Статья
В статье преподавателя-исследователя, младшего научного сотрудника Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрея Владимировича Дружинина рассматриваются процессы развития институциональных форм в Российской империи первой половины XIX в. Этот период — эпоха царствования императоров Александра I, Николая I и отчасти Александра II — характеризуется стремительным развитием государственных, церковных и общественных институтов, когда духовенство подвергалось все более тщательному правительственному регулированию. Сам корпус духовенства обретал выраженные корпоративные черты, росло число клириков, прошедших образовательные учреждения. Перед богословием встал актуальный по сей день вопрос: насколько практика подготовки духовенства может соотноситься с богословским осмыслением священства? Одно из решений этого вопроса можно увидеть в деятельности и трудах святителя Филарета (Дроздова). Однако до сих пор не установлена роль свт. Филарета в попытках сокращения разрыва между богословием и духовно-учебной практикой в первой половине XIX в.
Статья
В досинодальную эпоху институт пастырства как духовного попечения в России был востребован, как правило, для тех, кто искал ответа на свои духовные вопросы в монастырях. Окормление приходскими священниками остального населения ограничивалось богослужениями, участием в Таинствах и исполнением треб. Слово же «пастырь» (как путеводитель, духовный наставник) до середины XVIII века закрепилось за архиереями, чья духовная жизнь должна была быть примером для подражания. Но почему тогда получилось, что на рубеже XIX–XX веков Церковь явила духовных подвижников из числа приходского духовенства? Какую эволюцию пережили российские духовные школы, что подготовка таких пастырей из числа приходского духовенства стала возможной? В рамках статьи кандидата теологии, старшего преподавателя кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского университета Андрея Владимировича Дружинина предполагается ответить на вопрос, как развитие духовного образования в синодальный период повлияло на формирование российского пастырства и какие исторические уроки позволяет извлечь изучение данного процесса.