Д. А. Карпук. Учеба и преподавательская деятельность митрополита Исидора (Кириченко) в Ленинградской духовной академии
Статья заведующего аспирантурой Санкт-Петербургской Духовной Академии, доцента Дмитрия Андреевича Карпука, посвящённую учёбе и преподавательской деятельности митрополита Исидора в Ленинградской духовной академии и семинарии.
8 августа 2020 года на 80 году жизни отошёл ко Господу выпускник Ленинградской духовной академии, председатель Высшего общецерковного суда Русской Православной Церкви — митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко).
Митрополит Исидор (в миру Николай Васильевич Кириченко) родился 25 мая 1941 года в посёлке Веймарн Кингисеппского района Ленинградской области в семье рабочего железнодорожника. В 1949 году поступил в Пустомержскую среднюю школу. Во время обучения в 8 классе у дяди Николая священника Илии Педосенко, проживавшего в городе Сумы, УССР, умерла супруга. В середине учебного года Николай Кириченко переехал в город Лебеденин, где его дядя получил новый приход и стал прислуживать в храме. К сожалению, здесь не было возможности продолжать школьное обучение. В мае 1958 года Николай перешел в Сумский кафедральный собор, где нес послушание иподиакона у епископа Евстратия (Подольского). В августе того же года Николай вернулся на родину, желая поступить в Ленинградскую духовную семинарию, но не был принят в связи с несовершеннолетием. Поэтому Николай пошел в 9-й класс Веймарнской заочной школы. Одновременно с этим Николай трудился на различных временных работах. Кроме того, в течение всего года посещал и принимал участие в служении в Воздвиженском храма села Ополье, где настоятелем служил протоиерей Игорь Ранне.
Именно отец Игорь и написал характеристику, которая необходима была при поступлении в духовную семинарию в следующем 1959 году. Отец Игорь, отметив, что постоянным прихожанином Николай стал только с августа 1958 года, обозначил следующие его качества:
«Не пропуская ни одной службы, он всегда с любовию, в меру сил своих, помогает на клиросе в чтении и пении, а в настоящее время, когда тяжело болен наш псаломщик, Никола Кириченко почти полностью заменяет его. Он глубоко религиозен, серьезен, вдумчив, всегда вежлив и тактичен, ко храму и богослужению относится с благоговением. Всегда с готовностью исполняет любое поручение. Читает по-славянски грамотно. В разговорах часто интересуется религиозными вопросами, много читает духовной литературы».
Итоговое суждение отца Игоря было вполне комплементарным и согласно ему, Николай по своему душевному складу и нравственным качествам являлся достойным кандидатом для поступления в духовную школу.
Вступительные экзамены в семинарию в 1959 году проходили 3 и 4 сентября. Николай Кириченко успешно написал диктант и изложение, а также сдал молитвы, церковно-славянский язык и пение. По итогам испытаний на основании решения Совета он был принят в 1 класс Ленинградской духовной семинарии. Время поступления Николая Кириченко в семинарию совпало с началом новых гонений на Русскую Православную Церковь. Гонения не могли не затронуть и духовные школы. «Власти всячески пытались отсеять семинаристов. Узнавали в канцелярии адреса поступающих и сообщали по месту жительства: “Задержать!” Самым верным способом был военкомат. Если ты был военнообязанным, то призывали с любого курса. Николай военнообязанным не был, а вот многие ребята, подавшие документы и получившие вызовы, не прибыли на экзамены, а пошли вместо этого в армию»[1].
Ректором Ленинградских духовных академии и семинарии во время поступления Николая являлся выпускник Санкт-Петербургской духовной академии 1913 года протоиерей Михаил Сперанский. В это же время в академии преподавали инспектор профессор Лев Николаевич Парийский, знаменитый и «очень строгий и требовательный, потому что любил свой предмет»[2] профессор Николай Дмитриевич Успенский, А. Ф. Шишкин и др. По воспоминаниям митрополита Исидора, молодые приметливые семинаристы обратили внимание, что многие преподаватели носили «крылатые» фамилии: протоиереи Владимир Сорокин, Ливерий Воронов, Виктор Голубев, Богдан Сойко, протодиакон Андрей Чижов[3].
