ДУМ РТ имеет около двух десятков общин за пределами Татарстана, которые относятся к созданному в 2000 году Казанскому муфтияту. Эта организация входит в Совет муфтиев, однако самостоятельной политики не ведет и полностью подконтрольна главе ДУМ РТ, который вправе единолично решать ее судьбу. Наличие общин за пределами Татарстана, причем не только в Приволжском федеральном округе, позволяет Ильдусу Файзову позиционировать себя как лидера всероссийской мусульманской структуры.
На данный момент из пяти мусульманских центров по количеству контролируемых общин лидирует Координационный центр мусульман Северного Кавказа, за ним идут ДУМ РТ и Центральное духовное управлении мусульман России (ЦДУМ), а вот Совет муфтиев России сместился на четвертую позицию и теперь сможет составить конкуренцию лишь самому скромному по количеству приходов Всероссийскому муфтияту.
После приглашения на новогодний прием в Кремль главы Всероссийского муфтията Мухаммада Рахимова стало ясно, что российская власть признает наличие в российском исламе уже четырех, а не трех, как ранее, полюсов. Теперь в Кремль могут начать приглашать и Файзова.
Охлаждение отношений между мусульманами Татарстана и Советом муфтиев стало следствием целого ряда причин. Во-первых, протеже Совета муфтиев Гусман Исхаков не смог справиться с проблемой ваххабизации республиканских мусульман, которая после нурлатских событий поставила под сомнение имидж Татарстана как неизменно стабильной республики. Во-вторых, за последнее время власти Татарстана сильно сблизились с ЦДУМ и поддержали инициативу верховного муфтия Талгата Таджуддина по превращению Булгара в духовный центр татар-мусульман. Кроме того, ими была обещана поддержка и новообразованному Московскому муфтияту ЦДУМ, который намеревается возрождать "татарский ислам" в столице. В-третьих, главными источниками диффамации в отношении Ильдуса Файзова в предвыборный период стали сайты сопредседателя Совета муфтиев России Мукаддаса Бибарсова. Главный оппонент Файзова имам Габдулла Галиуллин, обещающий расколоть мусульман республики в случае избрания "неправильного" муфтия, был приглашен на Всероссийское мусульманское совещание Равиля Гайнутдина, которое руководство ДУМ РТ проигнорировало. Эти факты позволили экспертам говорить о вмешательстве Совета муфтиев в предвыборный процесс.
Таким образом, расклад сил в российском исламе опять изменился, причем изменился в пользу ревнителей традиционного ислама. Новый муфтий Татарстана не скрывает своего непримиримого отношения к ваххабизму, а приверженцы этого течения, в свою очередь, начали открыто паниковать.
Роман СИЛАНТЬЕВ, исламовед, доцент Московского государственного лингвистического университета, специально для "Интерфакс-Религия"