Отражение методики внутренней миссии (катехизации) в современных источниках
Проректор по учебной работе Ташкентской духовной семинарии, председатель Просветительского отдела Ташкентской и Узбекистанской епархии протоиерей Сергий Стаценко в публикуемой статье предлагает обзор наиболее известных и получивших широкое распространение работ представителей церковной иерархии, богословов, практикующих миссионеров и специалистов по миссиологии, где приводится описание методов проведения внутренней миссии. Данный материал написан с тем, чтобы помочь читателю в поисках методических указаний по проведению катехизаторской работы.
Статья

Специфичность тематики, посвященной обзору методов практической катехизации, часто налагала на нее своего рода идеологическое табу, так как современные стереотипы, бытующие среди значительной части духовенства и мирян, не позволяют «спуститься» до понятия «метода», который, на взгляд некоторых представителей церковного сословия, слишком техничен и «отдает сектантством»[1]. По всей видимости, в том числе и по этой причине в настоящее время не существует специальных работ, целиком и полностью посвященных методическому проведению воцерковления людей, исторически принадлежащих к православной традиции.

Автор настоящей работы поставил перед собой задачу сделать обзор по наиболее известным и получившим широкое распространение работам представителей церковной иерархии, богословов, практикующих миссионеров и специалистов по миссиологии, где приводится описание методовпроведения внутренней миссии. Цель настоящей работы – помочь читателю в возможных поисках методических указаний по проведению катехизаторской работы.

 

Источники по истории миссии

Имеющим историческую ценность является оригинальный катехизаторский проект учреждения общежительных воспитательных монастырей для детей и юношества, где подрастающее поколение получало бы образование и воспитание в религиозном духе благочестия  и порядка, изложенный в работе «Мысли об улучшении воспитания общественного в духовном звании» преподобного Макария (Глухарева). Принцип воцерковления построен на воспитании в закрытом монастырско-учебном заведении[2].

Труд И.К. Смолича «История Русской Церкви»[3], где значительная часть содержания посвящена истории внутренней и внешней миссии в синодальный период, приводит глубокую характеристику этого времени и обобщает большой статистический материал. Но опять же этот труд имеет ценность для рассматриваемой темы в качестве только лишь исторического обзора. Речь о нем идет по той причине, что в ней присутствует созвучный теме раздел «Внутренняя миссия» главы «Миссионерство», который практически не затрагивает вопросов повторной христианизации, а рассказывает о миссионерской деятельности среди народов на внутренних территориях Российской Империи. Большее отношение к теме работы имеет параграф «Борьба против сектантства», рассказывающий о методах апологетической работы, и параграф «Отношение Русской Церкви к протестантизму. Взаимоотношения с Англиканской Церковью и старокатоликами», где говорится о методах полемики с протестантами и о церковной политике по русификации и обращению в Православие прибалтийских народов, а также о диалоге Русской Православной Церкви с англиканами и старокатоликами, с целью перевода их в унию с православными.

Книга А.Б. Ефимова по истории миссии, проводимой Русской Православной Церковью, тему внутренней миссии отражает в разделе, посвященном просветителю поволжских народов Н.И. Ильминскому[4].

 

Учебные пособия и дополнительные источники по учебному курсу миссиологии

В учебнике по миссиологии[5], выпущенном Белгородской Духовной семинарией, тема внутренней миссии частично отражена в историческом разделе, где рассказывается о противостоянии экспансии католицизма православными братствами в Литве и Южнорусских землях, а также в разделе, повествующем о деятельности Н.И. Ильминского, посвятившего свою жизнь работе по удержанию в христианском исповедании крещеных татар. В методологическом разделе учебника приводятся описания методов диспутов с протестантами, работе со СМИ, миссионерскому (читай – катехизаторскому) служению в молодежной среде, среди заключенных, описаны принципы построения миссионерских экспедиций, даны практические рекомендации работы миссионера со СМИ.

Во втором издании этого же учебника практически исключена историческая часть, посвященная миссии, но существенно расширен методологический блок, наполненный рекомендациями по практическим вопросам миссии и катехизации[6].

Курс лекций по православной миссиологии преподавателя Киевской Духовной академии В.М. Чернышева[7], имеющий больше публицистический характер, направлен на описание психологических особенностей некоторых категорий людей, к кому потенциально обращена проповедь, а также даются советы для различных ситуаций в миссионерской работе. В этой работе рассматриваются практические вопросы просветительского служения в среде наркозависимых и в пенитенциарных учреждениях.