Во время обучения Николай настолько хорошо изучил церковный устав, что однокурсники его называли «ходячим типиконом»[4]. 9 октября 1962 года в праздник св. ап. и ев. Иоанна Богослова в академическом храме Николай был пострижен во чтеца. Чин хиротесии совершил епископ Выборгский Никон (Фомичёв).
По воспоминаниям владыки ближе к концу обучения в семинарии многие его однокурсники нашли себе невест, а некоторые даже женились и приняли сан. Николай же, как не служивший в армии, был почти младше всех. Поэтому он стал задумываться о продолжении учебы. И именно в это время произошла беседа с инспектором академии Л. Н. Парийским, который спросил его: «Николай, вот Вы заканчиваете семинарию. И что собираетесь дальше делать?» - «Лев Николаевич, я сейчас в какой-то растерянности пребываю…» - «Невесты у тебя нет?» - «Пока нет» - «Я бы рекомендовал тебе идти в академию»[5].
Действительно, после окончании семинарии в 1963 году Николай поступил в духовную академию. Будучи студентом III курса академии Николай, согласовав с доцентом А. М. Матфеевым, представил на утверждение Совета Академии тему курсового сочинения по кафедре нравственного богословия «Брак и девство по учению св. Евангелия». Тема была утверждена 9 июня 1966 года.
28 декабря 1966 года Николай подал прошение на монашеский постриг, в котором написал, что желает послужить Церкви Христовой и спасти свою душу в монашеском звании и что подходит к этому осознанно.
В своих воспоминаниях по этому поводу владыка вспоминал о своих разговорах с тогдашним ректором академии епископом Михаилом (Мудьюгиным) и митрополитом Никодимом:
«И вот на последнем курсе, в декабре он подал прошение на монашеский постриг. Владыка Михаил, ректор, стал отговаривать:
- Николай, в наше время монаху так тяжело! Найди себе невесту, женись!
Видя стойкость молодого человека, он сказал:
- Ладно, передам прошение митрополиту Никодиму.
Через какое-то время Николая вызвал митрополит Никодим.
- Ты из нашей епархии? Ну, и что ты хочешь?
- Да вот, Ваше Высокопреосвященство, хочу быть монахом.
Он задал несколько вопросов, хотя перед этим уже навел справки и даже беседовал с отцом Игорем Ранне. При этом очень пристально смотрел на студента, взвешивая не то только то, что он говорил, но и как. И вдруг, без всякого перехода, сказал:
- Мне нужно сейчас ехать в Швейцарию, а вот числа 5-6 января я тебя постригу.
Николай растерялся:
- Так скоро? Владыка, у меня и одежд монашеских еще нет, я не успею!
- Молись, чтоб Господь просветил одеяния души твоея, а об этих одеждах я сам позабочусь»[6].
Действительно, постриг был совершен уже 5 января 1967 года в Успенской церкви при покоях митрополита Ленинградского и Ладожского митрополитом Никодимом (Ротовым) с наречением имени Исидор. Еще через месяц, 5 февраля, он был рукоположен в сан иеродиакона в Александро-Невской церкви города Красное Село, Ленинградской области. Иерейская хиротония состоялась в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы того же 1967 года в кафедральном Николо-Богоявленском соборе. Обе хиротонии совершил митрополит Никодим.
Первоначально предполагалось, что после священнического рукоположения молодой иеромонах будет проходить с 10 апреля 1967 года практику в Николо-Богоявленском кафедральном соборе. Однако практически сразу это решение было изменено и отец Исидор указом митрополита Никодима за № 12 от 9 апреля 1967 года назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Ополье Кингисеппского района Ленинградской области.
