Речь при открытии Ленинградской духовной академии и преобразовании Богословско-Пастырских курсов в Ленинградскую духовную семинарию 14 октября 1946 г.
В дни празднования 200-летия Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии портал Богослов.Ru публикует речь митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), выпускника СПбДА 1895 года, первого председателя Учебного Комитета Священного Синода (1946-1955) и непосредственного создателя и руководителя своей Alma Mater в первые 10 лет её возрождения.
Статья

Ваше Святейшество, Отцы и Братие!

Мы испросили сейчас Божие благословение на начало деятельности, возрождающейся здесь в Ленинграде Духовной Академии, как высшего рассадника духовного просвещения, и на продолжение деятельности преобразуемой из Богословско-Пастырских курсов Духовной Семинарии, как среднего духовно-учебного заведения для подготовки пастырей Церкви.

С разрешения Его Святейшества позвольте поэтому считать Ленинградскую Духовную Академию открытою.

Это открытие высшей духовной школы - именно как Академии - является светлым праздником для нашей Православной Церкви вообще, для Ленинградской Церкви в особенности, и для богословской науки в частности.

Благодаря вниманию и содействию Правительства, Русская Православная Церковь с нынешнего учебного года получает возможность иметь три духовных академии несколько духовных семинарий для подготовки так нужных ей деятелей в области церковно-религиозной жизни и богословской науки.

До сих пор были в этом направлении лишь отдельные попытки, которые теперь получают, наконец, свое завершение и твердую устойчивость. Так как установленный строй жизни и система образования в открываемой сегодня здешней Духовной Академии стоят в непосредственной связи с этими отдельными попытками возрождения духовной школы здесь, в Ленинграде, я позволю себе в нескольких словах коснуться этого вопроса, чтобы уяснить преемственную связь нашей настоящей Духовной Академии, как с прежней Духовной Академией, существовавшей до 1918 г., так и с ее последующими продолжателями в послереволюционный период.

Как известно, 6 сентября (24 августа) 1918 г. на основании декрета об отделении Церкви от Государства и школы от Церкви, все духовно-учебные заведения, как таковые, должны были закрыться. С их закрытием должен был прекратиться и приток новых систематических богословски подготовленных кадров на священно-церковно-служительские места в епархиях Русской Православной Церкви, равно как должна была остановиться и происходившая в б. духовных Академиях научная разработка богословских и церковно-исторических вопросов. Но Государственная комиссия по просвещению, вынося постановление о закрытии дух.- учебных заведений, в то же время признала возможным устройство - церковной властью особых богословских Курсов для подготовки священнослужителей, обусловив это изъятием общеобразовательных предметов из программ этих Курсов и недопущением в них лиц ниже 18 лет от роду.

На основании этого постановления Народный Комиссариат Просвещения разрешил здесь, в тогдашнем Петрограде, в сентябре 1918 г. открыть Богословско-Пастырское Училище, а следующем 1919 г. (4 декабря) и Петроградский Богословский Институт, как высшее духовное учебное заведение, и еще несколько богословских Курсов, как подготовительных училищ.

Мне лично пришлось принимать очень близкое участие в организации этого Богословского Института, в составлении самого «Положения» о нем, в выработке учебных планов и затем быть его руководителем в качестве, избранного Советом Института, Ректора его.

«Положение » об Институте было утверждено  Св. Патриархом Тихоном.

В основу учебного плана была положена система образования б. Духовных Академий, полностью введены преподававшиеся там богословские, философские и церковно-исторические предметы и, кроме того, введены новые - сравнительно с прежним академическим курсом - предметы: ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ (ранее входившая как особый отдел в Основное Богословие), РЕЛИГИОЗНАЯ МЕТАФИЗИКА, заменившая начальные основания философии, АГИОЛОГИЯ, долженствовавшая ознакомить студентов с житиями святых и другими памятниками, конкретно изображающими разнообразные подвиги людей веры; ХРИСТИАНСКАЯ МИСТИКА, знакомившая с природою, духом истинной мистики в отличие от нехристианской (буддийской, теософской) и неправославной (патологической, протестантской), ХРИСТИАНСТКОЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, которое должно было знакомить с церковным взглядом на социальные вопросы и явления, ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА, знакомящая с свойствами человеческого духа в его падшем и возрожденном состоянии, в частности, с психологией детской души и благодатными средствами воздействия на нее, ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО, знакомящее с церковной живописью, архитектурою и поэзией в целях религиозно-эстетического развития учащихся, ИСТОРИЯ РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО САМОСОЗНАНИЯ, знакомящая с общим ходом и направлением умственных исканий русского общества в области религиозно-нравственной, с указанием самобытных особенностей подобных исканий.

Особое внимание было обращено на практические занятия (семинариумы), где изучение предмета углублялось бы путем знакомства с источниками, пособиями и выдающимися местами в подлиннике или переводах.

Осуществлению этого учебного плана содействовало то благоприятное обстоятельство, что в преподавании приняли живое участие профессора б. Дух. Академии (Н.Н.Глубоковский, А.И.Бриллиантов, И.А.Карабинов, прот. А.В.Петровский, И.П.Соколов) и Университета (академик Б.А.Тураев, Н.О.Лосский, Л.П.Карсавин, М.Д.Приселков, С.С.Безобразов, С.Б.Толстая и др.).

