«По имени и житие твое будет…»
Амвросий Оптинский
30 сентября (13 октября) – день памяти свт. Григория, просветителя Великой Армении. [Григор Лусаворич; арм. Գրիգռր Լռւսավռրիչ ] (239-325/6), святитель (память 30 сентября; в Армении – 4 раза в год), основоположник и первый предстоятель Армянской Апостольской Церкви (с 301 или 314?).
Великой Арменией называлась горная страна, находившаяся между Римской империей и Персией, между рекою Курою и верховьями рек Тигра и Евфрата, населенная армянами, названными так по царю Араму. Она управлялась царями из своего племени со II в. до Р.Х. до V в. по Р.Х., когда в 387 г. в результате войн она была разделена между Персией и Римом. Называлась она так в противоположность Малой Армении – области между верховьями рек Евфрата и Галаса, которая входила в состав царства Митридата Понтийского, а с 70 года по Р.Х. – в состав Римской империи. Великая Армения стала второй колыбелью человеческого рода, ибо на горе Арарат (Быт.8:4) остановился Ковчег Ноя.
Согласно преданию, проповедь Евангелия в Армении восходит к апостолам Варфоломею и Фаддею, христианство стало проникать в Армению еще в I веке через сирийские города. С тех пор в Армении существовали христианские общины, поддерживавшие тесные связи с церковью Антиохии, а с конца II столетия также с церковью Эдессы. Армянские христиане подвергались преследованиям со стороны правителей страны из парфянской династии Аршакидов. Перелом в отношениях между Церковью и государством произошел в царствование Тиридата (Трдата) III, который был восстановлен на армянском престоле Диоклетианом в 286 году после победоносной войны римлян с Сасанидским Ираном, смертельным врагом армянских Аршакидов – ветви свергнутой в Иране парфянской династии. По договору Рима с Ираном, заключенному в 298 году, Иран признал римский протекторат над Арменией. Отец Тиридата Хосров, долго и успешно воевавший с основателем Сасанидской династии Ардаширом (Артаксерксом), был убит парфянским князем Анаком, а в отмщение за это он сам и его родственники были казнены. Спасся один лишь младенец – младший сын, которого кормилица-христианка забрала на свою родину в Кесарию Каппадокийскую. Там он был крещен с именем Григорий и получил христианское воспитание. Вступив в брак, Григорий вскоре после рождения второго сына расстался с женой (которая, так же как и он, дала обет безбрачия) и отправился в Рим, где в то время находился бежавший из Армении после ее захвата персами Тиридат. Он поступил к нему на службу, желая своей преданностью низложенному наследнику царского престола заслужить прощение за грех своего отца. Вернувшись при Диоклетиане вместе с Тиридатом в родную Армению, Григорий стал проповедовать соплеменникам учение Христа. Но когда Григорий признался Тиридату в том, что он сын Анака, царь приказал подвергнуть его мучениям и бросить в ров, своего рода «зиндан», кишевший змеями. В этой темнице Григорий провел 13 (по другим источникам 14 или 15) лет. На месте заточения мученика впоследствии был устроен монастырь Хор Вирап.
Царь Тиридат имел свою резиденцию в тогдашней столице Армении, городе Вагаршапат (в 1945 г. переименован в Эчмиадзин). Он жестоко преследовал христиан. Спасаясь от гонений Диоклетиана, из Рима в Армению бежали 37 девушек-христианок, наставницей которых была Гаяне. Одна из девушек, Рипсимия, отличалась незаурядной красотой и привлекла внимание Тиридата, как ранее Диоклетиана, и он решил сделать ее своей наложницей. Девушка отвергла домогательства Тиридата, и он велел предать ее мучительной казни. Вместе с нею были замучены Гаяне и другие святые девы. Одна из них, Нина, бежала в Грузию, став просветительницей этой страны.
Совершив это страшное злодеяние, нечестивый царь Тиридат впал в безумие: у него началось психическое расстройство, он воображал себя волком-оборотнем. Сестра царя царевна Хосровидукт сказала Тиридату, что ей было видение: человек с сияющим лицом объявил ей, что преследование христиан должно быть прекращено отныне и навеки. Царевна была убеждена, что если вытащить Григория из ямы, он сумеет вылечить царя. Тиридат внял совету сестры, освободил Григория.
