Корзо Маргарита Анатольевна
Профессиональные интересы: История Церкви, Богословие
Конфессии: Христианство

Краткая биографическая справка:

Родилась в Москве в 1969 г.

Образование: Исторический факультет Московского государственного университета им М.В.Ломоносова (1993); специальность: историк-полонист. Тема дипломной работы: "Католическая концепция Брестской унии 1596 г." Магистерская программа: Центрально-Европейский университет (Будапешт, Венгрия), исторический факультет (1993-1994). Тема магистерских тезисов: "Contradictions Between Catholic and Orthodox Churches in Poland in the XVI C. Problems of Religious Stereotypes".
Ученые степени: Кандидат исторических наук (1999). Кандидатская диссертация: "Социальные и этические аспекты католической и православной церковно-учительной литературы Речи Посполитой XVII в." (Исторический факультет Московского государственного университета им М.В.Ломоносова)

Научные интересы: история моральной теологии и монашеской духовности; конфессиональная история Центральной и Восточной Европы раннего Нового времени и проблемы дисциплинаризации западноевропейского общества; влияние западно-христианской традиции на восточно-христианскую.

Профессиональная деятельность: старший научный сотрудник сектора этики Института философии РАН.

Библиография работ автора:

Книги


• Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI – XVIII  вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. М.: Канон+, 2007. - 672 с.
Образ человека в проповеди XVII в. Москва: Изд-во Института философии РАН, 1999. - 189 с.

 

Статьи


•  Украинско-белорусские кириллические букварные катехизисы XVII - XVIII  вв. // Вiсник Львiвського Унiверситету. Серiя книгознавство, бiблiотекознавство таiнформацiйнi технологii. Вип. 1. Львiв: Львiвський Нацiональний унiверситет iменi Iвана Франка, 2006. С. 55-71 (1,4 а.л.).
•  О структуре и содержании букварных катехизисов московской печати XVII  – начала XVIII  вв. // Славяноведение. 2005. № 2. С. 74-84.
• Педагогическая система иезуитов // История образования и педагогической мысли в эпоху Древности, Средневековья и Возрождения / Под ред. Т.Н.Матулиса. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2004. С. 469-532.
• Polski przeklad katechizmu Jakuba Ledesmy TJ i jego wplyw na tradycje unicka w XVII w. // Odrodzenie i Reformacja w Polsce. 2004. Vol.  XLVIII. P. 149-159.
• Православные катехизисы XVII  в.: к вопросу о становлении богословского дискурса // П'ятий конгрес мiжнародноi асоцiацii украiнiстiв. Iсторiя. Ч. 1. Чернiвцi: «Рута», 2003. С. 251-257.
Проблемы нравственного реформирования общества в эпоху раннего Нового времени // Этическая мысль. Вып. 4. M.: ИФ РАН, 2003. С. 89-102.
• Контроль за соблюдением норм сексуальной морали в польской деревне XVII-XVIII вв. // Соцiум. Альманах соцiальноi iсторii. Вип. 2. Киiв: Iнститут iсторii Ук-раiни НАН Украiни, 2003. С. 165-184.
• Декалог в католических и православных катехизисах Речи Посполитой XVII в. // Х Рождественские образовательные чтения "Философская этика и нравственное богословие". Материалы конференции Института философии РАН, Москва, 29 января 2002 г. Москва: Изд-во фонда "Христианская жизнь", 2003. С. 236-262.
• Школа и Церковь в Польше XVI-XVII вв. // "Педагогика". 2003. № 4. С. 81-87.
• "Православное исповедание веры" Петра Могилы: к вопросу о западном влиянии на киевское богословие XVII в. // Сравнительная история: методы, задачи, перспективы / Сб.статей под ред. М.Ю.Парамоновой. М.: ИВИ РАН, 2003. С. 33-56.
• Prawoslawne wyznanie wiary Piotra Mohyly. Kilka uwag w sprawie wplywow zachodnich na teologie kijowska // Odrodzenie i Reformacja w Polsce. 2002. Vol. XLVI. P. 141-149.
О полемике янсенистов и иезуитов о благодати и свободе воли // Этическая мысль. Вып. 2. М.: ИФРАН, 2001. С. 1118-131.
• Бенедиктинское монашество, Доминиканцы, Иезуитизм, Монашество христианское, Порок, Францисканство, Христианская этика// Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна и А.А.Гусейнова. Москва: Гардарики, 2001. С. 34-35.
• Порiвняльний аналiз польскоi католицькоi та украiнськоi православноi церковно-учительноi лiтератури XVI-XVII столiть: концепцiя грiха та уявлення про природу людины // Ковчег. Науковий збiрник iз церковної iсторiї. Число II. Львiв: Iнститут Iсторiї Церкви Львiвськоi Богословськоi Академii, 2000. С. 64-84.
• Рукописные Учительные Евангелия из собраний ЛНБ в традиции церковно-учительной литературы Речи Посполитой XVII в. Толкование притчи о богаче и Лазаре // Рукописна Украiнiка у фондах Львiвськоi Науковоi Бiблiотеки iм. В. Стефаника НАН Украiни та проблеми створення iнформацiйного банку даних. Матерiали Мiжнародноi науково-практичноi конференцii 20-21 вересня 1996 року. Львiв: Львiвська наукова Бiблiотека iм. В. Стефаника НАН Украiни, 1999. С. 302-309.
• Педагогические идеи в польской католической проповеди XVII в. //Зарубежные славяне в прошлом и настоящем. Сб. научных трудов под ред. Л.П. Лаптевой. Москва: Диалог-МГУ, 1999. С
. 85-99.
• The Image of a Person in Catholic and Orthodox Sermons in Polish-Lithuanian Commonwealth (the Seventeenth Century): Comparative Approach // Churches and Confessions in East Central Europe in Early Modern Times / Ed. by H.Laszkiewicz. Lublin: Instytut Europy Srodkowo-Wschodniej, 1999.
P. 95-98.
• Грех и спасение в католической и православной проповеди Речи Посполитой в XVII в. Попытка сравнения // Славянский альманах 1997. Москва: Индрик, 1998. С. 52-76.