Правда, состав слушателей естественно должен был радикально измениться: вместо юношей, прошедших курс дух. Семинарии, в Институт поступили люди взрослые, даже пожилые, но сознательно стремившиеся к уяснению и углублению своего христианского мировоззрения, а нередко и прошедшие основательную научную подготовку (так, на I-й курс Института в 1920 г. в числе 100 ч. слушателей поступило 32 чел.  с  высшим образованием...).

Для своих ученых и учебных занятий Богословский Институт получил в пользование от Комиссариата Просвещения библиотеку б. духовной семинарии и целый ряд книг из национализированных книжных складов Петрограда.

К сожалению, Петроградский Богословский Институт просуществовал только 3 года, сделал один выпуск (23 чел.) и в силу неблагоприятных внутри-церковных условий (появление и нажим обновленчества), самостоятельно закрылся.

Оставались только богословские курсы упрощенного типа.

Однако, по инициативе оставшейся в наличности профессуры, в сентябре 1925 г. с разрешения гражданской власти, богословские курсы  центрального городского района были преобразованы в Высшие Богословские Курсы, на основании того же «Положения» (несколько измененного), утвержденного Патр. Местоблюстителем Митрополитом Петром, и с той же программою.

И эти В.Б.Курсы, во главе которых я также оставался Ректором, тоже просуществовали только 3 года и, сделав один выпуск, были закрыты (в августе 1928 г.) опять-таки вследствие внутри-церковных неблагоприятных условий - появления иосифлянского раскола.

В следующем 1929 г. я вновь возбудил чрез Заместителя Патр. Местоблюстителя Митрополита Сергия вопрос об открытии в Ленинграде Православного Богословского Института. Предоставленное «Положение» об Институте и учебный план были рассмотрены при моем участии в Административном Отделе ВЦИК в Москве, были одобрены и разрешение на открытие получено. Однако открыть на этот раз Институт не удалось за отсутствием подходящего помещения и библиотеки (прежняя библиотека, сданная в Книжную палату, была отправлена в Москву). Ощущался недостаток и в профессуре из состава которой некоторые умерли (проф. И.Д.Андреев, проф. А.А.Дмитриевский, проф. - прот. А.В.Петровский).

Так оставалось дело духовного образования до августа 1943 г., когда был созван в Москве Поместный Собор для избрания Патриарха. Вместе с вопросом о Церковном Соборе, избрании Патриарха и учреждении Священного при нем Синода. Правительство вполне сочувственно отнеслось и к предположениям об учреждении богословских школ для подготовки образованных кандидатов священства.

Это была одна из самых серьезных церковных нужд, и новоизбранный Свят. Патриарх Сергий тогда же на соборе поручил мне разработать проект организации дух. учебных заведений, среднего и высшего типа. Проект был представлен  Св. Патриарху 1 октября 1943 г. и был одобрен Свящ. Синодом.

Но этому проекту в Москве было предположено открытие Богословского Института, а по епархиям Бог.- Пастырских Курсов и составлены «Положение» и учебные планы, в соответствии с тем, как это было ранее осуществлено в отношении Бог. Института в Ленинграде.

В июне 1944 г. на основании этого «Положения» и учебных планов были открыты в Москве Богословский Институт и Богословско-Пастырские Курсы, а в ноябре 1945 г. в Ленинграде - Богословско-Пастырские Курсы.

Сейчас эти Курсы в Москве и здесь в Л-граде преобразованы в Дух. Семинарии, Богословский Институт в Москве преобразован в Дух. Академию, а мы присутствуем сегодня на открытии Духовной Академии в Ленинграде.

Это присвоение нашим духовным школам прежних наименований весьма знаменательно. Оно означает, что новая духовная школа пережила временную форму Пастырских Курсов, идет к развитию в сторону семинарского и академического строя в его испытанных и наилучших свойства, - что, имея в виду высшие интересы Церкви, она стремится к высотам прежней богословской образованности с желанием превзойти их в будущем.

И это понятно, принимая во внимание задачи Православия в условиях современной жизни. Теперь, как никогда в прошлом, православному пастырю необходима сила богословских знаний, накопленная в неисчислимых трудах прежней духовной школы. Воспринять это богатое наследие с тем, чтобы пустить его в жизненное обращение, и составляет одну из важнейших задач современной духовной школы и главный смысл ее нового наименования.

Оглядываясь на пройденный исторический путь прежней духовной школы, давшей богатые плоды и в области богословской мысли и в области церковно-религиозной жизни, мы должны извлечь для своего дальнейшего пути и все необходимые уроки прошлого.

Эти исторические уроки обязывают новую школу ставить богословскую науку так, чтобы она не оставалась ни схоластическим упражнением ума, ни безразличной теорией христианства, а прежде всего и, главным образом, была бы руководящим началом жизни, устрояемой на основе евангельских начал, по примеру св. Отцов и подвижников Церкви.

Здесь образовательная задача новой духовной школы должна сливаться и перерастать в задачу воспитания будущих пастырей Церкви, когда воспринимаемые в преподавании богословских наук православные истины превращались бы в принципы жизни, содействовали развитию нравственных качеств, и вместе со всем строем жизни школы, богослужений, взаимоотношений и пр. создавали убежденных и твердых носителей Св. Православной веры, ревностных сеятелей добра и правды, всецело проникнутых духом патриотизма, любви к своему народу, верных и честных граждан великой Родины.

Да будут же эти высокие задачи ярко запечатлены на знамени нашей новой духовной школы и со всем тщанием, со всей любовию и со всею ревностью воплощены в жизнь всеми участниками этой школы - и учащими и учащимися, по Апостолу: «Тщанием не лениву духом горяще, Господеви работающе» (Римл. 12, 11.).

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9