Афиногенов Д.Е.
Профессиональные интересы: История Древней Церкви, Древнегреческий язык, Латинский язык, Новогреческий язык, Лингвистика (языкознание)

Краткая биографическая справка: Родился в Москве 28 августа 1965 г. В 1982-87 гг. обучался на классическом отделении филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
По окончании обучения поступил в аспирантуру ИВАН, затем ИВИ РАН.
С 1990 г. является сотрудником ИВИ РАН (в настоящее время - ведущий научный сотрудник).
С 1996 г. преподает на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова (в настоящее время - профессор Отделения византийской и новогреческой филологии).
Библиография работ автора:

♦ - публикации в изданиях, включенных в список ВАК. 

1. К кому обращена апология Татиана?// ВДИ 1 (1990), с.167-174.

2. Об одном малоизученном явлении в истории византийской литературы (патриарх Мефодий и его "кружок") // Балканские чтения, 1, М., 1990, с. 70-71 (резюме доклада).

3. Представления Георгия Амартола об идеальном императоре // Византийские очерки. М., "Наука", 1991 с.163-183.

4.Композиция хроники Георгия Амартола// Византийский Временник52 (1991), с. 102-112.

5. Георгий Амартол и внутрицерковная борьба в Византии в IX в.// XVIII-й Международный конгресс византинистов. Резюме сообщений. М., 1991, т. 1, с. 14-15.

6.Церковь и власть в "Мученичестве св. Симеона бар Саббаэ"// Восток 2 (1992), с. 32-42.

7. Some Observations on Genres of the Byzantine Historiography(Некоторые наблюдения  по поводу жанров византийской историографии) // Byzantion 52 (1992), p. 13-337

8. Татиан."Слово к эллинам". Введение, перевод, комментарий // ВДИ 1 (1993), с.238-249; 2 (1993), с. 255-265.

9. Kwnstantinouvpoli" ejpivskopon e[cei: The Rise of the Patriarchal Power in Byzantium from Nicaenum II to Epanagoga.  Part I: From Nicaenum II to the Second Outbreak of Iconoclasm (Подъем патриаршей власти в Византии от 2-го Никейского Собора до Эпанагоги. Ч. I: От 2-го Никейского Собора до начала второго периода иконоборчества)// Erytheia 15 (1994), p. 45-65.

10. Завет и Царство. Историософия Афраата // ВДИ 3 (1994), с. 176-187.

11. Tov gegonov" th'" a{lwsh" mevsa stav rwsikav cronikav(Взятие Константинополя в русских летописях) //  JH a{lwsh th'" Povlh".Афины, "Акритас", 1994, с.221-246.

12. Леонтий Неапольский.Житие св. Симеона Юродивого. Вступительная статья и перевод с древнегреческого // Золотой Век 7 (1995), с. 98-110.

13. Patriarch Photius as Literary Theorist: Aspects of Innovation (Патриарх Фотий как теоретик литературы: аспекты нового) // Stevfano". Studia Byzantina ac Slavica Vladimiro Vavrinek ad annum sexagesimum quintum dedicata. Byzantinoslavica 56 (1995), Vol. 2, p. 339-345.

14. Рецензия на книгу Th♦mmel H.G. Die Fr♦hgeschichte der ostkirchlichen Bilderlehre. Texte und Untersuchungen zur zeit vor dem Bilderstreit (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, Band 139). Akademie Verlag, Berlin, 1992 // ВДИ 2 (1995), с. 215-217.

15. Iconoclasm and Ecclesiastical Freedom: Two Approaches in the 9th Century Byzantium (Иконоборчество и церковная свобода - два подхода в Византии IX в.) //  The Christian East. Its Institutions and Its Thought (Orientalia Christiana Analecta 251), Roma, 1996, p. 591-611.

16. The Great Purge of 843: a Re-Examination (Великая чистка 843 г.: пересмотр проблемы) // LEIMWN .Studies presented to Lennart RydОn on His Sixty-Fifth Birthday. Ed. J.O.Rosenquist. Studia Byzantina Upsaliensia 6, Uppsala, 1996, p. 79-91.