 

Доклады на научных конференциях

 

• Симпозиум «Общественная мораль: методология исследования, нормативно-этические и этико-прикладные проблемы», в рамках международного проекта «Развития этического образования в высшей школе», Киев, 1 – 4 февраля 2006 г.
Выступление: «Социальное учение РПЦ и Ватикана. Сравнительный анализ».
•  Международная конференция «Украинцы XVI - XVII  вв. через призму слова», Институт украинознавства АН Украины, Львов, 10-12 мая 2006 г.
Выступление: «Украинские православные катехизисы XVI - XVII  вв.: становление религиозной терминологии». 
•  Международная конференция «Брестская уния: перспективы научного консенсуса в контексте национально-конфессионального дискурса», Институт истории Церкви, Львов, 24-27 августа 2006 г.
Выступление: «Брестская уния и катехетическая литература». 
• Круглый стол «Украинская культура последней трети XVII  –   начала XVIII  ст.: истоки московского барокко и трансляция европейских барочных идей» в рамках Международной конференции «Человек в культуре русского барокко», Институт философии РАН, Москва, 28-30 сентября 2006 г.
Выступление: «Русская катехетическая традиция XVII  –  XVIII  вв.: Симеон Полоцкий и Феофан Прокопович». 
• Международная конференция – XII Федоровский семинар «Рукописная и старопечатная книга» (Львов, 23-25 апреля 2004).
Выступление: «О структуре и эволюции букварных катехизисов, к. XVI-XVIII вв.»
•  «Кальвинистские и католические влияния на православную и униатскую катехетические традиции, конец XVI – XVII в.», реферат на исследовательском семинаре по истории средневековой польской культуры (Варшавский университет, 15 октября 2004 г.).

Библиография
Грех и спасение в католической и православной проповеди Речи Посполитой в XVII в. Попытка сравнения
Статья
Библиография
Нравственное богословие Симеона Полоцкого: освоение католической традиции московскими книжниками второй половины XVII века
Нравственное богословие Симеона Полоцкого: освоение католической традиции московскими книжниками второй половины XVII века
Книги
Нравственное богословие Симеона Полоцкого. Освоение католической традиции московскими книжниками второй половины XVII века
Исследование посвящено анализу системы нравственного богословия церковного деятеля, богослова и педагога второй половины XVII в. Симеона Полоцкого, принадлежавшего к числу приглашенных московским правительством выходцев с православных земель Речи Посполитой, которые получили богословское образование в Киево-Могилянской академии или в иных учебных заведениях, испытавших сильное влияние системы образования иезуитов. Сочинения авторов этого круга, и в первую очередь Симеона Полоцкого, положили начало той линии развития русского (московского) православия XVII в., которая формировалась под значительным влиянием католического нравственного богословия. 
В книге реконструируются основные источники системы, влияния иных (помимо православной) конфессиональных традиций; выявляются ее композиционные и содержательные особенности; на примере заповедей второй скрижали Декалога анализируется предлагаемая богословом программа практического поведения христианина в миру.
Библиография
Сравнительный анализ польской католической и украинской православной церковно-учительной литературы XVI-XVII веков: концепция греха и представления о природе человека [Порівняльний аналіз польської католицької та української православної церковно-учительної літератури ХVІ-ХVII століть: концепція гріха та уявлення про природу людини]

Другие публикации на портале:

Еще 9