В основе христианского миротворческого служения лежит заповедь Христа Спасителя: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9). Примирение враждующих, стремление к преодолению греховного разделения, призыв к добрососедству и мирному сосуществованию различных народов, социальных групп и общностей являются свидетельством Церкви окружающему миру о фундаментальных нормах человеческого общежития, основанных на началах любви к Богу и ближним, доверия и уважения.
Многовековая история Русской Православной Церкви знает бесчисленное множество примеров жертвенного миротворческого служения ее архипастырей, пастырей и мирян, сопряженного с подвигом духовного мужества, ответственности за вверенные пастырскому попечению души и будущие судьбы Отечества. Не является исключением и день сегодняшний, когда перед лицом военной агрессии и противостояний наша Церковь призывает противоборствующие стороны не допустить кровопролития, приложить все возможные усилия для мирного разрешения конфликта.
С распадом советского государства, ставшего по популярной характеристике «мирным разводом большой советской семьи», бытие некоторых отныне независимых государств оказалось омрачено разгорающимися либо тлеющими конфликтами на национальной почве. Они стали печальным следствием произвольной национально-административной политики советского руководства, когда целые народы, исторически не имевшие социально-политической общности, включались в состав того или иного административного образования, позднее получившего статус государственного образования. Одним из примеров таких то разгорающихся, то затухающих противостояний, приведших в конечном итоге к военному конфликту, явилась ситуация в Южной Осетии.
В августе 2008 года весь мир узнал о случившейся беде, которая за считанные дни унесла на южноосетинской земле сотни погибших мирных жителей и миротворцев.
С самого начала военных действий в Южной Осетии Русская Православная Церковь заняла принципиальную позицию, нацеленную на мирное урегулирование конфликта. Это стало прямым продолжением ее курса, обозначенного в начале девяностых годов прошлого века, в августе 2004 года, а также незадолго до военного столкновения в июльском ответном письме 2008 года ныне почившего Патриарха Алексия II Католикосу-Патриарху Илье II.
Призыв прекратить кровопролитие и сесть за стол переговоров, «в ходе которых уважались бы традиции, взгляды и чаяния грузинского и осетинского народов», стал главным содержанием заявления Святейшего Патриарха Алексия II от 8 августа 2008 года, в котором Предстоятель нашей Церкви заявил о готовности Московского Патриархата объединить усилия с Грузинской Церковью для содействия достижению мира.
Значительный вклад в миротворческий процесс и преодоление последствий вооруженного конфликта внес нынешний Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В бытность Председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата он находился в постоянном контакте с Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II и лично содействовал посещению 15 августа 2008 года Предстоятелем Грузинской Церкви города Гори, в котором на тот момент находились российские военнослужащие. Патриарх Илия воочию смог убедиться, что распространяемые в Грузии тенденциозными СМИ сведения о разрушениях города и тяжелом гуманитарном положении горожан не имеют отношения к действительному положению вещей.
21 августа 2008 года состоялась встреча Патриарха Алексия II с Чрезвычайным и Полномочным послом США в России Джоном Байерли, в ходе которой Предстоятель Церкви поддержал проведение международной дискуссии под эгидой ООН, ЕС и ОБСЕ по вопросам обеспечения прочной безопасности в зонах конфликта, которая началась 15 октября в Женеве и продолжается по сей день. Святейший Патриарх в своем слове подчеркнул, что только честный и открытый диалог на равноправной основе с участием всех сторон конфликта в Южной Осетии и Абхазии является необходимым условием скорейшего достижения мира и стабильности на Кавказе. Он также заверил своего собеседника, что Русская Церковь готова предпринять все необходимые посреднические усилия по умиротворению ситуации на Кавказе, уменьшению международной напряженности и повышению взаимного доверия между противостоящими сторонами.
Русская Православная Церковь в своей миротворческой миссии неоднократно оказывала и посредническую помощь и поспособствовала представителям христианских международных организаций и благотворительных фондов побывать в разрушенных городах и селах Южноосетинской Республики, оценить последствия военной агрессии. Так, благодаря содействию Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, осенью 2008 года Южную Осетию посетили представители Всемирного Совета Церквей, Конференции европейских церквей, Норвежской церковной помощи и Венгерской межцерковной помощи.
Другой важнейшей составляющей церковных усилий, помимо миротворчества, стало оказание материальной помощи и поддержки пострадавшим людям.
Русская
Православная Церковь восприняла боль осетинского народа как свою собственную.
