— Вы прошли большой и сложный путь, став монахом еще в советские годы, окормлялись у духоносных старцев, были свидетелем возрождения духовной жизни на постсоветском пространстве. Расскажите, пожалуйста, какими запомнились Вам монахи того времени, у которых Вы сами учились монашеству?
— Первой моей наставницей была схимонахиня Антония (Овечкина). Физически немощная, матушка была настоящим гигантом духа. Перед ее молитвой и жертвенной любовью отступала даже сатанинская сила. Духовно недугующие люди шли к ней за помощью нескончаемым потоком. Сидя в инвалидной колясочке, матушка возлагала Евангелие на головы страждущих, стоявших вокруг нее на коленях, и молилась о них. Она стремилась помочь каждому, не жалея себя: исцеляла, изгоняла бесов, приводила страждущих к покаянию, учила молиться, бороться с грехами и страстями. Благодаря ее молитвам и действительно евангельскому содержанию жизни многие обретали крепкую веру.
Важнейшем из событий в моей жизни стала встреча с митрополитом Зиновием (Мажугой) и схиархимандритом Виталием (Сидоренко). Они были удивительными старцами — «послушниками Христовыми» в самом глубоком понимании этих слов. Владыка Зиновий и отец Виталий шли путем жертвенной любви: несения болезней и страданий ради того, чтобы укрепить своих чад на пути послушания Богу. Для нас они стали живым примером истинного монашества.
Сегодня о них написаны книги, опубликованы воспоминания духовных чад. Владыка Зиновий прославлен в лике святых. И многие люди, не знавшие их прежде, обращаясь к ним в молитвах, получают утешение и благодатную помощь.
— Владыка, а видите ли Вы сегодня в монашеской среде подвижников, которые так же любили бы Бога и, неся свои послушания, хотели бы отдать Господу все свои силы, как Ваши духовные наставники?
— Такие подвижники есть. По их молитвам Отец Небесный милует нас, продляет время на покаяние. Как в Ветхом Завете Господь пощадил Израиль ради семи тысяч мужей, сохранивших верность Ему (3 Цар. 19:18), так и наш мир стоит пока есть ходатаи за него.
Но есть и те, которые ведут внешне подвижническую жизнь, но не стяжали плодов духа (см. Гал. 5:22). И стоит только где-то задеть их самолюбие, как все их «благодушие» тут же испаряется. Поэтому надо очень внимательно относиться к прохождению иноческого пути, чтобы внешние подвиги и достижения способствовали очищению сердца от страстей, а не самопревозношению.
— Ваше Высокопреосвященство, Вы стояли у истоков возрождения Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, прославленного трудами великого подвижника и чудотворца святителя Тихона Задонского. Несомненно, это требовало огромной как физической, так и духовной отдачи. Поделитесь, пожалуйста, в каких условиях начиналось созидание монастырской жизни?
— В советское время монастырь был передан овощесушильному заводу Грязинского пищекомбината, кроме того, часть зданий занимали районный больничный комплекс и женское общежитие культпросветучилища.
Когда в 1990 году обитель передали Церкви, владыка Мефодий, митрополит Воронежский и Липецкий, благословил мне взять на себя труды по его восстановлению.
Впервые переступив порог монастыря, я увидел жуткую картину: собор был огорожен забитыми в асфальт металлическими кольями с натянутой на них панцирной сеткой. Внутри Владимирского собора — разруха. Другие монастырские храмы представляли собой еще более печальную картину.
Ограда монастыря была полностью разрушена, коммуникации сгнили, территория невероятно захламлена. Во дворе — шум, гам, сквернословие.
Для нашего жилья было отведено всего три комнаты в здании разрушенной колокольни. Мы отгородили в коридоре уголок — получилась кухня, здесь же трапезная.
В таких условиях надо было полагать начало: и строить, и служить, и общину собирать. Конечно, хотелось, чтобы монастырь стал образцовым, как прежде: многочисленная братия, полноценные службы, красивые облачения, ухоженные здания… Но важнейшей задачей было возродить духовную жизнь.
— С чего Вы решили начать?
— Первые годы я ждал и молился, чтобы Господь из многочисленных паломников, которые тогда потянулись в обитель, выделил и сплотил тех, кто сможет проникнуться духом любви, пример которой оставил нам и сам святитель Тихон, и наши старцы: отец Виталий и владыка Зиновий. Было понятно, что, пока не соберутся здесь единодушные люди, готовые и душу свою положить за Христа и за наш монастырь, будет очень сложно созидать полноценную духовную жизнь.