Подошедшие ко рву громко воззвали, говоря: «Григорий, жив ли ты?» И Григорий ответил: «Благодатию Бога моего – я жив». Святой Григорий возвестил людям, что Господь Бог сохранил его живым во рву, где часто посещал его ангел Божий, чтобы он имел возможность привести их от тьмы идолопоклонства к свету благочестия. Святой стал наставлять их вере во Христа, призывая их к покаянию. Увидев смирение пришедших, святой повелел им устроить большую церковь, что они и исполнили в скором времени. В эту церковь Григорий внес с большим почетом тела блаженных мучениц, поставил в ней святой крест и повелел народу собираться там и молиться. Затем он привел царя Тиридата к телам святых дев, которых тот погубил, чтобы он просил их молитв пред Господом Иисусом Христом. И лишь только царь исполнил это, как ему был возвращен человеческий образ и от бесновавшихся вместе со своим царем воевод и воинов также отошли лукавые духи.
Так Святой Григорий исцелил своего мучителя и крестил его вместе со всем царским домом, приближенными и множеством народа в реке Евфрат. При содействии Тиридата христианство распространялось по всей стране. Во всех городах и областях Армении низвергались языческие храмы, жрецы которых упорно сопротивлялись, однако были побеждены. На месте языческих храмов возникали христианские церкви и монастыри, земли которых Тиридат III передавал служителям Церкви в вечное и неотчуждаемое владение. Эти земли были свободны от всяких обложений, кроме поземельного налога, который священники должны были вносить в царскую казну. Складывавшееся духовное сословие было приравнено к азатам (высшему военному сословию в Армении и Иране) и пользовалось теми же правами. Так армянское духовенство расширяло владения за счет земель упраздненных языческих храмов, конфискованных государством земель опальных и уничтоженных нахарарских домов.
При монастырях святитель Григорий основывал школы для подготовки пастырей и проповедников, в которых была большая потребность. У армян в то время еще не было своей письменности и совершать богослужение и читать Священное Писание возможно было только на греческом или сирийском языках, поэтому нужно было готовить пастырей, которые знали бы эти языки и могли бы живое слово излагать по-армянски.
Святой Григорий много времени проводил в путешествиях. Он крестил желавших принять христианство, строил новые церкви и основывал новые монастыри. Вскоре у него появились ученики и последователи.
В 301 году Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии.
В 301 (по другим данным в 302 или 314) году святой Григорий получил епископскую хиротонию в Кесарии Каппадокийской от епископа этого города Леонтия и возглавил Армянскую Церковь. С тех пор установился порядок, по которому каждый новоизбранный предстоятель Армянской Апостольской Церкви получал рукоположение от Кесарийского архиепископа. Свою кафедру Григорий основал в Вагаршапате (Эчмиадзине), где в 301–303 гг. Тиридатом Великим и Григорием Просветителем был построен величественный кафедральный собор.
Григорий Просветитель позаботился о том, чтобы должность епископа сделалась наследственной привилегией его потомков: еще при жизни он назначил своим преемником своего сына Аристакеса. Это наследственное право Григоридов оспаривали потомки епископа Албиана – Албианиды. В IV в. на патриарший престол вступали то Григориды, то Албианиды, в зависимости от политической ориентации армянских царей. В начальный период христианства значительную роль играли миссионеры-хорепископы, отправлявшиеся для проповеди нового учения не только в отдаленные области Армении, но и в сопредельные страны. Так, внук Григория священномученик Григорис, проповедовавший в низовьях Куры и Аракса, в 338 г. принял мученическую кончину «в краю мазкутов».
К концу жизни Григорий, передав кафедру сыну, стал отшельником в горной пещере. Обнаруженные местными пастухами мощи святого Григория разошлись по христианскому миру. Главная святыня – десница святого Григория – с 2000 года хранится в Эчмиадзине и является официальным символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви.
«Многострадальный пастырь», «Армении хвала», священномученик Григорий «возделал неплодную ниву», засеял «словесная семена» благочестия в сердца всех армян, разогнал «тьму безбожия идольского», за что и получил название «Просветителя Армении».
Основные сведения о жизни святого собраны в т.н. цикле Жития Григория Просветителя. Армянский текст сохранился в составе «Истории Армении», автором которой считается секретарь царя Тиридата III Великого (287–330) Агафангел. В этой книге рассказывается о путешествии царя Тиридата и Григория Просветителя в Рим к императору Константину, о Никейском Соборе. Именно они и были теми «двумя делегатами из Армении» на первом Вселенском соборе.
Помимо жития, в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых св. Григорию Просветителю, поэтому эту книгу называют еще «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (арм. «Вардапетутюн»).
