Методы катехизации на приходе
Постоянный автор портала председатель Просветительского отдела Ташкентской и Узбекистанской епархии, проректор по учебной части Ташкентской Духовной семинарии протоиерей Сергий Стаценко делает попытку систематизации опыта катехизации в рамках прихода, а также предлагает советы по решению возникающих при поведении подобной деятельности практических задач. Особое внимание автора уделено освещению практики проведения огласительных бесед на примере их осуществления в Ташкентской и Узбекистанской епархии.
Статья

В структуре Русской Православной Церкви храмовый приход является основной первичной единицей. Согласно Уставу нашей Церкви, «Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме»[1].

Исходя из этого определения, является очевидным, что именно приход должен быть основой воцерковления всех людей, отождествляющих себя с православной традицией. «В первую очередь, местом приложения миссионерских усилий должен быть приход. Приход – это наибольшая драгоценность, которую имеет Церковь. Приход объединяет единомышленников, верующих людей именно там люди, объединяясь вокруг престола Божия, становятся единым телом, причащающимся от единого Тела и Чаши. Эта мистическая сила, соединяющая людей во единое тело, не может испаряться после того, как человек выходит из храма. ...И то, чем все мы сегодня озабочены... – это как раз желание найти правильные способы и средства обнаружения в реальной жизни подлинного мистического единства, которое обретают люди, причащаясь от одного Хлеба и от одной Чаши»[2].

Раскрывая тему актуальности миссии на приходе, важно исходить из такой особенности человеческого бытия, которая выражается древним богословским принципом: «что не воспринято – то не уврачевано». То есть наилучшими катехизаторами могут быть только те, кто сам прошел все этапы воцерковления, твердо стоит в исповедании Христа и готов поделиться этим исповеданием и своим опытом с ближними. Такие люди в обилии могут «генерироваться» только на православном приходе.

 

Особенности жизни в коллективе

Говоря о приходской общине, необходимо обратиться к особенностям поведения и восприятия людей, составляющих коллективы, что, на взгляд автора, позволит с большим пониманием отнестись к последующему содержанию. В этих же рассуждениях можно вывести некоторые принципы, позволяющие более эффективно вести работу в сообществах людей.

Коллективы могут возникать временно, в какой-либо ситуации; людей может объединить формальное указание от начальствующих; коллектив может возникнуть «снизу» путем самообразования. Сами законы человеческой жизни говорят о том, что человек не может жить вне коллектива, и если его образ жизни не позволяет проводить совместного существования с другим личностями, то человек ищет для себя формы псевдоколлективной жизни, где он каким-то образом вовлечен в общее делание, и при этом преодолевает чувство одиночества[3].

Если вдруг новообразованный коллектив не имеет определенной и устоявшейся идеологии, внутренней дисциплины и правил, не имеет определенной цели, то эту массу людей можно очень быстро «заразить» какой-либо идеей, подвигнуть на достижение какой-либо цели.

Важно отметить такой психологический момент, выражающийся в том, что коллектив, воздействуя своей психологической «массой», довольно быстро «интегрирует» отдельного человека в общеколлективные интересы и цели. Это интеграция может носить очень мягкий незаметный характер, когда групповые ценности постепенно внедряются в сознание и жизнь нового человека путем его постепенного осмысления и последующего выбора.

Опыт подсказывает, что любой коллектив людей не может быть устойчивым, когда в нем отсутствует движение. Коллектив обретает стабильность и возможность развития только тогда, когда он вовлечен в действие. Этот принцип, на взгляд автора, лучше озвучить английским словом action, что позволяет в полученном понятии объединить значения привычных понятий активности и действия и несколько расширить его значение. Исполнение общего дела, вовлеченность человека в работу, а самое главное – ощущение востребованности и нужности, возможность самовыразиться помогают человеку проявлять в коллективе гораздо большую активность, принимающую порой формы самопожертвования. Пребывание в коллективе, выполнение каких-то общих задач и достижение коллективных ценностей всегда вызывают у человека чувство удовлетворения и даже удовольствия, ощущение братства.

Законы коллективного мышления вполне применимы и к христианской жизни. Если формируется коллектив, который придерживается цели жить по Христовым заповедям, то такое объединение людей называют христианской общиной.

Христианская община является самой эффективной формой воцерковления людей, где групповые евангельские ценности быстрее всего усваиваются неопределившимся в своей вере человеком или новоначальным христианином.

Естественно, что первой своей задачей катехизатор, начинающий работу на приходе, должен видеть создание полноценной приходской общины, с помощью которой он может гораздо быстрее и успешнее помогать людям воцерковляться.

 

Приходская община – основа воцерковления

«В более узком понимании миссия есть деятельность по распространению православной веры, воцерковлению людей для новой жизни во Христе и передаче опыта богообщения. В этом смысле ближайшей целью миссии является созидание евхаристических общин "до края земли" (Деян. 1:8)»[4].

Храмовый приход, который является первичной ячейкой Церкви, не может отвечать своему предназначению, если он является «сборищем индивидуальностей», то есть людей, не имеющих единства в общении, и тем более, единства в молитве и в приобщении к Таинствам. Подразумевая, что Церковь является единством людей, народным собранием во имя Христово, можно прийти к ситуации, когда Церковь начинает терять свои онтологические свойства – единство, святость, соборность и апостоличность, – если нет единства во Христе в ее организационной основе – приходе. «Только через связь с конкретной общиной осуществляется для каждого члена Церкви общение со всею Церковью»[5]. Если же такое единство в исповедании учения Церкви и в приобщении к Св. Тайнам возникает, то такое сообщество людей обретает название общины, или евхаристической общины, что является искомым смыслом существования прихода: «...Только участвуя в жизни общины, только через таинства человек может исполнить замысел Христа о нем»[6].

Наличие общины единомышленников на христианском приходе переводит на совершенно иной качественный и количественный уровень дело воцерковления. Только в общине возможна передача живого опыта: «Катехизатор может дать какую-то поведенческую линию (как свечку поставить, как поклоны класть) или линию мышления (Бог – это Троица и т. д.). Но чего не может дать катехизатор, так это личного опыта, который человек может обрести только сам в совместном проживании христианства с другими верующими»[7].

 С позиций количества при наличии общины священник или катехизатор уже не ограничиваются индивидуальной христианско-воспитательной работой, результаты которой чаще всего увязываются с качествами личности «учителя» и его взглядами на мир. В индивидуальной работе личность проповедующего слишком часто заслоняет собой личность Христа и евангельское содержание христианства.

