Философия науки

События
Вышла статья «Разгадывая Юма: жизнь, времена и наследие реформатора метафизики»
Блинов Е. Н. Разгадывая Юма: жизнь, времена и наследие реформатора метафизики // Эпистемология и философия науки. 2020. Т. 57. № 1. С. 202-215.
События
Вышел новый номер журнала Эпистемология и философия науки
Эпистемология и философия науки т. 57, № 1, 2020
События
В журнале «Метафизика» вышла статья о проблеме трансцендентного в современной физике
Андрей Севальников. «Инобытие» в современной физике: выход к трансцендентному. Метафизика №1, 2020 г.
Книги
Мифология века НТР: утопии, мифы, надежды и реальность новейших направлений науки. От Франкенштейна и эликсира бессмертия до «биокиборгов» и «постчеловека»
Книга посвящена новому и остро дискуссионному феномену современной научной и общественной жизни - мифологии века НТР. Понятие «мифология века НТР» было введено в научный оборот выдающимся русским философом академиком Иваном Тимофеевичем Фроловым (1929-1999). Речь идет о фантастических и утопических представлениях, которые не только не устраняются по мере развития науки. Современная мифология в отличие от древней вырастает на почве науки и сопровождает ее успехи. Феномен мифологии века НТР имеет свою историю и весьма разнообразен: от Франкенштейна Меэри Шелли и эликсира бессмертия в XIX веке до «киборгов» XX века и «постчеловека» трансгуманистов XXI века. Утопический аспект научного творчества помогает конструировать артефакты будущего, и, вместе с тем, открывает многочисленные возможности для спекуляций на почве науки. Различные стороны непростого феномена мифологии века НТР обсуждают философы, биологи, генетики, социологи, психологи, физики.
События
В журнале Гуманитарий Юга России вышла статья о философском обосновании объективной реальности
Матяш Т. П., Матяш Д. В. Объективная реальность: философское обоснование (Декарт – Несмелов – Вл. Соловьев)
События
В Гарварде обсудят этичность биотехнологий
9-10 марта 2020 года в Гарвардском университете, США, состоится ежегодная конференция по биоэтике. Тема данной научной встречи - "Биотехнологии и будущее медицины".
События
"InterVarsity" выпускает серию книг христианстве и науке
Серия популярных книг, посвященный острым вопросам отношений христианской веры и науки, продолжает выходить в рамках проекта, подготовленного группой евангеликов.
События
Теория познания в социологии
Курс лекций социолога Виктора Вахштайна об основных проблемах эпистемологии и критике исследовательского разума
События
Деньги против знаний - Смогут ли крупнейшие научные издательства работать по модели открытого доступа
С момента, когда сфера научной периодики стала осваивать интернет-пространство, ее участники разделились на два лагеря. Для одних современные технологии стали возможностью сделать знания более доступными, другие же восприняли их как способ увеличения заработка. К первым относятся ученые. Они заинтересованы в том, чтобы их исследования распространялись как можно шире. Ко вторым – компании, для которых научная периодика является прежде всего бизнесом.
События
Беседа «Рождение философии науки из духа Викторианской эпохи»
30 ноября (четверг) в 19.30 в библиотеке им. Ф.М. Достоевского (Чистопрудный бульвар, 23) в рамках цикла «Реплики» проекта Института философии РАН «Анатомия философии: как работает текст» состоится беседа члена-корреспондента РАН, доктора философских наук, профессора, зав. сектором социальной эпистемологии Института философии РАН Ильи Теодоровича Касавина и кандидата философских наук, младшего научного сотрудника сектора социальной эпистемологии Института философии РАН Татьяны Дмитриевны Соколовой на тему: «Рождение философии науки из духа Викторианской эпохи».
События
О трактовке философии и науки как «знания» в контексте их онтологической характеристики
Первым и самым важным шагом при определении любых объектов мышления является указание, к какому типу объектов уже известной природы относится данный объект. В общем случае эту операцию можно назвать «отнесением к роду», а в случае, когда она используется с целью задания или прояснения онтологического статуса некоторого объекта, — «онтологическим отнесением».
События
О присутствии и отсутствии русской метафизики
В статье рассматриваются различные аспекты прямой и опосредованной роли русской метафизики в философских процессах современности. Определяются и анализируются общие мотивы в творчестве известных русских и европейских философов, в частности Н. Бердяева и Ж. Делеза.