Следуя святоотеческой традиции, мы старались помогать каждому приходящему своей любовью, примером, трудолюбием, чтобы стало понятно — на пути к Богу надо трудиться во всем: и на послушаниях, и в молитве, — без ропота, недовольства, стремясь к восприятию христианского, а потом и монашеского духа. А для этого нужно понуждать, дисциплинировать себя, свою свободу.
Полагая начало возрождению монастыря, я обо всем подробно расспрашивал отца Виталия. Мне хотелось, чтобы любые наши начинания освящались его молитвой и благословением, и все, кто ищет спасения в стенах Задонской обители, шли бы ко Христу тем святоотеческим путем, на который наставлял нас наш старец: путем благодарения Бога, милосердия, жертвенной любви, покрывающей грехи, недостатки и тяготы ближних.
С самых первых дней устроения иноческой жизни в стенах Задонской обители было заведено, что каждый из его насельников мог обратиться ко мне лично по любому вопросу практически в любое время дня и ночи.
— Владыка, а как устраивалась внешняя жизнь насельников, чтобы соответствовать внутренней сути иночества?
— С первыми насельниками (а их было человек восемь) мы начали собираться в храме к шести часам. Читались утренние молитвы, полунощница, акафист Владимирской иконе Божией Матери, покрову и заступлению Которой мы вручали себя. Затем все расходились на послушания, а мне приходилось ездить по разным организациям добывать продукты, строительные материалы и все необходимое для того, чтобы прокормить и одеть братию, положить начало строительным и реставрационным работам. По возвращении в обитель старался уделить каждому время: побеседовать, поисповедовать, пройти по всем «послушаниям», чтобы подбодрить, утешить, укрепить насельников, которые трудились не покладая рук. Стремился также быть с братией на общих послушаниях: разгрузке стройматериалов, уборке урожая и других. В недолгие минуты отдыха мы утешались пением духовных кантов на крылечке нашего небольшого жилища.
Завершался день также молитвой. После вечернего правила все подходили ко кресту, прикладывались к иконам и расходились по кельям.
…Конечно, было очень трудно поднимать монастырь из руин, заново созидать в его стенах духовную жизнь, но в то же время была и большая радость от сознания того, что Господь сподобил нас потрудиться в возрождении святыни. Воспоминания о тех днях до сих пор отзываются в сердце светлой радостью.
— Можете ли отметить какое-то особо значимое событие того времени?
Особо утешительное событие произошло 26 августа 1991 года: вернулся небесный покровитель нашего монастыря — святитель Тихон Задонский. Вернулся своими мощами в разоренную обитель, чтобы снова воскресить ее к жизни. Сложно описать словами тот духовный подъем, который с этого дня сопутствовал всем труждающимся в монастыре. Казалось, стало легче дышать, легче служить, рассеялась гнетущая обстановка, а неудобства внутренней и внешней монастырской жизни воспринимались уже совсем по-иному. Благодать Божия покрывала всех…
— Владыка, расскажите, пожалуйста, немного о сегодняшних днях Задонской обители.
— Сегодня в нашем уже возрожденном монастыре появилось значительно больше тех людей, которые многими трудами и молитвами с самоотречением устремились к прохождению иноческого пути. Своим служением они стремятся быть верными послушниками Христу, ежедневно отдавая частичку своей души на созидание святой обители, ее духовной жизни и душ наших ближних.
Среди паломников приезжает все больше людей, которые желают не только помолиться в благодатном месте, поклониться мощам святителя Тихона, но и потрудиться здесь во славу Божию.
Вероятно, их привлекает и то, что в нашем монастыре имеют возможность получать духовное окормление не только насельники, но желающие вести внимательную духовную жизнь из мирян.
Наиболее важным послушаниями остаются богослужебная жизнь и молитвенное делание. В монастыре ежедневно совершаются утренние молитвы, полунощница, Божественная литургия, всенощное бдение, молебны с акафистом перед мощами святителя Тихона Задонского, читается неусыпаемая Псалтирь.
Келейное правило определяется каждому из насельников, согласно его внутреннему устроению и телесным силам. Но монах должен совершать не только келейное правило, — а учиться непрестанной молитве. Допустим, если я иду по грибы для нужд монастырской трапезной, то по дороге читаю Иисусову молитву. Так же советую поступать и нашей братии при несении послушаний.
