религия. Прибегая же к терминологии Тиллиха, мы придем к выводу, что Джедаизм не столько религия, сколько квазирелигия. Следствие секуляризма, постмодерна, следствие эпохи потребления.
Квазирелигия – это всегда порождение секулярного. Еще в самом начале мы отмечали, что при отсутствии сакрального человек ищет себе подходящий суррогат, способный это сакральное заменить. Таким образом, посредством продукта популярной культуры, причастной секулярному, т.е. «Звездным Войнам» Джорджа Лукаса, сформировалась квазирелигия, именуемая Джедаизмом. Это удобная религия, религия потребления, соответствующая ценностям современного социума. Предельный интерес для такового – не столько Сила, сколько саморазвитие личности, достижения статуса сверхчеловека. В основном этот предельный интерес прикрыт некоторыми чертами обычной религии, о них мы упомянем ниже. Вполне возможен и некий религиозный опыт: об этом рассуждает австралийский исследователь религии, в особенности религии в современном мире, Адам Поссамей. В своем исследовании «Религия и популярная культура» он спрашивает: «Будут ли люди использовать развлечения как некий религиозный опыт?» и тут же отвечает на него: «эта тенденция, возможно, будет расти в ближайшем будущем»[15]. Далее А. Поссамей объясняет, что открыл три идеальных типа методов духовного развития личности: «первый тип – просвещенное развитие. Это стремление к прямому личному опыту Божественного внутри себя <…> Вторым типом является инструментальное развитие. Он ссылается на некоторые методы, которые индивид использует для того, чтобы улучшить самого себя и стать более эффективным и действенным в мирских занятиях <…> Третий тип развития – развлечение <…> другие будут участвовать в ряде практик [саморазвития – прим. Автора] лишь для хорошего времяпровождения»[16]. Эти три типа не исключают взаимной взаимосвязи: человек может совмещать сразу два или три типа методов духовного саморазвития. Поэтому, имея предельным интересом развитие своих духовных способностей, своего духовного «Я», человек может применять различные джедайские медитации или иные духовные практики, испытывая определенный религиозный опыт. Такие методы могут быть облечены и в развлекательную форму, как, например, фехтование русских джедаев на «световых мечах»: это занятие они также относят к духовной практике. При этом такие бои явно вызывают море позитивных эмоций и способствуют хорошему времяпровождению и общению. При всех параллелях с религиями традиционными Джедаизм до определения религии в узком понимании не дотягивает: самым удачным термином следует признать слово «квазирелигия», так как оно лучше отражает сущность этого феномена.
Джедаизм: доктрина и структура
Ранее упоминалось, что Джедаизм имеет сходства с традиционными религиями. Действительно, изучая подробно источники джедаистов, можно выделить определенную, хоть и местами поверхностную, доктрину и некую структуру. Джедаисты все больше и больше хотят походить на традиционные религии, поэтому в отдельных джедаистских церквях появляется своя иерархия, праздники и образовательные учреждения или курсы.
Доктрина представляет собой некоторые определения основных постулатов веры Джедаизма и различные кодексы, а также своды правил. Основополагающий термин – Сила, и разделение ее на Светлую и Темную стороны. Это – основа Джедаизма, понятие, объединяющее всех джедаистов. Определение Силы обычно берут прямо из кинофильма – «Энергетическое поле, которое создают все живые существа. Она окружает нас, проникает в нас, связывает Галактику воедино». Могут быть и немного иные трактовки, но смысл остается всегда одним – это энергия, способная творить, которая объединяет все живые существа. «Мы считаем, что нас всех связывает между собой Сила не только на уровне людей, но и на уровне животных и растений. Вот что объединяет нас, поэтому, когда мы умираем, мы считаем, что так же, как ваше тело переходит в почву, чтобы ее удобрить и дать дорогу новой жизни, так и ваша душа, а также дух переходят во Вселенную, объединенную потоком Силы, которая объединяет всех нас»[17]. Таким образом, получается пантеистическая система: все живое объединяет Сила и, умирая, это живое растворяется в Силе. Впрочем, адепты никогда не отрицают того, что многие аспекты учения уходят корнями в другие религиозные и философские системы.