17. Об идейно-политической ориентации хроники Георгия Амартола // Византийские Очерки. М., "Индрик", 1996, с. 88-96.

18.   Kwnstantinouvpoli" ejpivskopon e[cei :The Rise of the Patriarchal Power in Byzantium from Nicaenum II to Epanagoga. Part II: From the Second Outbreak of Iconoclasm to the Death of Patriarch Methodios (847) (Подъем патриаршей власти... Ч. II: От начала второго периода иконоборчества до смерти патриарха Мефодия (847)) // Erytheia 17 (1996), p. 43-71.

19. Тактика православного сопротивления в начале второго периода иконоборчества //  Традиции и наследие Христианского Востока. М., "Индрик", 1996, с. 63-84.

20. История и агиография. Методологические замечания //Балканские чтения,  4. М., 1997, с. 44-46.

21. Догматико-полемические трактаты св. Иоанна Дамаскина. Вступительная статья, перевод с древнегреческого, комментарий // Святоотеческое наследие. Т. 3. Творения преподобного Иоанна Дамаскина. М., "Мартис", 1997, с. 20-222, 300-310.

22. Замерзший Босфор и святые иконы // Вестник МГУ. Серия "Филология". № 4 (1997), с. 85-93.

23. Патриарх Фотий.Трактаты из «Амфилохий». Предисловие, перевод с древнегреческого, примечания // Альфа и Омега, № 2 (13), 1997, с. 76-95; № 3 (14), 1997, с. 76-97; № 1 (15), 1998, с. 78-100; № 2 (16), 1998 с. 87-100; №3 (17), 1998, с. 56-79 (см. №49).

24. Патриаршество св. Мефодия I (843-847): борьба за преемственность в византийской церкви //  Византийский Временник 57, 1997, с. 130-156.

25. Феостирикт. Житие Никиты Мидикийского. Предисловие, перевод с древнегреческого, примечания // Альфа и Омега 3 (14), 1997, с. 212-238.

26. Проблемы веры и власти в "Апологии Псевдо-Мелитона Сардского" // ВДИ 1 (1998), с. 313-319.

27.Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии. 784-847. 224 с. М.,  "Индрик", 1998.

28. Нил Анкирский.Повесть об убиении монахов на горе Синайской.Вступительная статья, перевод с древнегреческого, примечания // ВДИ 2 (1998), с. 210-220, ВДИ 3 (1998), с. 241-252.

29. Торжественная процессия в Константинополе в день восстановления иконопочитания 11 марта 843 г. // Сакральная топография средневекового города. М., 1998, с. 31-35.

30. Савва Монах - агиография как средство пропаганды (тезисы доклада) // Византийское государство в IV-XV вв. Центр и периферия. Тезисы докладов XV Всероссийской научной сессии византинистов. Барнаул, 1998, с. 19-20.

31.  The Bride-Show of Theophilos. Some Notes on the Sources (Смотр невест императора Феофила. Некоторые замечания по поводу источников) // Eranos (Acta Philologica Suecana), 95 (1997), с. 12-18.

32. Quellenforschung and/or Literary Criticism (SO Debate). A Comment// Symbolae Osloenses, 73, 1998, с. 22-24.

33. Новые сведения о климате Понта Эвксинского в историческую эпоху // ВДИ 1, 1999, с. 137-145.

34. Imperial Repentance: the Solemn Procession in Constantinople on March 11, 843 // Eranos 97 (1999), p.1-10.

35. The Date of Georgius Monachus Reconsidered// BZ 92 (1999) p. 437-447.

36. «Обличение и опровержение» патриарха Никифора как источник хроники Георгия Амартола  // Христианский Восток, 1, 1999, с. 15-25.

37. (совместно с Ю. Казачковым) Легенда о Феофиле: новые разоблачения//  Ученые записки Российского Православного университета св. ап. Иоанна Богослова. Т. 5, 2000, с. 5-13.

38.О возможной реминисценции из Мефодия Патарского в надписи на иконе из Государственного Эрмитажа (№ N w 840) // ВДИ 3 (2000), с. 48-49.

