Баранов Владимир Александрович (род. 13.10.1969 г. в г. Новосибирске) с 1996 г. по 2000 г. обучался в магистратуре и аспирантуре на факультете Средних веков Центрально-Европейского университета (г. Будапешт, Венгрия). В 2004 г. окончил художественно-графический факультет Новосибирского государственного педагогического университета. В 2004 г. в Центрально-Европейском университете защитил диссертацию на степень доктора философии (Ph.D.) по теме «Византийское иконоборчество (725–843): Исследование богословского метода». В 2011 г. в Институте философии и права СО РАН защитил диссертацию на степень кандидата философских наук по теме «Философские основания идеологии византийского иконоборчества». С 2005 г. по настоящее время работает на кафедре истории культуры гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета и в клинике НИИ физиологии СО РАМН (арт-терапевтом). В.А. Баранов является членом Международной ассоциации патрологических исследований (AIEP/IAPS) и национальным корреспондентом Ассоциации в России.
Список публикаций
1. ‘Condensing and Shaping the Flesh…’: The Incarnation and the Instrumental Function of the Soul of Christ in the Iconoclastic Christology // Origeniana Decima / Eds. S. Kaczmarek, H. Pietras. Leuven: Peeters, 2011. C. 919–932 (Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium 244).
2. Роль души Христа в христологии византийского иконоборчества // Проблемы теологии. Вып. 7. Екатеринбург, 2011. С. 36–63.
3. Constructing the Underground Community: The Letters of Theodore the Studite and the Letter of Emperors Michael II and Theophilos to Louis the Pious // Patrologia Pacifica Secunda: Papers presented at the 5th Annual Conference of the Asia-Pacific Early Christian Studies Society, September 10-12, 2009, Tohoku Gakuin University, Sendai, Japan, and Other Patristic Studies / Eds. V.A. Baranov, K. Demura, B. Lourie. [= Scrinium: Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclésiastique, vol. 6]. Piscataway, N.J.: Gorgias Press, 2010. Pp. 230–259.
4. The Doctrine of the Icon-Eucharist for the Byzantine Iconoclasts // Studia Patristica 44 / Eds. J. Baun, A. Cameron, M. Edwards, M. Vinzent. Leuven: Peeters, 2010. Pp. 41–48.
5. Лурье В.М. при участии В.А. Баранова. Историjа византиjске философиjе. Формативни период / Пер. Елены Капустиной. Нови Сад: Izdavačka knjižarnica Zorana Stojanović, 2010 (перевод на сербский).
6. Иконоборчество // Православная энциклопедия. Т. 22. М., 2009 (сокращенный вариант статьи доступен по адресу: http://www.sedmitza.ru/text/1009541.html).
7. The Second Commandment and ‘True Worship’ in the Iconoclastic Controversy // Congress Volume Ljubljana 2007 / Ed. André Lemaire. Supplement to Vetus Testamentum 133.Leiden: Brill, 2010. Pp. 541–554.
8. [с B. Lourie]. The Role of Christ’s Soul-Mediator in the Iconoclastic Christology // Origeniana Nona. Origen and the Religious Practice of His Time / Eds. Gy. Heidl, and R. Somos. Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium, 228. Leuven: Peeters, 2009. Pp. 403–411.
9. «“Я не люблю рисовать” Организация начального этапа занятий художественным творчеством в детском психосоматическом отделении» // Тезисы IV Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: Актуальные проблемы социально-психического здоровья / Под ред. А.А. Северного, Ю. С. Шевченко. М.: ООО «Зет-Стил», 2009. С. 188 (Тезисы доклада).
10. Ориген и иконоборачки спор // Одобрана икона у VII и IX веку [=Отачник. Часопис за светоотачку праксу и теориjу 1–3]. Беoград, 2008. С. 48–58.
11. Византиjска ученьа о васкрслом телу Христа и ньихове позноантичке паралеле // Одобрана икона у VII и IX веку [=Отачник. Часопис за светоотачку праксу и теориjу 1–3]. Беoград, 2008. С. 139–149.
12. [с В. А. Лебедевым]. Этюды арт-терапии: опыт сотворчества // Классическое искусство, традиционная культура и художественное творчество в психологической практике. Учебное пособие / Под ред. Е. Я. Поляковой. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2009. С. 160–225 (глава в учебном пособии).
13. Иконоборческие споры и богословское значение Нерукотворного Образа // Мир православия. Вып. 7. Волгоград, 2009. C. 41–57.
14. Byzantine Doctrines on the Resurrected Body of Christ and Their Parallels in Late Antiquity // Patrologia Pacifica and Other Patristic Studies [=Scrinium: Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclésiastique, vol. 4] / Eds. V.A. Baranov, B. Lourie. St. Petersburg : Byzantinorossica, 2008. Рp. 4–22.
15. Античная философия в споре иконоборцев и иконопочитателей о «правильном поклонении» // Вестник НГУ. Вып. 6.1, 2008. C. 125–129.
16. Художественное творчество в детском психосоматическом отделении // Первая Межрегиональная научно-практическая конференция “Психосоматические и пограничные расстройства в детском и подростковом возрасте.” Новосибирск, 4-6 марта 2008 г. / Под ред. А. А. Северного. Новосибирск, 2008. C. 126 (тезисы доклада).
