"Мартин Лютер? Он был не таким уж плохим, говорит папа"
События
Свои изыскания по поводу Мартина Лютера (1483-1546) папа Бенедикт
опубликует в сентябре после их предварительного обсуждения на ежегодном
семинаре в летней папской резиденции Кастель-Гандольфо. В этом семинаре
принимают участие 40 богословов, известных как "последователи
Ратцингера". По данным из источников в Ватикане, папа собирается
доказать, что Лютер, который был отлучен от церкви и осужден за ересь,
на самом деле не был еретиком.
Кардинал Вальтер Каспер, глава папского совета по содействию
христианскому единству, заявил, что такой шаг будет содействовать
развитию экуменического диалога между католиками и протестантами. Он
также должен нейтрализовать эффект выпущенного в июле прошлого года
папского заявления, в котором протестантизм и православие назывались
неправильными и "не настоящими церквями".
Пересмотр позиции церкви в отношении Лютера - часть кампании по
смягчению образа папы Бенедикта, который в следующем месяце отметит
трехлетие своего избрания. Его воспринимают как крайне консервативного
сторонника жесткой линии. На этой неделе стало известно, что в честь
400-летия создания Галилеем телескопа Ватикан планирует установить
памятник этому итальянскому ученому, которого также судили за ересь.
Папа также обратился к мусульманскому миру, чтобы восстановить связи,
пострадавшие от его выступления в 2006 году в университете Регенсбурга
с речью, в которой он, по-видимому, назвал ислам злым и бесчеловечным.
На этой неделе мусульманские богословы и представители Ватикана
встречались в Риме в папском совете по межрелигиозному диалогу, чтобы
подготовить почву для встречи папы с ведущими мусульманами, которая,
как ожидается, также пройдет в Кастель-Гандольфо.
"Нам надо многому поучиться у Лютера начиная с того, какую важность он
придавал слову Бог", - заявил кардинал Каспер. Настало время для "более
положительного" представления о Лютере, чьи реформы в свое время
вызвали папский гнев, но теперь его деятельность можно рассматривать с
той точки зрения, что он "предвидел те реформы, которые церковь со
временем приняла".
Семинар в Кастель-Гандольфо затронет вопрос апостольской
преемственности, посредством которой апостолы передавали первым
епископам благодать Святого Духа, полученную ими от Иисуса. После
реформации протестанты стали считать, что "преемственность" касается
только Священного Писания, но не церковного духовенства. Однако
некоторые немецкие богословы высказывали мнение, что Лютер подразумевал
это.
Лютер бросил вызов власти папы, заявив, что единственный источник
религиозной власти - это Библия, и он сделал Библию доступной простым
людям, переведя ее на немецкий язык. Он пришел к убеждению, что церковь
потеряла представление о "главных истинах христианства", и, приехав в
1510 году в Рим, он был потрясен масштабами власти, богатства и
коррумпированности папского престола.
В 1517 году он опубликовал свои "95 тезисов", выступив против продажи
папских индульгенций за отпущение грехов. Один экземпляр этих тезисов
он повесил на дверь церкви в Виттенберге. Некоторые богословы
утверждают, что Лютер не собирался "доктринерски" конфликтовать с
папством, а лишь хотел разрешить ряд законных вопросов. Именно этой
точки зрения, по-видимому, и придерживается папа Бенедикт.
Лютер был отлучен от церкви папой Львом X, который сначала назвал
Лютера "пьяным немцем, который образумится, как только протрезвеет".
Коммерсант/Интерфакс-религия