Прямое отношение к теме данной работы имеет коллективный труд Ю.С. Белановского, А.В. Ракушина, А.А. Шестакова – учебное пособие для учащихся катехизаторских и миссионерских курсов «Общие вопросы катехизации на современном этапе», которое все же не может служить базовым пособием по теме. В этом труде в основном проводится обзор общих принципов и вопросов, которые требуется облечь в методические рекомендации, происходит только постановка задач катехизации.

Подобное же значение имеет книга словацкого православного богослова, протоиерея Яна Зозуляка[8], где представлена историческая часть, обзор трудов по катехетике и пастырско-богословские принципы организации катехизации.

 

Фрагментарное освещение темы внутренней миссии

Разрозненные описания современных методов проведения катехизаторского служения находятся в различных изданиях миссионерской тематики, а также в печатной и Интернет-публицистике по общецерковным вопросам.

Преподобный Иустин (Попович) в работе «Внутренняя миссия нашей Церкви», выполненной в форме проповеди-воззвания, приводит несколько аскетических принципов, которые через личный подвиг просветителя позволят полноценно осуществить внутреннюю миссию. « Воспламенить подвижничество личное и соборное – это должно быть внутренней миссией нашей церкви в нашем народе »[9].

Протодиакон Андрей Кураев, позиционирующий себя миссионером, обращается с устной и письменной проповедью к слушателям, проживающим на канонической территории Русской Православной Церкви, что, по сути дела, означает деятельность по катехизации православного населения. Его работы, посвященные вопросам миссионерства, как описывают уже действующие методы катехизации, так и представлены в виде пока не реализованных идей. Работы этого автора отличает апологетическая направленность, что имеет отношение к теме внутренней миссии[10], а также популярное изложение для широкой публики православного вероучения и отражение позиции Церкви относительно различных общественных явлений[11]. Кроме этого протодиакон Андрей проводит работу по христианской интерпретации для широкой читательской аудитории современного художественного творчества, литературных произведений и видеопродукции[12].

Среди последних работ протодиакона Андрея Кураева необходимо выделить книгу «Перестройка в Церковь», которая названа им «эскизом семинарского учебника по миссиологии». Данная работа органично объединяет в себе ряд фрагментов из ранних работ автора и новых мыслей по вопросам миссионерства. Книга выдержана в публицистическо-полемическом жанре. Большое значение имеет то, что практически весь материал книги обращен к проблемам Русской Православной Церкви, что позволяет назвать книгу не собственно миссионерской, а катехизаторской. В книге авторитетным мнением автора также обозначена проблема исторического отсутствия описания методов проведения миссии: «Факты миссии, несомненно, в истории Церкви были, но отчего они не фиксировались? А если и обращали на себя внимание хронистов – то своим результатом, но не своим методом»[13] (подчеркнуто автором работы – прот. С.Ст.). Но жанр книги протодиакона Андрея подразумевает размышления о миссионерской стратегии и мало касается конкретных тактических приемов. Представляющая наибольшую для работы ценность глава «Миссионерский приход» включает в себя предполагаемую, но еще не реализованную методологию проведения катехизации, хотя встречаются описания уже действующих методов, что позволяет использовать книгу в качестве одного из источников в исследованиях по методике катехизации.

Еще одним, несомненно, удачным катехизаторским творением протодиакона Андрея является созданный относительно недавно им учебник для 4-5 классов средней школы «Основы православной культуры»[14]. «"Получился очень хороший учебник, который не оставит современного четырех-пятиклассника равнодушным к тому, что там написано", - сказал епископ Зарайский Меркурий… По мнению владыки, авторами учебника "был избран очень удачный подход к изложению материала, учтены все замечания"»[15].

Достаточно большой массив информации в виде разрозненных упоминаний по различным направлениям катехизаторской работы представлен в первом томе «Научно-богословских трудов по проблемам православной миссии», изданных в Белгороде[16].