С позиций качества, воцерковление в общине помогает избегать влияния субъективных человеческих немощей «одиночного» проповедника, таких, например, как: нехватка времени, усталость, недостаточность внимания и др. В общине новоначальному христианину гораздо легче избавиться от комплексов в общении; в условиях единства групповых ценностей новичку гораздо легче их принять; в общении гораздо быстрее постигаются истины веры; община является залогом духовной и житейской поддержки в трудных ситуациях. «Катехизация может проводиться всюду, однако приходская община, как занимающая особое место, должна остаться распространителем и вдохновителем катехизации, так как приход впоследствии становится местом, с которым христиане связаны реальной церковной жизнью. Приход должен остаться первостепенным местом катехизации»[8].

Можно перечислять и множество других положительных качеств общинного воцерковления. Главное же, что в общине наилучшим образом воплощаются слова Спасителя: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20). Общинный образ жизни заложен в самом основании Церкви Христовой.

Воцерковляющая миссия общины проявляется уже на этапе ее формирования. В качестве иллюстрации автор приводит пример формирования крепкой общины при храме Покрова Божией Матери в г. Канте (Кыргызстан).

Бывший настоятель храма, протоиерей Павел Селищук, принимая приход, начинал формирование общины с устроения некоего подобия древних агап. В воскресные дни после Литургии формировался общий стол из продуктов, принесенных прихожанами. Дружеская атмосфера и неформальные беседы на евангельские темы создавали теплую и непринужденную обстановку, которая послужила привлекающим фактором для очень многих нецерковных людей. Именно на этих братских трапезах происходило обучение основам веры, обсуждались правила поведения в храме, строились христианские взаимоотношения между людьми.

Подобный опыт создания общин практикует и архиепископ Марк Егорьевский в храме Живоначальной Троицы в Хорошево (Москва) «Владыка Марк после воскресных Литургий и праздников разливает всем по стакану чая и карамельки – люди остаются – формируется община»[9].

Будучи настоятелем храма св. Александра Невского в г. Ташкенте, автор использовал данную методику создания общины, что позволило убедиться на опыте в большой эффективности и плодоносности такого подхода в служении, направленном на работу с людьми.

В том случае, когда в населенном пункте нет священника, общину может возглавить местный активист, который испытан в разуме, порядочности и в ревности о вере. Подобным образом православные общины формируются в миссионерских выездах, например в Татарстане, московским миссионерским движением пророка Даниила[10].

Говоря о конкретной практике катехизации в общине, автору оказалось достаточно сложно подобрать иллюстративные примеры, которые были бы сконцентрированы в узких методических приемах, поэтому далее в описании будут в основном использованы собирательные примеры, чаще без адресного указания, поскольку в тех или иных элементах они присутствуют во многих приходах Русской Православной Церкви.

Одной из первой задач общины при появлении в ней новичка является создание такой атмосферы, где человек мог бы почувствовать себя в своей семье, приходил в общину как в свой дом и имел бы возможность самовыразиться. Этому способствует такая достаточно распространенная практика, как регулярные встречи, сопровождающиеся совместными трапезами. Как уже было сказано ранее, большую опасность для существования общины представляет ее бесцельность, бездеятельность и застой в развитии. По этой причине встречи должны носить целенаправленный характер. Чаще всего на таких встречах изучается Священное Писание. Кроме этого смысл существования общин должен быть связан с Евхаристией, как центром духовной жизни, а внешний мир восприниматься общинниками как пространство свидетельствования о Христе, со стремлением динамично пополняться новыми членами и расширять сферу своей деятельности как в храме, так и за его пределами[11]. По этой причине тематика встреч в общине должна касаться смысла жизни во Христе, приобщения к Евхаристии, а также занятий по благовестию и наработке навыков по социальной работе. Иллюстрацией этой методической последовательности может служить опыт о. Льва Большакова из Кондопоги, который образовывал приходскую общину через изучение Евангелия, духовной литературы и через освоение основ мировой культуры[12].

Помимо встреч с разговорами община только тогда показывает свою плодоносность, когда приступает к конкретным действиям. Часть общины в таких случаях занимается благоустройством прихода и поддержкой бытовой стороны жизни общины (ремонт и украшение храма, подготовка общинных встреч, попечение о столах и т.п.). Часть общинников занимаются миссионерско-катехизаторской деятельностью (все виды проповеди и обучения), обеспечивая приток новых членов в общину. Еще одна часть общины занимается социально-благотворительной деятельностью (материальная, трудовая помощь, юридическая поддержка и т.п.). «Катехизация, диакония и другие формы церковной активности должны быть, по замечательному выражению румынского богослова отца Ионы Брио, "литургией после Литургии". То есть они должны быть не внешними по отношению к Церкви действиями, а выражением самой Ее сути, выражением Божией любви, которая всегда ищет возможности вдохнуть дыхание жизни в исторически новые формы»[13].

Практика московского братства «Сретение» показывает, что община может плодотворно выходить за стены храма со свидетельством о Христе, когда учреждает учебные заведения и издательскую инфраструктуру[14].

Если община воспринимается как большая семья, то все стороны жизни отдельного человека должны стать частью жизни общины. Рождение детей, крещение, свадьбы, похороны, различные житейские проблемы – все должно входить в сферу внимания и участия общины. В качестве примера можно привести общину Свято-Успенского собора г. Енисейска, окормлявшуюся протоиереем Геннадием Фастом, где крещение подготовленных людей совершалось с участием всего прихода, что сопровождалось особым вдохновением не только крещаемых, но и всей общины[15].

Достаточно нестандартным методом воцерковления является т.н. «оглашение через общину»: «...Самым мощным средством оглашения считаю способ, примененный у нас в Якутской епархии – оглашение общиной. Человек желает креститься, священник ему говорит, что надо полгодика походить в храм, попоститься, помолиться, чтобы община тебя узнала, а потом, когда приедет священник, то если община признает тебя достойной, то тебя покрестят. КПД - 70%!»[16]

 

Внебогослужебные собеседования, воскресные школы

Собеседования с людьми вне богослужебного времени являются формой катехизации тех людей, кто уже начал свой путь воцерковления, но не обрел достаточной устойчивости в понимании собственной веры.

Современная практика служения духовенства, к сожалению, во многих случаях имеет изъяны, одним из которых является оторванность священнослужителей от паствы, что даже психологически не позволяет создать условий для полноценного воцерковления.

Здесь уместно ввести в оборот еще один принцип полноценного существования христианской общины, который можно назвать принципом пастырского внимания. Выражается он в том, что община может существенным образом подпитывать свои жизненные силы, сохранять живую связь с приходом через постоянное окормление со стороны приходского священника. Наличие сана в восприятии рядового прихожанина делает священника центром духовной жизни. И уже сам опыт пастырского служения показывает, что для привлечения человека в Церковь достаточно проявить элементарное внимание, уделить время на разговор, утешить, воодушевить, и человек начнет обретать для себя Христа.