В том же 1967 году иеромонах Исидор окончил Ленинградскую духовную академию. Монашеский постриг, назначение на приход и переживания, «связанные с вступлением в иноческую братию с посвящением, при очень слабом здоровье отца Исидора не позволили ему докончить начатую кандидатскую работу». В характеристике, данной на отца Исидора как на выпускника Ленинградской духовной академии, отмечалось следующее: «Человек он кроткий, незлобивый, никому, никогда, ничем не досадивший, очень любит церковное богослужение и во все время своего обучения постоянно помогал настоятелю Крестовоздвиженской церкви села Ополье Ленинградской области: читал, пел, прислуживал в алтаре. Теперь и он сам настоятельствует в этом храме».
К празднику Святой Пасхи 1969 года отец Исидор был награжден наперсным крестом. С 12 марта 1970 года по 20 апреля 1971 года служил настоятелем Покровского храма в селе Козья Гора Сланцевского района Ленинградской области. С апреля 1971 года по сентябрь 1975 года служил в Георгиевском храме города Старая Русса Новгородской области. К Святой Пасхе 1973 года митрополитом Никодимом возведен в сан игумена.
1 сентября 1975 года указом митрополита Никодима за № 45 игумен Исидор был назначен преподавателем богослужебной практики в Ленинградской духовной академии, а также благочинным Академического храма св. ап. Иоанна Богослова.
Новое назначение было сопряжено с исполнением целого ряда довольно ответственных послушаний. В течение учебного года в академическом храме ежедневно совершались богослужения в соответствии с требованиями церковного устава. В седмичные дни студенты академии и воспитанники семинарии совершали богослужения чередными группами, состоящими каждая их двух учащихся в священном сане и 13-15 человек, не имеющих сана. Вечерня и утреня начинались в 18 часов, а Литургия – в 6 часов.
На каждое чередное богослужение отец Исидор выдавал уставщику группы рапортичку, в которой указывалось кому что читать, пономарить. Также в этой рапортичке необходимо было указывать отсутствовавших. По окончании каждой службы отец Исидор там же в храме указывал на ошибки в чтении, пении, пономарстве, если таковые имелись, и учил как их исправить.
Для духовенства отец Исидор вел в алтаре богослужебный журнал, в котором указывалось расписание служб. Кроме того, отец Исидор на каждый месяц составлял расписание чтецов на воскресные и праздничные дни. На первую и Страстную седмицы Великого поста составлял особое расписание.
Игумен Исидор, пользовавшийся большим уважением и авторитетом среди учащихся, регулярно проводил беседы со студентами и воспитанниками на темы, касающиеся поведения в храме, введения в круг пономарских обязанностей и т.п. Также помогал духовнику академии исповедывать студентов, принимал присяги от назначенных к рукоположению во диакона и пресвитера.
В 1977 году награжден палицей. 12 июня 1977 года возведен в сан архимандрита. С 18 июня 1977 года в связи с возведением в сан епископа и назначением на Архангельскую и Холмогорскую кафедру был освобожден от занимаемой должности в академии.
Наречение во епископа состоялось 18 июня 1977 года. 19 июня 1977 года за Божественной литургией в храме Иоанна Богослова Ленинградской духовной академии состоялась хиротония во епископа, которую возглавил митрополит Никодим.
В 1985 году присвоен титул епископа Архангельского и Мурманского. В 1987 году назначен епископом Краснодарским и Кубанским. В 1989 году возведен в сан архиепископа. В 1994 году присвоен титул «Краснодарский и Новороссийский». 22 февраля 2001 года возведен в сан митрополита. 3 апреля присвоен титул «Екатеринодарский и Кубанский». С 2008 года — председатель Высшего общецерковного суда.
Скончался 8 августа 2020 года. Отпевание состоялось 10 августа. Погребен владыка Исидор в Воскресенском приделе Екатерининского кафедрального собора города Краснодара.
Примечания:
[1] Божией милостью смиренный. М.: Троицкое слово, 2006. С. 28.
[2] Там же. С. 29.
[3] Там же. С. 29.
[4] Там же. С. 29.
[5] Там же. С. 31.
[6] Там же. С. 34-35.