Как это уже неоднократно бывало при других трагических событиях, коснувшихся
многих тысяч людей, она сделала все возможное для того, чтобы смягчить тяжелые
последствия военных действий. С началом обстрела столицы Южной Осетии тысячи
беженцев направились в сторону России, где были приняты приходами и монастырями
Русской Церкви, давшими им приют и пищу. В августе 2008 года всем епархиальным архиереям было направлено циркулярное
письмо Святейшего Патриарха Алексия II с просьбой об организации сбора средств для
оказания помощи пострадавшим. Для этой цели был открыт специальный банковский
счёт. Координация
сбора и распределение гуманитарной помощи были возложены на Отдел по церковной благотворительности и социальному служению.
Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата при поддержке международной христианской организации «Action by Churches Together» («Церкви в совместном действии») принял и реализовал специальную программу помощи лицам, наиболее пострадавшим в ходе военных действий. Благодаря церковному вспомоществованию, беженцы, возвращавшиеся в Южную Осетию после прекращения обстрелов, а также мирное население, находившееся в пунктах временного размещения города Цхинвала, получили средства гигиены, хозяйственные принадлежности и предметы первой необходимости. Адресная помощь витаминами, медикаментами и питанием была предоставлена югоосетинским роженицам и их младенцам, находящимся в родильных отделениях больниц Цхинвала и Владикавказа.
На собранные денежные средства, которые поступили от верующих не только России, но и многих других стран, были закуплены семейные наборы гуманитарной помощи и бытовая техника и переданы в первую очередь тем, кто полностью лишился крова. Учреждениям здравоохранения Южной Осетии были переданы 15 новых машин «Скорой помощи», в том числе 3 реанимобиля.
Частью церковной гуманитарной помощи, в широком смысле данного термина, стало повышение квалификации психологов и логопедов учреждений образования Республики на курсах, специально организованных весной 2009 года во взаимодействии с министерствами образования и науки Северной Осетии-Алании и Южной Осетии.
Преодоление последствий вынужденного многолетнего изолированного существования Южноосетинской Республики оказалось невозможно без просветительских проектов. В местных школах и образовательных учреждениях чувствовалась острая нехватка литературы и учебников. Поэтому 8 ноября 2008 года в день открытия в Москве выставки-форума «Православная Русь» — ко «Дню народного единства» — состоялась акция передачи детям Южной Осетии большого комплекта духовно-просветительской и учебной литературы.
Гуманитарные усилия Русской Церкви были с благодарностью встречены руководством Республики и простыми гражданами. Не остались они незамеченными и на межправославном уровне (что нашло отражение в итоговом документе, принятом на заключительном заседании встречи Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей в Фанаре (Турция) 12 октября 2008 года).
Сегодня военные действия закончены, но глубокая рана, нанесенная военной агрессией народу Южной Осетии, будет еще долго напоминать о себе. Наша Церковь готова и в дальнейшем продолжать работу по предоставлению реабилитационной помощи пострадавшим, оказанию долгосрочного реабилитационного содействия в сферах образования, здравоохранения, культуры и социального развития.
Важным вкладом в преодоление последствий вооруженного конфликта и примирение народов стала последняя инициатива обмена пленными (общее количество которых составляет десятки военнослужащих и мирных жителей) при посредническом участии Русской и Грузинской Православных Церквей. До тех пор, пока хотя бы один пленный или заложник находится на сопредельной территории, трудно ожидать взаимопонимания и согласия между соседями.
Мир, достигнутый в Южной Осетии и Абхазии, все еще остается хрупким, подтверждением чему являются имевшие место в недавнем прошлом очередные обстрелы территории Южноосетинской Республики. В этой связи Московский Патриархат приветствует подписание всеми сторонами конфликта в Южной Осетии и Абхазии юридически обязывающего соглашения о неприменении военной силы и угроз военных действий в регионе.
Массовые жертвы и разрушения в зоне грузино-югоосетинского конфликта стали серьезной преградой, разделившей народы. Сегодня, когда наши страны переживают не самое лучшее время своих взаимоотношений, диалог Русской и Грузинской Православных Церквей является едва ли не единственным мостом, связывающим людей по ту и другую сторону. Совместная гуманитарная и миротворческая деятельность двух Церквей может уврачевать раны, нанесенные военным противостоянием. Их миротворческий потенциал в том числе способен содействовать достижению договоренностей об установлении status quo в регионе.