Беседа «Рождение философии науки из духа Викторианской эпохи»
События

Викторианская эпоха – время правления в Британской империи королевы Александрины Виктории (1837–1901) – была не только периодом бурного развития промышленности, транспортной и социальной инфраструктуры, научных открытий и изобретений, инженерного дела и политических реформ. Именно тогда зарождается особый интерес к систематическому осмыслению науки как специфического феномена человеческой деятельности, философская рефлексия не только над научным познанием, но и его социальными, экономическими и политическими аспектами. Перед теоретиками научного знания и практикующими учеными встают вопросы, которые ранее не задавались: кто такой профессиональный ученый? какая институциональная среда наиболее подходит для развития и процветания научного знания? как совместить теоретическую науку с практическими государственными нуждами? какая система образования является наиболее оптимальной для подготовки будущих ученых? В этих условиях Англии середины XIX века возникает философия науки, получившая свое самоназвание благодаря Уильяму Хьюэллу – философу, ученому, священнику, педагогу. Ее породил особый социальный и интеллектуальный климат, обязанный научно-технической революции и философии позитивизма. Столь же важны неформальные философско-научные объединения, «зоны обмена» (термин Питера Гэлисона), складывавшиеся вокруг выдающихся личностей, ярким примером которой являлся Хьюэлл. Оставаясь долгие годы в тени его более популярных коллег и соперников (Конт, Милль, Спенсер), он сегодня привлекает все большее внимание. Его вклад в философию и науку оказывается тем значительнее, чем более осознается неточность его квалификации как индуктивиста в обычном смысле слова. Хьюэлл искал срединный путь между Юмом и Кантом, между эмпиризмом и априоризмом и стремился построить философию науки как обобщение ее истории. Трудности становления профессиональной науки, проблемы реформирования университетского образования и хроника научно-технической революции являются тем контекстом, вне которого понимание трудов Хьюэлла не представляется возможным.


Подробности в источнике

Другие публикации на портале:

Еще 9