А послушания могут быть самыми разными: у мощей святителя Тихона, на клиросе, в просфорне, в свечных лавках.
Немало послушаний связано с благоустроением обители, нуждами ее насельников: стройка (сейчас в монастыре строится новая гостиница для паломников), пилорама, монастырские поля и огороды, пасека, трапезная, мастерские, типография и другие. Все послушания благословляются с учетом духовной пользы, которую насельники могут получить, исполняя их со страхом Божиим и молитвой.
— Владыка, посоветуйте, пожалуйста, как сохранять внутренний мир и молитву, исполняя послушания, на которых общение с людьми является неотъемлемой составляющей.
— Внутренний мир и молитва хранятся чистой совестью, жертвенной любовью и доверием Промыслу Божию. Такой жизненный завет нам оставили наши старцы. Матушка Антония, например, всегда была окружена людьми. Она не знала покоя ни днем, ни ночью: в ее келье на полу ночевали страждущие, больные и бесноватые. Но она никогда не роптала, не раздражалась. Несмотря на сильнейшую физическую боль, матушка никому не отказывала в помощи, никого не упрекала. За каждого, кто приходил, она полагала всю свою душу, просила Господа, чтобы он дал ей понести их тяготу.
Старцы стремились послужить каждому человеку как Самому Христу, поэтому в любых обстоятельствах они сохраняли внутренний мир и молитву. «Мне везде рай!» — отвечал отец Виталий на все сетования о трудностях жизни, а тяготы старцы несли — не в пример нам.
— Ваше Высокопреосвященство, Вы отметили, важность духовного окормления в иноческой жизни. Посоветуйте, пожалуйста, начинающим нести послушание духовничества: что важно учитывать в беседах с насельниками?
— Понимать, что в духовной жизни не бывает мелочей; стараться направлять беседы на воспитание любви, жертвенности и внутренней свободы человека. Ведь жизнь во Христе — это школа, а цель обучения — познать Бога и в этом познании перерасти себя: научиться отрешаться своих желаний и разумений, научиться владеть собой, своей свободой, — то есть стать полноценной личностью, способной прожить свою жизнь, как того ожидает Господь: свидетельствуя умом, желанием и волей евангельскую Истину.
— Владыка, как Вы видите, насколько в этом плане содействуют вставшим на иноческий путь монашеские конференции, которые организует Синодальный отдел по монастырям и монашеству?
— Говоря о пользе таких встреч, надо отметить, что в настоящее время монастыри переживают период небывалого строительства. Но здесь встает важный вопрос: как сплотить ее насельников, чтобы они шли к Богу единой благодарной душой, единой семьей, учитывая, что в монастырь зачастую приходят люди, имеющие разные возраст, характер, воспитание, образование, неодинаковые жизненные установки и нравственные ориентиры?
Монашеские конференции дают возможность сообща выявлять современные проблемы, характерные для иноческой жизни, делиться опытом их решения; воодушевляют примером жизни подвижников, подвизавшихся в других обителях.
— Какие наиболее важные задачи стоят сегодня перед насельниками монастырей? Какие проблемы предстоит, на Ваш взгляд, решать современным монахам?
— Научиться правильно — в духе святоотеческого учения — воспринимать монашество как сораспятие Христу. Но, к сожалению, не всех приводит в монастырь желание стать послушником Господу, последовать за Ним и научиться от Него. Люди приходят в монастырь и по другим причинам: одни — от неизбежности, другие — не могут найти себя в жизни, третьи — из любопытства, четвертые — за тщеславными подвигами…
Изначально усвоенная ложная установка, приводит к тому, что человек, поступивший в монастырь в поиске более легкой жизни, очень быстро теряет ревность, начинает скучать на богослужениях, на послушаниях. Духовный подъем сменяется разочарованием и недоумением. Вдруг выясняется, что обитель не соответствует его внутренним требованиям. Потом он приходит к выводу, что и здешние монахи не соответствуют его представлению об идеале. И если человек начнет доверять своим ошибочным мнениям, скрывать их от духовника, то такие заблуждения могут увести его с прежде избранного пути.
Еще одна ложная стезя — идти в монастырь в поисках старцев. Такие люди ищут спасения в авторитетах человеческих, но забывают о Боге.
