РИА публикует интервью с председателем научного совета НОТА Дмитрием Шмониным
Два года назад, в июле 2018 года, в России была создана Научно-образовательная теологическая ассоциация. Среди ее учредителей – МГУ, СПбГУ, Общецерковная аспирантура и докторантура, РАНХиГС, НИЯУ МИФИ, МПГУ, МАРХИ и другие вузы. Зачем нужна теология в системе образования? Какие задачи ставит перед собой ассоциация? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал председатель научного совета НОТА, профессор Дмитрий Шмонин.
— Дмитрий Викторович, кто и зачем создал ассоциацию НОТА?
— Теологическому образованию в современной России почти 30 лет. Сложились определенные традиции, опыт, лучшее из которого необходимо распространять среди вузов.
Идея создать объединение родилась у ректоров ведущих университетов России и нашла отклик в структурах государственной власти и руководстве традиционных религий. Первым проект поддержал предстоятель Русской православной церкви Патриарх Кирилл. Президентом НОТА был единогласно избран митрополит Волоколамский Иларион.
Сегодня в ассоциацию входят более 60 вузов: помимо крупнейших федеральных университетов в наших рядах – целый ряд опорных региональных, отраслевых учебных заведений, а также ведущие духовные школы Русской православной церкви и исламские вузы. На рассмотрении о вступлении в ассоциацию находится еще пять заявок от университетов.
— Чем занимается ассоциация?
— Мы занимаемся развитием теологии и теологического образования, а также организационной, экспертной и методической поддержкой отрасли. Не пытаемся дублировать надзорную работу государственных органов, но, взаимодействуя с ними, способствуем обмену опытом между вузами, чтобы обеспечить квалифицированное и качественное теологическое образование и преподавание теологии, прежде всего, в светской системе образования.
Наше научно-образовательное сообщество формируется не по формальному признаку или указанию, а исходя из внутренней потребности вузов, ради общения в кругу заинтересованных профессионалов.
За два года ассоциация объединила не только руководителей и преподавателей теологических программ вузов, но и широкий круг единомышленников, искренне заинтересованных в духовно-нравственном просвещении и повышении религиозной грамотности общества, особенно теологической культуры учащейся молодежи.
Сегодня НОТА участвует в государственной подготовке экспертов по контролю качества образования по направлению "Теология". При поддержке Минобрнауки, Минпросвещения и Рособрнадзора мы, в частности, провели в МГУ, МИФИ, МПГУ, РГПУ имени А.И. Герцена научно-практические мероприятия, в каждом из которых принимали участие более ста научных и научно-педагогических работников.
Проведение конференций и обучающих семинаров позволяет повысить качество преподавания теологии в вузах, помогает нашим коллегам подготовиться к процедуре государственной аккредитации. На сегодняшний день мы обучили и аккредитовали как экспертов уже 40 преподавателей вузов.
— Чем отличаются университетская теология и конфессиональное богословие?
— Содержательно – ничем. А в решаемых задачах имеются серьезные различия. Теология (богословие) – это предметная область, которая связана с определенной религией, конфессией, церковью. Университетские теологические программы соответствуют определенному направлению (православному, исламскому, иудейскому), но решают другие задачи. В основном, это подготовка светских специалистов, которые системно изучают богословие определенной традиции в широкой перспективе гуманитарного знания и могут специализироваться по разным профилям деятельности.
— Зачем нужна теология в университете, если есть конфессиональные вузы?
— Во-первых, чтобы выпускать теологов-профессионалов, желательно с педагогическими компетенциями и правом преподавания в школе или вузе. А во-вторых, чтобы выпускник любого вуза получал не только специальные знания, но и образование в более широком смысле. Чтобы молодые профессионалы имели ценностное мировоззрение, историческую память, осознавали свою гражданскую и культурную идентичность.
— Как этого достичь? Введением обязательного преподавания теологии в во всех вузах?