Принципы джедаев строятся на терпении, взаимопонимании и гуманизме. Не будем конкретно цитировать все призывы к толерантности и прочим гуманистическим аспектам, поскольку таковых накопилось в большой массив различных кредо. Лишь вкратце укажем, что для джедаев священна и неприкосновенна человеческая личность, его свобода выбора, совести. Джедаи ратуют за общество, «где правит законодательство, основанное на разуме и сострадании, а не страхе или предрассудках»[18], за общество, где нет дискриминации. Ну и, конечно же, самосовершенствование, как физическое, так и духовное, причем последнее в приоритете.
Есть и определенные кодексы. Есть кодексы «каноничные», вышедшие из оригинальной вселенной «Звездных Воин»:
«Не эмоции, а покой.
Не неведение, а знания.
Не страсть, а безмятежность.
Не хаос, а гармония.
Не смерть, а Сила.
Нет эмоций – есть покой.
Нет неведенья – есть знание.
Нет страстей – есть ясность мыслей.
Нет хаоса – есть гармония.
Нет смерти – есть Великая Сила»[19].
Есть и собственные разработки, например, удачно переделанная техасскими джедаями молитва, приписываемая св. Франциску Ассизскому: «Я Джедай, орудие покоя. Туда, где есть ненависть, я должен принести любовь. Туда, где клевета, – оправдание. Туда, где сомнение, – веру. Туда, где отчаяние, – надежду. Туда, где тьма, – свет. И туда, где печаль, – радость»[20]. Также у тех же техасцев можно найти 16 учений и 21 принцип. В них описан образ настоящего джедая: нестяжательный или просто непривязанный к материальным благам, а также к людям, духовно развитый, терпеливый, не использующий в своих интересах свои способности (видимо, техасские джедаи не исключают какие-то особые джедайские навыки, даруемые силой), любящий и сострадательный, делающий добро во имя добра, хранитель мира, дисциплинированный, смиренный и благородный. Пожалуй, у техассцев самый подробный перечень доктрин и правил, так как на других Интернет-ресурсах подобной информации намного меньше. В целом, как мы видим, все абстрактно: Джедаизм либо не развил, либо просто не выдает непосвященным какие-то эзотерические и мистические подробности своего учения. Если опираться на русскоязычные источники, то к призывам к медитации прибавляется и фехтование на «световых мечах». Это одна из главных особенностей нашего русского Джедаизма: здесь «световой меч» имеет большое значение, без него Джедаизм не мыслится. А в целом все схоже: та же наполненность восточными религиозными и философскими учениями, ну и такие же общие гуманистические принципы.
Имеется у Джедаизма и определенная структура. Правда о таковой мало или почти ничего не написано в различных джедаистских Интернет-ресурсах: в основном богатую информацию предоставляют джедаи из Техасса[21]. У джедаистов в Техасе и Канаде, где Джедаизм официально зарегистрирован как некоммерческая религиозная организация, есть свои клирики, причем лицензированные (т.е. такие могут официально проводить церемонию бракосочетания): облеченный полномочиями (временная должность, степень, которая может совершать обряды, вроде брака), признанный служитель, дьякон, священник и епископ. В целом все эти степени джедайской иерархии ничем между собой не отличаются, кроме облеченного полномочиями и епископа: первый не имеет особой лицензии и полномочия его максимально ограничены, последний же имеет право поставлять новых служителей. В основном же служители нужны для того, чтобы совершать бракосочетания, принимать исповедь у паствы (исповедь у джедаистов ближе к понятию «помощь», т.к. понятия «грех» у них нет, т.е. если у человека есть духовная борьба или нужда в духовном руководстве, он направляется к священнику или дьякону) и следить за паствой, помогать ей советами. Все служители носят титул преподобный (reverend – стандартный титул священника в западных церквах). Чтобы стать священнослужителем, нужно иметь ранг Рыцаря Джедая (стандартные ранги, вроде Падавана, Рыцаря и Мастера также есть в Джедаизме) и окончить семинарию. Чтобы поступить в это учебное заведение, нужно обратиться к священнику. Обучение состоит из серии упражнений, требующих понимания различных тем, включая термины, вроде «богослужение» и «причастие», обязанностей служителя, а также духовных и социальных дискуссий. Судя по всему, в основном любое обучение у джедаев может проходить дистанционно, так как на любом Интернет-ресурсе можно получить разные комплекты обучающих материалов, хотя не исключено, что есть и какие-то обычные учебные заведения или курсы. По окончании обучения в семинарии обычно в онлайн-режиме проходит собеседование, в котором проверяется готовность будущего клирика. В случае успеха в том же онлайн режиме будет проведено посвящение, после которого за символичную плату высылается лицензия по почте. Для вступления в клир есть свой возрастной ценз – 16 лет. Сходство с христианской иерархией объясняется привычностью наименований для многих джедаистов. Над джедаистским духовенством стоит Синод: именно этот орган управляет клиром.