39.Переводы как основа для реконструкции раннехристианской литературы: методологические проблемы на примере славянских переводов // История древней Церкви в научных традициях XX в. СПб, 2000, с. 37-39.

40. A Mysterious Saint: St. Theodosia, the Martyr of Constantinople // Христианский Восток 2, 2000, с. 3-13.

41. Рецензия на книгу: Nicephori Patriarchae Constantinopolitani Refutatio et Eversio definitionis synodalis anni 815 / nunc primum edita cura et studio J. M. Featherstone. Brepols-Turnhout, Leuven University Press, 1997 // Христианский Восток 2, 2000, с. 486-488.

42. Апология Псевдо-Мелитона Сардского / Перевод с сирийского и примечания // Раннехристианские апологеты II-IV в. Переводы и исследования. М., «Ладомир», 2000, с. 143-149.

43. Церковнославянский перевод «Жития Никиты Мидикийского» и его текстологическое значение // Житие преп. Константина из Иудеев. Житие св. исповедника Никиты. М., "Индрик", 2001, с. 147-159.

44. Житие св. Константина из Иудеев. Введение, перевод с греческого, примечания // Житие преп. Константина из Иудеев. Житие св. исповедника Никиты. М., "Индрик", 2001, с. 4-96.

45. Категория сакрального в хронике Георгия Амар­тола // Право. Власть. Религия: взаимосвязь светского и сакрального в средневековой культуре. М., 2001, с. 25-41.

46. The Conspiracy of Michael Traulos and the Assassination of Leo V: History and Fiction // Dumbarton Oaks Papers, 2001, p. 327-336.

47.The Church Slavonic Life of St. Thaddaios, the Martyr of the Second Iconoclasm // Analecta Bollandiana 119, 2001, с. 313-337.

48. Марк Диакон. Житие св. Порфирия Газийского. Нил Синаит. Повесть об убиении монахов на горе Синайской и о пленении Феодула, сына его. Введение, перевод с греческого, комментарий. "Индрик", 2002, 144 с.

49. Патриарх Фотий. Избранные трактаты из Амфилохий. Введение, перевод с греческого, комментарий. "Индрик", 2002, 224 с.

50. Byzantium in the Ninth Century: Dead or Alive? / ed. L. Brubaker. Ashgate Publishing Ltd, Aldershot, 1998 // Христианский Восток 3, 2001 (вышел в 2002), с. 478-488.

51. A Lost 8th Century Pamphlet against Leo III and Constantine V? // Eranos 100, 2002, p. 1-17.

52. Наименования культовых сооружений и их частей в церковнославянском переводе Жития Феодора Сикеота // Культовые памятники в мировой культуре. Севастополь, 2003, с. 5-6.

53. К проблеме исчезновения лабиализованного гласного переднего ряда в среднегреческом языке: свидетельства славянских переводов // Индоевропейское языкознание и классическая филология 7 (2003), с. 7-9.

54. Филон Александрийский.О пьянстве. Введение, перевод, примечания // ВДИ 1 (2003), с. 193-202; 2, 2003, с. 255-256.

55. Что погубило императора Льва Армянина? (история и мифы) // Мир Александра Каждана. СПб, «Алетейя», 2003, с. 194-222.

56. Житие Феодора Сикеота: оригинал церковнославянского перевода и греческая рукописная традиция// Индрик: 10 лет. М., 2003, с. 194-206.

57.Немыслимая норма или мыслимая ненормальность? Женское священство в Византии IX в.//  Власть, право, норма: светское и сакральное в античном и средневековом мире. М., 2003, с. 233-250.

58. "Повесть о прощении императора Феофила" и Торжество Православия. М., Индрик, 2003, 192 с.

59. К происхождению легенды о св. Арсении – воспитателе императоров Аркадия и Гонория. ВДИ 1 (2004), p. 49-61.

60. Нарративные структуры как инструмент источниковедения: на примере византийских хроник IX в. // Индоевропейское языкознание и классическая филология 8. СПб, 2004, с. 6-10.

