1. В какое начало Вы верите?
Вопрос «Как появился мир[i]?» волнует человека с самой зари цивилизации.Имел ли мир начало, или он безначален (существует вечно)? Если мир имел начало, то из чего он появился? И как появилось то «нечто», из чего появился мир? Наконец, случайно ли возник мир, или у него есть причина?
Окончательных ответов на эти вопросы еще не найдено (кроме условного ответа о начале времени, данного теоремой о сингулярности – см. нашу статью “Космология соглашается с первым стихом Книги Бытия”). Но люди по неведомой им причине избирают тот или иной ответ и верят, что он и есть истинно верный. Например, христиане верят, что мир (включая первичную материю, из которой он сотворен) имел начало, и начало это положено Богом, как причиной мира[ii] (так называемый догмат сотворенности мира Богом) ; материалисты же верят, что нечто материальное (иногда называя это «ничем», но всегда подразумевая под этим «нечто») существовало вечно, и что наша Вселенная возникла случайно (самопроизвольно/спонтанно/беспричинно) из этого вечно существующего нечто (см. раздел 4).
2. Нападки материализма на библейское Откровение о миротворении
Между указанными мировоззрениями идет непрерывная борьба, причем материалисты обычно нападают. В последнее время нападки материализма на Божественное Откровение о Сотворении мира усилились: появилось несколько книг, пытающихся подорвать достоверность библейского повествования о происхождении Вселенной, записанного три тысячелетия назад в начальных стихах первой книги Библии – Книги Бытия. Среди таких книг выделяются Высший замысел – The Grand Design (2010) британского космолога Стивена Хокинга и Вселенная из ничего – A Universe from Nothing (2012) американского астрофизика Лоуренса Краусса.
Главной целью атак «новых материалистов» – Стивена Хокинга и Лоуренса Краусса – является, как и у древних материалистов, основная истина веры христианской – истина существования Бога, а также неразрывно связанный с ней догмат[iii] начальности и сотворенности мира Богом из ничего (догмат “ creatio ex nihilo” ), скрытый в начальном стихе Библии: «В начале сотворил Бог [из ничего] небо и землю». В частности, вся книга доктора Краусса нацелена на опровержение догмата сотворенности мира Богом. Атеисты-материалисты усиленно атакуют именно этот догмат, потому что он неразрывно связан с истиной бытия Божия: разрушив его, атеисты надеются опровергнуть существование Бога. Суть же атак сводится к подмене христианской веры в Сотворение мира Богом материалистической верой в случайное (беспричинное) возникновение мира из вечно существующей материи. Причем «за кадром» остается важный факт –Хокинг и Краусс, а также другие ученые атеисты, ссылаясь на науку, необоснованно утверждают, что «наука доказала, что Бога нет», по существу основывая это утверждение на гипотезах, выходящих за пределы науки.
3. Немного о материи
При обсуждении начала мира необходимо определиться с понятием материи. Термином материя (< лат. materia, «вещество») обозначаются все физические объекты во Вселенной, в противоположность нефизическим (духовным). Всю материю во Вселенной физики делят на следующие основные виды: вещество, поля, физический вакуум и объекты неясной физической природы (темная энергия и темная материя)[1]. Вещество в основном состоит из следующих “кирпичиков”: электронов (элементарная частица материи), протонов и нейтронов. В начале существования Вселенной электроны, протоны и нейтроны были свободными, но в настоящее время они существуют связанными вместе в частицах под названием «атомы». Поля (классические) включают в себя электромагнитное и гравитационное поле. Физический же вакуум не является простой пустотой, как можно подумать из его названия, но содержит в себе некоторый запас энергии[2]. По сути, физический вакуум представляет собой субстанцию, лишенную реальных частиц вещества, а также электромагнитных и других классических полей, и является самой фундаментальной формой материи, похожей на невещественную праматерию (эфир) древних философских учений.