Внебогослужебные собеседования, возникшие в Церкви в новейший период (после 1988 года), достаточно стихийно призваны восполнить этот пробел в общении, что определяет их актуальность. «...Отец Василий[17] говорит, что современный священнослужитель должен идти к людям с открытой душей, что после Литургии надо не торопиться уйти из Церкви, а спуститься к людям, чтобы уже в частной беседе разрешить вопросы, недоумения, нестроения паствы, утешить, приободрить...»[18]

Внебогослужебные собеседования можно расценивать как катехизаторское предприятие в двух значениях этого понятия: как с точки зрения христианской дидактики, так и с точки зрения внутренней миссии.

На решающее значение внебогослужебных встреч в деле воцерковления указывает и Святейший Патриарх Кирилл, предлагая методическое решение этой задачи: «Святейший Патриарх заметил, что некоторым людям трудно понимать тексты на церковнославянском языке. Для них Предстоятель предложил расширять и развивать внебогослужебную деятельность Церкви. … "Что такое внебогослужебная деятельность? А это собрания. Ни одного слова по-славянски, всё в современной стилистике, в современной культуре, то, что привычно и понятно любому другому человеку. Проходит так полгода, а может год. И человек, который посещает такого рода занятия – он становится человеком церковным, и в храме он начинает все понимать", – заметил Патриарх»[19].

Другая сторона обучающего подхода заключается в том, что на внебогослужебных встречах происходит объяснение богослужения, богослужебных текстов, символический смысл и внутреннее содержание которых непонятны многим прихожанам, даже тем, кто имеет большой «стаж» пребывания в Церкви. «Одной из главных задач возрождающейся православной внутренней миссии должна стать доступная для понимания проповедь, обращенная к верующему народу. Особенно важно выделить беседы на литургические и евангельские чтения»[20].

Преобладающей формой внебогослужебных собеседований на приходах являются воскресные школы. «Помимо просвещения и воспитания на православной основе детей и подростков, такие школы являются очень важным звеном в возрождении приходов как первичной христианской общины единомышленников, духовно окормляемых священниками во главе с настоятелями прихода. Привлечение к деятельности этих школ родителей (родительский комитет, участие в преподавании и т.д.) укрепляет братские духовные связи между прихожанами-родителями и их семьями, создает благоприятную среду для развития молодого поколения»[21].

Помимо стандартного типа обучения в приходских воскресных школах можно указать и на специальные воскресные школы с предметно-тематическим уклоном. Так, в Клину действует воскресная школа, где готовят православных певчих для города и благочиния. Помимо сугубо образовательного процесса собственно катехизаторской деятельностью можно назвать работу по организации летних православных лагерей, паломнические поездки слушателей и преподавателей школы, участие школы с концертными программами православного содержания в мероприятиях городской администрации, на различных предприятиях города, частных фирмах, больницах, интернатах. «Мы убеждены, что детское пение – это яркая и вдохновенная форма православной проповеди»[22].

Внебогослужебные собеседования не обязательно должны действовать в рамках детской или взрослой группы приходской воскресной школы. Современная воскресная школа, действующая на схоластической основе, направленная на получение систематического образования, не всегда, вследствие своей негибкости, может быть пригодна для собеседований на свободные темы с духовно ищущими людьми. По этой причине внебогослужебные собеседования могут носить более вольный характер, как в плане организации, так и в плане обсуждаемых тем.

Автор работы, имея собственный опыт построения внебогослужебных собеседований как в рамках воскресной школы, так и вне ее, счел нужным вкратце дать его описание в данной работе.

Так, внебогослужебной формой собеседований являются встречи прихожан во взрослой группе воскресной школы при Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента. В данном случае каждое занятие во взрослой группе автор, в бытность свою преподавателем этой школы, разбивал приблизительно на две равные части: в первой части шла стандартная плановая лекция; во второй части проводилось собственно собеседование по вопросам аудитории. Автор счел необходимым, чтобы в этих собеседованиях звучали не только монологи преподавателя, но и каждый участник встречи мог высказывать собственное мнение. Кроме этого, во взрослой группе часто проводилось публичное обсуждение различных общественных и общехристианских проблем.

Внешкольные собеседования начинались как встречи автора с родителями учащихся детских групп по организационным вопросам. В скором времени после начала деятельности воскресной школы в полноценном масштабе стало ясно, что положительных сдвигов в христианском воспитании детей невозможно добиться, если не «мотивировать на христианство» их родителей. Первые встречи были посвящены трудным вопросам в христианском воспитании детей, от чего отталкиваясь, автор стал рассматривать с позиций Евангелия различные житейские ситуации и способы решения проблем. Практика показала, что отвлеченные рассуждения, не касающиеся личной жизни слушателей, практически не воспринимаются, особенно женской частью аудитории. По этой причине автор стал строить свои беседы в определенном порядке, когда сначала звучит житейская проблема, затем подбирается наиболее близкий по смыслу текст Священного Писания, проводится его трактовка, из которой выводится «рецепт» выхода из сложной ситуации. Очень важно, когда на подобных собеседованиях происходит обмен опытом между слушателями, но обязательно с участием руководителя собеседований, который имеет право вовремя вмешаться и скорректировать ход обсуждения.

В качестве типичного примера внутримиссионерских мероприятий можно привести опыт автономной Японской Православной Церкви. «В Японской Православной Церкви с самого ее основания развита внебогослужебная жизнь, миссионерские собрания. Эта традиция очень востребована среди наших прихожан. Три раза в неделю, по вечерам, мы собираемся для изучения Священного Писания, церковной традиции. А по воскресным дням – обязательное чаепитие после службы, во время которого батюшка рассказывает, например, о содержании праздника, о грядущем посте»[23]. В данном случае нужно заострить внимание на том, что внебогослужебные встречи в Японии проводятся больше чем один раз в неделю, и на воскресных встречах создается неформальная семейная обстановка, что во многом способствует их успеху.

 

Приходское консультирование

Проблема монополии «церковных бабушек», а также кассиров, свечниц и уборщиц, выступающих в роли основных консультантов для всех людей, заходящих в храм, вследствие явного вреда, вынудило эту проблему актуализировать и искать положительные пути ее решения. Решение заключалось в том, чтобы заменить «негодные и бабьи басни» (1Тим. 4:7) на компетентное ответы специально подготовленных людей – приходских консультантов. Систематическая работа в этом направлении стала вестись с конца 90-х годов ХХ века в Санкт-Петербургской епархии. В настоящее время опыт приходских консультаций обобщен, и на его основе создана служба приходского консультирования при епархиальном Отделе по религиозному образованию и духовному просвещению. «Необходимость появления такой службы вызвана существованием в современной Церкви, так называемой категории Захожан – людей крещеных, но не приобщенных к церковной жизни, нецерковных и малоцерковных»[24].

