Предыдущий докладчик (И.Назаров) говорил, что сейчас «мир» атакует, бросает вызовы христианину, но ситуация такова, что «мир» атаковал всегда и всегда будет враждебен христианину, той вести, которую несет христианин, той Благой Вести, которую принес Христос. Поэтому актуально рассмотреть жизнь и творчество Григория Сковороды в аспекте его внутренней работы, борьбы по преодолению «мира». Не зря на своей могиле он велел написать: «Мир ловил меня, но не поймал»[i]. Вся жизнь его была стратегией убегания от «мира», точнее (ибо в слове «убегание» есть момент трусости) совершения таких поступков, чтобы тебя не ловил «мир».
Прежде следует понять, что такое «мир»? «Мир» – это мирское, это мирские страсти, которые ловят человека. В.Эрн писал, что Сковорода был человек противоречивый, стихийный[ii], отец Андрей Ткачев сказал бы – свободолюбиво-анархический. Думаю, что побег Г.Сковороды из «мира» был попыткой преодоления своего внутреннего хаоса, с которым он сталкивался в своей душе, ибо натурой он был противоречивой. Также убегание от «мира» — это стремление преодолеть зацепы мира, который захватывает, вводит в свое русло и навязывает ложное бытие.
Будучи преподавателем, Г.Сковорода говорил ученикам, молодым людям, что они входят в «мир», и этот «мир» хочет их поймать. «Мир» задействует страсти, прежде всего такие, как славолюбие, сребролюбие, сластолюбие, которые прельщают, обманывают и направляют по ложному пути. Его ученик Михаил Ковалинский на своем опыте испытал пагубные последствия прельщения «миром». Он пишет про себя самого: «Обращение в великом свете, удаля его мало-помалу от его самого, заведя в лестные внешности, усыпя в нем доверие ко внутреннему голосу духа, простуди жар истинного любомудрия, возжгло в нем разум светский и возбудило свойства, собственные сему кругу бытия. Свет облагоприятствовал его своими дарами, наложа на него усыпление, дал ему жену, друзей, приятелей, благодетелей, преданных знакомых, свойственников, житейские связи и выгоды. Но дары сии напоены были соком корня их и свойствами начала их. Он увидел в счастии превращение, в друзьях — измену, в надеждах — обман, в утехах — пустоту, в союзах — самовидность, в ближних — остуду, в своих — лицеприятие. Таковы были последствия светского круга, в который впал он, оставя сам себя»[iii].
Мир обманывает ложными, преходящими ориентирами, использует, выпивая жизнь, а потом бросает умирать. Г.Сковорода знал уловки мира и убегал от него в уединение. Но и там мир ловил его скукой (мукой), тоской, печалью. Спасением для него была Библия, которую он называл невестой, женой, которая родила ему нового человека. Любовь к Библии, Слову Божьему давала покой, утешение, возвышала над превратностями мира. Библия была для Сковороды живым существом, которое давало ощущение полноты, и это убегание из мира благодаря Библии давало чувство удивительной наполненности духом, радости, мира и покоя. «Мир» не может наполнить, удовлетворить жажду духа человеческого, которому всего мало. Дух человеческий – бесконечная бездна, которая может насытиться только бездною – Духом Божьим. Тогда он успокаивается, ибо находит свое, себе свойственное. Конечный мир не насытит дух, который жаждет бесконечного. Только Библия, Премудрость Божья могла насытить мятущийся в поисках истины дух Сковороды. Библия была для него бесконечной бездной премудрости Божьей, и он неустанно трудился, раскрывая с Божьей помощью ее тайны.
Здесь Г.Сковорода является примером плодотворной работы с Библией. Мое убеждение, что без регулярной работы над Священным Писанием, над Евангелием христианин не может назвать себя настоящим христианином. Как можно быть христианином, считая, что Бог на небе (или в сердце), и совершенно не читая Евангелия? Чтение Библии является аскетическим трудом, и даже не понимая какие-либо моменты Писания, его все равно надо читать, трудничать, понуждать себя на регулярное чтение. Сама эта внутренняя работа (утруждение сердца) дает возможность борьбы с миром в собственном сердце. Ведь из сердца исходят злые помышления, которые сквернят человека. Мир, который во зле лежит, оскверняет человека через его собственное сердце, злую волю. Библия – это Откровение Бога, Слово Божье, которое мир не принимает, которому противится. Мир противится Слову Божьему извне, но самое главное, что мир противится Слову Божьему изнутри. Чтение Библии всегда будет находить препятствия, ибо наш ветхий мирской человек (старое сердце) не желает терять власть, самовластие, не желает устраниться и дать место воле Божьей, явленной в Слове.
Г.Сковорода предлагает аскезу при чтении Библии. М.Ковалинский пишет, что ночами Сковорода молился, собирал свой ум, боролся со страстями, и, думаю, что это было приуготовлением сердца к восприятию Слова Божьего. Ведь не просто надо читать Слово Божие как обыкновенную книгу, а войти в состояние правильного восприятия, очистить для этого сердце, подготовить внутреннего человека. Но даже если человек это делает, внимательно читает, понуждает себя к чтению Священного Писания, каждый человек сталкивается с соблазном мирского толкования Слова Божьего. В диалоге «Потоп змиин» Г.Сковорода называет Библию змием, драконом[iv]. Этими выражениями Г.Сковорода указывает на опасность и ложность неправильного восприятия Библии. Если мы мирским, неприуготовленным аскезой умом начинаем читать Библию, мы там сталкиваемся с символами, Слово Божье нам явлено через земные символы. Если мы Библию будем воспринимать только как рассказ о земных событиях (пример – пьянство Лота), то чтение Библии может стать не просто бесплодным, а может стать и погибельным, привести к ропоту и возмущению. И поэтому Г.Сковорода фактически призывал преодолеть тот «мир», мирское в душе, которое присутствует при восприятии Слова Божьего. Поэтому при чтении Библии следует в себе этого мирского человека, этот мир лукавый рубить, отсекать мирские мысли, которые хотят оболгать Слово Божье. Он называет это – «отсекать язык змеиный»[v]. Наш мирской ум (ветхий человек) – это змей, ползающий по земле, знающий только земное и питающийся тленным. Нужно вознести змия от земли, как вознес Моисей медного змея (прообраз Христа), чтобы ужаленные змеями (кара за ропот против Бога) могли исцелиться. Вознести ум к Небу, ко Христу, Слову, чтобы исцелиться от мирского яда.
Этот момент, когда мы при чтении Библии ее делаем чем-то тленным, миром земных образов, следует отсекать – отсекать мирские толкования. Получается своего рода феноменологическая редукция. Библия – это свет, который скрыт за тленными буквами. Мы должны стать таким светом, очистив свое сердце, которое воспримет свет, сокрытый в Библии. «Свет видится светом»[vi]. У Г.Сковороды это – читать Библию новым человеком, который родился от Слова Божьего[vii]. Своего ветхого человека невозможно преодолеть самому, без Слова Божьего. Когда при постоянном чтении Библии Божье Слово входит в сердце, этим сердце очищается от людских мнений, этих мирских идолов. «Библия ограничивает идолобешенство и возводит в Горняя»[viii], разрушает внутренних идолов, которые сидят в душе и навязывают свою богопротивную волю. Следует читать Библию так, чтобы в душе «мир» онемел[ix], замолчал, чтобы ум в безмолвии мог прикоснуться к тайне Божией.
Чтение Библии – это процесс мистический, таинственный: Слово Божье входит в душу и борет там «мир», мирские мнения. Эта брань происходит неосознанно, это тайна, это – таинство чтения Библии, погружения в глубину Слова Божьего, которое входит в глубину сердца. Когда в душе от принятого Слова Божьего рождается новый человек (новая тварь), рождаются новые глаза, рождается вера, которая зрит невидимое, тогда мы своим возрожденным сердцем, рожденным от Бога, очами веры можем правильно воспринимать невидимое слово Духа Святого, которое присутствует в Библии. Тогда чтение плодотворно. Эту плодотворность Г.Сковорода показал в своих произведениях, которые родились от непрестанной аскетической работы с Библией. Чувствуется, что они написаны от души, которая знает Духа и стремится ко Христу. Конечно, имеется влияние платоновского дуализма, и при чтении его работ этот дуализм следует редуцировать, чтобы выделить моменты подлинного вдохновения Божественным. Но живая вдохновленность произведений Г.Сковороды свидетельствует о его плодотворной работе с Библией.
Г.Сковорода не только читал Слово, но и нес Слово в мир. Вопрос – как Его донести в мир? С одной стороны человек убегает от мира, с другой стороны, он свое слово миру должен донести. Он должен донести Слово своим новым сердцем, рожденным от Бога, которое человек получил как дар при постоянном чтении Библии. Это новый язык нетленного человека[x]. Кому же он скажет новое Слово? Г.Сковорода это Слово говорил своим друзьям. Все его произведения – это послания друзьям, он боялся, что они попадут в чужие (как он сам говорил), нечистые руки[xi]. Он сохранял момент интимности, чтобы читали его слово только друзья, близкие люди. И не случайно его произведения являются диалогами – обсуждением библейских тем, поиском истины Христовой. За эти диалоги его называли «украинским Сократом».
У Г.Сковороды можно поучиться обыкновенному общению с друзьями. Вот мы встречаемся с другом, но говорим ли мы с ним на библейские вечные темы или тратим время на разговор про мирское, преходящее? Г.Сковорода дает опыт настоящего философского, христианского разговора, поиска божественной истины. Ведь если я христианин и читаю Библию и друг христианин и читает Библию, то темой разговора должна быть истина Христова. И в этом разговоре будет рождаться новое понимание веры, но рождаться на основе постоянной работы с Библией. Письма, которые он писал к друзьям, также призывают к совершенствованию, возрастанию во Христе.
В общении с простыми людьми Г.Сковорода умел захватить души людей Божьим Словом. Они, может, многого не понимали, но были заворожены его живым отношением – он говорил что-то живое, близкое сердцу[xii]. Они могли его часами слушать, т.е. он мог библейским словом захватить слушателей, вырвать их из обусловленности обыденным миром. Это пример несения истины Христовой людям, а их не обманешь, они чувствуют жизнь – либо это мертвое слово (формальное, нежизненное, казенное), либо это живое слово, сказанное от искренней души, которая любит Слово Божье.
Также можно рассмотреть такое понятие Г.Сковороды, как «сродный труд». Сродный труд – это когда мы в жизни делаем то дело, которое нам дал Бог. То дело, что нам дано от Бога – призвание, то, которое любим, делаем от души, испытывая при этом радость. Если человек делает не свое дело, не от Бога, то какие бы выгоды оно не приносило, человек всегда находится в унынии, тут душа не на месте, потому что человек не на своем месте. Тогда человеку скучно, тоскливо, он выливает это на окружающих, прячет от себя свою неудовлетворенность, но не в силах отказаться от мирских выгод – это «захваченность миром», «мир» человека поймал, тут нет свободы, творчества, самореализации, сбывания своего подлинного бытия.
Интересен момент, что когда Г.Сковорода убегал от «мира», пытаясь найти свое призвание, «мир» его атаковал тоской, скукой (скука-мука)[xiii]. Можно быть не в мире, в уединении, но и тут мир достает тоской, унынием, чувством бессмысленности, призывая опять вернуться обратно, в мирской суете забыться от тоски. Сковорода преодолевал, побеждал мучительную тоску, скуку Словом Божьим, чтением Священной Библии.
Чтобы найти свое сродное дело, следует слушать свое сердце: к чему я расположен, для чего я Богом создан, к чему направлен? Хотя сам Г.Сковорода про это явно не говорит, но, думаю, что без правильной постоянной работы над Библией, без слышания Слова Божьего в Библии, в Священном Писании, слышания речи Бога в Слове услышать свое сердце (голос Божий, призывающий к истинному) для Г.Сковороды невозможно. Тогда мы слышим себя, понимаем, к чему мы направлены, какое наше место в мире. Подтверждением тому, что мы делаем свое дело, есть любовь к Нему. Та любовь Бога к человеку, явленная в Евангелии, в Библии являет себя и в деле, даже в обыкновенной профессии, к которой человек призван и которую любит. Когда человек обновленным умом читает Библию, он испытывает радость, это говорит о том, что он встретился со Словом Божьим. Делая свое дело в мире и испытывая радость, он фактически сбывает, исполняет Слово Божье о себе – Его благую волю, делая то, на что он создан, на что Бог его послал. Тут идея – жить в мире, следуя Слову, жить со Христом в сердце, сбываясь и радуясь во Христе. У Г.Сковороды это было именно так.