4. Материализм как отрицание нематериальной реальности
Разобравшись с материей, определим сущность материализма. Материализм по своей сути представляет собой философское мнение (веру). Основной принцип материализма состоит в том, что не существует ничего, кроме материи (ни Бога, ни духовного мира ангелов, ни души человеческой), и что все в мире должно являться результатом законов случая. По иронии судьбы именно последние открытия в области физики и космологии (включая теорему о сингулярности Борде-Гута-Виленкина[3]) подорвали этот принцип. Теорема о сингулярности математически точно доказывает существование начала времени («до» которого времени не было вообще), по существу, подтверждая одну из основных истин христианства – истину начальности мира. Это и другие научные открытия дали повод усомниться в том, что материя есть единственная реальность.
5. Происхождение мира по античному материализму: вместо Бога – случай
Исследуем корни материализма. Еще древние греки пытались найти в окружающем их тварном (материальном) мире как первичную реальность, так и Бога. Полностью это преклонение перед материей (природой) сформировалось в античном материализме, который совершенно отбросил идею духовного начала.
Демокрит
По преданию, отцом античного материализма считается грек Левкипп. Но по причине недостатка достоверных сведений о нем, учение материализма связывают с учеником Левкиппа – Демокритом (460 –370 гг. до н.э.). Он во всем пытался найти чисто естественные причины явлений, что отразилось и на его учении об основах мироздания. Демокрит придерживался принципа сохранения бытия («ничто не возникает из ничего»), сформулированного греческими философами Парменидом и Мелиссом Самосским еще в V веке до н.э. По Демокриту, мир представлял собою пустоту, в которой бесцельно носились мириады атомов; смешиваясь, они совершенно случайно образовали тела (именно эта идея случайности станет отправной точкой космогонии Эпикура).
Демокрит считал, что случай – владыка и царь Вселенной, а Судьба (Рок) – Сила, созидающая мир. Основатель материализма верил не только в судьбу, но и в богов, которым молился, а также признавал магию и чародейство. Итак, античный материализм в своей основе представлял древнеязыческую веру в Судьбу.
Эпикур
Продолжателем античного материализма стал грек Эпикур (341 –271 гг. до н.э.), познакомившийся с учением Демокрита в ранней юности. Понять учение Эпикура можно, лишь приняв во внимание чувство страха, владевшее философом в ранние годы его жизни: страха смерти и страха перед неведомым[iv]. Освобождение от своих страхов Эпикур, как ему казалось, обрел в учении Демокрита. Членом школы атомисгов-материалистов он не стал (скорее всего, из-за ее учителя – по его словам, это был «скверный человек и занимался такими вещами, посредством которых нельзя достичь мудрости»[4]), но метафизику материализма усвоил: будучи атомистом, он не признавал ничего чисто духовного (следуя Демокриту, Эпикур даже природу богов считал материальной).
Согласно эпикурейской физике (берущей свое начало в физике Демокрита), множество миров во Вселенной вечно рождается (из скопления атомов) и распадается, причем этот процесс осуществляется спонтанно (сам собою) и без вмешательства каких-либо высших сил (Бога):
«Какова Вселенная теперь, такова она была вечно и вечно будет... ибо [кроме Вселенной] нет ничего, во что она изменится»[5].
Эпикур также выдвинул материалистический принцип самоорганизации материи:
«Бесконечное число таких миров может быть воспринято, и (такой) мир может возникнуть в мире, или в одном из междумирий (под каковым термином мы имеем в виду промежутки между мирами) в достаточно пустом пространстве.Возникновение [мира] совершается тогда, когда необходимые для этого семена истекают из какого-либо мира, или междумирия, или нескольких миров»[6].
Эти идеи Эпикура (о вечном существовании материи, а также спонтанном рождении множества миров) и послужили отправной точкой для гипотез возникновения мира без действия Бога, выдвинутых современными материалистами, что будет рассмотрено в разд. 8.
6. Происхождение мира по Платону: создание мира из предвечной материи
В отличие от Демокрита и Эпикура, древнегреческий философ Платон верил в существование нематериального Бога, во многих смыслах подобного Богу-Отцу христианства. Более того, объяснение происхождения мира Платоном (в космогоническом трактате Тимей , ок. 360 г. до н.э.) может рассматриваться как раскрытие смысла Бытия 1:2 («И земля была безвидна и пуста…»). Несмотря на то, что Бог у Платона признается причиной всех существующих вещей, в платонизме, в отличие от христианства, принята идея предвечного существования (нетварности) материи,а Бог рассматривается не как Творец, но как Ремесленник (Строитель), не творящий материю, а только образующий из вечно существующей материи все объекты во Вселенной.