17. К вопросу об экзегезе святоотеческого текста по триадологической проблематике в иконоборческих спорах // Св. Троица преп. Андрея Рублева в света православного апофатизма. 18 ноября 2005 г. Иконоборчество: вчера и сегодня. 22 сентября 2006 г. Материалы конференций. СПб.: ИД «Петрополис», 2007. С. 127–143.
18. The Theological Background of the Iconoclastic Church Programmes // Studia Patristica. Vol. 40 / Ed. F. Young, M. Edwards, and P. Parvis. Leuven: Peeters, 2006. Pp. 165–175.
19. The Vita Tarasii as a Source for Reconstruction of the Iconoclastic Theology // Universum Hagiographicum. Mémorial R.P. Michel van Esbroeck, s.j. (1934–2003) / Eds. A.V. Mouraviev, B. Lourie. St. Petersbourg: Byzantinorossica, 2006 [= Scrinium: Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclésiastique, vol. 2]. Pp. 331–339.
20. Unedited Slavonic Translation of the “Apology on the Cross and on the Holy Icons” Attributed to Patriarch Germanus of Constantinople (CPG 8033)” // Universum Hagiographicum. Mémorial R.P. Michel van Esbroeck, s.j. (1934–2003) / Eds. A.V. Mouraviev and V.M. Lourie. St. Petersbourg: Byzantinorossica, 2006 [= Scrinium: Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclésiastique, vol. 2]. Pp. 7–40.
21. [с В. М. Лурье]. Иконоборчество и иконопочитание. Византийское богословие в VIII–IX и XI веках // Византийская философия. Формативный период. СПб.: Axioma, 2006. С. 407–486 (глава в монографии; доступна по адресу: http://www.axioma.spb.ru/z_byz_phil/contents.htm).
22. Византийские учения о воскресшем теле Христа и их параллели в поздней античности // Эсхатологический сборник / Под ред. Д.М. Андреева, А.И. Неклесса и В.Б. Прозорова. М.: Алетейя, 2006. С. 98–108.
23. О некоторых идеологических аспектах византийского иконоборчества // TEXNH GRAMMATIKH. Вып. 2. Новосибирск: Издательство новосибирского государственного университета, Православная Гимназия во имя преп. Сергия Радонежского, 2006. С. 86–102.
24. О малоизвестном доиконоборческом учении об «умеренном иконопочитании» // Мир православия. Вып. 6. Волгоград, 2006. С. 48–60.
25. [с Л.Л. Гигинейшвили]. «Слово о кресте и святых иконах» патриарха Германа I Константинопольского. Текст и комментарий // История и теория культуры в вузовском образовании. Вып. 3 / Под ред. Е.М. Тазиевой. Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного университета, 2006. С. 167–188.
26. Методы арттерапевтического подхода в условиях детского психосоматического отделения // Материалы 3 международного конгресса «Молодое поколение XXI в., актуальные проблемы социально-психологического здоровья» 23-26 мая 2006 г. Казань / Под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. М.: Полиграф-центр «Глобус», 2006. С. 286 (тезисы доклада).
27. Byzantine Iconoclasm (726-843): A Study in Theological Method // Annual of Medieval Studies at CEU 11 / Eds. K. Szende and J.A. Ranson. Budapest: Central European University, 2005. Pp. 275–277 (резюме докторской диссертации).
28. Аристотель в иконоборческом споре: на чьей стороне? // Византия: общество и церковь / Под ред. С.Н. Малахова. Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2005. С. 134–146.
29. Богословская интерпретация иконоборческой надписи в Халки // История и теория культуры в вузовском образовании. Вып. 2 / Под ред. Н.А. Хохлова. Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного университета, 2004. С. 181–186.
30. Образ в контексте эпистемологических подходов иконоборцев и иконопочитателей // AKADEMEIA: материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 5. СПб., 2003. C. 390–407.
31. Origen and the Iconoclastic Controversy // Origeniana Octava. Origen and the Alexandrian Tradition / Ed. Lorenzo Perrone. Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium 164. Vol. 2. Leuven: Peeters, 2003. Pp. 1043–1052.
32. Homily on the Cross (CPG 8084): An Unedited Treatise by John of Damascus? // Христианский Восток. Вып. 4 (10). СПб., 2002. Pp. 319–321.
33. Theology of Early Iconoclasm as Seen in the Apologies in Defence of Images by St. John of Damascus // Христианский Восток Вып. 4 (10). СПб., 2002. Pp. 23–55.
34. Учение о душе-медиаторе платоновского «Тимея» в патристической мысли // Универсум платоновской мысли. Платонизм и европейская культура на рубеже тысячелетий. Материалы X исторической и философской конференции. СПб., Издательство Санкт-Петербургского университета, 2002. C. 38–39.
35. Искусство после бури – богословская интерпретация некоторых изменений в послеиконоборческой иконографии Воскресения // Золотой, серебряный, железный: мифологическая модель времени и художественная культура / Под ред. И. Припачкина. Курск: Издательство Курского госпедуниверситета, 2002. С. 34–49.