Важно помнить, что, замкнувшись на доверии только себе, не имея даже навыка к послушанию, духовно преуспеть невозможно, а в погоне за святостью, старцами, подвигами и чудесами можно легко повредить рассудок.
Поэтому я всегда в беседах с насельниками обращал внимание на то, что главное для всех нас — это послушание заповедям Христовым через послушание духовнику. Через отречение своей воли человек начинает меняться, укрепляться в вере и доверии Промыслу Божию. Говорил о том, что мы здесь не старцы, мы — простые монахи, иеромонахи… Но стремимся жить по примеру наших отцов, которые и старцами себя не считали, но были истинными послушниками Христа.
Желающим подвизаться в иночестве, важно понять, что монастырь для монаха — это поле сугубой духовной брани, а не место санаторного отдыха. «Дай кровь, — прими дух», — учат святые отцы. Конечно, это болезненно для нашего ветхого человека, но иного пути стяжать благодать Святого Духа не существует.
— Владыка, а почему у современных людей зачастую формируется довольно поверхностное представление о жизни в обителях?
— Вероятно, это связано с тем, что посещая монастыри в качестве паломников, люди, вырвавшись из мирской суеты, чувствуют здесь особую благодать, молитвенное умиротворение. Но они не понимают, что все это есть плод напряженной внутренней жизни монахов-подвижников, в разные годы подвизавшихся в святой обители. И, поступая в число насельников, такие люди стремятся продолжать «брать» из сокровищницы монастырского духа, но не пополнять ее собственным трудом. А по отношению к ним начинают действовать уже совсем иные законы, нежели к паломникам, потому что из «тыла» духовной жизни они перешли на «передовую» внутренней брани. И здесь надо быть очень осторожным в своих чувствах, желаниях, потребностях.
— Наставляя на путь послушания Богу, у кого Вы советуете учиться духовной жизни насельникам своего монастыря?
— Духовной жизни советую учиться, прежде всего, у Самого Христа, Который «смирил Себя, быв послушным Отцу даже до смерти крестной» (Фил. 2:8), и подражать подвижникам благочестия в их подражании Христу (1 Кор. 4:16).
— Владыка, исходя из Вашего опыта, поделитесь, пожалуйста, что дает монастырь человеку? Почему так важно, чтобы монах жил в своей обители? И за что Вы любите свой монастырь?
— Устав общежительной монастырской жизни создавали великие духоносные старцы по особому откровению Божию. Именно такая организация внешней жизни более всего способствует и духовному преуспеянию инока.
Святые отцы, опытно прошедшие невидимую брань, учат: если монах не желает остаться бесплодной смоковницей, то он не должен без нужды исходить даже из своей кельи, тем более покидать монастырь, переходя по своеволию из одной обители в другую.
…За что я люблю свой монастырь? Наша монашеская обитель — это драгоценная святыня, которая созидалась в течение многих веков подвизавшимися в ней иноками. Среди них были истинные Христовы послушники: подвижники, старцы, — здесь они несли подвиг своего служения, сюда притекали тысячи людей, многие души обретали радость, любовь, очищение, исцеление. Их молитвами Господь до сего дня не оставляет нас Своею милостью.
— Ваше Высокопреосвященство, в наши дни открывается много новых монастырей. Наладить духовную жизнь в них бывает порой очень непросто. Что бы Вы посоветовали игуменам и игумениям, которые находятся в самом начале пути своего служения?
— «Кто хочет быть большим, да будет всем слугою» (Мф 20:26), — учит Слово Божие. Поэтому необходимо прежде всего подавать личный пример христианского благочестия, усердия к монашеской жизни; быть строгими к себе и милостивыми к другим, понимая, что принуждение в духовной жизни неуместно, потому что любовь может быть только добровольной.
Важно, чтобы сам настоятель стремился к преображению своей жизни в Духе Христовом, тогда, по слову преподобного Серафима Саровского, «вокруг него тысячи спасутся».
— Владыка, чтобы Вы пожелали читателям «Монастырского вестника» в завершение нашей беседы?
— Дай Бог, чтобы побольше возрастало людей, желающих и способных душу свою положить «за други своя» (Ин. 15:13), чтобы, восходя по лестнице христианского совершенства, мы все крепче усваивали свойства Христовы, жертвуя собою ради Его любви и ради спасения душ наших ближних.
Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru