Введение
Более пятидесяти лет тому назад завершила свое существование Пекинская духовная миссия, и на ее месте была основана Китайская Автономная Православная Церковь. Это событие стало существенной вехой в истории китайского православия. Тогда были рукоположены китайские епископы – Василий (Шуан) и Симеон (Ду). К сожалению, рост Китайской Церкви был нарушен событиями, связанными с так называемой «культурной революцией». Проповедь православия на понятном китайцам языке была прекращена, и миссионерская деятельность прекратилась на долгие годы. Но милостью Божией сейчас мы переживаем иное время, когда у нас есть возможность свидетельствовать о православии перед китайским обществом. Свидетельствовать об истинах Священного Писания, передаваемых Церковью из поколения в поколение. Свидетельствовать об истории Православной Церкви в Поднебесной.
Вот уже десять лет осуществляет свою деятельность Дальневосточный центр при Московской духовной академии. И тема миссионерства здесь всегда была, остается и будет одной из приоритетных и актуальных. Подготовка миссионеров, владеющих китайским языком, – одна из важных задач в деле возрождения Китайской Автономной Православной Церкви. Но, на мой взгляд, для миссионера наряду со знанием языка крайне необходимо знание Священного Писания, знание учения Писания о миссионерском служении. В рамках настоящего доклада я и хотел бы, опираясь на конкретные тексты Священного Писания, поделиться своими размышлениями об этом непростом служении.
Харизматичность миссионера
В книге Деяний святых апостолов есть весьма интересное повествование об обстоятельствах первого миссионерского путешествия апостола Павла. Дословно в ней говорится следующее: «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; и, быв в Саламине, проповедывали слово Божие в синагогах Иудейских» (Деян 13:1-5).
Книга Деяний святых апостолов считается исторической книгой Нового Завета. История, описанная в приведенном отрывке, позволяет сделать важные выводы касательно миссионерского служения в Церкви. Во-первых, здесь сказано, что Варнава и Савл принадлежали к особой группе верующих Антиохийской Церкви. Они были учителями и пророками, то есть людьми, наделенными особыми дарами Святого Духа и, соответственно, имевшими опыт учения Церкви. Из приведенного выше текста Писания также следует, что миссия Варнавы и Савла была предварена особой волей Божией. Миссия для них была делом, на которое их призвал Дух Святой.
Из других мест Писания мы знаем, что апостол Павел обладал даром языков, столь необходимым для миссионерского служения. Так, в первом послании к коринфянам он говорит: «Благодарю Бога моего, я более всех вас говорю языками» (1Кор 14:18). Дар языков необходим для миссии, но в этом же послании апостол пишет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий» (1Кор 13:1). Любовь – христианская добродетель, и проповедь христианства есть проповедь любви Божией к человечеству, проповедь жертвенной любви Сына Божия. Проповедь будет успешной лишь в том случае, если миссионер будет являть в своей жизни пример жертвенной христианской любви.
История православной миссии знает примеры, когда миссионеры обладали особой харизмой для миссионерского служения. Сюда относятся святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, святитель Иннокентий Московский, святитель Николай Японский и многие другие. Но слова Спасителя «жатвы много, а делателей мало» (Лк 10:2) актуальны для всех времен и народов. На мой взгляд, Китай ждет такого православного миссионера, который бы не уступал по своей харизматичности этим великим мужам. И в этом отношении Дальневосточный центр несет определенную ответственность перед историей. У нас нет другой такой «кузницы кадров» для миссии в Китае. Очень важно, чтобы в воспитанниках, которые обучаются здесь, сочетались ученость и духовность.
Миссия – дело особого промысла Божия
Когда речь идет о промысле Божием в контексте православной миссиологии, следует помнить о том, что Священное Писание всегда говорит о промысле Божием по отношению к конкретным людям, явленном через служителей Христовых. Так, в книге Деяний есть история о крещении евнуха, вельможи Эфиопской царицы (Деян 8:26-40). Сама встреча апостола Филиппа и евнуха с самого начала имела сверхъестественный промыслительный характер, так как Филипп пришел на дорогу, по которой ехал евнух, повинуясь слову ангела: «А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения…» (Деян 8:26, 27). Основанием, на котором строился диалог Филиппа и евнуха, было пророчество Исаии о Мессии. В результате, когда колесница подъехала к воде, евнух попросил Филиппа покрестить его. После крещения на евнуха сошел Святой Дух, «а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию» (Деян 8:39, 40).
Очевидно, что евнух оказался достоин такого о нем промышления Божия, так как был предрасположен к принятию веры во Христа. Евнух понимал, что перед ним был священный текст, и на вопрос Филиппа, понимает ли что читает, отвечал: «как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним» (Деян 8:31). Из текста видно, что евнух был религиозным человеком, он приезжал в Иерусалим для поклонения. И его религиозность по духу оказалась близкой к христианству, так как после общения с Филиппом он принял крещение.