В Тимее Платон объясняет происхождение Космоса как дело Бога-Строителя, Который привел все из «беспорядка» в «порядок»:
«Пожелав, чтобы все было хорошо, [...], Демиург (Строитель) позаботился обо всех видимых вещах, которые были [...] в беспорядочном движении: он привел их из беспорядка в порядок»[7].
Когда Платон говорит о «вещах в беспорядочном движении», он подразумевает элементы мира (землю, воду, воздух и огонь), которые все вместе взятые означают первичную материю (первоосновы), из которой все в мире было образовано Богом-Демиургом:
«Элементы существовали изолировано в пространстве еще до того, как пришло время для построения из них Вселенной. Тогда они еще не обладали ни умом, ни мерой; огонь и вода, земля и воздух [...] были в таком состоянии, в котором находится все, чего не коснулся Демиург (Строитель)»[8].
Итак, по Платону, материя и Бог-Демиург совечны, т.е. Бог не является Творцом, Он не творит материю, а просто преобразует ее, как ремесленник изготавливает вещи из некоторого имеющегося в наличииматериала. Вселенная образована Богом-Демиургом путем преобразования вечной материи (элементов хаоса) в видимые вещественные объекты Вселенной с помощью придания ей формы. Как видим, по сравнению с чисто материалистической верой Эпикура в беспричинное возникновение мира, космология Платона представляет собой шаг вперед, предлагая причину этого возникновения (Бога).
7. Истина «сотворения из ничего» и ее догматизация христианскими апологетами
Для уяснения смысла христианской истины сотворенности мира Богом из ничего предлагается проследить краткую историю ее догматизации. Необходимо заметить, что догматизация этой истины (ее раскрытие и точное словесное формулирование) происходила почти исключительно в борьбе с Платоновским учением о создании мира из предвечной материи, а не с учением Эпикура о самопроизвольном зарождении мира (последнее учение вообще отвергало существование нематериального Бога и потому всерьез не рассматривалось).
Возвращаясь к ветхозаветным корням истины «творения из ничего»
В основе христианскогодогмата сотворенности мира Богом из ничего (догмата creatio ex nihilo ) лежит ветхозаветная истина «сотворения из ничего» (" creatio ex nihilo ", по латыни). Истина «сотворения из ничего» была зашифрована в первом стихе Книги Бытия (Быт. 1:1) посредством древнееврейского слова Бара (переведенного на русский язык словом «сотворил») уже в XV–XIV веках до нашей эры. Впервые эта истина была явно «проговорена» во 2-ой Книге Маккавейской (II век до н.э. – I век н.э.), в которой говорится, что мир возник из «абсолютного небытия»:
«Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего [несуществующего, ουκ όντων] и что так произошел и род человеческий» (2 Maкк. 7:28).
Одно из первых личныхзаявлений в поддержку истины «сотворения из ничего» (в том смысле, что материя не вечна, но сотворена Богом) было сделано раввином I века н.э. Гамалиилом Старшим (учителем апостола Павла). Когда некий философ предположил, что Бог был великим художником, потому что у него уже имелись хорошие материалы (например, воды, упоминаемые в Быт 1:2), Гамалиил ответил ему: «О всех них [этих материалах] подробно сказано, что они созданы Им Самим»[9].
Зачатки раскрытия истины «творения из ничего» в Новом Завете
Первые попытки явно сформулировать ветхозаветную истину «творения из ничего», скрытую в слове Бара Книги Бытия, появляются уже в Новом Завете (I век н.э.). Такая цитата из Посланий апостола Павла , как Рим. 4:17 (где упоминается Бог, «призывающий в бытие несуществующее»), служит доказательством того, что древнехристианские богословы с самого начала отрицали учение Платона о вечном сосуществовании материи и Бога.
Пастырь Ермы: Бог творит бытие из небытия
Первым христианским произведением, в котором явно начинает раскрываться истина «творения из ничего», является Пастырь Ермы (конец I – начало II века н.э.), где мы находим следующие утверждения, уходящие корнями в Ветхий Завет, а именно, в 2 Макк. 7:28, где говорится о приведении Богом мира из небытия (εξ ουκ όντων) в бытие:
«Прежде всего веруй, что един есть Бог, все сотворивший и совершивший, приведший все из ничего [небытия, εξ τοΰ μή όντωs ] в бытие ( ex nihilo omnia fecit[v])»[10].
Христианская космогония против языческих верований и ересей
Итак, для христиан I века н.э. утверждение, что Бог сотворил всю Вселенную, включая первоначальную материю, было непререкаемой истиной. Во всех символах древнейших Церквей имелся член, свидетельствовавший о вере в Бога как Творца всего мира. Например, в символах Иерусалимском и Кипрском эта вера выражается следующими после «веруем» или «верую во единого Бога Отца» словами[11]: «Вседержителя, Творца всего видимаго же и невидимаго».
Но потребовалась продолжительная борьба с нехристианскими учениями (в основном с последователями Платона) и христианскими еретиками-гностиками, прежде чем к 180-му году н.э. христианские богословы сформулировали догмат creatio exnihilo в его ортодоксальном виде. Действительно, ветхозаветная истина «сотворения из ничего» была чужда всем философским школам и космогоническим системам греко-римского мира, включая учение Платона о вечном сосуществовании материи и Бога, эпикурейское учение о вечном и самопроизвольном зарождении миров и пантеистическое учение о мире как части Бога. Основная борьба проходила с платоновской моделью миро-образования из предвечной материи. Ниже изложены основные вехи этой борьбы.
Аристид Афинский: Бог не просто Ремесленник, но Творец
Борьба истины «творения из ничего» с платоновской моделью миро-образования впервые проявляется в Апологии (ок. 125-го г. н.э.) христианского апологета Аристида Афинского:
«Элементы [первичная материя] были приведены из небытия по повелению Бога истинного»[12].
Этими словами Аристид утверждает, что Бог не просто платоновский Демиург-Ремесленник (который способен создавать вещи только из готового вещества) , но Творец , ибо Он Сам творит первичную материю.
Иустин Философ: Бог как безначальный и всемогущий Творец
Раскрытие истины «творения из ничего» в борьбе с платоновской моделью миро-образования продолжается в середине II века св. Иустином Философом. Подобно Аристиду Афинскому, он отрицает Платоновскую идею о Боге как простом Ремесленнике, образующем вещи из совечной Ему материи, и защищает идею Бога как несотворенного Творца всего сущего (тогда как все остальное сотворено Им), который не нуждается ни в чем для творения и производит творимое собственной силой[13]:
«Только Бог не сотворен [agennetos] и не подвержен разрушению [aphthartos]…»[14]
Иустин также отрицает древнеэпикурейское мнение о самопроизвольном (беспричинном) возникновении мира и пантеистическое учение о мире как части Бога.
Татиан Ассирийский, Феофил Антиохийский и Ириней Лионский : материя сотворена
Догмат creatio exnihilo в православной (очищенной от гностических мнений) христианской традиции принимает свою окончательную формулировку около 170 –180-х гг. н.э. в трудах Татиана Ассирийского, свт. Феофила Антиохийского и свт. Иринея Лионского. Космогония Татиана восходит к идее безначальности Бога (абсолютной Его независимости ни от чего), высказанной его учителем, св. Иустином Философом.Отрицая Платоновскую модель миро-образования из материи и идя дальше, чем Иустин, Татиан становится первым (170-е гг. н.э.) христианским богословом, явно выразившим ту ветхозаветную истину, что первоначальная материя (древние греки именовали ее “хиле”) имела начало,и что она была сотворена Богом, а не каким-то другим существом:
«Ибо материя [хиле], в отличие от Бога, не безначальна, и, не являясь безначальной, не равна по силе [власти] своей Богу. Она порождена [προβάλλεται, “выброшена”], а не произведена никаким существом; но приведена в бытие одним только Создателем всего сущего»[15].
