Так, по информации агентства REGNUM, в Хатлонской области, на юге Таджикистана, уже возбуждено пять уголовных дел в отношении родителей, которые отправили своих несовершеннолетних детей в медресе в исламские страны. Как заявил в своем последнем публичном выступлении президент страны Эмомали Рахмон, имеются факты, когда родители отправляли в исламские медресе своих шестилетних детей.
Уголовные дела, как сообщили в областной прокуратуре, возбуждены по статье «Воспрепятствование получению обязательного общего образования».
Напомним, что в прошлом году президент Таджикистана призвал родителей вернуть своих детей из медресе в исламских странах, заявив, что «они там вместо мулл становятся террористами и экстремистами».
Чем вызвана столь резкая и жесткая реакция таджикского руководства, которое одну из главных для себя угроз видит в молодежи, обучающейся за рубежом?
По словам председателя комитета по делам религии при правительстве республики Саида Ахмадова, «в Таджикистане активизировала свою деятельность запрещенная радикальная партия „Хизб-ут-Тахрир“. Ее идеи по большей части распространяются среди населения Ферганской долины». Он также напомнил, что основной целью этой организации является «свержение конституционного строя и воссоздание исламского халифата». Большинство членов «Хизб-ут-Тахрир» действуют на севере Таджикистана в Согдийской области, однако есть случаи распространения агитационных листовок в Душанбе и прилегающих к столице районах.
Эмомали Рахмон призвал граждан республики не поддаваться на агитацию экстремистов. При этом он отметил, что многие мечети не зарегистрированы, а большинство преподавателей не имеет соответствующего образования. По словам главы государства, «в зарубежных религиозных учебных заведениях, в частности, в Саудовской Аравии, Иране и Пакистане, сегодня обучаются более 2000 граждан республики. А в ряде учебных заведений изучается ислам ваххабитского толка, в то время как таджики являются суннитами. Если каждый из выпускников этих учебных заведений будет проповедовать ваххабизм, то это приведет к религиозному расколу и дестабилизации обстановки в республике».
Председатель Комитета по делам религии Абдурахим Холиков 11 апреля на пресс-конференции сообщил, что общее количество граждан Таджикистана, обучавшихся в зарубежных религиозных учреждениях, составляло 2388 человек, большая часть из которых дети школьного возраста. «К настоящему времени на родину возвратились 1873 человека», — отметил Холиков.
«Религиозных деятелей действительно правильнее обучать у себя дома. Но власти для этого должны создать привлекательную образовательную базу, тогда и не придется тратить деньги и ездить учиться за границу», — считает лидер Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири. «За рубежом у нас учатся более двух тысяч студентов. Я не думаю, что государство сможет обеспечить всех учебой или работой в Таджикистане. Очень опасно, если этот контингент пополнит ряды мигрантов или найдет здесь себе какое-то иное занятие, будет затянут в наркобизнес или во что-то подобное антизаконное. Прежде чем пытаться возвращать такое количество молодых людей, правительство должно им обеспечить занятость», — предупреждает этот оппозиционный деятель.
Между тем, глава МВД Таджикистана накануне заявил, что каждый второй студент по возвращении из медресе в исламских странах признавался, что их призывали к джихаду.
Так что действия властей, которые стали применять в отношении родителей малолетних слушателей медресе, из которых затем будут воспитаны будущие таджикские «талибы» (студенты медресе по-арабски), мера, возможно, и оправданная, хотя подобные судебные репрессии могут способствовать радикализации ислама в государстве, непосредственно граничащем с Афганистаном, где местные талибы стали мощной политической и военной силой, которая успешно противостоит войскам международной коалиции.
Ведь если отцы отвечают за своих детей, причем в судебном порядке, то как на это могут отреагировать их сыновья?
Иван Туляков.