В зависимости от того, в какой области философии обсуждается этот подход, теория предустановленной гармонии может рассматриваться как один из способов решения проблемы ментальной каузальности, если речь идет о проблеме сознание-тело, либо как способ описания взаимодействия Бога и сотворенного им мира, если речь идет о философии религии. При этом решение вопроса ментальной каузальности в теории предустановленной гармонии очень тесно связано с решением вопроса о взаимодействии Бога с миром. Далее будут рассмотрены оба этих направления.
Концепция предустановленной гармонии сформулирована Г.В. Лейбницем в том числе как попытка решить психофизическую проблему, наряду с окказионализмом и интеракционизмом. Кроме того, как и окказионализм, данная концепция является также решением вопроса о распределении каузальных сил между Богом и миром, наряду с окказионализмом и конкурентизмом. Концепция предустановленной гармонии и окказионализм сходятся в том, что отрицают возможность каузальных связей между различными тварными субстанциями, в отличие от интеракционизма, который признает возможность воздействия сознания на материю и материи на сознание. Концепция предустановленной гармонии отличается от окказионализма двумя компонентами, которые следуют из ее названия. Во-первых, это предустановленная каузальная сила, которая, однако, оказывает влияние только на изменения внутри самой субстанции. Изменения, вызываемые внутри субстанции вследствие действия такой силы, полностью соответствуют природе субстанции и заложены в нее Богом. Во-вторых, это установленная Богом гармония между несвязанными друг с другом субстанциями. Именно Бог обеспечивает гармонию между субстанциями, заранее согласовав их самостоятельные и независимые изменения, но непосредственного вмешательства во внутренние каузальные силы для существования субстанций не требуется.
Для того чтобы лучше понять данную концепцию, следует знать, за что Лейбниц критиковал окказионализм. Лейбниц полагал, что Бог сотворил мир наиболее совершенным из всех возможных вариантов, поэтому мир должен быть организован таким образом, чтобы он мог функционировать слаженно и не требовать регулярных исправлений. Будучи единожды созданным, такой мир не должен требовать постоянного вмешательства для своего существования. Если бы Богу потребовалось регулярно совершать чудеса, перестраивая законы мира, для того чтобы мир продолжал существовать, это, с точки зрения Лейбница, означало бы, что мир создан несовершенным. Поэтому Лейбниц рассматривает окказионализм как непрерывно совершаемое чудо. Таким непрерывным чудом является постоянное вмешательство Бога для реализации каузальных связей. С точки зрения Лейбница, мир будет организован гораздо более совершенно, если Бог изначально включит все возможные изменения, происходящие с субстанциями, в их природу, т. е. зафиксирует все будущие события в самой сущности вещей. Наделяя субстанцию сущностью, Бог закладывает в нее способность к самостоятельным изменениям. Лейбниц склоняется к тому, чтобы считать внутренние изменения в субстанции ее собственной способностью к действию, что не отменяет того факта, что система Лейбница предполагает детерминизм, т. е. предопределенность будущих событий. Однако формально причиной последующего состояния субстанции является не божественное вмешательство, а предыдущее состояние субстанции. Эти отличия можно изобразить в виде следующей схемы, где цифрами 1, 2, 3 обозначены моменты времени или этапы изменений, одинарной стрелкой – отношение каузации, а двойной стрелкой – отношение следования между разными этапами изменений (моментами времени).
Приведенная выше схема предустановленной гармонии в равной степени справедлива не только для взаимоотношений между сознанием и телом, но и для взаимоотношений между одним сознанием и другим, т. е. между двумя самостоятельными субстанциями. Предустановленную гармонию чаще всего рассматривают как разновидность параллелизма, т. е. такой системы, которая предполагает полную каузальную независимость телесного от духовного. Это, однако, не означает, что систему Лейбница можно считать в полном смысле дуалистической. Для Лейбница существуют только монады – духовные субстанции, а все материальные (телесные, физические) явления производны от изменений, происходящих в этих субстанциях. По этой причине разделение на «Сознание» и «Тело» у Лейбница и у сторонников окказионализма понимается совершенно различным образом. Не в историческом смысле, но с точки зрения последовательности всей системы в целом, идеалистическая система предустановленной гармонии является следующим этапом развития окказионализма, поскольку материя как самостоятельная субстанция устраняется за ненадобностью, ведь в окказионализме к ней нет никакого каузального доступа. Однако в то же время она не устраняется полностью, а лишь перестает быть субстанцией, поскольку для Лейбница является крайне важной возможность физического описания мира, т. е. возможность непротиворечиво говорить о мире в терминах современной для Лейбница физики.