События
Видео. Моделирование исторических процессов
Историк Леонид Бородкин о применении математических методов в истории, ошибочных ожиданиях руководителей НЭПа и мостиках между историей и современностью.
События
Видео: Рождение логической формы
Если вы хотите объяснить ребенку, кто такой лев, вы поведете его в зоопарк и скажете: «Смотри, вот лев». Но нет такого зоопарка, в котором живут «или», «это», «тем не менее». Значение синкатегорематических, или логических, терминов раскрывается не путем указания на что-то похожее на льва или тигра, а путем выяснения их роли в рассуждении. О генезисе средневековой и современной логики, «Эрлангенской программе» и критерии Тарского.
События
Академик Лекторский: «Если приходит бессмертие, жизнь теряет смысл»
Крупнейший философ, специалист в теории познания Владислав Лекторский — о грядущем постчеловеке, наступающем обществе знания и будущих путях спасения человечества.
События
11 мая. Историк за верстаком. Встреча с Марией Неклюдовой
11 мая 2017 г. в 19:00 - 22:00. Международный Мемориал Каретный ряд, 5/10, Москва
Библиография
Феноменология и феноменология религии: каков общий идейный фон?
Библиография
Мусульманский атомизм как строгий финитизм
Атомистическое учение, разработанное в мусульманской культуре (прежде всего мыслителями каламской школы), представляет собой разновидность финитизма. Согласно ему, атомы не отделены друг от друга неким вакуумом, поэтому такая атомарность не противоречит континуальности. Для данного учения характерна также абсолютная однородность атомов, их неразличимость по фигуре и подобным модусам, так что действующий здесь механизм конструирования целого из частей/элементов принципиально иной, нежели в алфавитизме. Оспаривая теологические интерпретации каламской атомистики, автор доказывает, что она фактически ограничивалась рамками натурфилософии.
Библиография
Отшельник Фёдоров: мысли об Индии
В работах Николая Фёдорова (1828—1903) — оригинального мыслителя, одного из представителей русского космизма, содержится немало интересных суждений о роли Индии в истории человечества. Многие из его записей сохранили актуальность до наших дней.
Библиография
Эстетика Н.Г. Чернышевского и Вл. С. Соловьёва как путь к преображению мира
Казалось бы, у таких двух разных русских мыслителей как Н.Г. Чернышевский и Вл. С. Соловьев не может быть общих точек соприкосновения, но такое утверждение ошибочно. Соловьёв был младше Чернышевского на тридцать лет и по своему собственному утверждению относился к противоположному идейному лагерю, написал статью «Первый шаг к положительной эстетике», в которой философ поддержал эстетическую концепцию Чернышевского, называя её «первым словом истинной эстетики». It seems that two so different Russian thinkers as Nikolay Chernyshevsky and Vladimir Solovyov couldn’t have the common ideas, but this statement is wrong, Solovyov, who was thirty years younger than Chernyshevsky and according to his own statement refers to the opposite ideological camp, wrote the article "The first step to a positive aesthetic," in which the philosopher has supported the concept of aesthetic Chernyshevsky, calling it "the first word of the true aesthetics".
Библиография
Универсалии и хозяйственная жизнь: рождение капитализма
В статье анализируется влияние проблемы универсалий на организацию и ведение хозяйственной жизни в Средние века и Новое время; раскрываются мировоззренческие предпосылки возникновения капитализма как экономической формы антихристианской религиозности. In article influence of a problem of universals on the organization and maintaining economic life in the Middle Ages and New time is analyzed; world outlook preconditions of emergence of capitalism as economic form of anti-Christian religiousness reveal.
Библиография
Средневековый номинализм и генезис новоевропейского сознания
В статье автор показывает, что и в теологии, и в философии номинализм кладет начало развившейся в Новое время тенденции, которую можно назвать волюнтативной, поскольку она подчеркивает приоритет воли перед разумом, веры перед знанием. Номинализм осуществил едва ли не самый радикальный поворот в истории мысли со времен античной классики, разрушив фундаментальные предпосылки метафизики бытия, просуществовавшей на европейском континенте более полутора тысячелетий, и заложив основания метафизики воли. Это, разумеется, не значит, что все корни традиционной онтологии были вырублены сразу. Категорию субстанции, так же как и понятие бытия, мы встречаем у многих философов Нового времени, но трактуются эти понятия часто иначе, чем в той традиции, историю которой мы попытались вкратце проследить.