В документально-литературном сборнике «Это я, Господи…» в форме очерков приводятся сведения о методах катехизации детей и молодежи через военно-патриотическое воспитание и спорт, рассказывается о методах реабилитации людей, страдающих наркоманией и алкоголизмом, выходцев из мест заключения, беспризорников и т.д.[17]

Некоторых вопросов внутренней миссии касается работа Иакова Стамулиса «Восточно-православное богословие миссии сегодня», опубликованная в русском переводе первоначально в сборнике под редакцией протоиерея Владимира Федорова[18], а затем в самостоятельном издании[19].

Примеры катехизации и некоторые методы ее проведения приведены в работе социолога Н.И. Митрохина о современном состоянии и проблемах Русской Православной Церкви[20]. Текст этой работы отличается критичностью подхода и оценки жизни и деятельности Русской Православной Церкви, но вследствие добросовестности и масштабности проведенного исследования он содержит ценные данные по теме катехизаторской работы, проводимой нашей Церковью.

 

Пастырское богословие и практическое руководство для пастырей

В качестве эпизодических теоретических наработок по практической катехизации можно указать на различные разделы пособий, конспектов лекций и других материалов по Пастырскому богословию. Приведем несколько показательных примеров.

Так, в курсе Пастырского богословия архимандрита Константина (Зайцева)[21], которое преподавалось в постреволюционные годы в эмиграции, тема поддержки веры и возвращения отражена в лекциях под многозначительными названиями: «Центральное место пастыря. Пастырь и народ», «Проблема прихода», «Бытовой облик русского батюшки», «Целостность пастырского сознания», «Проповедь» и «Законоучительство». Тема возвращения к истокам в данном труде увязана с темой духовного кризиса в России, причины которого разбираются с точки зрения пастырского служения, даются предостережения и некоторые советы в области пастырской практики, педагогики и постановки духовного образования.

Известный исповедник прошлого столетия архимандрит Тихон (Агриков) в третьей части курса лекций по Пастырскому богословию[22], затрагивая практическую сторону пастырского служения, дает конкретные методические рекомендации будущим пастырям. В главе «Пастырь-учитель» в разделе «Метод» даются актуальные для современности рекомендации по формам и способам подачи проповеди, с предостережением против «бездушного академизма»; в разделе «Вхождение пастыря в круг интересов пасомых» той же главы автор призывает следовать по пути социального служения на основе заповедей Христовых, и кроме этого преподает навыки миссионерской работы на индивидуальном уровне.

 

Научные работы

Из научных работ по пастырскому богословию и миссиологии можно указать на ряд трудов воспитанников и преподавателей духовных академий, которые касаются темы внутренней миссии. Так, работа иеромонаха (ныне игумен) Пантелеимона (Бердникова)[23] затрагивает тему внутренней миссии в богословском обосновании, а также в историческом разделе, посвященном деятельности Казанской Духовной академии и миссии среди крещеных татар Н.И. Ильминского. Особую ценность для темы у о. Пантелеимона имеют разделы, посвященные систематизации принципов современного благовестнического служения. Работа священника Сергия Бабурина посвящена отдельному аспекту катехизации – пастырскому попечению о молодежи[24], работы В. Шматько[25], И. Ходыкина[26], священника Олега Скомороха[27] – пастырскому попечению и религиозному образованию лиц, находящихся в местах заключения. Работа священника Владислава Гусара рассказывает уже о методах организации миссионерско-просветительской работы на епархиальном уровне[28]. Специфической теме православного духовного воспитания в дошкольном возрасте посвящена работа священника Александра Кошкина[29]. Катехизация в образовательной сфере, в частности в средней школе, отражена в работе священника Дионисия Ашимова[30]. Миссии Церкви в контексте современной культуры посвящена работа С. Рошки[31]. Организации приходской миссионерской деятельности посвящена дипломная работа К. Виноградова[32]. Проблеме и практическим методам реабилитации пострадавших от сект и оккультных групп посвящена дипломная работа протоиерея Олега Стеняева[33].

 

Официальные документы и выступления

Постановке проблемы о необходимости миссионерского делания, и в частности внутренней миссии, посвящены многочисленные интервью, выступления и публикации Предстоятелей Русской Православной Церкви, иерархов и священнослужителей[34]. Миссия Русской Православной Церкви в современном мире, где обозначены проблемы собственно внутренней миссии, была даже темой отдельного выступления покойного Патриарха Алексия II[35].

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), издавший монографию «Русская православная церковь на Аляске до 1917 года»[36], говорит о своем труде как о практическом пособии для современных миссионеров, где исторический опыт противостояния иностранным миссионерам и опыт создания приходских братств и обществ трезвости может быть востребован сегодня[37].