Цель приходского консультирования заключается в первую очередь в оказании необходимой помощи при начальном воцерковлении мирян. «Главный смысл в проявлении живого человеческого участия в ответственный момент движения души к Богу». В задачи консультанта входит достаточно широкий спектр форм общения с людьми: оказание приходящим доброжелательного и радушного приема для расположения к общению; помощь в ориентации в храме и указание на расположение храмовых святынь; консультации по правилам поведения в храме; разъяснение смысла и последовательности богослужения; ответы на вопросы приходящих и советы в нуждах; оказание посильной помощи по нуждам пришедшего; дача рекомендаций по чтению духовной литературы, молитв, посещения храма, принятия исповеди и причастия[25].

Опыт Санкт-Петербургской епархии предполагает, что в приходском консультировании участвуют миряне, которые распределяются по дежурным группам. Консультирование проводится в основном в двунадесятые, великие, престольные праздники, субботние и воскресные дни, в дни поминовений, в нерабочие дни гражданских праздников. График работы консультантов определяется в соответствии с расписанием богослужений и текущей необходимостью. Уборщицам и свечницам, а также другим работникам храмов вменяется в обязанность переадресовывать вопросы прихожан к приходским консультантам. Руководство службой приходского консультирования в обязательном порядке осуществляется священником или диаконом, который подбирает дежурных, проводит подготовку, наблюдает за работой и помогает разобраться в сложных ситуациях. Вопросы прихожан записываются в специальный журнал, что помогает впоследствии их классифицировать для выработки «типовых» основ для ответов. Примечательно, что в консультациях тематика вопросов чаще сводится к разъяснению сути Таинств и обрядов: Крещения, Исповеди, Евхаристии, Венчания, освящения воды, икон, наперсных крестов и т.д.[26]

Техническая организация приходского консультирования в храмах Санкт-Петербурга имеет ряд особенностей. В храмах, где проводится консультирование, оборудованы столики, где находится Библия, катехизис, Закон Божий, православный церковный календарь, книга с краткими житиями святых, различные листовки, план храма с указанием святынь, адресная и телефонная книга с указанием данных по епархиальным разделам, православным центрам и службам города. В дополнение к минимальному набору приходского консультанта его рабочее место и окружающее пространство могут быть оборудованы дополнительными атрибутами. Так, рядом со столиком консультанта может быть расположен стенд с объявлениями, например, о работе воскресной школы и библиотеки при храме, о ближайших духовно-просветительских мероприятиях, выставках, конкурсах, праздниках, памятных датах, встречах с интересными людьми, паломнических поездках и др.[27] Кроме этого, на столике консультанта может размещаться различная литература из раздела «для новоначальных».

Руководители храмовых консультационных служб при подборе консультантов руководствуются критериями личного благочестия, ответственности, выдержанности характера, высокого интеллектуального уровня, внешней и внутренней опрятности[28]. Кандидаты в консультанты часто подбираются из лучших выпускников приходских воскресных школ.

Практическим результатом подобной работы стало численное увеличение прихода, а также многократно возросшая активность прихожан. С прихода стало поступать в духовные учебные заведения гораздо большее, чем раньше, количество молодых людей. Приходские консультанты регулярно участвуют в практических занятиях, семинарах, делятся опытом в общении между собой.

Несколько иная практика проведения приходского консультирования проводится в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента и некоторых других храмах Ташкентской и Узбекистанской епархии. С 2010 года в соборе действует служба приходского консультирования, где обязанности консультанта выполнял приходской священник[29]. После того как Ташкентскую епархию возглавил митрополит Викентий (Морарь), практика оглашения в соборе была видоизменена. Ввиду значительного потока людей для консультирования в соборе были сформированы группы консультантов, в состав которых входит дежурный священник, диакон, старший консультант, а также 2-3 студента Ташкентской Духовной семинарии, которые таким образом осваивают практику работы с людьми, нарабатывают навыки общения.

 

Оглашение

Феномен наличия на канонической территории Русской Православной Церкви огромной массы людей, прошедших через Крещение, но не живущих во Христе, а порой даже неверующих, давно получил свое объяснение, связанное с неподготовленностью людей к пониманию Таинства рождения в жизнь вечную и вообще смысла христианской жизни. Современная церковная традиция только начинает возрождать оглашение, как предуготовление ко крещению, что даже на этапе становления показывает большую эффективность этого метода катехизации на приходе.

Каноническая актуальность оглашения обусловлена рядом правил, связанных с совершением Таинства Крещения: 2 правило I Вселенского собора; 45, 46, 47, 96 правила Лаодикийского собора и VI Вселенского собора; 90-е правило Неокесарийского собора. В указанных правилах предусмотрены дисциплинарные санкции в случае крещения без предварительного обучения.

На основе собственных наблюдений автор делает вывод о том, что помимо обретения необходимых первичных сведений о вере, человек, прошедший через огласительные собеседования в храме, начинает проникаться чувством того, что он нужен конкретным людям, нужен Церкви и, наконец, нужен Богу. Осознанное вхождение в Церковь дает человеку возможность с полным пониманием сделать для себя выбор жизни во Христе. Кроме этого, осознанный выбор христианского вероисповедания и подлинных знаний не позволяет человеку быть захваченным оккультными суррогатами массовой культуры и псевдоправославных вымыслов[30].

Проблема необходимости предкрещального оглашения и послекрещальной катехизации не раз оговаривалась еще Патриархом Алексием II[31]. К настоящему времени стараниями правящих архиереев и духовенства вначале Екатеринбургской и Пензенской, а затем и других епархий, в том числе и Ташкентской, была введена практика тотального обязательного оглашения перед крещением во всех храмах.

Решение проблемы оглашения перед крещением имеет в Русской Православной Церкви разные формы:

До введения обязательного оглашения на всех приходах Ташкентской и Узбекистанской епархии здесь уже имелся определенный опыт оглашения[32]. Также многие приходы нашей Церкви опытным путем пришли к практике проведения от двух до шести[33], а в некоторых случаях и более бесед, с оптимальной периодичностью один раз в неделю[34]. Только по окончании курса огласительных собеседований слушатели могли принять Крещение. Проблема постоянного пополнения занятий новыми слушателями решается в таких случаях либо созданием параллельных групп, либо введением метода «циклической перестановки». Следуя этому методу, оглашаемому предлагается выслушать точно определенное количество лекций, каждая из которых имеет фиксированную тему, повторяющуюся в цикле. Таким образом, новичок может присоединиться к оглашению в любое время цикла, что позволяет ему выслушать весь установленный курс[35]. В Саратовской епархии огласительные беседы сопровождаются звуковым и видеорядом: «...Как дополнительное подспорье для знакомства с вероучением используются фильмы, интернет-ресурсы, подбирается необходимая литература»[36].

