
Философия науки

Статья
В статье доктора философских наук, доцента кафедры теологии Российского государственного социального университета Розалии Моисеевны Руповой описана специфика библейской философии истории, прослеживаются библейские основания формирования европейской исторической мысли, а также пути её трансформации в эпоху Ренессанса, в Новое и Новейшее время. В кризисный ХХ в. так называемый антропологический поворот приводит к антропологизации, среди прочих направлений научного знания, и историософской мысли. Происшедшая встреча восточно-христианской традиции с философией, антропологией и историей открывает перспективу нового богословского синтеза.

Статья
Каждый человек более или менее осознанно придерживается какой-либо из мировоззренческих моделей. Они влияют на наш образ мыслей и во многом определяют нашу жизнь. Автор статьи рассуждает о том, как влияет на человека материальное или идеалистическое мировоззрение, атеизм или теизм, о том, какие взгляды формируют то или иное мировоззрение, а также о том, на основе чего сформировался марксистский тезис о главенствующей роли общественного бытия, которое определяет сознание.

События
Блинов Е. Н. Разгадывая Юма: жизнь, времена и наследие реформатора метафизики // Эпистемология и философия науки. 2020. Т. 57. № 1. С. 202-215.

События
Андрей Севальников. «Инобытие» в современной физике: выход к трансцендентному. Метафизика №1, 2020 г.

Книги
Книга посвящена новому и остро дискуссионному феномену современной научной и общественной жизни - мифологии века НТР. Понятие «мифология века НТР» было введено в научный оборот выдающимся русским философом академиком Иваном Тимофеевичем Фроловым (1929-1999). Речь идет о фантастических и утопических представлениях, которые не только не устраняются по мере развития науки. Современная мифология в отличие от древней вырастает на почве науки и сопровождает ее успехи. Феномен мифологии века НТР имеет свою историю и весьма разнообразен: от Франкенштейна Меэри Шелли и эликсира бессмертия в XIX веке до «киборгов» XX века и «постчеловека» трансгуманистов XXI века. Утопический аспект научного творчества помогает конструировать артефакты будущего, и, вместе с тем, открывает многочисленные возможности для спекуляций на почве науки. Различные стороны непростого феномена мифологии века НТР обсуждают философы, биологи, генетики, социологи, психологи, физики.

События
Матяш Т. П., Матяш Д. В. Объективная реальность: философское обоснование (Декарт – Несмелов – Вл. Соловьев)

События
9-10 марта 2020 года в Гарвардском университете, США, состоится ежегодная конференция по биоэтике. Тема данной научной встречи - "Биотехнологии и будущее медицины".

События
Серия популярных книг, посвященный острым вопросам отношений христианской веры и науки, продолжает выходить в рамках проекта, подготовленного группой евангеликов.

События
Курс лекций социолога Виктора Вахштайна об основных проблемах эпистемологии и критике исследовательского разума

События
С момента, когда сфера научной периодики стала осваивать интернет-пространство, ее участники разделились на два лагеря. Для одних современные технологии стали возможностью сделать знания более доступными, другие же восприняли их как способ увеличения заработка. К первым относятся ученые. Они заинтересованы в том, чтобы их исследования распространялись как можно шире. Ко вторым – компании, для которых научная периодика является прежде всего бизнесом.

События
30 ноября (четверг) в 19.30 в библиотеке им. Ф.М. Достоевского (Чистопрудный бульвар, 23) в рамках цикла «Реплики» проекта Института философии РАН «Анатомия философии: как работает текст» состоится беседа члена-корреспондента РАН, доктора философских наук, профессора, зав. сектором социальной эпистемологии Института философии РАН Ильи Теодоровича Касавина и кандидата философских наук, младшего научного сотрудника сектора социальной эпистемологии Института философии РАН Татьяны Дмитриевны Соколовой на тему: «Рождение философии науки из духа Викторианской эпохи».