36. Аристотель в иконоборческих спорах: На чьей стороне? // Verbum. Вып. 5. СПб., 2001. С. 7–9 (тезисы доклада).
37. Крест против Иконы: интерпретация иконоборческого лозунга // Государственный Эрмитаж. Восток – Россия – Запад. Мировые религии и искусство. Международная научная конференция. Тезисы докладов / Под ред. Г. М. Вилинбахова, А. В. Камчатовой и др. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2001. С. 22–24 (тезисы доклада).
38. Возможности изобразительной деятельности в абилитации детей-инвалидов // Этюды абилитационной педагогики: из опыта работы «Школы Бороздина». Монографическое эссе / Под ред. Л. И. Боровикова. Новосибирск: Издательство НИРК и ПРО, 2000. С. 54–86.
39. In Defence of Icons: Stefan Yavorsky and St. John of Damascus // Studia Slavica Hungarica. Вып. 45. 2000. Рp. 29–38.
40. Sources of the Theology of Byzantine Iconoclasm: Dissertation Prospectus // Annual of Medieval Studies at CEU 1997–1998 / Ed. Katalin Szende. Budapest: CEU, Department of Medieval Studies, 1999. Рp. 121–127.
41. Руководство «Medieval Manuscripts Manual»
42. Руководство «Self-Representation in the Middle Ages» (http://web.ceu.hu/medstud/manual/SRM/).
Рецензии, учебные программы
1. Баранов В.А., Войтишек Е.Э., Комиссаров С.А., Запорожченко А.В. и др. История культуры и искусства Востока. Программа курса. Новосибирск: НГУ, 2010.
2. Wollesen J.T. Patrons and Painters on Cyprus. The Frescoes in the Royal Chapel at Pyrga (Toronto: Pontifical Institute of Mediaeval Studies, 2010) (Studies and Texts 169). // Patrologia Pacifica: Papers presented at the 5th Annual Conference of the Asia-Pacific Early Christian Studies Society, September 10-12, 2009, Tohoku Gakuin University, Sendai, Japan, and Other Patristic Studies / Eds. V.A. Baranov, K. Demura, B. Lourie. [= Scrinium: Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclésiastique, vol. 6]. Piscataway, N.J.: Gorgias Press, 2010. P. 436.
3. Brock S. Fire from Heaven: Studies in Syriac Theology and Liturgy. London: Variorum Reprints, 2006 (Variorum Collected Studies Series 863). xiv, 352 pp. ISBN–10: 0–7546–5908–9 // Patrologia Pacifica. Selected Papers Presented to the Western Pacific Rim Patristics Society 3rd Annual Conference (Nagoya, Japan, September 29 – October 1, 2006) and Other Patristic Studies / Eds. V. A. Baranov and B. Lourié. [= Scrinium: Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclésiastique, vol. 4]. St. Petersburg: Axioma, 2008. Рp. 460–469.
4. Riegl A. Historical Grammar of the Visual Arts. Originally published as Historische Grammatik der bildenden Kunste (1966) / Trans. J. E. Jung. New York: Zone Books, 2004 // Bryn Mawr Classical Review 2005.08.26 http://ccat.sas.upenn.edu/bmcr/2005/2005-08-26.html
5. Icon and Word. The Power of Images in Byzantium. Studies Presented to Robin Cormack. Eds. A. Eastmond and L. James. Aldershot: Ashgate, 2003 // Cristianesimo nella storia. Вып. 26. 2005. Рp. 798–802.
6. Die ikonoklastische Synode von Hiereia 754. Einleitung, Text, Übersetzung und Kommentar ihrer Horos / T. Krannich, C. Schubert, and C. Sode. Studien und Texte zu Antike und Christentum, 15. Mohr Siebeck, Tübingen 2002 // Cristianesimo nella storia. Вып. 27. 2006. Рp. 670–673.
7. Византия, Запад, Русь: Искусство на пути от античности к средневековью // История культуры. Программы курсов. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2005. С. 197–204.
8. Языки изобразительного искусства // История культуры. Программы курсов. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2005. С. 205–209.
Редакторская работа
1. Patrologia Pacifica: Papers presented at the 5th Annual Conference of the Asia-Pacific Early Christian Studies Society, September 10-12, 2009, Tohoku Gakuin University, Sendai, Japan, and Other Patristic Studies / Eds. V.A. Baranov, K. Demura, B. Lourie. [= Scrinium: Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclésiastique, vol. 6]. Piscataway, N.J.: Gorgias Press, 2010.
2. Patrologia Pacifica. Selected Papers Presented to the Western Pacific Rim Patristics Society 3rd Annual Conference (Nagoya, Japan, September 29 – October 1, 2006) and Other Patristic Studies / Eds. V. A. Baranov and B. Lourié. [= Scrinium: Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclésiastique, vol. 4] St. Petersburg: Axioma, 2008.
3. История и теория культуры в вузовском образовании . Вып. 4 / Под ред. E.M. Тазиевой, В.А. Баранова. Новосибирск: Издательство НГУ, 2008.