Опытом катехизации в условиях столичного мегаполиса, когда человек может прийти в храм мимоходом, делится протоиерей Димитрий Смирнов, описывающий опыт единственной предкрещальной беседы: «…Перед крещением нужно проводить краткую беседу – не больше семнадцати минут, потому что иначе человек полностью выключается. Конечно, никто ничего не запомнит, поэтому нужно, чтобы осталось впечатление радости, тепла. Надо людям какие-то две-три ключевые фразы, сказать, что они и их дети, как члены Церкви Христовой, призваны жить по-христиански».

В том случае, если условия позволяют быть человеку полноценным прихожанином, то подготовка ко крещению проводится более основательно: «… Если приходит креститься взрослый, то мы его предупреждаем, что подготовка ко крещению у нас – месяц. Наша система очень проста и остается без изменений уже много лет. С человеком проводятся четыре беседы такого содержания: о Боге, о Христе, о Церкви и о Таинствах. ... За каждую неделю человек должен прочесть Евангелие, посещать богослужения в субботу вечером и воскресенье утром. Он должен знать основы веры и церковной жизни и реально увидеть наш приход, наше богослужение. Катехизатор видит человека, его усердие и после усвоения необходимого минимума назначает день крещения».

Особое внимание многих катехизаторов уделяется такому этапу оглашения, как исповедь перед крещением, которая проводится в порядке откровенной беседы без чтения разрешительной молитвы: «Перед крещением новообращенный проходит исповедь (без разрешительной молитвы), об исповеди его заранее предупреждают, чтобы он подумал в свете Евангелия о своих грехах. Мы крестим людей с легким чувством, что для данного человека мы что могли – то сделали, а дальше его святая воля».По мнению о. Димитрия Смирнова, важно оказывать внимание человеку, «сопровождать» его и после крещения: «Я раньше настаивал – но это дело затухает – чтобы катехизаторы, в случае исчезновения человека из их орбиты, позвонили ему, узнали причину»[37].

Особого внимания заслуживает практика проведения огласительных бесед в Ташкентской и Узбекистанской епархии в настоящее время. В 2011 году епархию возглавил митрополит Викентий, ранее возглавлявший Екатеринбургскую кафедру. Опыт всеобщего обязательного оглашения из Екатеринбурга митрополит Викентий перенес в Узбекистан, где была введена практика предкрещального оглашения не менее чем за 12 бесед. Случаи возмущения со стороны людей по поводу введения нового и непривычного подхода к совершению Таинства Крещения сравнительно быстро сошли на «нет». В основе оглашения стали использоваться два тематических подхода. В первом случае темы подаются группами, где обсуждаются различные вопросы христианской жизни, нравственности, проводится обзор Священного Писания, к чему добавляется изучение Символа Веры – по несколько членов за одну беседу. При ином подходе на каждой беседе один из членов Символа Веры становится тематически определяющим, а уже к главной теме добавляются темы сопутствующие, где разбираются вопросы нравственности, проблемы духовного формирования и т.п.

И в первом, и во втором случае беседы проводятся по цикличной схеме. На беседах каждому слушателю вменяется в обязанность чтение, от беседы к беседе, по одной из книг Нового Завета. Чтение рекомендуется начинать с Евангелия от Марка, поскольку оно самое короткое, за счет чего воспринимается в самом начале психологически менее болезненно. Затем чтение продолжается по порядку расположения книг. Данная мера направлена на то, чтобы человек более обстоятельно приобщился к одному из главных источников христианского вероучения.

Каждому слушателю также вменяется в обязанность присутствие на воскресной Литургии, где предстоящий священник на ектении об оглашенных читает над слушателями Огласительных бесед молитву об оглашенных. Это условие было введено для того, чтобы человек как минимум смог привыкнуть к храмовой атмосфере и к богослужениям. Более весомые последствия этой меры могут выражаться в том, что человек пленяется эстетикой храмовых интерьеров и богослужением. Главным же образом надежда возлагается на Господню благодать, которая может воздействовать на человека гораздо глубже, чем слова поучений.

В Успенском кафедральном соборе г. Ташкента, где поток желающих пройти беседы значителен, был введен принцип разделения людей, на тех кто не крещен и готовится ко крещению сам, и на тех, кто крещен, но должен пройти беседы для крещения детей. В циркулярном указании управляющего Ташкентской епархии было рекомендовано проводить беседы еженедельно[38]. Но учитывая потребности некоторых групп верующих, в ташкентском кафедральном соборе были созданы группы, где беседы проводятся три раза в неделю в вечернее время.

В ходе обретения опыта определились также два подхода в оценке итогов прохождения огласительных бесед. Первый подход предполагает прием экзаменов по окончании бесед. Для приема экзаменов мобилизуются студенты семинарии или же воцерковленные слушатели, уже прошедшие цикл бесед. Второй подход основан на том, чтобы пробудить у слушателей бесед живой интерес к Церкви и к ее вероучению. При этом «выпускные экзамены» не проводятся.

За два года ведения обязательного предкрещального оглашения можно говорить о некоторых итогах. Согласно наблюдениям автора, в храмах столичного региона вступают на путь воцерковления сразу после прохождения оглашения порядка 1-2% от общего числа слушателей, что не зависит ни от методики оглашения, и ни от каких-либо других условий. Здесь можно говорить об определенной социологической закономерности. Но по прошествии периода от полугода до года бывшие слушатели бесед вдруг начинают появляться в храмах города, не регулярно, но довольно часто. Число таких «заходящих» составляет до 50-60%. Определенные предпосылки заставляют с оптимизмом предполагать, что «заряд» знаний и небольшой опыт присутствия в Церкви позволят несколько позже многим из прошедших оглашение окончательно войти в Церковь, подойти гораздо ближе ко Христу.

Но при этом неожиданно статистика коренным образом меняется при наблюдениях на периферийных приходах. По свидетельству некоторых из настоятелей, в храмах, расположенных в сельской местности или в небольших городках, остаются до 80-90% людей, прошедших огласительные беседы. На взгляд автора, это явление вызвано в первую очередь тем, что православное население, проживающее в диаспоре, находится в своего рода в культурном вакууме[39], который не могут наполнить ни телевидение, ни печатные издания. Приходя в храм на оглашение, люди находят для себя наиболее комфортную среду, где можно вживую вести общение с людьми живущих в тех же духовно-культурных и языковых традициях. Проще говоря, привыкнув к храму, люди обретают для себя культурный центр, позволяющий найти удовлетворение своих духовных потребностей. Не последним условием подобного успеха является качественная работа катехизатора и наличие внебогослужебной жизни на приходе.

 

Другие формы катехизаторской работы на приходе

Опыт катехизации на приходе в нашей Церкви не ограничивается только жизнью в общине, приходским консультированием, внебогослужебными собеседованиями и оглашением. Формы приходского благовестия могут быть самыми разнообразными, что зависит только от творческой мысли организаторов миссии.