Для вновь пришедших есть программа инициации. Она охватывает широкий круг вопросов, от сравнительного религиоведения и медитации до физики и личных методов развития. Опытным джедаям позволительно взять в ученики юных учеников, т.е. есть институт ученичества. В Джедаизме присутствуют и праздники: «21 марта – День Признаний, праздник в честь друг друга и связей между всеми нами (также международный день Земли); 25 мая – День Джедаизма (Международный день джедаев); 21 сентября – День Гармонии, праздник в честь мира и связи джедаистов с Силой (также Всемирный День Мира); 31 октября – День Памяти, праздник в честь всех ушедших обратно в Силу (т.е. умерших) (также Хэллоуин); 25 декабря – годовщина Храма, день его основания (также Рождество); 31 декабря – День Размышления, праздник в честь прошлого и будущего джедаиста (также Новый Год)»[22].
Верховным органом управления, присутствующим, по-видимому, во всех джедайских церквах и орденах является Совет. Он имеет развитую структуру: есть президент, пасторы, библиотекари и прочие должности. Совет отвечает за общее управление, а также за верховный суд. В целом, как мы видим, Джедаизм, если не повсеместно, то в частности имеет более-менее стройную структуру и сформировавшуюся доктрину, но в целом единства нет. Эти черты очень сближают его с традиционными, организованными религиями, делая Джедаизм также религией в глазах последователей.
Заключение
Джедаизм – яркий пример квазирелигии. А. Кырлежев в своей работе «Постсекулярная эпоха» охарактеризовал постсекулярную религиозную ситуацию (а постсекулярная эпоха – наша современная эпоха) такими аспектами: «вариативность, синкретичность, неопределенность (размытость)»[23]. Эта характеристика в точности соответствует Джедаизму, поскольку он – явление постсекулярное и квазирелигиозное. Происхождение от секулярного явления, от популярной культуры, а также характерная синкретичность вместе с вариативностью и размытостью делают этот феномен квазирелигией, религией потребления. Люди, жаждущие сакрального, при отсутствии оного прибегают именно к таким явлениям, как Джедаизм. Однако сами джедаисты идентифицируют Джедаизм с религией, или, в крайнем случае, с жизненной философией: теперь вряд ли можно помыслить это каким-то банальным противопоставлением традиционным религиям и правительству, или фарсом, шуткой. Современные джедаи серьезно настроены жить по догмам своего учения.
На религию же в традиционном смысле, в узком понятии Джедаизм претендовать не может. Во-первых, из-за своего секулярного происхождения. Именно благодаря ему мы смело можем признать квазирелигиозность феномена. К тому же, сам Джедаизм не имеет целостности, единства: несмотря на некоторые объединяющие факторы, в большинстве случаев все джедайские организации имеют существенные отличия в структуре, а иногда и в доктринальной части. Все это находится в развитии. Возможно, в будущем Джедаизм станет более целостным, стройным, что, конечно же, маловероятно из-за сущности феномена, но на данный момент он остается таким же разрозненным и разнообразным.