Достаточно интересным для анализа системы предустановленной гармонии является сравнение ее с идеализмом Д. Беркли. Беркли иногда причисляют к окказионалистам, отошедшим от дуализма, поскольку в его системе восприятие объекта приравнивается к существованию этого объекта, при этом именно Бог воздействует на души, вызывая у них восприятие мира. Система Лейбница устроена иначе, кроме уже указанных ранее отличий, стоит отметить, что каждая монада – это не просто отдельная душа, а своего рода зеркало всего мира. В сущность каждой монады, являющейся душой человека, Богом встроены все те изменения, которые происходят не только с самим человеком, но и с окружающим миром.
Рассмотрим это на примере. Предположим, что два человека стоят друг напротив друга и каждый из них наблюдает перед собой собаку, которая находится между ними. С точки зрения монадологии и теории предустановленной гармонии наличие собаки в опыте и первого и второго человека установлено Богом и зафиксировано в сущности их монад, однако собака, которую воспринимает первый человек, находится в его монаде, а собака, которую воспринимает второй человек, находится в его монаде. Когда собака начинает убегать, это происходит одновременно в двух монадах, поскольку Бог заранее установил последовательность событий таким образом, чтобы они были синхронизированы. Более того, когда один человек наблюдает движение другого человека, то движения, которые происходят в монаде наблюдающего, никак каузально не связаны с тем, что происходит в монаде того человека, который движется. То же самое и с собакой – ее движение, которое отображается в монадах наблюдающих за ней людей, не вызвано каузально событиями в монаде самой собаки. Одновременность событий в различных монадах обусловлена предустановленной гармонией. Аналогичным образом в каждой монаде содержится собственное отображение окружающего мира, деревьев, гор, планет, звезд и всего космоса, которые мы можем наблюдать и которые Бог предустановил, т. е. вложил в сущность каждой монады в момент творения, создав между ними гармонию.
Основные источники
Лейбниц Г.В. Монадология.
Лейбниц Г.В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла.
Анализ и критика
Майоров Г.Г. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница, М.: МГУ, 1973.
Jolley N. The Cambridge Companion to Leibniz. Cambridge: Cambridge UP, 1994.
Nadler S. (ed.) Causation in Early Modern Philosophy. University Park: Penn State University Press, 1993.
Murray M. Leibniz on Divine Foreknowledge of Future Contingents and Human Freedom. Philosophy and Phenomenological Research, 1995, 55.
Rescher N. G.W. Leibniz's Monadology. University of Pittsburgh Press, 1991.
McDonough, Jeffrey K. Leibniz on Pre-established Harmony and Causality // Lire Leibniz, ed. Christian Leduc, Mogens Laerke, and David Rabouin. Paris: Vrin, 2017.
Rodriguez-Pereyra G. Leibniz : mind-body causation and pre-established harmony // Robin Le Poidevin, Peter Simons, Andrew McGonigal & Ross Cameron (eds.), The Routledge Companion to Metaphysics, 2009.
Предустановленная гармония, современные интерпретации:
Walach H. & von Stillfried N. & Römer H. Preestablished Harmony Revisited: Generalised Entanglement is a Modern Version of Preestablished Harmony // E Logos. 2009. 7.
Pierfrancesco B. Leibniz, Whitehead and the Metaphysics of Causation. Palgrave Macmillan, 2009.
Словарные и энциклопедические статьи
Bobro M. Leibniz on Causation // The Stanford Encyclopedia of Philosophy.
Carlin L. Gottfried Leibniz: Causation // Internet Encyclopedia of Philosophy.