В ташкентском кафедральном соборе, например, автор достаточно часто практиковал метод «эпизодической» катехизации. Суть метода заключается в обращении к значительным массам народа, приходящего на большие праздники и крупные церковные события. Так, в силу обычая огромное скопление народа происходит перед ночным богослужением на Рождество и Пасху. Выход священника до богослужения с проповедью, носящей характер разговора о жизненных потребностях, сопровождается огромным напряженным вниманием людей. Еще больше людей привлекает подобная форма общения, когда проповедник ведет беседу в виде ответов на жизненные вопросы, предварительно собранные на исповеди, в других ситуациях или заданных напрямую.

Эпизодической катехизацией можно назвать звуковую трансляцию христианских аудиолекций людям, собирающимся на освящение куличей на Пасху или стоящих в очереди за святой водой на Богоявление. К этой же категории относятся миссионерские акции, проводившиеся в храме св. апостола Фомы на Кантемировской (Москва), под руководством ныне почившего о. Даниила Сысоева. На одном из праздников Богоявления в этом храме было роздано несколько тысяч листовок о святой воде и о «правильном ритме христианской жизни»; миссионеры и православная молодежь подходили к каждому, стоящему в очереди за святой водой и приглашали на огласительные и библейские беседы; миссионеры находили желающих поисповедоваться из числа приходящих, которых исповедовали дежурные священники[40].

Методом, который можно было бы назвать «вживлением в общину», является возможность петь на богослужениях всем прихожанам, стоящим в храме. В Воскресенском храме на бывшем Семеновском кладбище[41] (Москва) на каждой ранней Литургии среди прихожан стоят несколько профессиональных певчих, которые запевают предельно простые варианты богослужебных песнопений, и их потом начинает петь народ. Помимо вдохновляющего чувства участия в богослужении, поющие прихожане волей-неволей стараются понять содержание и смысл гимнографических текстов, интересуются историей их создания, что позволяет не только лучше познавать содержание литургического богословия, но и еще больше вживаться в жизнь прихода, осознавая себя не статистом, а действующим, нужным «элементом» в служении Богу.

В настоящее время народное пение на богослужениях завоевывает все больше сторонников. Выступая навстречу потребностям, на сайте журнала «Нескучный сад»[42] до недавнего времени публиковались тексты, в том числе и изменяемые, богослужебных последований, специально подобранные и распечатанные для народного хора.

В храме св. Александра Невского в г. Ташкенте народное пение Литургий проводится еженедельно по субботам. Подобный подход имеет ряд положительных последствий. Например, мы видим, как люди ради участия в пении приходят в храм уже не только в воскресный день. Еще одной особенностью народных Литургий в этом храме является то, что основой народного хора стали слушатели взрослой группы воскресной школы, которые прошли предварительное обучение с профессиональным регентом. Используя эту особенность и приглашая на проповедях к участию в народном пении всех желающих, автор попутно имеет больше возможностей найти мотив для прихода человека в воскресную школу, которая уже стала основой приходской общины.

Развитие приходской миссии в Русской Православной Церкви является залогом существования самой Церкви и ее последующего развития. Существующий на настоящий момент опыт вполне достаточен для систематизации и выработки на его основе новых форм работы. Обобщая его в данной работе, можно сделать ряд следующих выводов в виде авторских размышлений и цитат.

1. По мнению автора работы, жизнь в ограде Церкви для большинства современных людей не привлекательна, вследствие отсутствия внутреннего и внешнего комфорта. В первую очередь это выражается в том, что пребывание в Церкви ограничено узко-богослужебными границами, после которого прихожанин выбывает из сферы церковных интересов. По этой причине храм должен стать не только местом молитвы, но и культурным центром[43] – местом общения, местом «потребления информации», а также местом увлекательного и полезного досуга. Актуальность развития на приходе внебогослужебного общения и организации досуга можно подтвердить мнением протодиакона Андрея Кураева: «Если приход желает быть миссионерским – в нем должны быть какие-то формы внебогослужебного общения людей. Не надо трогать литургию, что-то менять в ней, адаптировать. Надо просто после службы сделать, скажем, общее чаепитие, беседы. Должны быть выставки, поездки, да и просто капустники. Внебогослужебные формы – общение, клубы, киноклубы, в основном это формы досуга, – не должны восприниматься священством как форма забавы. Здесь важны не личные вкусовые предпочтения, а особый, даже холодный расчет: "Не то, что мне интереснее, а что уместнее, что принесет большую пользу другим людям"»[44].

2. Еще одной проблемой, препятствующей развитию катехизации на приходах, является «гносеологическая несостоятельность» многих из современных пастырей. То есть среднестатистический священник просто не имеет представления о том, что можно иметь более сплоченный и стабильный, преданный Христу коллектив прихожан в храме, можно совершенно иначе подходить к совершению треб, приобретая при этом новые души для спасения. «...Традиционный, зачастую «безликий» приход, отсутствие настоящей литургической общинности, "валовый" подход к совершению таинств по-прежнему остаются главными барьерами для развития церковной миссии»[45].

Таким образом, возникает потребность обучения будущих священнослужителей практическим приемам и методам организации литургической общины и приходской жизни «с миссионерским уклоном» в целом в современных условиях.

3. Приходская работа с людьми, которая выражается в оглашении и дидактической катехизации является ни много ни мало залогом будущности Церкви. По свидетельству автора, являющегося проректором по учебной части Ташкентской Духовной семинарии, на текущий момент можно говорить уже о кризисе с абитуриентами, поступающими в наши семинарии, когда многие из них, как это часто выясняется после поступления, не имеют почти никаких знаний о Церкви, и кроме этого считают анахронизмом морально-нравственные требования, предъявляемые христианством, что предварительно невозможно выявить. Только на приходе при полноценном катехизаторском попечении о молодом человеке в него можно заложить любовь и благодарность к Спасителю и желание Ему служить. «Многие прошедшие оглашение стали верными чадами Церкви, а иные вступили на путь священнослужения, и не мыслят его без исполнения слов Господа нашего и Учителя Иисуса Христа о научении народа при его крещении»[46]. В противном же случае Церковь может вступить в стадию агонии, когда будет превышена некая критическая масса равнодушных наемников (Ин. 10:12) и волков в овечьих шкурах (Мф. 7:15) в среде духовенства...

4. Говоря о приходе, приходской общине не следует обходить вниманием и некоторые социологические закономерности, сопровождающие жизнь больших коллективов, каковыми являются приходские общины.

По наблюдениям многих священников, приходская община при одном начальствующем (священнике, катехизаторе, председателе и т.п.) имеет численный социологический предел, приблизительно определяемый в 200–300 человек[47]. Свыше этого предела возникают процессы разрыва внутренних связей, нестабильности, обособления вокруг новых неформальных или оппозиционных лидеров и последующей сепарации. Эти процессы можно сравнить с роением в пчелином улье. При превышении этого количественного предела сам начальствующий в общине начинает физически терять связи и возможность взаимодействия с каждым членом общины (даже просто знать всех поименно).