В общем, Джедаизм – явление удобное, соответствующее современной эпохе, поскольку из-за своей вариативности и синкретичности человеку выгодно и удобно идентифицировать себя джедаем. Здесь может быть все: от развлекательных элементов до медитации и мистицизма. Джедай осознает свою принадлежность к религии и на уровне подсознательного удовлетворяется тем, что приобщается к суррогату сакрального. Именно этими факторами и обусловлен успех этой квазирелигии.
[1] Горичева Т.М. Православие и постмодернизм / Т.М. Горичева. – Ленинград: Издательство Ленградского университета, 1991. – с. 9
[2] Possamai A. Religion and Popular Culture / A. Possamai. – Brussels: P.I.E. Peter Lang, 2005. - p. 72 - 73
[3] A. Perrott Jedi Order lures 53,000 disciples // Сайт «The New Zealand herald». URL: http://www.nzherald.co.nz/nz/news/article.cfm?c_id=1&objectid=2352142 (дата обращения 25.12.14)
[4] S. Mertl The Force apparently weakening in Canada as number of Jedi declines // Сайт «Yahoo CA News». URL: https://ca.news.yahoo.com/blogs/dailybrew/force-apparently-weakening-canada-number-jedi-declines-185643833.html (дата обращения 25.12.14)
[5] Complete data for the: Q13 'Another Religion' (Current Religion) and Q14 'Another Religion' (Religion of Upbringing) write-in boxes, Scottish Census of 2001 // Сайт «The Scottish Pagan Federation». URL: http://www.scottishpf.org/data.html (дата обращения 26.12.14)
[6] Цит. по: Possamai A. Religion and Popular Culture / A. Possamai. – Brussels: P.I.E. Peter Lang, 2005. - p. 73.
[7] News // Сайт «Order of the Jedi». URL: http://www.orderofthejedi.org/news/ (Дата обращения 27.12.14)
[8] B. Moyers Of Myth and Men // Сайт «Time». URL: http://content.time.com/time/magazine/article/0,9171,23298-1,00.html (дата обращения 27.12.14)
[9] О других шагах этого героического пути можно прочитать в вышеупомянутой работе Дж. Кэмпбэлла «Тысячеликий Герой».
[10] B. Moyers Of Myth and Men // Сайт «Time». URL: http://content.time.com/time/magazine/article/0,9171,23298-2,00.html (дата обращения 27.12.14)
[11] Там же.
[12] Jediism // Сайт «Order of Jedi». URL: http://www.orderofthejedi.org/home-2/ (дата обращения 28.12.14)
[13] Possamai A. Religion and Popular Culture / A. Possamai. – Brussels: P.I.E. Peter Lang, 2005. - p. 74
[14] Тиллих П. Избранное: Теология культуры. Пер. с англ. / П. Тиллих. – Москва: Юрист, 1995 – с. 398-399.
[15] Possamai A. Religion and Popular Culture / A. Possamai. – Brussels: P.I.E. Peter Lang, 2005. - p.75
[16] Там же. – с. 75-76
[17] About the Church of Jediism // Сайт «Church of Jediism». URL: http://www.churchofjediism.org.uk/about.html (дата обращения 29.12.14)
[18] Doctrine of the Order // Сайт «Temple of the Jedi Order». URL: http://www.templeofthejediorder.org/doctrine-of-the-order (дата обращения 29.12.14)
[19] Doctrine of the Order // Сайт «Temple of the Jedi Order». URL: http://www.templeofthejediorder.org/doctrine-of-the-order (дата обращения 29.12.14)
[20] Там же.
[21] Сайт техасских джедаев: http://www.templeofthejediorder.org/
[22] Frequently asked questions // Сайт «Temple of the Jedi Order». URL: http://www.templeofthejediorder.org/faq (дата обращения 29.12.14)
[23] А. Кырлежев Постсекулярная эпоха // Сайт: «Журнальный зал». URL: http://magazines.russ.ru/continent/2004/120/kyr16.html (дата обращения 09.01.15)