61. Максим Исповедник. Диспут с Пирром. Житие прп. Максима / перевод с греческого // Максим Исповедник. Диспут с Пирром / вступительная статья, перевод, комментарий Д.А. Поспелова, Д.Е. Афиногенова, о. Дионисия (Шленова). М.,  2004.

62. Le manuscrit Coislin gr. 305: la version primitive de la Chronique de Georges le Moine // Revue des Études Byzantines 62 (2004), p. 239-246.

62a.Рукопись Coislinianus 305: первоначальная версия хроники Георгия Монаха // Славяне и их соседи. Т. 11: Славянский мир между Римом и Константинополем / под ред Б.Н. Флори. М, Индрик, 2004, p. 19-29.

63. Rewriting a Saint's Life in the Monastery of  Studiou: two Lives of St. Nicholas the Studite // The Heroes of the Orthodox Church. New Saints, 8th-16th century / Ed. E. Kountoura-Galake. Athens, 2004, p. 313-322.

64. The new edition of "The Letter of the Three Patriarchs": problems and achievements // Σύμμεικτα 16 (2003-2004), p. 9-33.

65.Византийская литература (в составе статьи «Византия») // Православная энциклопедия, т. 8. М., 2004, с. 253-266.

66.Император Фока: фракиец или каппадокиец? // Россия-Крым-Балканы: диалог культур. Екатеринбург, 2004, с. 77-83.

67. Наименования культовых сооружений и их частей в церковнославянском переводе Жития св. Феодора Сикеота // Культовые памятники в мировой культуре (археологический, исторический и философский аспекты). Севастополь, 2004, с. 106-111.

68. Рассказ Никиты Хониата о падении Константинополя: некоторые замечания о стилистической структуре // Византия и Запад (950-я годовщина раскола Христианской Церкви, 800-я годовщина захвата Константинополя крестоносцами). Тезисы докладов XVII всероссийской сессии византинистов. М,, 2004, с. 13-14.

69. Святые места во власти неверных (попытки осмысления) // Почитание святых мест в древних и современных религиях. VI Международная Крымская конференция по религиоведению. Тезисы докладов. Севастополь, 2005, с. 5-6.

70. Учение патриарха Фотия о священных изображениях // Символ в религии и философии. Материалы V Международной Крымской конференции по религиоведению. Севастополь, 2005, с. 132-136.

71. Житие преподобного Феодора, архимандрита Сикеонского / вступительная статья, перевод, комментарий. М., Индрик, 2005. 182 с.

72. The source of Theophanes' Chronography and Nikephoros' Breviarium for the years 685-717 // Христианский Восток, 4, 2005, с. 3-14.

73 . Леннарт Рюден. Некролог // Христианский Восток, 4, 2005, с. 597-599.

74. Святые места во власти неверных: первые попытки осмысления // Sacrum et Profanum . Вып. 1: Культ святых мест / ред. Н.А. Алексеенко. Севастополь, 2005, с. 17-22.

75. Власий Аморийский // Православная Энциклопедия, т. 9, 2005, с. 101-103.

76. Генесий // Православная Энциклопедия, т. 10, 2005, с. 577-579.

77. Георгий Амартол // Православная Энциклопедия, т. 11, 2006, с. 48-53.

78. Герман I, патриарх Константинопольский // Православная Энциклопедия, т. 11, 2006, с. 254-257.

79. Григорий Асвеста // Православная Энциклопедия, т. 12, 2006, с. 667-668.

80. Новгородское переводное четье-минейное собрание: происхождение, состав, греческий оригинал // Abhandlungen zu den Grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij. Kodikologische, miszellanologische und textologische Untersuchungen. Band 2 / Hsgb. von E. Maier und E. Weiher. Freiburg i. Br., 2006 (= Monumenta Linguae Slavicae dialecti veteris, t. XLIX). с. 261–283.
81 . Did the Patriarchal Archive End up in the Monastery of Studios? 9th century vicissitudes of some important document collections //Monastères, images, pouvoirs et société à Byzance / éd. M. Kaplan  (Byzantina Sorbonensia, 23). P., 2006, p. 125-133.