Эта закономерность, воспринимаемая, может быть, негативно, на самом деле является залогом того, что успешный в миссионерском плане приход может стать основой рождения новых приходов и евхаристических общин, тем самым выполняя задачу поступательной христианизации окружающего общества. Этот же принцип стремления к «почкованию» должен быть сразу учтен в основах и в работе приходских общин[48].

5. Принципы деятельности приходских общин не должны ограничиваться сугубо духовным категориями. Миссионерская составляющая жизни идеальной общины должна проявляться в жизни прихода как церковной единицы, «отвечающей за всю паству, весь народ на конкретной очерченной территории – от "улицы Ленина до улицы Ильина". Приходу должно быть дело до всего – до местного самоуправления, здравоохранения, архитектуры, общественной морали, молодежи и т.д. ... Ведь для нас, православных, нет, и не может быть ничего "светского", ибо вся жизнь, в том числе общественно-политическая, должна быть осмыслена с позиций православного мировоззрения»[49].

6. Внебогослужебные собеседования на приходе для многих прихожан сохраняют исключительно познавательный характер в том случае, если их ведущими являются катехизаторы миряне. Совершенно иной характер и степень привлекательности внебогослужебные мероприятия приобретают тогда, когда в них участвует священник. Присутствие и деятельное участие священника является одним из главных условий полноценного существования приходской общины.

7. Проведение катехизации не должно откладываться на потом, на то время, когда наступят подходящие условия. Начинать наступление нужно с малого плацдарма, что позволит отвоевать и освоить новые катехизаторские территории. «Конечно, невозможно уместить в две или даже четыре беседы систематическое изложение христианской веры. Но и за это время можно коснуться сердца человека, помочь ему понять, что он нуждается в спасении и сподвигнуть к продолжению христианской церковной жизни – вот к этому следует стремиться, такую задачу должны ставить перед собой священники и катехизаторы-миряне»[50].

8. «... Истины веры не познаются абстрактно, но в опыте церковной жизни во Христе. Православие не доказуется, а показуется. Общность веры Православной Церкви зиждется на жизни ее членов в любви, которая есть дар Духа Святого. Поэтому главным мотивом православной миссии должен быть мотив любви , а главной задачей миссионера становится не передача неких мировоззренческих или нравственных установок, но приобщение к опыту жизни общины, которая является отражением внутритроичной Божественной жизни »[51].



[1] Устав Русской Православной Церкви. Глава X. «Приходы». П. 1.

[2] Из выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной // Интернет-сайт IV ВСЕМ РПЦ: http://2010.portal-missia.ru/node/62.

[3] См. С.В. Чапнин:«Только христиане могут объяснить окружающим разрушающий смысл современной массовый культуры». «У людей, воспитанных на сериалах, наступает паралич воли. Сериал – суррогат семьи, церковной общины, который дает только иллюзию преодоления одиночества. Семья, дружба требует постоянной открытости, готовности оторваться от своих дел, а просмотр сериала не требует от человека никаких жизненных усилий» // Интернет-сайт храма Всех святых в земле Российской просиявших, г. Ростова-на-Дону: http://www.hramvrs.aaanet.ru/prihod/camps/ostrov06/lament.htm.

[4] Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Глава 1. «Особенности современного миссионерского поля Русской Православной Церкви».

[5] Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. П. 1.10.

[6] Стамулис Иак. Православное богословие миссии сегодня. М., Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского института. 2002. С. 168.

[7] Белановский Ю. «Говорим то, что созрело в нашей душе...», или Кто такие катехизаторы. Интервью // «Татьянин день» – Интернет-сайт: http://www.taday.ru/text/95817.html.

[8] Белановский Ю.С., Ракушин А.В., Шестаков А.А. Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе. Учебное пособие для учащихся катехизаторских и миссионерских курсов «Общие вопросы катехизации на современном этапе» // Интернет-сайт православного общества «Азбука веры»: http://azbyka.ru/dictionary/10/katehizatsiya_v_russkoj_pravoslavnoj_tserkvi-all.shtml. П.1. «Общие вопросы катехизации на современном этапе».

[9] Чаплин Всеволод, протоиерей. Лоскутки. М., 2007. С. 66.

[10] Разные решения миссионерской задачи // «Татьянин день» – Интернет-сайт: http://www.taday.ru/text/429363.html.

[11] Стаценко Сергий, протоиерей. К вопросу о критериях оценки катехизаторской и миссионерской деятельности // Интернет-портал «Богослов. Ру»: http://www.bogoslov.ru/text/1464615.html.

[12] Большаков Лев, священник. Приход-община в Кондопоге // Приход в Православной Церкви. С. 190-193.

[13] Филарет (Вахромеев), митрополит. «Литургия после литургии»: проблемы и тенденции развития православного образования и катехизации в Беларуси // Интернет-сайт «Вера и время»: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=463.

[14] Кочетков Георгий, священник. Опыт миссионерско-общинного прихода // Приход в Православной Церкви. Материалы международной богословской конференции (октябрь 1994 г.). М., Издательство Свято-Филаретовской московской высшей православно-христианской школы, 2000. С. 108.

[15] Фаст Геннадий, протоиерей. «Идите научите все народы, крестя их...» Опыт оглашения Успенского собора г. Енисейска Красноярской епархии // Православная миссия сегодня. Сборник статей и публикаций. Рабочие материалы IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров. М., Издательство Московской Патриархии, «АРЕФА», 2010. С. 131.

[16] Матюков Роман, иерей. Крестить без оглашения – преступление! // Интернет-сайт «Дети-сироты России и стран СНГ» / Форум сайта / Внутрицерковные проблемы. Свет и тень в православии – осознание и выбор: http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=40857&order=.

[17] Протоиерей Василий Евдокимов – настоятель кладбищенского храма преподобного Серафима Саровского в г. Санкт-Петербурге, почитавшийся в народе за массу духовных дарований и мудрое духовное руководство.

[18] Полынский А.В. «Никакой я не старец!» // «Это я, Господи!» Записки очевидца. Авт. сборник. М., «Русский дом», 2006. С. 101.

[19] Патриарх Кирилл призвал решать проблему непонимания церковнославянского языка без литургической реформы // Интернет-сайт «Православие. Ру»: http://www.pravoslavie.ru/news/63788.htm.

[20] Священник Олег Стеняев. Задачи внутренней миссии // Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. Белгород, Издательство миссионерского отдела Русской Православной Церкви, Т. I-II, 1999 г., Т. I, С. 232.