Свт. Феофил Антиохийский, следуя Татиану, безоговорочно отверг идею безначальности (несотворенности) материи :
«Более того, если материя не сотворена, [как] и Бог не сотворен, то Бог более не является Творцом всего сущего».
Используя фундамент, заложенный предшественниками, свт. Феофил доказал внутреннюю противоречивость Платоновской модели миро-образования, говоря, что всемогущество Божие (как Творца всего сущего) обнаруживается в творении из ничего [из абсолютного небытия]:
«Если бы материя была не сотворена, она также была бы неизменна и равна Богу, ибо то, что сотворено, изменяемо, а то, что не сотворено, неизменяемо. [...] Что великого, если бы Бог сотворил мир из существующей материи? […] Могущество же Бога обнаруживается в том, что Он из [абсолютного] небытия [ εξ ουκ όντων] создает, что хочет, [...] творит и сотворил сущее...»[16]
Наконец, около 180-х гг. н.э. свт. Ириней Лионский ставит последний штрих в догматизации истины «творения из ничего». Принимая за утвержденную истину безначальность, вечность, всемогущество, вседовольность (самодостаточность) Бога и Его безусловную необходимость для возникновения всего существующего, свт. Ириней завершает раскрытие истины сотворенности не существовавшей прежде материи(в противоположность идее вечного ее существования) и ее (материи) полного отличия от Бога:
«Ибо Он [Бог] Сам нетварен, без начала и без конца, и вседоволен. Он Сам [Себе] достаточен для существования; но то, что было создано Им, получило начало... Он Сам призвал к бытию материю Своего создания, которая прежде не существовала»[17].
Здесь свт. Ириней особо подчеркивает идею того, что воля Божия (а не какие-либо служебные твари) является единственным основанием для творения («Он Сам призвал к бытию материю…»).
Таким образом, в трудах Иринея Лионского и Феофила Антиохийского догмат creatio ex nihilo получает свою окончательную формулировку:
«…как учит и самое Откровение, мир сотворен всемогущим и премудрым Богом, и сотворен как по своей форме, так и по материи. Не из чего-либо вовне готового [не из прежде существовавшей уже материи] или из Своего собственного существа создал его Бог, а создал единственно чрез акт Своей всемогущей воли, приведши в бытие Свои о нем мысли и Сам ничего не потерял от этого, наподобие того, как и человек-художник, производя свое творение на свет, только свои мысли осуществляет при этом силою воли, но ничего не утрачивает из самого своего существа»[18].
С конца II века нашей эры этот догмат становится одной из основополагающих истин христианской Церкви. Действительно, для Ипполита, Тертуллиана, Оригена и Афанасия Великого (III–IV века) сотворенность материи из ничего является уже утвержденной и непререкаемой истиной. Например, в начале III века Тертуллиан в своем труде О принципах дает краткую но емкую формулировку догмата creatio ex nihilo :
«… universa de nihilo produxerit per Verbum suum». («[Веровать во Единого Бога,] все произведшего из ничего через Свое Слово»[19].)
Отношение догмата creatio exnihilo к догмату бытия Божия
Как можно заметить из вышеизложенного, догмат creatio exnihilo (истина сотворения мира Богом из ничего), будучи фундаментальным догматом веры христианской, сам зиждется на ее самой главной истине – истине существования единого, безначального и всемогущего Бога. Действительно, вечное существование материи входило бы в противоречие с истиной существования Бога, ибо Бог не был бы тогда единовластным и всемогущим (Бог не имел бы власти над безначальной материей).
8. Возрождение материалистической веры Стивеном Хокингом и Лоуренсом Крауссом
Ознакомившись как с древнеязыческой материалистической верой в самозарождение Вселенной, так и с христианской верой в Божественное сотворение мира, перейдем к рассмотрению недавних попыток возродить материалистическую веру американским астрофизиком Лоуренсом Крауссом и британским космологом Стивеном Хокингом. В своей книге «Вселенная из ничего» (“ AUniversefromNothing” ) Краусс необоснованно отрицает Сотворение мира Богом, и даже само Его бытие:
«…это еще более предполагает, что в Боге нет необходимости, или в лучшем случае, он лишний»[20].