«История Армении» Агафангела была переведена на греческий язык. Согласно последним исследованиям, перевод греческой, сирийской и арабской версий Жития Григория Просветителя восходит к VI – началу VII в. В V в. культ святого еще не был ни всеармянским, ни тем более общекавказским, но уже в VI в. он объявляется общекавкавказским просветителем, а местные миссионеры превращаются в его сподвижников. Официальная концепция трех Церквей – Армянской, Грузинской и Албанской – представлена в греческой и арабской версиях Жития св. Григория, и святитель именуется не только общеармянским просветителем, но и распространителем новой религии в пределах всего кавказского региона. О его равном почитании в Армении и Грузии свидетельствует переписка грузинского католикоса Кириона I с армянскими духовными и светскими Владыками, относящаяся к 604–609 гг., сохранившаяся в «Книге посланий» и «Истории» Ухтанеса, где сообщается, что святой Георгий насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях». Вртанес Кертог также пишет о нем как о просветителе Армении и Грузии. Учреждение христианской веры Григорием Просветителем подтверждает также и грузинский каталикос (Книга посланий. Тифлис, 1901. С. 132, 136, 138, 169). Его оппонент, армянский католикос Авраам I Албатанеци, указывает, что в Армении и Грузии «общее богопочитание ввели сперва блаженный св. Григорий, а затем Маштоц» (Там же. С. 180). В 3-й четверти IX в. грузинский католикос Арсений Сапарский обвинял армян-монофизитов в том, что они отошли от учения святителя Григория: «…и стал спор большой между Сомхити и Картли. Грузины говорили: св. Григорий из Греции дал нам веру, вы оставили его св. исповедание и подчинились сирийцу Абдишо и остальным злым еретикам» (Мурадян. 1982.С.18). В сирийском тексте Жития Григорий Просветитель представлен продолжателем дела апостола Фаддея, проповедовавшего христианство в Сирии.
Переработка Жития Григория Просветителя в армянскую версию произошла не ранее начала раскола между Армянской и Грузинской Церквами, окончательно оформившегося после Маназкертского Собора 726 г. Ее целью было создание величественной истории возникновения Армянской Апостольской Церкви. В этой редакции уже нет места идее обращения Григорием Просветителем в христианство соседних народов, и его проповедь ограничивается лишь 15 областями Великой Армении. В Житии Григорий Просветитель предстает «чудесным мужем», прославившимся долголетним мученичеством, подвижничеством и, наконец, удостоившимся видения, утверждающего связь Армянской Апостольской Церкви с самим Единородным Сыном Божиим – Христом.
В Византии история обращения Армении Григорием Просветителем стала известна не позднее V в., когда греческий историк Созомен упоминает о чуде крещения армянского царя Трдата, произошедшем в его доме. В VIII в. празднование в честь святого Григория было включено в греческий церковный календарь, с IX в. день его памяти отмечен в греческом календаре, высеченном на мраморных досках церкви Сан-Джованни в Неаполе.
28 сентября упомянуты св. мученицы Рипсимия и Гаиания, а 30 сентября, 2 и 3 декабря – «св. Григорий Армянский».
Почитание Григория Просветителя в Византии и странах ее культурного ареала связано с именем патриарха Константинопольского свт. Фотия (858–867, 877–886), стремившегося к консолидации восточных христиан перед лицом Запада. Популярный среди армян, грузин, сирийцев и коптов святой стал объединяющей фигурой, и именно в это время на стенах собора Св. Софии в Константинополе появляется изображение свт. Григория Армянского.
Перевод пространного Жития Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании с греческого на славянский язык был сделан не позднее XII в. Житие вошло в сербские торжественники XIV–XV вв. Известен также перевод более краткого Жития на «просту мову», выполненный не позднее 1669 г. и представленный рядом украинско-белорусских списков XVII в. и в 1-й половине XIV в. у южных славян в составе Стишного Пролога. Перевод службы Григорию Просветителю на славянский был язык сделан не позднее 60-х гг. XI в., представлен уже новгородскими списками конца XI–XII вв. Новый перевод выполнен в XIV в. болгарскими книжниками на Афоне в составе Миней служебных по Иерусалимскому уставу.
Случаи посвящения Григорию Просветителю храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями. В 1535 г. во имя Григория Просветителя была освящена столпообразная («иже под колоколы») церковь в новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре, в 1561 г. святому был посвящен один из 8 придельных престолов Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) в Москве.
В греческой и арабской версиях Жития Григорию Просветителю приписывается крещение царей Грузии и Кавказской Албании и учреждение церковных организаций в этих странах.