События
Первым и самым важным шагом при определении любых объектов мышления является указание, к какому типу объектов уже известной природы относится данный объект. В общем случае эту операцию можно назвать «отнесением к роду», а в случае, когда она используется с целью задания или прояснения онтологического статуса некоторого объекта, — «онтологическим отнесением».

События
В статье рассматриваются различные аспекты прямой и опосредованной роли русской метафизики в философских процессах современности. Определяются и анализируются общие мотивы в творчестве известных русских и европейских философов, в частности Н. Бердяева и Ж. Делеза.

События
Историк Леонид Бородкин о применении математических методов в истории, ошибочных ожиданиях руководителей НЭПа и мостиках между историей и современностью.

События
Если вы хотите объяснить ребенку, кто такой лев, вы поведете его в зоопарк и скажете: «Смотри, вот лев». Но нет такого зоопарка, в котором живут «или», «это», «тем не менее». Значение синкатегорематических, или логических, терминов раскрывается не путем указания на что-то похожее на льва или тигра, а путем выяснения их роли в рассуждении. О генезисе средневековой и современной логики, «Эрлангенской программе» и критерии Тарского.

События
Крупнейший философ, специалист в теории познания Владислав Лекторский — о грядущем постчеловеке, наступающем обществе знания и будущих путях спасения человечества.
Библиография
Атомистическое учение, разработанное в мусульманской культуре (прежде всего мыслителями каламской школы), представляет собой разновидность финитизма. Согласно ему, атомы не отделены друг от друга неким вакуумом, поэтому такая атомарность не противоречит континуальности. Для данного учения характерна также абсолютная однородность атомов, их неразличимость по фигуре и подобным модусам, так что действующий здесь механизм конструирования целого из частей/элементов принципиально иной, нежели в алфавитизме. Оспаривая теологические интерпретации каламской атомистики, автор доказывает, что она фактически ограничивалась рамками натурфилософии.
Библиография
В работах Николая Фёдорова (1828—1903) — оригинального мыслителя, одного из представителей русского космизма, содержится немало интересных суждений о роли Индии в истории человечества. Многие из его записей сохранили актуальность до наших дней.
Библиография
Казалось бы, у таких двух разных русских мыслителей как Н.Г. Чернышевский и Вл. С. Соловьев не может быть общих точек соприкосновения, но такое утверждение ошибочно. Соловьёв был младше Чернышевского на тридцать лет и по своему собственному утверждению относился к противоположному идейному лагерю, написал статью «Первый шаг к положительной эстетике», в которой философ поддержал эстетическую концепцию Чернышевского, называя её «первым словом истинной эстетики». It seems that two so different Russian thinkers as Nikolay Chernyshevsky and Vladimir Solovyov couldn’t have the common ideas, but this statement is wrong, Solovyov, who was thirty years younger than Chernyshevsky and according to his own statement refers to the opposite ideological camp, wrote the article "The first step to a positive aesthetic," in which the philosopher has supported the concept of aesthetic Chernyshevsky, calling it "the first word of the true aesthetics".
Библиография
В статье анализируется влияние проблемы универсалий на организацию и ведение хозяйственной жизни в Средние века и Новое время; раскрываются мировоззренческие предпосылки возникновения капитализма как экономической формы антихристианской религиозности. In article influence of a problem of universals on the organization and maintaining economic life in the Middle Ages and New time is analyzed; world outlook preconditions of emergence of capitalism as economic form of anti-Christian religiousness reveal.
Библиография
В статье автор показывает, что и в теологии, и в философии номинализм кладет начало развившейся в Новое время тенденции, которую можно назвать волюнтативной, поскольку она подчеркивает приоритет воли перед разумом, веры перед знанием. Номинализм осуществил едва ли не самый радикальный поворот в истории мысли со времен античной классики, разрушив фундаментальные предпосылки метафизики бытия, просуществовавшей на европейском континенте более полутора тысячелетий, и заложив основания метафизики воли. Это, разумеется, не значит, что все корни традиционной онтологии были вырублены сразу. Категорию субстанции, так же как и понятие бытия, мы встречаем у многих философов Нового времени, но трактуются эти понятия часто иначе, чем в той традиции, историю которой мы попытались вкратце проследить.