Рассмотрев доводы Лоуренса Краусса, мы увидим несостоятельность его мнения о существовании Бога.
Лоуренс Краусс открыто объявляет существование Бога как Причины мира основной проблемой (для атеистов):
«Центральная проблема с понятием [Божественного] творения состоит в том, что оно, как кажется, требует существования нечто [т.е. Бога], находящегося за пределами самой системы [Вселенной], для того, чтобы создать условия, необходимые для прихода системы в бытие»[21].
Для опровержения истинности бытия Божия Краусс проводит известный еще древним материалистам-атеистам маневр: он нападает на догмат сотворенности мира Богом. Это нападение заключается в подмене Божественного акта Сотворения мира Богом-Творцом двумя вариантами материалистического возникновения Вселенной, в обоих из которых доктор Краусс подменяет свободную волю Бога-Творца случаем («спонтанностью»). В первом варианте истина Божественного Сотворения мира заменяется гипотезой спонтанного рождения Вселенной из квантового ничто:
«Можно представить одну особенную вселенную, которая может спонтанно появиться и [при этом] не исчезнуть почти мгновенно.[22] […] Вселенная могла, и, возможно, появилась из более глубокого ничто – включая отсутствие самого пространства»[23].
При этом он сам, того не желая, частично подтверждает христианский догмат о сотворенности мира Богом из ничего.
Во втором варианте Лоуренс Краусс пытается подменить Бога-Творца умозрительным множеством параллельно (и вечно) существующих вселенных (мультивселенной), одна из которых и есть наша Вселенная[vi]:
«Наше современное понимание вселенной дает другое возможное и, я [Л. Краусс] бы добавил, более физическое решение этой проблемы [происхождения Вселенной]… Я имею в виду мультивселенную»[24].
В связи с этим хотелось бы привести авторитетное мнение космолога Александра Виленкина о недоказуемости веры в мультивселенную:
« Доказательство [существования] мультивселенной, конечно, косвенно, каким оно всегда и останется»[25].
В бестселлере 2010 года «Высший замысел» (“The Grand Design”) Стивен Хокинг делает ход, аналогичный ходу Краусса, подменяя Бога-Творца спонтанностью (беспричинностью), а Божественное Сотворение – (предвечным) существованием множества вселенных:
« М-теория предсказывает существование огромного множества вселенных, созданных буквально из ничего. Их сотворение не требовало вмешательства какого-либо сверхъестественного существа или Бога. Наоборот, это множество вселенных возникает естественно из физических законов. Спонтанное сотворение [Вселенной] является доводом, что нечто лучше, чем ничего, почему Вселенная существует, почему мы существуем»[26].
Заметьте, что доктор Хокинг обосновывает свою веру (именно веру) в безбожное возникновение мира не на факте , а на некой теории (М-теории[vii]) или, другими словами, на неподтверждаемой гипотезе . Основным доводом против рассуждений Хокинга является то, что сами по себе теории и законы не могут не только сотворить что-либо, они даже не могут стать причиной чего-либо[27]. Думать, что законы могут произвести что-то сами по себе равносильно предположению, что суммирование само по себе (как математическая операция) приведет к появлению денег на Вашем банковском счету[28].
По сути, приведенные здесь мнения Краусса и Хокинга представляют собой древнюю материалистическую веру в самопроизвольное (беспричинное) возникновение мира из вечно существующей материи(верой, берущей свое начало от древнегреческих философов, в первую очередь Эпикура). Сегодня эта материалистическая вера активно популяризируется с той целью, чтобы заменить собою христианскую веру в Сотворение мира Богом. В попытке отвести людей от веры в Божественное сотворение Вселенной, атеистически настроенные ученые приписывают творческие способности либо самой материи, либо законам, по которым эта материя существует, либо (вероятно, от полной безысходности) – теориям, описывающим эти законы.