[21] Каледа Глеб, священник, профессор.Задачи, формы и структуры катехизации в Русской Православной Церкви в современных условиях // Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь – Интернет-сайт: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8659.

[22] Фролов Анатолий, протоиерей. Значение опыта русского Православия в XX веке для настоящего времени в России // Научно-богословские труды по проблемам православной миссии, Т.I, С. 248.

[23] Дмитриев Николай, священник. Храм на бойком месте // «Фома», N1(45), январь 2007 г. С. 27.

[24] Практическое руководство по приходскому консультированию. Учебно-методическое пособие. С-Пб. Отдел религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии, 2009. С. 3.

[25] Зелененко Александр, протоиерей. Приходское консультирование, как первоначальная форма катехизации воцерковляющихся мирян: Рекомендации и опыт церковных приходов Санкт-Петербургской епархии. С-Пб., 2006. С. 3-10.

[26] Пантелеимон (Бердников), игумен. Лекции по миссиологии. Электронная версия.

[27] Если в Церкви все так сложно... Или практическое руководство по приходскому консультированию. Электронная, отредактированная версия. Калининград, Миссионерский отдел Калининградско-Смоленской епархии. Храм св. Апостола Андрея Первозванного, 2009. Электронная версия. Ч.1. «Практические советы и рекомендации».

[28] Практическое руководство по приходскому консультированию. С. 3-14.

[29] См. Сергий Стаценко, протоиерей. Практические методы приходской миссии в Ташкентской и Среднеазиатской епархии. Глава «Храмовые формы просветительской работы» // Интернет-портал «Богослов. Ру»: http://www.bogoslov.ru/text/1259903.html.

[30] Святейший Патриарх московский и всея Руси Алексий II. Доклад на архиерейском соборе 2008 г. // ЖМП, №9, 2008.

[31] Святейший Патриарх московский и всея Руси Алексий II. Подлинный старец бережно относится к каждому человеку // О духовничестве. Сборник материалов о духовном руководстве и практике современного духовничества. Клин, фонд «Христианская жизнь», 2001. С. 15.

[32] Сергий Стаценко, протоиерей. Практические методы приходской миссии в Ташкентской и Среднеазиатской епархии. Глава «Храмовые формы просветительской работы» // Интернет-портал «Богослов. Ру»: http://www.bogoslov.ru/text/1259903.html.

[33] См. Рекомендации по ведению огласительной работы в Кафедральном соборе Христа Спасителя. Ответственный редактор –Пермяков Александр, иерей. Калининград, Миссионерский отдел Калининградской епархии, 2010. Приложения 2,3. С. 38, 44.

[34] Белановский Ю.С., Ракушин А.В., Шестаков А.А. Учебное пособие для учащихся катехизаторских и миссионерских курсов. Электронная версия. П. 3.5.2. Некоторые практические аспекты современной катехизации. а) Общие вопросы.

[35] Фаст Геннадий, протоиерей. «Идите научите все народы, крестя их...» Опыт оглашения Успенского собора г. Енисейска Красноярской епархии // Православная миссия сегодня. С. 129-130.

[36] Лонгин, епископ Саратовский и Вольский. Опыт внедрения и проблемы обязательной катехизации на приходах // Интернет-сайт «Патриархия. Ру»: http://www.patriarchia.ru/db/text/1394599.html.

[37] Смирнов Димитрий, протоиерей. Некоторые мысли о катехизации в современном мире. Выступление на Круглом столе «Катехизация в современной Церкви: вопросы, опыт, пути развития» 29 ноября 2007 г. Доступно на: http://azbyka.ru/dictionary/10/smirnov_nekotorye_mysli_o_katehizatsiii-all.shtml.

[38] Циркулярный указ главы Среднеазиатского митрополичьего округа, митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия о введении обязательного оглашения на всех приходах епархии от 02.10.2011.

[39] См. Стаценко Сергий, протоиерей. Специфика современного конфессионального состояния Православной диаспоры в Средней Азии // Интернет-портал «Богослов. Ру»: http://www.bogoslov.ru/text/1380470.html.

[40] Сысоев Даниил, священник. Миссионерское ноу-хау на Крещение // Сысоев Даниил, священник. Дневник миссионера. М., Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011.

[41] В этом храме расположено представительство Ташкентской и Среднеазиатской епархии.

[43] См. Предстоятель Русской Церкви: Культурные центры при соборах и храмах призваны прививать уважительное отношение к культуре и традициям своего народа. «Один из самых опасных кризисов для любого общества — это кризис культуры. Он размывает ценностный фундамент жизни нации, дезориентирует молодежь, лишает народ будущего. Нарастает социальная апатия, неверие в положительные перемены. На горьком историческом опыте мы знаем, к каким страшным последствиям это приводит. Поэтому епархии и имеющие такую возможность приходы, особенно кафедральные соборы, призваны организовывать культурные центры, проводить соответствующие мероприятия, чтобы прививать людям — я имею в виду не только прихожан — уважительное отношение к культуре и традициям своего народа» // Официальный Интернет-сайт Отдела внешних церковных связей: https://mospat.ru/ru/2013/02/02/news80249.

[44] Кураев Андрей, протодиакон. Перестройка в Церковь. Эскиз семинарского учебника по миссиологии. М., Центр библейско-патрологических исследований, 2009. С. 351.

[45] Рой Георгий, иерей. Миссионерский потенциал богослужения: к вопросу об идейном содержании и формах миссионерского богослужения // Труды Киевской Духовной академии, № 12, 2010. С. 206.

[46] Фаст Геннадий, протоиерей. «Идите научите все народы, крестя их...» Опыт оглашения Успенского собора г. Енисейска Красноярской епархии // Православная миссия сегодня. С. 131.

[47] Стаценко Сергий, протоиерей. К вопросу о критериях оценки катехизаторской и миссионерской деятельности. Раздел «Формы и особенности контроля» // Интернет-портал «Богослов. Ру»: http://www.bogoslov.ru/text/1464615.html.

[48] См. Стаценко Сергий, протоиерей. Практические методы приходской миссии в Ташкентской и Среднеазиатской епархии // Интернет-портал «Богослов. Ру»: http://www.bogoslov.ru/text/ 1259903.html.

[49] Фролов К.От «улицы Ленина до улицы Ильина» // «Социальное богословие» – Интернет-портал: http://www.soctheol.ru/avtor_art.php?id=227.

[50] Лонгин, епископ Саратовский и Вольский. Опыт внедрения и проблемы обязательной катехизации на приходах // Интернет-сайт «Патриархия. Ру»: http://www.patriarchia.ru/db/text/1394599.html.

[51] Пантелеимон (Бердников), иеромонах. Православная миссия – история и принципы организации. Кандидатская диссертация. Электронная версия. Раздел «Экклезиологическое обоснование православной миссии».

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9