 

Практические наработки

Описание конкретных методов проведения внутренней миссии в собственной приходской деятельности содержится у председателя синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, известного московского священника протоиерея Димитрия Смирнова[38], который помимо этого стал к настоящему времени «знаковой фигурой масс-медиа», будучи ведущим программ на радиостанции православного вещания «Радонеж», а также регулярно выступая в телепередачах, что само по себе является эффективной формой катехизации[39].

Теоретические изыскания и богатый практический опыт отражены в сборнике материалов в помощь при организации служения в местах лишения свободы «Тюремное служение Русской Православной Церкви», подготовленный на основе курсовой работы протоиереем Олегом Скоморохом и Пономаревой Н.В. и изданный Синодальным Отделом Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Следует отметить присутствие в сборнике проверенных на опыте систематических сведений по правоведению, психологии, по вопросам нравственности, сугубо практических моментов и разбор типичных ошибок, связанных с миссионерским служением среди заключенных[40].

Формой коллективного осмысления проблем современной катехизации, где отражен и наработанный методологический опыт проведения данного служения, явилось проведение Круглого стола «Катехизация в современной Церкви: вопросы, опыт, пути развития» 29 ноября 2007 г., организованного синодальным Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи. Содержание выступлений на круглом столе носило в основном характер формулирования насущных проблем катехизации и стратегических направлений их решений, но одновременно с этим проходил обмен опытом практической помощи в духовном становлении воцерковляющихся христиан[41].

Замечательными по пастырскому духу и по значимости обобщенного опыта являются труды приснопоминаемого протоиерея Глеба Каледы. В его книге «Домашняя Церковь» о. Глеб делится опытом воцерковления семьи и детей в частности, что в настоящее время имеет особую актуальность[42]. Протоиерей Глеб Каледа также оформил в виде книги свой опыт пастырского служения в местах заключения[43]. Большое отношение к теме практики воцерковления имеет работа о. Глеба, посвященная постановке современного православного образования, направленного на полноценное и правильное возращение людей в Церковь[44].

 

Периодика, Интернет

Большой пласт несистематизированной информации по современной катехизации в Церкви содержится в современных центральных и епархиальных периодических изданиях Русской Православной Церкви.

С 1995 года под редакцией архиепископа Иоанна Белгородского и Старооскольского выходит журнал «Миссионерское обозрение», обобщающий исторический материал по миссии, с публикациями на актуальные темы современной миссии и катехизации, поднимаются вопросы апологетического противостояния новым религиозным движениям[45].

«…Качественные периодические издания миссионерского характера  являются ценным источником для изучения и распространения опыта взаимодействия с аудиторией. Например, в возможной полноте реализуют свои функции журналы "Фома" и "Нескучный сад". Аудитория первого издания – невоцерковленная, сомневающаяся в истинах веры, но стремящаяся к ней. Читатели "Нескучного сада" – круг "тех людей, которые понимают, что делами милосердия можно избавиться от страстей, научиться состраданию, научиться любви"…  Однако оба издания  стремятся «показать красоту православия», положительного содержания христианской веры и его созидающей силы для духовно – нравственного обновления общества… В соответствии со своей целевой задачей  "Фома"  стремится бороться с "музейностью" Православия, давая возможность  "сомневающимся" понять, как  вера проявляется в жизни обыкновенных людей, которые составляют и большинство  аудитории. Социальный журнал "Нескучный  сад" видит свое  миссионерское  назначение в проповеди "добродетели милосердия"  и организации  "дел милосердия"»[46].

Периодически в различных  изданиях, в том числе и нецерковного характера, могут появляться публикации, отражающие актуальную тематику внутренней миссии и методов ее проведения. Примером подобной публикации является беседа о развитии современной православной миссии с заведующим Миссионерским отделом МДАиС иеромонахом (ныне игуменом) Пантелеимоном (Бердниковым), где рассказ ведется о миссионерских методах, практикуемых в исторически православной среде[47]. Очевидно, что в подобных публикациях под словом «миссионерство» подразумевается внутренняя миссия.