Эта древняя вера в вечносуществующую материю (и случайно возникающие из нее миры) так и остается верой (несмотря на попытки связать ее с научными теориями), поскольку не является научно доказанной . Более того, эта вера в принципе не может быть научно доказана, поскольку момент начала Вселенной лежит за естественными пределами физики и вообще за пределами нашего познания (естественная наука может изучать только существующую реальность). Чтобы увидеть нелепость этой материалистической веры по сравнению с христианской верой в Божественное Сотворение, перечитайте еще раз раздел 7 о догмате сотворенности мира Богом.
Итак, читатель видит, что материалистическая гипотеза о вечносуществующей материи и самопроизвольном (беспричинном) появлении из нее нашей Вселенной не является ни новой, ни научно доказанной. Лоуренс Краусс и Стивен Хокинг попросту хотят возродить материалистическую веру (заметьте, не научную теорию, но веру) древнегреческих философов Демокрита и Эпикура. Но эта вера как была верой, так ею и останется, несмотря на все потуги атеистов от науки (поскольку человеческие измышления о начале мира в принципе не могут быть научно доказанными). Хотелось бы, чтобы читатель помнил об этом в очередной беседе со знакомым «ученым» атеистом, старающимся преподнести мнение (и безбожную веру) Стивена Хокинга как последнее слово науки. В заключение следует заметить, что перед каждым из нас сейчас, как и в древности, стоит выбор: верить в то, что мир был изначально задуман и создан Богом из Им же сотворенной материи или верить в бесцельное (беспричинное) самопроизвольное возникновение мира из вечно существующей материи? Кому Вы верите: Моисею или Эпикуру, Иисусу Христу или Стивену Хокингу?
[i] Под словом «мир» (Вселенная) понимается совокупность всего, что существует в пространстве и времени. Бог, в отличие от мира, существует вне пространства и времени.
[ii] Почти все религии и многие философские учения признают происхождение мира от некоторого Божественного начала.
[iii] Догмат (веры) – это Богооткровенная истина веры (чья истинность была открыта Богом), признанная и утвержденная Церковью, и предлагаемая в виде непререкаемого закона для всех верующих.
[iv] Мать его была заклинательницей злых духов и зарабатывала на хлеб своим искусством. Эпикур еще ребенком вынужден был сопровождать ее, когда она ходила по домам, воюя с демонами. Ужас от постоянной близости чего-то зловещего мог соединиться у мальчика с досадой, что его отрывают от детских игр. Таким образом, отечественная религия с самого начала предстала перед Эпикуром в отталкивающем виде, отождествляясь с ремеслом матери. Вероятно, эти жизненные обстоятельства привели Эпикура к отрицанию всего нематериального.
[v] Как видим, в латинском переводе Пастыря, сделанном в середине II в. н.э., греческий термин μή όντω s , «небытие», переведен словом nihil , «ничто», что и дало латинское название догмату «творения из ничего» – creatioexnihilo .
[vi] Версия о мультивселенной звучит как научно-фантастический рассказ.
[vii] «М-теория» - это причудливый термин, придуманный для обозначения не менее причудливой теории многомерных суперструн (котораяявляется развитием теории струн, в которой 11 измерений пространственно-временного континуума идентифицируются как 7 «высших» измерений плюс 4 стандартных измерения).
[1] И. В. Архангельская, И. Л. Розенталь ,и А. Д. Чернин , “Космология и физический вакуум”, 2006, М: Комкнига.
[2] Ф. Клоуз, “Nothing: A Very Short Introduction”, (“ Ничто : очень краткое введение ” ), 2009, The Oxford University Press, Inc., New York.
[3] A. Borde, A. Guth and A. Vilenkin, “In flationary space-times are not past-complete ”, (“ Расширяющеесяпространство-времянепродолжаетсябесконечновпрошлое”), 2003, Phys. Rev. Lett., 90 151301.
[4] Эпикур, “Письма и фрагменты”,V В, с. 22, перев. И. Соболевского в кн. “Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура”, под ред. М. Дьшника. М., 1955; цит. по: Александр Мень, прот., “История религии,” 1991-1992, в 7-и томах, т. 6, М.: Слово, сс. 60-61.