82 . TheHistory of Justinian and Leo // La Crimée entre Byzance et le Khaganat khazar / éd. C. Zuckerman (Centre de recherche d’Histoire et Civilisation de Byzance, Monographies, 25). P., 2006, p. 181-200.

83 . Житие Николая Воина: семейная этиологическая легенда? // Индоевропейское языкознание и классическая филология, 10, 2006, с. 9-12.

84 . Новые данные об источниках «Послания трех восточных патриархов императору Феофилу» // Византийские Очерки. М., 2006, с. 19-29.

85. Manipulating History: Monk Basil and the Story of the Origins of the Byzantine Iconoclasm // Proceedings of the 21st International Congress of Byzantine Studies. London, 21-26 August 2006. Vol. II. Abstracts of Panel Papers. L,. 2006, p. 148.

86. Источник рассказа о крымских событиях 705 и 711 гг. в «Хронографии» Феофана исповедника // МАИЭТ XII. – Симферополь, 2006, с. 602-614.

87. Император Феодосий III и мифологизация византийского иконоборчества // Индоевропейское языкознание и классическая филология, 11, 2007, с. 11-14.

88.Четьи минеи: энциклопедия византийской жизни для русского читателя // ВИЛИ, 4, 2007, с. 127-139.

89. Общий день памяти преподобных Евфимия Великого и Саввы Освященного (неизвестное свидетельство Кирилла Скифопольского) // Sacrum et Profanum 2, 2006 (вышел в 2007 г.), с. 27-30.

90.Перенесение мощей в патриаршество св. Мефодия I (843-847): обретение покровительства или реституция? // Sacrum et Profanum 3, 2007, с. 21-24.

91. Утраченные византийские источники в древнерусской словесности // В поисках утраченной Византии. Культура Древней Руси как источник для синхронно-стадиальной реконструкции византийской цивилизации IX-XV вв. Тезисы международной конференции. СПб-Новгород, 2007, с. 16-18.

92. Эдесский Убрус в Иерусалиме: Можно ли одолжить палладиум? // IX Крымская международная конференция по религиоведению. Тезисы докладов и сообщений.  Севастополь, 2007, с. 5.

93. Патриарх Фотий об исхождении Святого Духа // Альфа и Омега, 1 (48), 2007, с. 51-58.

94. Жизнеописание Иосифа Флавия // ВДИ, 1-2, 2007, с.    

95. Иоанн II (III), патриарх Иерусалимский – православный или монофисит? // Религия в жизни человека и общества. X Крымская международная конференция по религиоведению. Тезисы докладов и сообщений.  Севастополь, 2008, с. 7.

96. Евфимий Сардский // Православная энциклопедия, т. 17, 2008, с.397-398.

97. Об одном латинизме в византийских хрониках // Индоевропейское языкознание и классическая филология, 12, 2008, с. 11-14.

98. Утраченные византийские источники в древнерусской словесности // Slavica Slovaca 1 (2008), p. 29-44 = Труды Отделения историко-филологических наук, 2007. М., 2009, с. 400-422.

99. Свт. Фотий, патриарх Константинопольский. Интронизационное послание патриарха Фотия папе Николаю I / пер. с греч. и примечания Д.Е. Афиногенова // Альфа и Омега, 3 (56), с. 52-57. (0,4 п.л.)

100. Хрисипп пресвитер. Похвала архангелу Михаилу / пер. с греч. и примечания Д.Е. Афиногенова // ВДИ 2, 2009, с.   (0,4 п.л.) (ВАК)

101.Игнатий, патриарх Константинопольский // ПЭ, т. 21, с. 64-67 (0,5 а.л.)

102.Игнатий Диакон // ПЭ, т. 21, 47-48 (0,3 а.л.)

103.Иоанн III, патриарх Иерусалимский, – православный или монофисит? // ВДИ 3, 2009, с. 13-17. (0,4 а.л.) (ВАК)

104.(совместно с А.В. Муравьевым) Два мотива антиисламской полемики в хронике Георгия Монаха // Христианский Восток, 5, 2009, с. 358-368 (1 а.л.) – 1/3 участия.

