Прохоров Г.М.
Профессиональные интересы: Литературоведение, Богословие, История Русской Православной Церкви, Монастыри и монашество
Конфессии: Православие

Краткая биографическая справка:

Родился  20.03.1936 в Ленинграде; в ИРЛИ с 01.12.1968.

Окончил ист. ф-т ЛГУ по каф. истории средних веков как византинист в 1965 и аспирантуру ИРЛИ в 1968. В 1968 защитил канд. дисс. «“Повесть о Митяе-Михаиле” и ее литературная среда» и был принят на работу в ИРЛИ как ст. науч.-техн. сотр. В 1977 защитил докт. дисс. «Памятники литературы византийско-русского общественного движения эпохи Куликовской битвы». С 1992 — гл. науч. сотр. Отдела древнерусской литературы. Работу в ИРЛИ совмещает с преподаванием в вузах Петербурга (ист. ф-т СПбГУ, РХГИ, Петербургская духовная академия). Обл. науч. интересов: древнерус. литература и книжность, слав. переводы с греч., история рус. культуры. Участник колл. тр.: ПЛДР (М., 1978—94); «Энциклопедия “Слова о полку Игореве”». Т. 1—5 (СПб., 1995); БЛДР в 20 т. Т. 1—12 (СПб., 1997—2003, изд. продолжается). Отв. ред. и участник изд.: «Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские» (СПб., 1994); «Святитель Стефан Пермский» (СПб., 1995); «Энциклопедия русского игумена XIV—XV вв. Сборник преподобного Кирилла Белозерского. РНБ, Кирилло-Белозерское собр., № XII» (СПб., 2003). Лауреат Гос. премии РФ 1993 (в составе коллектива).

Библиография работ автора:

Автор более 300 научных работ, в числе которых книги: «Повесть о Митяе». Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978; Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Т. 1. «Повесть о Митяе». Т. 2. Статьи. СПб., 2000; Памятники переводной и русской литературы XIV—XV веков. Л., 1987; Иоанн Кантакузин. Беседа с папским легатом, Диалог с иудеем и другие сочинения. СПб., 1997; Старец-мирянин Федор Степанович Соколов. СПб., 2002; Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. СПб., 2002.

Хронологический список научных трудов Гелиана Михайловича Прохорова // ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 51.

Труды последних лет

1. «Сице помыслих лепо...» (Автограф Кирилла Белозерского и устройство его обители. По данным сборника РНБ, Кирилло-Белозерское собр., № XII) // ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 53. С. 59—75.

2. Энциклопедия русского игумена XIV—XV вв. Сборник преподобного Кирилла Белозерского, РНБ, Кирилло-Белозерское собрание, № XII. Ответственный редактор. СПб., 2003. 447 с. (Предисловие: Что представляет собой Сборник Кирилла Белозерского, РНБ, Кирилло-Белозерское собрание, № XII — с. 5—30. Подгот. древнерус. текстов на лл. 173—273, 327—329, пер. и коммент. — с. 113—165, 173—193, 400—420).

3. Святые в истории Руси X—XVIII веков // ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 54. С. 78—98.

4. Стихотворное начало приписки Лаврентия к Лаврентьевской летописи // Там же. С. 402—406.

5. Последняя ночь кабинета Лихачева (Первая после похорон Панченко) // Санкт-Петербургский Университет. № 22—23 (3646—3647). Октябрь 2003. С. 21—24.

6. Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 2003. Т. 8. XIV — первая половина XVI века. Подгот. слав. текстов, пер. и коммент.: Из славянского перевода корпуса сочинений Дионисия Ареопагита с толкованиями Максима Исповедника — с. 274—395, 558—567; Из «Диоптры» Филиппа Пустынника. Разговор души и плоти — с. 418—493, 571—575 [переизд.].

6. Из эпистолярного наследия о. Иоанна Мейендорфа // Свидетель Истины. Памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Екатеринбург, 2003. С. 227—253.

7. О византийской богословско-философской литературе в культуре Руси XIV—XVI веков // Там же. С. 426-434.

8. Духовность и культура России конца XIX — начала XX в. глазами святых Иоанна Кронштадтского и Николая Японского // Там же. С 457—466.

9. Личность преп. Паисия Величковского в перспективе российского этно- и культурогенеза (в связи с его переводом сочинений Дионисия Ареопагита) // Приладожье и Русский Север. История, традиции, современность. Материалы научно-практической конференции в г. Лодейное Поле, 8—12 июля 2002 г. M., 2003. С. 156—159.

10. Древнерусское слово съвъсть и современные русские слова совесть и сознание // ТОДРЛ. СПб., 2004. Т. 55. С. 523—535.

И. «Общительное / общежительное безмолвие» Иннокентия Комельского: Полемика с Нилом Сорским? // ТОДРЛ. Т. 55. СПб., 2004. С. 265—300.

12. Автограф старца Исайи // Преводите през XIV столетие на Балканите. Доклади от международна конференция. София, 26—28 юни 2003. София, 2004. С. 309—314.

13. Святые подвижники и обители Русского Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели. Издание подготовили Г. М. Прохоров и С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 5—76, 312—409.

14. Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения. СПб., 2005, 26,5 п. л.

15. Древнерусское летописание как жанр // Образ мiста в контекстi iстopïi, философïi, культури. Киевознавчi читання. Киïв, 2005, с. 81—97.

Библиография
Рец. на кн.: Громов М.Н. Образы философов в Древней Руси. М.: ИФ РАН, 2010, 190 с.
Полный текст статьи
Библиография
Две грамоты 1655 г.: из Москвы в Кирилло-Белозерский монастырь и обратно (с приложением других документов)
Книги
«Некогда не народ, а ныне народ Божий...» Древняя Русь как историко-культурный феномен
В книге рассматривается Древняя Русь как историко-культурное целое на протяжении X–XVII вв. Вырабатывая подход к объекту исследования, автор рассматривает христианское понятие совесть как своего рода вектор,  указывающий на Вечность, а также координаты умозрительного  пространства, в котором этот вектор помещается. Далее он прослеживает  переориентацию общественного сознания в Древней Руси, начиная с  момента ее христианизации. В книге говорится о возникновении   славянской письменности, об усвоении Русью христианской культуры, о ее  летописании, о Православном Возрождении XIV–XV вв., столь сильно  повлиявшим на возрождение Руси после ее разгрома татаро-монголами и  последующим разделом между Золотой Ордой и Литвой, о древнерусских  святых и об их распределении во времени, о социальной теме в  древнерусской литературе, эволюции русского миссионерства и о  распыленной по всему свету Древней Руси настоящего времени.
Книги
"Некогда не народ, а ныне народ Божий..." Древняя Русь как историко-культурный феномен
В книге рассматривается Древняя Русь как историко-культурное целое на протяжении X–XVII вв. Вырабатывая подход к объекту исследования, автор рассматривает христианское понятие совесть как своего рода вектор,  указывающий на Вечность, а также координаты умозрительного  пространства, в котором этот вектор помещается. Далее он прослеживает  переориентацию общественного сознания в Древней Руси, начиная с  момента ее христианизации.
Книги
«Так воссияют праведники...» Византийская литература XIV в. в Древней Руси
Книга посвящена произведениям византийской литературы XIV в., времени знаменитых исихастких споров, переведенным на славянский или русский язык и пополнившим литературу Древней Руси в момент ее церковного, культурного и политического подъема.
Библиография
Заметки о русском миссионерстве
Библиография
«Общежительное безмолвие»: полемика с Нилом Сорским

Другие публикации на портале:

Еще 9