До середины V века Армянская Апостольская Церковь представляла одну из ветвей относительно единой христианской Церкви. Обособление ее началось после Халкидонского Вселенского Собора (451 г.), в котором ААЦ не участвовала из-за ведущейся в тот период кровопролитной войны христианской Армении с зороастрийской Персией. Другой причиной непринятия решений Халкидонского Собора явилось стремление упрочить свою независимость от Византии. Армянские богословы, не признав Халкидонский Собор Вселенским, считали его поместным, а значит, его определения не общеобязательны для Вселенской Церкви. В 506 г. на I Двинском соборе ААЦ отвергла решение Халкидонского Собора и тем самым обрела самостоятельность. Это решение было подтверждено и на II Двинском соборе в 554 году.
Армянская Апостольская Церковь фактически отделилась и от Восточной, и от Западной Церквей и принадлежит к семье так называемых нехалкидонских или Древневосточных Церквей, к которым также принято относить Коптскую (Египетскую), Сирийскую (Яковитскую), Эфиопскую (Абиссинскую) и Маланкарскую (Индия).
В России на основании Положения 1836 г. ее называли Армяно-григорианской – по имени первого армянского патриарха Григория Просветителя, однако это название самой Армянской Апостольской Церковью не используется.
«Армянская Церковь всегда оставалась верной Православию. Она воспринимается Русской Церковью как Православная Сестра-Церковь, ибо разделяет общую веру и догматы отцов Церкви», – сказал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл более 20 лет назад во время встречи с главой Армянской Апостольской Церкви США.
16 марта 2010 года во время Первосвятительского визита в Армению в своем приветствии Гарегину II, Верховному Патриарху и Католикосу всех армян, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал:
«Несмотря на то, что наши Церкви в силу исторических причин не имеют евхаристического общения, мы отчетливо осознаем близость друг ко другу. Причину тому мы находим в приверженности Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей древнему церковному Преданию. На его основе веками формировались традиционные ценности, в равной степени характерные восточнославянской и армянской культурам. Именно верность христианской традиции и ее нравственным идеалам является для нас связующей нитью, залогом нашего соработничества и дружбы. Мы вместе участвуем в работе международных христианских организаций, различных межрелигиозных форумов, ведем плодотворный двусторонний диалог. Мы рады, что в духовных академиях Русской Православной Церкви обучаются армянские студенты, что позволяет им знакомиться с верой, историей, культурой и традициями народов, населяющих пространство исторической Руси.
Сегодня здесь, в кафедральном соборе Святого Первопрестольного Эчмиадзина, основанного святителем Григорием, где хранится его святая десница, я вновь ощущаю необходимость развивать и углублять взаимные связи, дабы наше совместное свидетельство миру было действенным, — миру, страдающему от разделений, вражды и несправедливости. Святой апостол Павел, наставляя своего ученика Тимофея, говорит: “Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями” (1 Тим. 6:12). Наш долг также и в том, чтобы совместно свидетельствовать о Предании древней Церкви перед теми христианскими общинами, которые встали на путь либерализации нравственного учения, сопровождающейся пересмотром основных норм».
Просветитель Русской Православной Церкви XX века митрополит Григорий Чуков
В честь великого святого древней Церкви Григория Просветителя 13 октября 1942 года в монашество был пострижен вдовый заштатный 72-х летний протоиерей Николай Чуков, в день пострижения он стал и именинником. Шла кровопролитная война, страна и Церковь Православная в России лежали в руинах…
12 октября о. Николай прибыл в Ульяновск из Саратова и в тот же день встретился с митр. Сергием, который сообщил прот. Николаю в присутствии архиепископа Алексия Куйбышевского (Палицына), что он уже назначил его, и вручил ему указ № 587 от 11 окт. 1942 г. о назначении епископом Саратовским вместо архиепископа Андрея, назначенного в Казань. 13 октября на пострижении присутствовали 4 архиерея: митр. Сергий, еп. Уфимский Стефан (Проценко), специально вызванный для этой хиротонии (и возведенный 10 октября в сан архиепископа), ожидавший прибытия прот. Николая в течение трех недель в Ульяновске, архиеп. Рязанский Алексей (Сергиев) и архиепископ Куйбышевский Алексий, который постригал и по пострижении сказал хорошую речь о Павле Препростом, которого преп. Антоний сначала не хотел постригать из-за старости и который, по словам Антония, затем в подвигах был даже выше его. Обряд прошел, по отзыву очевидцев, «очень умилительно», многие плакали, певчие-монахини от волнения даже прервали пение «Объятия Отча…» После всенощной было наречение во епископа Саратовского. 14 октября, в день Покрова Божией Матери, происходила хиротония во еп. Саратовского. Литургия началась в 10 часов, народу – полный храм, временный Патриарший Казанский собор на ул. Водников, 15, бывший польский костел. Служило четыре архиерея. После Литургии, хиротонии и молебна еп. Григорий вышел пятым. Вечером за ужином митр. Сергий говорил о желательности возобновления издания ЖМП, указал на епископа Григория как редактора и заговорил о переводе его для этого поближе к Москве, например, в Орехово-Зуево. Владыка знал о прежней деятельности епископа Григория в качестве многолетнего сотрудника Олонецких Губернских и Епархиальных Ведомостей, председателя Олонецкого совета православного Карельского братства и редактора его печатного органа православной еженедельной газеты «Олонецкая неделя». 15 октября еп. Григорий был возведен в сан архиепископа согласно указу № 594 от 15 окт. 1942 г.: «во внимание к свыше 45-летнему служению в священном сане и в должности епархиального наблюдателя церковно-приходских школ, ректора Духовной семинарии и, наконец, ректора Богословского института в Ленинграде, магистра богословия».
