«Духовное братство между евреями и христианами зиждется на незыблемом и вечном фундаменте Священного Писания»: от этого убеждения отталкивается кард. Курт Кох в своих рассуждениях по случаю пятидесятилетия Соборной декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям. Nostra Aetate — подчеркнул кардинал — «по сей день считается основоположным документом для диалога между Католической Церковью и Иудаизмом». Упомянув о чудовищных фактах, имевших место во время Второй Мировой войны, о беспрецедентных ужасах Катастрофы, кардинал констатировал, что христиане выступали «как авторами преступлений, так и их жертвами», а огромные массы оставались «пассивными зрителями», закрывавшими глаза перед зверствами нацизма. Кард. Кох заметил, что Шоа — это «вопрос и обвинение христианству». После войны назрела необходимость «конкретных шагов для того, чтобы дать новое определение отношениям между Церковью и Иудаизмом», что и привело к разработке принципов, отраженных в Nostra Aetate.
Но новый путь, предпринятый после Второго Ватиканского собора, «постоянно проходил сквозь испытания». «Язва антисемитизма, — пояснил кардинал Кох, — в сегодняшнем мире кажется неискоренимой», и даже «в христианской теологии древнейшее явление маркионитства и антиеврейства снова всплывает на поверхность». Именно поэтому «Католическая Церковь обязана обличать антисемитизм и маркионитство как предательство самой христианской веры». Не надо забывать, сказал далее иерарх, что «задача, поставленная Вторым Ватиканским собором, — развивать взаимное знакомство и уважение между евреями и христианами, — должна и сегодня получать должное внимание». И это — незаменимая предпосылка для того, чтобы мы никогда не вернулись к опасному отчуждению между христианами и евреями, гарантируя, что они всегда будут осознавать свою духовную близость» и «быть благословением не только друг для друга, но вместе — для всего человечества». Президент Комиссии Св. Престола по религиозным связям с Иудаизмом напомнил об основных этапах диалога между католиками и евреями, останавливаясь на вкладе Иоанна Павла II и Бенедикта XVI.
Блаженный Войтыла был первым Папой, который переступил порог синагоги, посетил Освенцим, побывал у Стены Плача в Иерусалиме и встретился с главными раввинами. По его стезе пошел и Бенедикт XVI: за эти семь лет он успел пройти все те же этапы. Папа Ратцингер совершил первый визит в синагогу вскоре после избрания на Папский престол, а именно в Германии в 2005 году. Затем он побывал в синагогах США. Именно Бенедикт XVI стал Папой, посетившим наибольшее число синагог, и это — еще одно свидетельство его горячего желания примирения между евреями и христианами.
Выступление кардинала Коха в «Angelicum» слушал, среди прочих, и раввин Джек Бемпорад, директор Центра межрелигиозного диалога имени Иоанна Павла II. Комментируя слова кардинала, он, в частности, упомянул о молитве Страстной Пятницы, формулировка которой вызвала столько полемики как среди евреев, так и среди католиков: «Этот вопрос, — сказал раввин Бемпорад, — мог бы быть поднят, если бы молитва подразумевала усилия по обращению евреев; кардинал же был предельно ясен, уточнив, что это вовсе не является намерением Католической Церкви».
Источник: Радио Ватикан