Воронцова И.В.

Статья
История Церкви в системе теологических изысканий
В 2015 году теология была официально признана в России отраслью научного знания. Многолетний спор светских и церковных ученых о теологии завершен. В паспорте ВАК новой научной дисциплины появилась специальность «историческая теология» и по направлению «православие» под пунктом 1.4 значится «История Русской Православной Церкви. История христианских церквей». Экклесиология является разделом догматического богословия. Устоявший в дискуссиях тезис «теология тесно взаимодействует с историей» сегодня сталкивается с мнением о том, что экклесиология не может быть площадкой научного обсуждения вопросов церковного устроения, правил церковной жизни, прав мирян и в целом внешней (фактической) истории. Каковы параметры и характеристики теологического исследования по истории Церкви? Цель статьи доктора теологии, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Ирины Владимировны Воронцовой — привлечь внимание специалистов к этому вопросу. Автор ставит задачу показать место и роль истории Церкви в системе теологического знания, для чего систематизирует уже имеющиеся наработки по теологии и истории и, прибегая к экклесиологии православных церковных деятелей, ищет «маркеры», которые отличают историко-теологическое исследование от работы по истории Церкви.
Библиография
Синтез науки и религии, опыта и веры в богословии архимандрита Феодора (Бухарева)
Архимандрит Русской Церкви Феодор (Бухарев), наблюдая во второй половине XIX в. начало кризиса религиозного сознания в обществе, пришел к убеждению о необходимости новой и целенаправленной христианизации современности. Христианизация, по Бухареву, требовала обновления традиционного богословия – вовлечения в него и адаптации к православию достижений современной западноевропейской философской и естественно-научной мысли, а также активной церковной деятельности в миру. И если для второго достаточно было волевого усилия, то первое требовало богословского обоснования единства знания и веры, науки и религии. Статья рассматривает концепцию синтеза науки и религии архимандрита Феодора (Бухарева) и систематизирует направления его богословия. Russian Church Archimandrit Theodor (Bukharev) watching in the second half of the XIX century the beginning of the crisis of religious consciousness in society, became convinced of necessity of a new and purposeful Christianization of his time. Christianization, on Bukharev, required the renovation of traditional theology, ‒ involvement in and adaptation to Orthodoxy the achievements of modern Western European philosophical and natural-scientific ideas and --- church activities in a society. To the second condition, it was enough willpower, but the first one required the theological justification the unity of knowledge and faith, science and religion. The article examines Archimandrit Theodor (Bukharev)’s concept of synthesis between the science and religion, and organizes the directions of his theology.
Библиография
«Религиозный прагматизм» как один из путей «модернизации» религиозного сознания в первое десятилетие ХХ в
Библиография
Л.Д. Троцкий и идея создания «реформаторской советской церкви» (1921–1923 гг.)
Статья доступна в формате PDF
Библиография
Последняя статья Джорджа Тирреля как показатель отношения «неохристианства» к римо-католическому модернизму
Библиография
Основополагающие черты христианского модернизма (конец ХIХ – начало ХХ в.)
Библиография
Розанов и Глубоковский: по письмам Н.Н. Глубоковского из архивного фонда В.В. Розанова

Другие публикации на портале:

Еще 9