Владыка стал 54-м епископом, назначенным и рукоположенным митрополитом Сергием за время его управления Русской Церковью (с 1926 г.). Из разговоров с другими епископами выяснилось, что в тот момент в пределах СССР на неоккупированных территориях находилось 15 епископов.
16 октября 1942 г. архиепископ Григорий записал в дневнике порядок архиереев:
1. Сергий Митрополит Московский и Коломенский (Страгородский),
2. Алексий Митрополит Ленинградский (Симанский),
3. Николай Митрополит Киевский и Галицкий (Ярушевич),
4. Андрей Архиепископ Казанский (Комаров),
5. Лука Архиепископ б. Ташкентский (Войно-Ясенецкий),
6. Алексий Архиепископ Куйбышевский (Палицын),
7. Сергий Архиепископ Горьковский и Арзамасский (Гришин),
8. Иоанн Архиепископ Ярославский и Ростовский (Соколов),
9. Алексий Архиепископ Рязанский (Сергеев),
10. Варфоломей Архиепископ Можайский (Городцов),
11. Стефан Архиепископ Уфимский (Проценко),
12. Василий Архиепископ Калининский (Ратмиров),
13. Григорий Архиепископ Саратовский (Чуков),
14. Георгий Епископ Вологодский (Анисимов),
15. Питирим Епископ Калужский (Свиридов).
А всего с 22 июня 1941 г. по 8 сентября 1943 г. число правящих архиереев в РСФСР увеличилось с 2 до 20, 7 из них были хиротонисаны, в том числе – три старца на восьмом десятке лет. Это вдовые протоиереи Сергий Городцов, в монашестве Варфоломей (1866–1956), заслуженный вятский протоиерей Вениамин Тихоницкий (1869–1957), в монашестве Вениамин, и Николай Чуков, в монашестве Григорий. Все они ранее неоднократно подвергались репрессиям, а архиепископ Новосибирский Варфоломей, с которым Владыка Григорий находился до конца своей жизни в теплом молитвенном общении и переписке, провел в заключении целых 17 лет (с 1917 по 1934 г.). Все они знали, на что идут, знали, что и далее иметь дело с властью придется главным образом в лице НКВД, и они на это пошли…
Пострижен в монашество с именем Григорий в честь Григория Просветителя прот. Николай был по желанию митрополита Сергия, и это, конечно, не случайно. Кандидат богословия СПбДА, один из лучших в России епархиальных наблюдателей церковно-приходских школ Российской империи, ректор Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске, Богословского института (1920–1923 гг.) в Петрограде и Высших богословских курсов (1925–28 гг.) в Ленинграде, магистр богословия (с 1927 г.), он был единственный, кто имел опыт создания высшей богословской школы в совершенно новых для церкви условиях, без поддержки государства, как это было до революции, а также и без материальной помощи церковного центра.
1 сентября 1943 г. по вызову митрополита Сергия архиепископ Григорий поездом выехал из Саратова в Москву, куда прибыл 3 сентября 1943 г. Вместе с другими прибывшими архиереями он ожидал результатов встречи митрополитов со Сталиным. Ему так же, как и другим архиереям, как он выяснил по прибытии, не было заранее сообщено, зачем их вызвали в Москву. «3 сентября. Вхожу в Патриархию и сразу натыкаюсь на Баженнейшего. «Приехали?» – Приехал, говорю. «А не знаете – зачем?» – Не знаю. «Ну, и я не знаю...». Так все держалось в секрете, очевидно, для избежания огласки и неизвестности, как развернутся события» - записал владыка в дневнике.