В книге Деяний описан еще один похожий случай. В десятой главе повествуется о том, как через апостола Петра уверовал сотник Корнилий из Италийского полка. Во время молитвы сотник видел ангела Божия, который повелел ему призвать в свой дом «Симона, называемого Петром» (Деян.10:5). При этом Симон Петр получил откровение, через которое Бог призвал его к проповеди язычникам (Деян 10:10-16).
Корнилий не был иудеем, но он молился, как это видно из слов ангела «молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» (Деян 10:4). Какому Богу молился Корнилий, это отдельный вопрос, и он остается открытым. Ясно одно: Корнилий был религиозным человеком, и эта религиозность по духу оказалась близкой христианству. Выслушав Корнилия, апостол Петр сказал такие слова: «истино познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян 10:34-35). Во время этой речи Дух Святой сошел на всех слушавших слово апостола, и он «велел им креститься во имя Иисуса Христа» (Деян 10:48).
Приведенные выше истории с эфиопским евнухом и сотником Корнилием являются примерами положительного промысла Божия в миссии. И в том и в другом случае слово Божие находит положительный отклик у язычников, и они принимают Таинство Крещения. Эти факты также перекликаются со следующими словами Спасителя: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (Ин 6: 44-45). Из этих слов видно, что не каждому человеку дано быть христианином, а только тем, кого Сам Бог приводит к вере. Бог в течение жизни посредством различных обстоятельств и людей приводит человека к вере, и обретение веры таким человеком становится как бы логическим следствием всей жизни.
Но в книге Деяний есть описание и отрицательного промысла Божия по отношению к миссионерским трудам апостола Павла. Так, в шестнадцатой главе об апостолах Павле и Силе говорится: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деян 16:6, 7). Это говорит о том, что в Православной Церкви миссия есть дело особого промысла Божия, и для того чтобы начать миссионерские труды в той или иной стране. нужно испытывать, есть ли на то воля Божия.
Китайская Автономная Православная Церковь появилась благодаря миссионерским трудам многих пастырей и архипастырей Церкви. То, что сейчас взаимодействие православных с Китаем расширяется, говорит о Божием благоволении к православным в этой стране. Убежден, что в современном Китае есть люди, подобные сотнику Корнилию или евнуху, о которых говорится в Деяниях. И такие люди должны услышать живую проповедь на понятном им языке.
Жертвенник неведомому Богу
Одним из ярких примеров христианской проповеди среди иноверных является речь святого апостола Павла в афинском ареопаге (Деян 17,22-31). Несмотря на свое возмущение этим полным идолов городом, апостол сумел найти общий язык с афинянами, и его проповедь была успешна. Обращаясь к жителям, апостол упомянул о жертвеннике неведомому Богу, с целью подчеркнуть их набожность. Но это, с другой стороны, оказалось и духовной лакуной, которую апостол восполнил благовестием о воскресшем Христе. Апостол прямо говорит, что проповедует того Бога, которого они не знают, но которого они чтят. Современный миссионер должен иметь на вооружении такой прием. Но для этого необходимо знакомство с духовной культурой того народа, в котором осуществляется проповедь слова Божия. Нужно уметь отыскать лакуну в религиозном сознании людей и заполнить ее так, как это сделал апостол в афинском ареопаге.
В Китае тоже есть «жертвенник неведомому Богу», и чтобы понять, какие жертвы приносятся на этом жертвеннике, нужно погрузиться в китайскую среду. В этом смысле православный миссионер должен знать современную китайскую культуру и должен уметь понять, где религиозность китайцев пересекается с православием. Хорошим примером для подражания в этом отношении является святитель Николай Японский, который очень хорошо знал японскую культуру и был блестящим миссионером.
Заключение
Подводя итог сказанному, я хотел бы еще раз упомянуть о том, что апостолы Павел и Варнава, которых Дух Святой призвал на миссионерское служение, принадлежали к особой группе верующих Антиохийской Церкви, т.е. они были учителями и пророками. Это позволяет сказать, что миссионерское служение в древней Церкви было очень близко к пророческому служению. Кроме того, миссионер, как и пророк, должен быть человеком святой жизни, и вся его жизнь должна проходить по заповедям Божиим в согласии с Духом Святым.
Дальневосточный центр находится в стенах Московских духовных школ, которые готовят людей к пастырскому и миссионерскому служению под молитвенным покровом Божией Матери и преподобного Сергия. Люди, которых Церковь будет направлять в Китай с миссионерской целью, должны пройти эту школу и получить все необходимые знания церковной традиции и навыки практического их применения. Знание Священного Писания и его учения о миссионерском служении очень важно для будущего миссионера. Изучение миссионерского опыта первых христиан, первых миссионеров должно лежать в основе подготовки наших современников. И если сейчас у нас есть дальневосточный центр, возможность изучать язык и посылать студентов на Тайвань для изучения языка, то это ли не знак того, что Дух Святой призывает людей положить начало миссионерским трудам в китайском направлении?