Религии вымышленных миров: богословский анализ
Портал «Богослов.Ru» открывает новый проект, в рамках которогу будут публиковаться материалы, посвященные богословскому осмыслению религий вымышленных миров – "авторских вселенных". Понимая, что данная тема является для отечественной науки и богословия совсем новой и неизученной, особо подчеркиваем: факт публикации тех или иных материалов отнюдь не свидетельствует о том, что редакция разделяет взгляды автора.Инквизиция вселенского масштаба. Религии мира «Warhammer»: часть вторая. Инквизиция вселенского масштаба. Религии мира «Warhammer»: часть первая.Дж.Р.Р. Толкин: христианский миф туманного Альбиона (часть 1)
Статья

                                                                                           
 
Ортодоксальные иудеи соблюдают Субботу, которая, как известно, начинается вечером в пятницу, и не пользуются в этот день ни коврами-самолетами, ни вообще какой бы то ни было магией, хотя некоторые держат на этот случай специально обученного эльфа. «Субботний “негр”» - вот как они его называют.
Гарри Тертлдав, «Свалка токсичных заклинаний»

Идея подготовки этого цикла впервые возникла на круглых столах по фантастике и компьютерным играм, проходивших в рамках XII Всемирного русского народного собора - Собора детей и молодежи. Выступавшие на них фантасты, игроделы и литературные критики высказали ряд весьма интересных для православной общественности идей, рассмотренных с неожиданных сторон, осветив, казалось бы, хорошо изученные темы.

По ряду затронутых тем развернулись ожесточенные дискуссии, однако все участники круглых столов оказались солидарны в одном - роль фантастической литературы и компьютерных игр резко возросла. Уже сейчас значительная часть детей проходит первую компьютерную игру гораздо раньше, чем прочитывает первую книжку, а из книжек среди них наибольшей популярностью пользуется именно фантастика во всех ее многочисленных поджанрах - фэнтази, анимэ, боевая и даже новомодная хулиганская фантастика. Естественно, что компьютерные игры и фантастика тесно взаимосвязаны - показателем успешности книги сейчас во многом является созданная по ее мотивам «стрелялка», стратегия или квест.

И фантастика, и компьютерные игры сейчас переходят на новый этап своего развития. Все чаще серьезные писатели и игроделы призывают обратить самое пристальное внимание на то, чему учат детей и подростков такие игры и книги. А учат они вещам зачастую странным и диким. «Конвейерный» метод подготовки игр и книг сильно упрощает их сюжет, из-за чего возникают проблемы «привлекательного зла» и «убогого добра». Писателям и сценаристам намного проще нарисовать образ обаятельного злодея, нежели правдоподобного сторонника «светлых сил», в результате чего потребителям их продукции становится комфортнее отождествлять себя с преступниками, маньяками или просто демонами. Абсолютный нравственный релятивизм стал визитной карточной значительной части фантастических миров, что не могло не сказаться на психологии их фанатов уже в реальной жизни.

Но может ли фантастика и игровая индустрия проповедовать людям христианские ценности или же они изначально по своей сути приносят душе только вред? Думается, что это риторический вопрос. Как телевидение и Интернет, фантастические книги и компьютерные игры не плохи сами по себе. Просто играть на низменных чувствах людей всегда проще и выгодней, нежели пробуждать в них совесть.

Впрочем, ситуация начинает меняться. Приобретает все большую популярность «православная», «имперская» и просто «патриотическая» фантастика, в то время как модные в конце 80-х-начале 90-х либеральные сюжеты уходят в небытие. В компьютерных играх становится хорошим тоном блокировать возможность играть за немцев, американцев или афганских душманов против русских. Журналы, которые пишут о фантастике и об играх, заняли ту нишу, в которой раньше располагались «Техника молодежи», «Юный техник» или «Пионер», и в них можно прочитать грамотные статьи по общей и военной истории, этнографии, технике и религии.

Сегодня авторскими мирами серьезно увлекаются десятки миллионов людей, принимая участие в их «жизни» через ролевые игры, настольные карточные игры, варгеймы (настольные тактические игры с использование миниатюр-солдатиков) и компьютерные игры разных типов. Интересно, что при последней переписи населения в Великобритании более 60 тыс. человек назвали себя джедаями, то есть условно хорошими «рыцарями» вселенной «Звездных войн», а во время аналогичного мероприятия в России около 3 тыс. человек записались эльфами, гномами, хоббитами и гоблинами.

Конечно, далеко не все авторские миры касаются религиозной тематики - многие из них базируются исключительно на магии или достижениях научного-технического прогресса. Между тем в ряде популярных вымышленных вселенных религия играет важную, а зачастую - ключевую роль. И тысячи черпают из них знания о религии как таковой - ведь хорошо известно, сколько людей задумались о Боге и пришли к вере, прочитав книги Толкиена, Льюиса или Саймака.

Хотелось бы надеяться, что анонсируемый здесь цикл статей позволит взглянуть на хорошо известные книги и игры с нового, неожиданного ракурса. Возможно, что родителям будет интересно узнать, как понимаются добро и зло в тех мирах, которыми увлекаются или просто интересуются их дети, и присутствуют ли там вообще такие понятия. Есть ли в них христианские идеи, либо нет ничего, кроме пропаганды сатанизма? Кто сейчас продолжает дело упомянутых выше писателей-миссионеров?

Цикл статей откроет материал о культах вселенной «Молота войны» («Warhammer Fantasy Battle» и «Warhammer 40.000»)  - самой «религиозной» из популярных вселенных, из которой вышли такие игровые хиты, как «Warcraft» и «Starcraft». За ним последуют Средиземье Дж. Р. Р. Толкиена, Нарния К. С. Льюиса, миры Говарда Лавкрафта, Дюна Фрэнка Герберта, Далекая, далекая галактика «Звездных войн», мир «Темных начал» Филиппа Пулмана, миры Гарри Поттера и подражателей-пересмешников Джоан Роулинг, миры Сергей Лукьяненко, Вадима Панова и Александра Зорича.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9