6 сентября 1943 года в старом здании Патриархии архиепископ Саратовский и Сталинградский Григорий участвовал в предварительном совещании архиереев под председательством Митрополита Сергия, и подробно отразил все, происходившее на нем в своем дневнике:
«Блаженнейший подробно рассказал о приеме у Сталина, о благожелательном разрешении всех поставленных там вопросов, и затем подробно обсудили все вопросы о синоде, порядке избрания и ходе дела на Соборе, который назначен на 8 число уже в помещении Патриархии (Чистый пер.,5). Митрополит Сергий не хотел менять обычный белый клобук на куколь, но большинство архиереев высказалось за необходимость поддержать традицию, и Колчицкому пришлось принимать экстренные меры к изготовлению куколя и шитых золотом херувимов на него… Тут М[итрополит] Сергий поручил мне с а[рхиепископом] Сергием Гришиным написать обращение ко всем христианам мира (патриотическое), и а[рхиепскопу] Варфоломею благодарственное письмо властям за прием и разрешение вопросов. Пришлось экстренно изготовить обращение. Некоторые мысли, вернее, - план дал м[итрополит] Николай, отчасти а[рхиепископ] Сергий, все остальное, как и все оформление пало меня. 7 сентября я принес текст обращения м[итрополиту] Сергию и изготовил, как и все другие архиереи доклад о деятельности (особ[енно] патриотической) в епархии.
8-го сентября в 11 ч. утра в Патриархии. Собрались все епископы, все московское духовенство, представители приходов. Собор открылся молитвой и речью м[итрополита] Сергия о приеме, разрешении Собора и избрания Патриарха. Предложение м[итрополита] Алексия и единодушное избрание м[итрополита] Сергия Патриархом. Многолетие протодиакона. Избрание членов синода – 6 ч., три постоянных м[итрополит] Алексий, м[итрополит] Николай и а[рхиепископ] Сергий, три временно присутствующих по одному от каждой из трех групп архиереев (сев[еро] - вост[очной], центр[альной] и южной). Затем доклад м[итрополита] Алексия о долге прав[ославного] верующего человека в дни отечественной войны. М[итрополит] Сергий оглашает текст письма к Правительству – благодарность и предлагает мне, как автору, огласить обращение ко всем христианам мира. Затем сообщение о богословской школе, о свеч[ных] заводах, типографии и расширении прав архиереев и конец. На 12-ое назначено торжественное служение и «настолование» церковное избранного Патриарха. Мне поручено сказать слово за литургией. 9-го по радио утром, вместе с сообщением о выходе Италии из строя в войне, сообщение и о Соборе, об избрании Патриарха, и о моем выступлении с обращением. Потом также появилось и в газетах. Член – редактор Всеславянского Комитета И.М.Репин ко всем архиереям обращался с просьбой о статьях для Всемирного Комитета. Обратился и ко мне. Написал ему – о Соборе и «Саратовская церковь в дни отеч[ественной] войны». В Патриархии подписывали протокол Деяний Собора, осуждение изменникам Родины, и снимались».
11 сентября утром архиепископ Григорий в Патриархии беседовал с Блаженнейшим о Богословской школе, и тот просил архиепископа подготовить доклад.
12 сентября на торжественном служении в Елоховском соборе и церковном «настоловании» избранного Патриарха слово за Литургией, которую служили только члены Синода, было поручено сказать архиепископу Григорию. В алтаре присутствовал дипломатический корпус, кроме английского и американского послов. Пред причастным стихом архиеп. Григорий прислонился к престолу, подошел к Патриарху, они облобызались в руку, открыли царские врата и архиепископ Саратовский и Сталинградский Григорий с посохом в руке вышел на амвон. Говорил он громко, с подъемом, в огромном соборе была масса народу. После, в алтаре, к Владыке подходили и выражали благодарность, хвалили: «давно не слышали живого слова», «Вам в Москву надо» и пр.
«Всего участников Собора было 19 человек: м[итрополит] Сергий, м[итрополит] Алексий, м[итрополит] Николай, арх[иепископы] Лука, Иоанн Сарапульский, Андрей Казанский, Алексий Куйбышевский, Стефан Уфимский, Сергий Горьковский, Иоанн Ярославский, Алексий Рязанский, Варфоломей Новосибирский, Григорий Саратовский; еп[ископы] Александр Молотовский, Питирим Курский, Вениамин Кировский, Дмитрий Ульяновский и Елевферий Ростовский на Дону. Арх[иепископ] Василий Калининский заболел, еп[ископы] Антоний Ставропольский и Фотий Краснодарский приехали с запозданием», – записал Владыка Григорий в дневнике.