Но интересный момент. Человек может устраниться от мира, не слушать его отчуждающих требований, слушать свою природу, найти сродное дело и, делая его успешно, выделиться в мире, стать известным. И тут опасность, и Г.Сковорода с ней столкнулся – мир начинает его хвалить. За то хвалит, что человек, делая свое дело, проявляет себя и выделяется. Раньше уничижал как неподчиняющегося, а теперь славит как выделившегося. Опасность в том, что можно поддаться тщеславию, страсти славолюбия (суетной славы), которой мир хочет человека зацепить и сделать своим. Тогда уже человек не слышит Бога в сердце, а слушает лестные речи мирского змия, который возносит тебя, чтобы погубить. Гибель здесь уйти от себя как живой личности (предать себя) и стать мирским обезличенным существом, водимым страстями, стать рабом миру. Променять Христа в своем сердце на 30 мирских серебренников.
В заключение следует сказать, что Григорий Сковорода дает пример преодоления мира, который во зле лежит, с помощью настойчивой и терпеливой работы над Священным Писанием. Тут и пример наших святых, которые читали и жизнью воплощали Слово Божье. Сейчас пришло время серьезной работы над Библией. Говорить, что ты православный христианин, и не работать над Библией, просто ходить в церковь – этого уже недостаточно. Следует правильно, ежедневно работать над Словом Божьим, и не только читать, а это Слово нести, и не просто говорить, а доносить Благую Весть, Свет Спасения, проявлять в жизни любовь Христову. Чтобы мир изменялся от Слова Божьего. А для этого надо себя изменить: если себя не изменишь, мир не изменится. Постоянно работая над Писанием, Божьим Словом надо преодолевать «мир» и сделать так, чтобы «мир» нас не поймал.
[i] Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. // Григорий Сковорода. Соч. в 2 т. Том 2. – М.: Мысль, 1973.
[ii] В.Эрн. Борьба за Логос. Г.Сковорода. Жизнь и учение. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.
[iii] Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. // Григорий Сковорода. Соч. в 2 т. Том 2. – М.: Мысль, 1973.
[iv] Диалог. Имя ему – потоп змиин. // Григорий Сковорода. Стихотворения. Песни. Басни. Диалоги. Трактаты. Притчи. Прозаические переводы. Письма. - К.: Наукова думка, 1983.
[v] Жена Лотова. // Григорий Сковорода. Соч. в 2 т. Том 2. – М.: Мысль, 1973.
[vi] Наркисс. Разглагол о том: Узнай себя. // Григорий Сковорода. Соч. в 2 т. Том 1. – М.: Мысль, 1973.
[vii] Там же.
[viii] Разговор, называемый алфавит, или букварь мира. // Григорий Сковорода. Соч. в 2 т. Том 1. – М.: Мысль, 1973.
[ix] Жена Лотова. // Григорий Сковорода. Соч. в 2 т. Том 2. – М.: Мысль, 1973.
[x] Наркисс. Разглагол о том: Узнай себя. // Григорий Сковорода. Соч. в 2 т. Том 1. – М.: Мысль, 1973.
[xi] Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. // Григорий Сковорода. Соч. в 2 т. Том 2. – М.: Мысль, 1973.
[xii] В.Эрн. Борьба за Логос. Г.Сковорода. Жизнь и учение. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.
[xiii] Сад Божественных песней, прозябший из зерн Священнаго Писания. Песнь 19-я// Григорий Сковорода. Стихотворения. Песни. Басни. Диалоги. Трактаты. Притчи. Прозаические переводы. Письма. - К.: Наукова думка, 1983.