         In the article, the author shows that both in theology and philosophy the nominalism initiates that tendency, which has expanded in the modern time, and which can be called a voluntative one as far as it emphasizes the priority of will to reason, faith to knowledge. The nominalism implemented perhaps the most radical turnabout in the history of thought since the time of the ancient classics, destroying the fundamental prerequisites of the metaphysics of being, which existed on the European continent for a millennium and a half, and laying the foundation of the metaphysics of will. This, of course, does not mean that all the roots of the traditional ontology have been cut down at once. We can find the category of substance as well as the concept of being in the works of many philosophers of the Modern time, but these concepts are often treated differently than in the tradition, the history of which we have tried to briefly trace.
Библиография
Из переписки С.Л. Франка и Н.А. Бердяева (1923-1926)
Из переписки С.Л. Франка и Н.А. Бердяева (1923-1926)
Библиография
Эпистолярный диалог С.Л. Франка и Н.А. Бердяева (1923–1947)
В статье, являющейся предисловием к публикации фрагмента переписки    С. Л. Франка и  Н. А. Бердяева, восстанавливается история их взаимоотношений в контексте культуры  Русского Зарубежья, проблем русской религиозной философии и церковной жизни. Центральное звено многочисленных размышлений двух русских философов – судьба христианства в Европе и России, свободное философское творчество в неблагоприятных исторических условиях, способность «выразить свое впечатление о бытии».  In this article, an introduction to the piece published correspondence Semyon Frank and  Nikolai Berdiaev, recovering the history of their relations in the context of Russian culture abroad, problems of  Russian religious philosophy and church life. The central part of  the many reflections of the two Russian philosophers – the fate of Christianity in Europe and Russia, free philosophical creativity in unfavorable historical conditions, the ability to «express their impression of  being»
Библиография
У истоков русской герменевтики
Автор продолжает развивать свой проект «Русская герменевтика» - исследование трудов философов Серебряного века о художественной литературе. В данной статье предпринята попытка описать предысторию герменевтики, вскрыв ее истоки в литературной критике и философии второй половины ХIХ в. Важнейшим направлением отечественной герменевтики является достоевсковедение; предваряют собственно  герменевтические штудии в этой области некоторые работы Н. Михайловского, К. Леонтьева, Вл. Соловьева и В. Розанова. Выводы о новой этике и религии Достоевского, сделанные данными мыслителями, легли в основу книг и трактатов о Достоевском Л. Шестова, Д. Мережковского, Н. Бердяева и др., где  интерпретация текстов и  развитие аксиом «нового религиозного сознания» идут рука об руку. The authoress is developing her project “The Russian hermeneutics”, - she is making a study of the works of the Silber-age philosophers devoted to fiction. In this article she is trying to describe the hermeneutic’s fore-going stage: she looks for it in the domain of the literary criticism and the philosophy of the second half of XIX century. The Dostoevsky’s study is the most important trend of the nativ hermeneutics. The autoress considers N. Mihailovsky, C. Leontjev, V. Solovjev and V. Rosanov as the direct fore-runner of the hermeneutic studies as such. The conclusion of these thinker about the new Dostoevsky’s ethics and religion were taken by L. Shestov, D. Merezhkovsky, N. Berdjaev a.o. as a basis of their books and treatises. Their work as the interpretators was accompanied by developing of the “new religios mind’s” principles. 
Библиография
Синтез науки и религии, опыта и веры в богословии архимандрита Феодора (Бухарева)
Архимандрит Русской Церкви Феодор (Бухарев), наблюдая во второй половине XIX в. начало кризиса религиозного сознания в обществе, пришел к убеждению о необходимости новой и целенаправленной христианизации современности. Христианизация, по Бухареву, требовала обновления традиционного богословия – вовлечения в него и адаптации к православию достижений современной западноевропейской философской и естественно-научной мысли, а также активной церковной деятельности в миру. И если для второго достаточно было волевого усилия, то первое требовало богословского обоснования единства знания и веры, науки и религии. Статья рассматривает концепцию синтеза науки и религии архимандрита Феодора (Бухарева) и систематизирует направления его богословия. Russian Church Archimandrit Theodor (Bukharev) watching in the second half of the XIX century the beginning of the crisis of religious consciousness in society, became convinced of necessity of a new and purposeful Christianization of his time. Christianization, on Bukharev, required the renovation of traditional theology, ‒ involvement in and adaptation to Orthodoxy the achievements of modern Western European philosophical and natural-scientific ideas and --- church activities in a society. To the second condition, it was enough willpower, but the first one required the theological justification the unity of knowledge and faith, science and religion. The article examines Archimandrit Theodor (Bukharev)’s concept of synthesis between the science and religion, and organizes the directions of his theology.