В тот же день, 12 сентября, вечером в Патриархии архиеп. Сергий Гришин обратился к Владыке Григорию с просьбой отредактировать вместе первый номер «Журнала Московской Патриархии», чтобы журнал можно было скорее выпустить. Работали они долго. Выходил Святейший и «изготовлял ответы на приветственные телеграммы». Журнал был отпечатан уже 15 сентября.
13 сентября утром архиеп. Григорий еще раз был у «дедушки», как архиереи ласково называли Святейшего, и распрощался с ним, обещав выслать из Саратова доклад о богословской школе.
1 октября по почте Патриарху был выслан всесторонне подготовленный Проект учреждения Духовных школ, «Положение» о Православном Богословском Институте и «Положение» о Богословско-Пастырских Курсах, с планами учебных занятий в них, сметами расходов на содержание, с указанием учебных руководств и пособий для курсов, а также программы для ищущих священства. с указанием учебников для мест, где невозможно открыть курсы. Известив о высылке материалов о.Н.Ф.Колчицкого телеграммой-молнией, архиеп. Григорий продолжил готовить бумаги для Москвы – «Инструкцию» в развитие «Положения» о Богословском Институте, дабы утвердить ее вместе с «Положением» на сессии Синода. Прибыв в Москву днем 17 октября, архиеп. Григорий с великим прискорбием узнал, что 54-летний архиеп. Горьковский и Арзамассий Сергий, его ученик (выпускник Олонецкой ДС 1911 г. Алексей Гришин), постоянный член Св. Синода, правая рука Блаженнейшего, находившийся с ним в эвакуации в Ульяновске, неоднократно управлявший Московской епархией, скончался от крупозного воспаления мозга, проболев всего 8 дней, и уже похоронен 16 октября, а управделами Московской Патриархии протопресвитер Н.Ф.Колчицкий внезапно заболел. В связи с этими печальными событиями Св. Патриарх назначил архиеп. Григория временным исполняющим обязанности управделами Московской Патриахии (побыл с 17 окт. по 29 ноя. 1943 г.).
20 октября началась сессия Св. Синода, а 22 октября был заслушан доклад архиепископа Григория о богословских школах с «Положениями» о Богословском Институте, Богословско-пастырских курсах, планом учебных занятий и проч. Доклад был принят Синодом полностью (изменения внесены лишь относительно того, что исключено упоминание общеприходских собраний за невозможностью их организации), и представлен в Совет по делам РПЦ. Туда же были сообщены сведения о размерах необходимого помещения и о библиотеке. Позже, когда Патриарх, митрополиты Алексий, Николай и архиеп. Григорий были в Совете, в Положение были внесены дополнения: введено преподавание Конституции СССР и ограничено число студентов на каждом курсе до 30 ч. в Богословском институте, и до 25 ч. на Богословско-пастырских курсах. Совет сам собрал сведения о необходимом ремонте помещений для института в игуменском корпусе Новодевичьего монастыря, после того как архиеп. Григорий с митр. Алексием и зам. председателя Совета по делам РПЦ Зайцевым его осмотрели. Что касается библиотеки, архиеп. Григорий указал на возможность использовать библиотеки бывших Духовной академии и семинарии, а Совет направил ему договориться с библиотеками Исторического музея, библиотекой им. Ленина и бывшей Антирелигиозной библиотекой. Таким образом, «школьный вопрос» был главным на октябрьской сессии Синода. Для непосредственной организации дела в Москве архиеп. Григорий предложил Патриарху в ректоры института о.Д.И.Боголюбова, а в проректоры (по рекомендации митр. Николая) магистра богословия С.В.Савинского. Однако кандидатура прот.Д.И. Боголюбова была отведена Советом.
«Архиепископы Алексий Палицын и Иоанн Соколов все время указывали на меня, как ректора, но мне не улыбалось оставить епархию и быть только ректором; и Патриарх как будто не склонялся к этому, предполагая какую-то другую ситуацию, в частности и относительно меня. По крайней мере он оставил без внимания усиленную просьбу прот.А.Н.Архангельского о назначении меня в Горький на место Гришина. Вообще-то, у архиереев какие-то особенные мнения обо мне, как кандидате на выдающиеся места: одни прочили в митрополиты Крутицкие, другие – в ректоры, наконец один – Дмитрий Ульяновский – тот уже прямо решил, что я буду Киевским. Только Патриарх упорно молчит и никаких намеков на чьи бы то ни было переводы, назначения не подает, не замещает пока вакансию постоянного члена Синода, освободившуюся со смертью Гришина», – писал Владыка в дневнике.