Особого внимания требует информация о методах проведения катехизации, выложенная в сети Интернет. Практически каждый православный сайт или портал в той или иной мере отражает эту тематику. Причем эта информация начинает приобретать черты системности как в своем изложении, так и в тематическом  расположении. Примером может служить научно-богословский портал «Богослов.Ru»[48], где тематика катехизации представлена преимущественно на научном уровне. Другой характерной особенностью православных Интернет-СМИ является изложение методов в виде новостных блоков или расширенных репортажей, посвященных какой-либо проведенной акции. По такому принципу построена, например работа официального информационного ресурса Миссионерского отдела Московского Патриархата Русской Православной Церкви – портала «Миссия.ru». Специального Интернет-ресурса, построенного по принципу накопления практического опыта проведения внутренней миссии или катехизации в масштабах всей Русской Православной Церкви, на сегодняшний день не имеется.



[1] Автору неоднократно приходилось встречать подобные взгляды в среде как пожилых, так и молодых священнослужителей, а также среди мирян, говоривших о «неблагозвучии» данного термина. Более объективных аргументов высказано не было.

[2] Ефимов А.Б., Стриганова М.И. Мысли преподобного Макария (Глухарева) об улучшении воспитания в духовном звании. М., ПСТГУ, 2008.

[3] Смолич И.К.История Русской Церкви. 1700-1917. Ч. 2. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1997 г.

[4] Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М., ПСТГУ, 2007.

[5] См: Миссиология. Учебное пособие Белгородской Православной Духовной семинарии. Издательство Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), 2009.

[6] См: Миссиология. Учебное пособие Белгородской Православной Духовной семинарии. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М., Миссионерский отдел Московского патриархата. 2010.

[7] Чернышев В.М. Миссиология. Курс лекций по православной миссиологии для духовных школ. С-Пб, издание Общества любителей православной литературы, издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2010.

[8] Зозуляк Ян, протоиерей. Катехетическая миссия Церкви. Киев, «Пролог», 2008.

[9] Преподобный Иустин (Попович). Внутренняя миссия нашей Церкви. //  Интернет-портал «Миссия. ru»: http://portal-missia.ru/node/39.

[10] Кураев Андрей, диакон. Протестантам о православии. Наследие Христа; Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и Православии; Оккультизм в Православии; Уроки сектоведения; Христианин в языческом мире или о наплевательском отношении к порче; Второе пришествие апокрифов. Проповедь о «порче» вместо проповеди о Христе. // Электронные версии доступны на сайте: www.kuraev.ru.

[11] Кураев Андрей, диакон. Церковь в мире людей; Почему православные такие? Неамериканский миссионер; Ответы молодым.

[12] Кураев Андрей, диакон. Школьное богословие; «Мастер и Маргарита»: за Христа или против?

[13] Кураев Андрей, протодиакон. Перестройка в Церковь. М., Центр библейско-патрологических исследований, 2009. С. 280.

[14] Кураев Андрей, протодиакон. Основы православной культуры. Учебник для 4-5 классов. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010.

[15] См. «Председатель синодального Отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата назвал учебник протодиакона Андрея Кураева по основам православия "очень удачным"» // «Интерфакс-религии» – Интернет-сайт: http://www.interfax-religion.ru/?act =news&div=33593.

[16] Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. Белгород, Издательство миссионерского отдела Русской Православной Церкви, Т. I-II, 1999. Т. I.

[17] Полынский А.В. «Это я, Господи!» Записки очевидца. Авторский сборник статей. М., «Русский дом», 2006.

[18] Православная миссия сегодня. Сборник тестов по курсу «Миссиология» для православных духовных школ и богословских учебных заведений. Составитель – протоиерей Владимир Федоров.Издательство «Апостольский город», С-Пб, 1999.

[19] Стамулис Иаков . Православное богословие миссии сегодня. М., Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского института. 2002.

[20] Митрохин Н. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., «Новое литературное обозрение», 2006.

[21] Константин (Зайцев), архимандрит. Пастырское богословие. Курс лекций, читанный в Свято-Троицкой Духовной Семинарии. Электронная версия. Загружено с электронной библиотеки «Благовещение»: http://www.wco.ru/biblio.

[22] Тихон (Агриков), архимандрит. Пастырское богословие. Курс лекций для студентов Московской Духовной Академии. Электронная версия.

[23] Пантелеимон (Бердников), иеромонах. Православная миссия – история и принципы организации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. МДА, Сергиев Посад, 1999.

[24] Бабурин Сергий, священник . Пастырское окормление молодёжи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. МДА, Сергиев Посад, 2001.