105. Еще одна версия Жития Филарета Милостивого? // Византийский семинар Cersînoj qšmata: «империя» и «полис». Тезисы докладов и сообщений. Севастополь, 2009, с. 9.

106. The Condemnation of Anthony of Syllaion in 814: the Procedure and the Political Context // XI Международная научная конференция по религиоведению «Сакральные феномены: вчера и сегодня». Тезисы докладов и сообщений. Краков, 2009, с. 8-9.

107.Сохранение «непонятных» слов в древнерусской рукописной традиции на примере «Многосложного свитка». //  IV Международный конгресс русского языка. Москва, 2010, с. 840. (10-12 апреля 2010 г.)

108. Империя о варварах: стилистические особенности экскурса о болгарах у Феофана, Никифора и Георгия Монаха. // II Византийский семинарCersînoj qšmata: Империя и полис. Севастополь, 2010, с. 5. (1-4 июня 2010 г.)

109. Латинизмы в профессиональном арго византийских военных //Всероссийская научная конференция «Классическая филология в контексте мировой культуры. Чтения памяти К.П. Полонской». С. 26. 10 ноября 2010 г.

110. The story of the Patriarch Constantine II of Constantinople in Theophanes and George the Monk: transformations of a narrative // Byzantine History as Literature. Manchester, 2010, p. 205-212. (0,5 а.л.)

111. Два древних церковнославянских перевода главы 28 книги пророка Иезекииля. // Индоевропейское языкознание и классическая филология, 14, 2010. С. 72-79. (0,3 а.л.) (21-23 июня 2010 г.)

112. Фита да ижица – розга к телу ближится. О произношении буквы «ижица» в Древней Руси. // Дар и Крест. Памяти Н.Л. Трауберг. СПб, 2010. С. 191-200. (0,3 а.л.)

113. Иларион Новый Далматский // ПЭ, т. 22. С. 204-205. (0,3 а.л.)

114. Иоанн VII Грамматик, патриарх Константинопольский // ПЭ, т. 23. С. 485-486. (0,2 а.л.)

115. Мученичество св. Уара. Перевод с греческого, примечания // ВДИ, 3, 2010. С. 244-249. (0,6 а.л.)

116. The condemnation of Anthony of Syllaion in 814: the procedure and the political context // Nomos. Kwartalnik Religioznawczy. Nr 71/72, 2010. S. 9-16.

117. Генезис образа императрицы Ирины в византийской историографии и агиографии // III Византийский семинарCersînoj qšmata: Империя и полис. Севастополь, 2011, с. 6-7. (31 мая-5 июня 2011 г.)

118. Загадочная смерть императора Иовиана. Текстологический этюд // Индоевропейское языкознание и классическая филология, 15, 2011. С. 15-21. (21-23 июня 2011 г.)

119. Пространное житие свт. Льва, епископа Катанского // Scripta Antiqua, 1, 2011, с. 3-20.

Библиография
Экскурс о протоболгарах у Феофана Исповедника и патриарха Никифора филологические замечания)
Стилистический анализ знаменитого фрагмента о происхождении протоболгар у Феофана Исповедника и патриарха Никифора показывает, что его нельзя связать ни с одним из реконструируемых источников этих историков для VII–VIII. Вероятно, изначально это был отдельный документ, составленный в императорской канцелярии.
Статья
[Рец. на:] Митрофанов А. Ю. Церковное право и его кодификация в период раннего средневековья (IV—XI в.). М.: Изд-во Крутицкого подворья; Общество любителей церковной истории, 2010. (Материалы по истории Церкви. Кн. 45). 426 с.
Представляем вниманию читателей еще одну рецензию на книгу А.Ю. Митрофанова «Церковное право и его кодификация в период раннего средневековья (IV—XI в.)», написанную ведущим научным сотрудником ИВИ РАН Д.Е. Афиногеновым, д.фил.н.
Библиография
Иоанн III, патриарх Иерусалимский,- православный или монофисит?
Библиография
Слово надгробное преподобному отцу нашему и исповеднику Никите, писанное Феостириктом, учеником самого блаженнейшего

Другие публикации на портале:

Еще 9