[5] Эпикур, “Письма и фрагменты”, I, с. 182, перев. И. Соболевского в кн. “Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура,” под ред. М. Дьшника. М., 1955; цит. по: Александр Мень, прот., “История религии,” 1991-1992, в 7-и томах, т. 6, М.: Слово, сс. 60-61.
[6] Doig. L., кн. X, с. 89.
[7] Платон “Тимей,” с. 30.
[8] Платон “Тимей,” с. 53b.
[9] Г.Ф. Мур, “Judaism in the First Centuries of the Christian Era,” (“Иудаизм в первые века христианской эры”), Том I, 1966, Cambridge: Mass., c. 381f.
[10] Ерма, “Пастырь,” Кн. II, Разд. 1, цитата в: Сильвестр Малеванский, архимандрит, “Опыт Православного Догматического Богословия,” том III, 2008, СПб.: Общество памяти игумении Таисии, с. 26.
[11] Сильвестр Малеванский, архимандрит, “Опыт Православного Догматического Богословия,” том III, 2008, СПб.: Общество памяти игумении Таисии, с. 26.
[12] Аристид, “Апология,” с. 4.
[13] Сильвестр Малеванский, архимандрит, “Опыт Православного Догматического Богословия,” том III, 2008, СПб.: Общество памяти игумении Таисии, с. 30.
[14] Св. Иустин Философ, “ Dialog. cumTryph.,” (“Диалог с Трифоном”), с. 5, цитир. по: Копан, “Творение из ничего”, с. 133.
[15] Татиан, “Речь против греков,” (“ OratiocontraeGraecos”), с. 5, цитир. по: Копан, “Творение из ничего”, с. 137 и Г. Мэй, “ CreatioExNihilo,” 1978, с. 150.
[16] Свт. Феофил Антиохийский, “К Автоликосу,” (“ AdAutolycum”), Книга ii, с. 4,10, цитир. по: Копан, “Творение из ничего”, с. 139 и Сильвестр Малеванский, архимандрит, “Опыт Православного Догматического Богословия,” том III, 2008, СПб.: Общество памяти игумении Таисии, с. 35.
[17] Св. Ириней Лионский, “Против ересей,” (“ AgainstHeresies”), Книга 2, Гл. 10, с. 2,4 и Книга 3, Гл. 10, с. 3; цитир. по: Копан, “Творение из ничего,” с. 140 и Сильвестр Малеванский, архимандрит, “Опыт Православного Догматического Богословия,” том III, 2008, СПб.: Общество памяти игумении Таисии, с. 36.
[18] Сильвестр Малеванский, архимандрит, “Опыт Православного Догматического Богословия,” том III, 2008, СПб.: Общество памяти игумении Таисии, с. 56.
[19] Тертуллиан, “De Praescripta adversus Haeret.,” Гл. 13; цитир. по: Сильвестр Малеванский, архимандрит, “Опыт Православного Догматического Богословия,” том III, 2008, СПб.: Общество памяти игумении Таисии, с. 27.
[20] Лоуренс Краусс, “A Universe from Nothing,”(“ Вселеннаяизничего" ), 2012, Free Press, New York, с. 185.
[21] Ibid., с. 171.
[22] Ibid., с. 165.
[23] Ibid., с. 183.
[24] Ibid., с. 175.
[25] A. Виленкин, “Many Worlds in One: The Search for Other Universes,” (“ Многомировводном: впоискахдругихвселенных ” ), 2006, New York: Hill and Wang, с. 151.
[26] Стивен Хокинг, “ Высшийзамысел” (“The Grand Design”), 2010, Bantam, с. 8-9, с. 141.
[27] Джон Леннокс, “God and Stephen Hawking: Whose design is it anyway?,” 2011, Lion Hudson, с. 40.
[28] C.S. Lewis, “Miracles,” London: Fontana, сс. 63, 90-91 ; цит. по: Джон Леннокс, “God and Stephen Hawking: Whose design is it anyway?,” 2011, Lion Hudson, с. 42.