[25] Шматько В. Опыт построения курса «Основы Православия» для катихизации в системе пенитенциарных учреждений. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. МДА, Сергиев Посад, 2002.

[26] Ходыкин И. Миссионерское служение в местах лишения свободы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. МДА, Сергиев Посад, 2001.

[27] Скоморох Олег, священник. Пастырское служение в тюрьме в настоящее время. Курсовая работа. С-ПбДА, С-Пб, 1998.

[28] Гусар Владислав, священник. Организация миссионерско-просветительской деятельности в епархии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. МДА, Сергиев Посад,  2007.

[29] Кошкин Александр, священник. Религиозно нравственное воспитание детей в дошкольных учреждениях. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. МДА, Сергиев Посад,  1997.

[30] Ашимов Дионисий, священник. Опыт построения курса «Основы Православия» в старших классах средней школы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. МДА, Сергиев Посад, 2000.

[31] Рошка С. Миссия благовестия Церкви в контексте современной культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. МДА. Сергиев Посад. 2000.

[32] Виноградов К. Организация миссионерской деятельности на приходе. Дипломная работа. МДС, Сергиев Посад, 2004.

[33] Стеняев Олег, протоиерей. Реабилитация лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религий. Дипломная работа. Дипломная работа. МДА, 2007.

[34] Как пример можно привести доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на епархиальном собрании г. Москвы 23 декабря 2009 г., где неоднократно выделяется необходимость проведения миссионерской и катехизаторской работы и подготовки соответствующих кадров. См сообщение на Интернет-портале «Интерфакс-религии»: http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=971.

[35] См. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. О миссии Русской Православной Церкви в современном мире. Речь на торжественном акте по случаю присвоения доктора богословия honoris causa в Тбилисской Духовной академии. // Православная миссия сегодня.  Сборник текстов по курсу «Миссиология» для православных духовных школ и богословских учебных заведений. Составитель – протоиерей Владимир Федоров. Издательство «Апостольский город», С-Пб, 1999.

[36] Климент (Капалин), митрополит. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года.

[37] См. сообщение от 15 января 2009 г. «Митрополит Климент считает важным изучать опыт православия на Аляске» // «Религия и СМИ» - Интернет-портал: http://www.religare.ru/2_61245.html.

[38] См. Смирнов Димитрий, протоиерей. Миссионерство на приходе // Научно-богословские труды по проблемам православной миссии, Белгород, Издательство миссионерского отдела Русской Православной Церкви, Т. I-II, 1999. Т.I.; Смирнов Димитрий, протоиерей. Некоторые мысли о катехизации в современном мире. Выступление на Круглом столе «Катехизация в современной Церкви: вопросы, опыт, пути развития» 29 ноября 2007 г.: http://www.cdrm.ru/project/29-11-07/smirnov.htm.

[39] См. аудиоархив сайта «Радонеж.ру»: http://tv.radonezh.ru/audioarhiv01/smirnov;  архив MP3 записей сайта «Предание.ру»: http://www.predanie.ru/mp3.

[40] Тюремное служение Русской Православной Церкви. Сборник материалов в помощь организации служения в местах лишения свободы. Составители: протоиерей Олег Скоморох, Пономарева Н.В. Издание Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями М, 2009.

[41] См. дайджест Фролова Кирилла «Миссиофобия – новый вызов православному возрождению»; см. также сайт Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи: http://conf.cdrm.ru.

[42] Каледа Глеб, протоиерей, профессор. Домашняя Церковь. М., Издательство Зачатьевского монастыря, 2001 г.

[43] Каледа Глеб, протоиерей. Остановитесь на путях ваших (Записки тюремного священника). М., 1995.

[44] Каледа Глеб, протоиерей. Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях. Электронная версия. Загружено с: http://www.cdrm.ru/project/29-11-07/kaleda1.htm

[45] См. Журнал «Миссионерское обозрение», издания Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью).

[46] Костикова Н.А. Миссионерский потенциал качественных церковных изданий. Сообщение от 30 января 2007 г // Сайт общества «Радонеж», раздел «Аналитика»: http://www.radonezh.ru/analytic/articles//?ID=2170.

[47] См. Порхун Н. Хобби или пастырский долг? // Православие и современность № 4, 2007 г.: http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4805&Itemid=300.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9