— Включением теологической ценностно-мировоззренческой компоненты в преподавание гуманитарных курсов и воспитательную работу. И начинать, по большому счету, надо с факультетов дошкольного образования и начальных классов педагогических институтов и колледжей.
Параллельно надо думать о подготовке вузовских преподавателей. Все преподаватели-гуманитарии должны быть теологически компетентными. Нужно использовать все возможности, в том числе, потенциал истории, философии, культурологии, политологии, социологии. Мы же понимаем, что задача преподавателя истории, например, в техническом вузе — это не повторять факты, "добру и злу внимая равнодушно", а раскрывать их значение, исторический смысл и современное звучание.
Но здесь встают другие вопросы: кого и как готовят уже работающие кафедры теологии; каковы распределение и востребованность выпускников; какими должны быть контрольные цифры и госзаказ.
— Где обсуждаются эти вопросы?
— Мы обсуждаем их в разных форматах – межвузовском, общественно-государственном, межрелигиозном. Крупным событием стали наши ежегодные всероссийские теологические конференции "Теология в научно-образовательном пространстве", которые проходят с 2017 года.
На конференции 2018 года патриарх Кирилл в своем выступлении раскрыл ключевые направления развития вузовской теологии. По его словам, это подготовка кадров для органов государственной власти в сфере религиозных и национальных отношений, для системы высшего образования и для средней школы, чтобы было кому качественно, квалифицированно знакомить и молодых, и совсем юных с религиозной культурой и с нравственными, ценностными основами мировоззрения современного человека.
На конференции 2019 года мы обсуждали опыт первых крупных "теологических кластеров" в регионах – совместную работу вузов и религиозных организаций в Республике Мордовия, Свердловской и Кемеровской областях. В Саранске, например, органично взаимодействуют Национальный исследовательский Мордовский университет, Мордовский педагогический институт и Саранская духовная семинария, а в Кемерове – Институт культуры и семинария. В Екатеринбурге на базе Горного университета действует кафедра теологии, при которой сразу два отделения – православное и исламское. Университет сотрудничает с епархиальными вузами – миссионерским институтом и семинарией.
— По какому принципу работают кластеры?
— Это принцип реального взаимодействия, объединения усилия, концентрации на выбранных направлениях. В чем это выражается? В сетевых программах, совместной воспитательной работе, обмене курсами и преподавателями, волонтерских проектах. Региональный опыт складывается с учетом особенностей – экономических, этнокофессиональных, географических, культурных. Так что теология выступает и как направление подготовки, и как общегуманитарная дисциплина с большим воспитательным потенциалом.
Впереди у нас – обсуждение и распространение опыта Курской области, Бурятии, Татарстана.
— Состоится ли конференция по теологии в 2020 году и в каком формате?
— Она пройдет в ноябре – декабре в очно-дистанционном формате на трех федеральных площадках – в Казани, Санкт-Петербурге и Москве.
Основная тематика конференции в Казани – "Теология традиционных религий и взаимодействие научно-педагогических и религиозных сообществ в образовательной среде", в Санкт-Петербурге – "Теология, подготовка кадров высшей квалификации и междисциплинарные научные исследования", в Москве – "Теология, нравственность и воспитание личности современного гражданина".
— Ассоциация быстро прошла этап становления. Какие задачи вы готовитесь решать в среднесрочной перспективе?
— Амбициозные задачи, как у любой молодой организации: развитие теологической отрасли знания на всех уровнях – от бакалавриата до докторантуры, продвижение современных технологий в теологическое образование. Это действительно нужно и для подготовки профессионалов, и для повышения религиозной культуры, особенно в молодежной среде.
На новом этапе работа НОТА должна включать планирование, аналитику, системное взаимодействие со всеми ветвями государственной власти, научно-педагогическим сообществом, религиозными организациями, средствами массовой информации.
Важно, чтобы в обществе постепенно крепло осознание того, что теология – не только неотъемлемая часть гуманитарной культуры и научного знания, но и мощный ценностно-мировоззренческий, воспитательный ресурс, обеспечивающий нашу культурную и гражданскую идентичность.