Библиография
Концепт выбора в христианской и постхристианской культурах
В своей статье автор рассматривает истоки европейского концепта выбора в религиозной традиции от Ветхого к Новому Завету. Христос осознанно принимает миссию, определенную для него Отцом – только так возможна жертва, которой должен будет последовать каждый христианин. Идеологическая составляющая христианского концепта выбора очевидна. Далее эту проблему решали гуманисты Возрождения. Протестантизм отвергал свободу выбора как невозможную для греховного человека, поддерживал деятельность людей в политике, экономике и науке. Классическая философия позволила расширить концепт «выбор» за пределы связи Бог-человек. После войн, революций и террора ХХ в. постхристианская культура осмысляла выбор в двух разных дискурсах: экзистенциального гуманизма и идеи функциональности человека в современном мире. В начале III тысячелетия проблема «выбора» может быть сформулирована так: свободен ли человек в современном трансформирующемся мире? In her article author consider source European concept of choice from Old Testament to New Testament. Christ consciously accept mission, declared for Him God-Father. Ideological component Christian concept of choice is manifest. Later this problem decided Humanists of the Renaissance. Protestantism rejected liberty of choice as impossible for sinful human being, but supported the conscious activity of people in policy, economics and science. Classical philosophy made it possible to extend the sphere of influence of concept “choice” beyond causal relationship God - human being. Afterwards practice of war, revolution, terror in XX century post Christianity culture interpreted choice in two different discourses: existential humanism and idea functionality person in contemporary world. From the beginning of III millennium problem of choice may be to lay down so: have a person liberty in contemporary changeable world.
Библиография
Иван Ильин в современной России: к 130-летию философа
Мировой масштаб Ивана Александровича Ильина (1883–1954) подтверждается самим фактом активного обращения к его творчеству как в постсоветской России, так и во всем мире. В России с 1993 г. издаётся собрание сочинений мыслителя, насчитывающее на сегодняшний день 28 томов, и  на основе возвращённого в 2006 г. из США архива учёного готовятся новые. В европейской науке интерес к философии Ильина растёт с 1970-х гг. Новым импульсом для привлечения широкого внимания к творческому наследию учёного должны стать юбилейные мероприятия, приуроченные к его 130-летию. В октябре 2012 г. в Москве состоялось учредительное собрание Международного комитета по подготовке и празднованию 130-летия Ивана Александровича Ильина (Международный Ильинский комитет).
Библиография
«Православие. Самодержавие. Народность». Европейский проект для России
Вынесенный в заголовок статьи лозунг царствования Николая I фиксирует проевропейскую, центристскую имперскую идею. Именно это на протяжении уже почти двух веков вызывает неприятие  уваровской идеологии как левыми, так и правыми. Но, с другой стороны, именно в качестве попытки европеизации сверхуидеология «Православия-Самодержавия-Народности» привлекает внимание ряда американских и российских учёных.В статье обоснованы сформулированные выше тезисы. Кратко изложены как история попытки такой европеизации, так и история её провала в «мрачное семилетие» (в последние годы николаевского царствования). Подчеркнуто, что эта попытка заслуживает серьёзного внимания и изучения — особенно в наши дни.  A motto taken as a title of the article expresses pro-European, centrist, imperial idea. This very idea has averted from Uvarov ideology the radicals as well as the right circles for more than two centuries. On the other hand, certain American and Russian scholars are interested in the ideology of “Orthodoxy-Monarchy-Nationalism” taking it for the attempt of Europeanisation imposed from above (i.e. by the government). The above mentioned theses are discussed in the article. The history of this imposed “Europeanisation”, as well as its failure during “the dark seven years” (the last years of Nicholas I reign), are shown. We emphasize that this attempt demands serious attention and studies, particularly nowadays.
Библиография
Русское богословие: в поисках собственной парадигмы
Размышления над книгой: Гаврюшин Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты. Нижний Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2011, 672 с.
1 2 3 4 > >>