Церковь и Ислам в Италии: опыт и перспективы диалога
В интервью, приуроченном к выпуску своей новой книги, посвященной исламу в Италии, священник и преподаватель Богословского факультета Северной Италии Андреа Пачини (Andrea Pacini) рассказывает о проблемах и перспективе взаимодействия ислама и католицизма в итальянском обществе.
Статья

За последние двадцать лет присутствие мусульман в Италии значительно увеличилось. При этом исследователей в основном интересует социологическая и культурная причина этого явления, и совсем мало причина религиозная. Каковы цели Вашей публикации?

В рамках моего труда подробный анализ мусульманского присутствия в Италии впервые сопоставлен с тем, как именно мусульмане взаимодействуют с церковной средой. Книга призвана продемонстрировать, как шло развитие отношений между Католической Церковью и мусульманами в Италии на протяжении последних двадцати лет. Ее цель — проанализировать имеющийся опыт и текущую ситуацию, чтобы поощрить пастырскую активность по отношению к мусульманскому населению.

 

Как организовано на религиозном уровне мусульманское население Италии?

В Италии проживает около 1.300.000 мусульман, и большинство из них ограничивают свои религиозные проявления рамками дома и семьи. Однако растет число молитвенных залов и небольших мечетей, где уже возможна общая молитва и обучение детей Корану. Сегодня на всей территории Италии насчитывается более трехсот таких помещений. Иногда мечети пользуются полной автономией, но чаще они входят в какие-либо объединения. Так, наиболее важными объединениями являются Союз исламских общин Италии (UCOII), Исламская религиозная община Италии (COREIS) и недавно основанная Ассоциация мусульман Италии. Еще необходимо упомянуть Исламский культурный центр Рима с большой мечетью, а также мусульманские общины в форме братств, распространенные в основном среди сенегальцев и других выходцев из Южной и Тропической Африки. Каждая из организаций отличается своим взглядом на ислам и по-разному выстраивает взаимоотношения с итальянским обществом. Поэтому для развития критической и плодотворной дискуссии необходимо знакомство с религиозными и культурными предпочтениями всех частников диалога. Этот вопрос крайне важен для осознанного и компетентного построения отношений с мусульманскими организациями, и поэтому в книге он освещается очень широко и подробно.

 

Какую позицию занимает Католическая Церковь по отношению к исламу в Италии? Возможен ли диалог, есть ли перспектива и достаточное пространство для пастырской и воспитательной деятельности?

Католическая Церковь заняла позицию открытости и готовности к взаимодействию. Достаточно вспомнить о различных выступлениях епископов и региональных Конференций епископов, которые взвешенно и открыто обсуждали вопрос мусульманского присутствия. Были не только отмечены многие больные вопросы, но и подчеркнута важность серьезного и осознанного диалога, призванного помочь дальнейшей интеграции мусульман в итальянское общество.

Нельзя забывать, что к иммигрантам, большая часть которых мусульмане, Церковь всегда испытывала доверие и сочувствие . И поскольку сегодня открываются новые горизонты как для диалога, так и для совместных действий — то возникают и новые задачи для пастырской деятельности. Католическая Церковь не столько стремится к официальному диалогу с различными мусульманскими организациями (что, конечно же, вовсе не исключено, но и не может служить приоритетом, особенно если учесть разнообразие участников и их взаимное соперничество), сколько развивает диалог на практике. Под практическим диалогом подразумевается совместное следование по пути межрелигиозного общения, обмен опытом, ознакомление с традициями друг друга, поиск общих духовных и нравственных перспектив, а также взаимное укрепление в вере. Все это обретает особенную важность, поскольку речь идет об интеграции мусульман в итальянское общество . И, наконец, практический диалог, то есть ясное христианское свидетельство — это и есть та форма христианского благовестия в рамках повседневности, которую вполне можно предложить мусульманам.

 

А какова сейчас ситуация с исламо-христианскими браками?

Довольно часто исламо-христианские пары считаются сложными и сомнительными с точки зрения прочности союза. Выражением религиозных различий служат различия как культурные, так и юридические. Все это рождает напряженность в отношениях между супругами — особенно после рождения детей, когда необходимо принять решение об их воспитании и религиозной принадлежности. Но в то же время исламо-христианский брак может быть и одним из наиболее ярких проявлений межрелигиозных отношений на практике. В целом, перед книгой отнюдь не стоит цель дать положительную или отрицательную оценку смешанным бракам. Скорее, речь идет о пастырском опыте мудрой и бережной заботы о смешанных парах, помогающей им на их супружеском пути. Ведь если исламо-христианская пара все-таки решит заключить брак по католическому обряду (и это после неизбежного столкновения со всеми сложностями и различиями в культуре и законах), то чрезвычайно важно не оставлять ее один на один с проблемами, а оказывать необходимую поддержку.

 

Насколько приходы и их священники, приходские клубы и их организаторы открыты к некатолической молодежи? Нет ли у них какого-то страха или недоверия?

Молодежь мусульманского происхождения все чаще посещает приходские общественные центры, особенно в некоторых крупных городах — и в большинстве случаев приходы и приходские молодежные клубы не испытывают с этим никаких сложностей. Если кое-где и были введены какие-либо ограничения — то лишь затем, чтобы не возникало численного превосходства, которое помешало бы клубам исполнять свою воспитательную функцию (например, если мусульман вдруг станет больше, чем христиан, или говорящих по-арабски больше, чем итальянцев). И первоочередная задача состоит в том, чтобы разработать на местах такие формы молодежного служения, которые, четко определяя поставленные перед собой цели, а также способы и пути их достижения, учитывали бы присутствие мусульманской молодежи. Подобное можно сказать и о католических школах, где тоже встречается мусульманская молодежь. И именно для того, чтобы священники могли действовать более мудро и эффективно, в книге сделана попытка обобщить не только приобретенный опыт, но и новые идеи в помощь пастырям.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9