In the article, the author shows that both in theology and philosophy the nominalism initiates that tendency, which has expanded in the modern time, and which can be called a voluntative one as far as it emphasizes the priority of will to reason, faith to knowledge. The nominalism implemented perhaps the most radical turnabout in the history of thought since the time of the ancient classics, destroying the fundamental prerequisites of the metaphysics of being, which existed on the European continent for a millennium and a half, and laying the foundation of the metaphysics of will. This, of course, does not mean that all the roots of the traditional ontology have been cut down at once. We can find the category of substance as well as the concept of being in the works of many philosophers of the Modern time, but these concepts are often treated differently than in the tradition, the history of which we have tried to briefly trace.
In the article, the author shows that both in theology and philosophy the nominalism initiates that tendency, which has expanded in the modern time, and which can be called a voluntative one as far as it emphasizes the priority of will to reason, faith to knowledge. The nominalism implemented perhaps the most radical turnabout in the history of thought since the time of the ancient classics, destroying the fundamental prerequisites of the metaphysics of being, which existed on the European continent for a millennium and a half, and laying the foundation of the metaphysics of will. This, of course, does not mean that all the roots of the traditional ontology have been cut down at once. We can find the category of substance as well as the concept of being in the works of many philosophers of the Modern time, but these concepts are often treated differently than in the tradition, the history of which we have tried to briefly trace.
Библиография
В статье, являющейся предисловием к публикации фрагмента переписки С. Л. Франка и Н. А. Бердяева, восстанавливается история их взаимоотношений в контексте культуры Русского Зарубежья, проблем русской религиозной философии и церковной жизни. Центральное звено многочисленных размышлений двух русских философов – судьба христианства в Европе и России, свободное философское творчество в неблагоприятных исторических условиях, способность «выразить свое впечатление о бытии». In this article, an introduction to the piece published correspondence Semyon Frank and Nikolai Berdiaev, recovering the history of their relations in the context of Russian culture abroad, problems of Russian religious philosophy and church life. The central part of the many reflections of the two Russian philosophers – the fate of Christianity in Europe and Russia, free philosophical creativity in unfavorable historical conditions, the ability to «express their impression of being»
Библиография
Автор продолжает развивать свой проект «Русская герменевтика» - исследование трудов философов Серебряного века о художественной литературе. В данной статье предпринята попытка описать предысторию герменевтики, вскрыв ее истоки в литературной критике и философии второй половины ХIХ в. Важнейшим направлением отечественной герменевтики является достоевсковедение; предваряют собственно герменевтические штудии в этой области некоторые работы Н. Михайловского, К. Леонтьева, Вл. Соловьева и В. Розанова. Выводы о новой этике и религии Достоевского, сделанные данными мыслителями, легли в основу книг и трактатов о Достоевском Л. Шестова, Д. Мережковского, Н. Бердяева и др., где интерпретация текстов и развитие аксиом «нового религиозного сознания» идут рука об руку. The authoress is developing her project “The Russian hermeneutics”, - she is making a study of the works of the Silber-age philosophers devoted to fiction. In this article she is trying to describe the hermeneutic’s fore-going stage: she looks for it in the domain of the literary criticism and the philosophy of the second half of XIX century. The Dostoevsky’s study is the most important trend of the nativ hermeneutics. The autoress considers N. Mihailovsky, C. Leontjev, V. Solovjev and V. Rosanov as the direct fore-runner of the hermeneutic studies as such. The conclusion of these thinker about the new Dostoevsky’s ethics and religion were taken by L. Shestov, D. Merezhkovsky, N. Berdjaev a.o. as a basis of their books and treatises. Their work as the interpretators was accompanied by developing of the “new religios mind’s” principles.