Последняя попытка организации в Ленинграде миссионерского Православного Богословского института со статусом всероссийского была сделана Владыкой в 1929 г., когда после закрытия Высших Богословский курсов он через Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия возбудил перед властями этот вопрос. Предоставленное «Положение» об Институте и учебный план были рассмотрены при участии прот. Николая в Административном Отделе ВЦИК в Москве, одобрены, а разрешение на открытие получено. Однако открытие не состоялась из-за того, что прот. Николай в 1930 году в очередной раз был арестован и заключен в тюрьму на девять месяцев. К тому времени когда он был освобожден (в марте 1931 года) скончались профессора б. Высших Богословских курсов И.Д.Андреев, А.А.Дмитриевский, проф. прот. А.В.Петровский и принял мученическую кончину проф. прот. М.Чельцов. Открытие Богословского института не представлялось реальным.
Мистика чисел такова, что так же, как свт. Григорий Просветитель сидел в яме 14 лет, так и проект духовного образования в Русской Церкви 14 лет ждал своего осуществления.
В третьем номере ЖМП за 1943 г. (С.22-24) была помещена статья архиепископа Псковского и Порховского Григория.
Учреждение духовно-учебных заведений
Правительство сочувственно отнеслось к предложению об учреждении богословских школ для подготовки образованных священнослужителей. С этой целью по поручению Святейшего Патриарха Саратовским архиепископом Григорием был представлен проект организации богословских школ среднего и высшего типа, одобренный Священным Синодом. По этому проекту в Москве предполагалось учредить Православный богословский институт как высшую богословскую школу, а по епархиям Богословско-пастырские курсы как богословские школы среднего типа. Продолжительность обучения на Богословско-пастырских курсах рассчитана была на 2 года, а в Православном богословском институте – на 3 года. Если прежде для получения среднего и высшего богословского образования требовалось около 6–7 лет (2 года в духовной семинарии и 4 года в духовной академии), то теперь меньшие временные затраты на обучение (в средней школе до двух лет и в высшей – до трех лет) стали возможны благодаря умственной зрелости учащихся (поступали люди не моложе 18 лет), личной заинтересованности и сосредоточенности исключительно на богословских предметах, тогда как в прежних духовных учебных заведениях преподавали и небогословские науки. Учебные дисциплины указаны в «Положениях»; на Богословско-пастырских курсах программа была близка к программам бывших духовных семинарий, в Православном богословском институте – к программам бывших духовных академий, с включением некоторых новых предметов (агиологии, истории русской религиозной мысли, аскетики, истории религии) и с более практическим уклоном характера преподавания. Основательное и глубокое усвоение богословских дисциплин должно было базироваться на общеобразовательной подготовке слушателей, и потому для поступления на Богословско-пастырские курсы слушатели должны были предварительно пройти общеобразовательную (хотя бы неполную) среднюю школу, а для поступления в Православный богословский институт, безусловно, необходимо было высшее или среднее (полное) общее образование и некоторая богословская подготовка. Впоследствии для поступления в Богословский институт желательно было предварительно пройти Богословско-пастырские курсы, но сначала необходимая богословская подготовка для слушателей лекций в Богословском институте уяснялась через коллоквиум. В Богословском институте изучали: Священное Писание Ветхого и Нового Завета, патристику, историю христианской Церкви и русской с агиологией и историей русской религиозной мысли; введение в круг богословских наук; богословие: догматическое, нравственное с аскетикой, сравнительное и пастырское; историю религий с христианской апологетикой; историю и разбор русского сектантства и раскола; каноническое право и конституцию СССР; литургику с историей христианского искусства; церковное проповедничество и научение истинам веры; христианскую гимнологию; чтение богослужебных книг на церковно-славянском языке и церковное пение; древние языки; чтение греческого текста Священного Писания и сочинений святых отцов Церкви на греческом и латинском языках; древнееврейский язык; чтение избранных мест из Библии; чтение иностранной богословской, апологетической и полемической литературы (католической, протестантской, англиканской).
На Богословско-пастырских курсах преподавались: библейская история; чтение и объяснение избранных мест из Священного Писания Ветхого и Нового Завета; православный катехизис и православное веро- и нравоучение; история христианской Церкви – общая и русская; христианская апологетика; сектоведение и расколоведение; практическое руководство для пастырей Церкви; Конституция СССР; литургика; церковное проповедничество; церковно-славянский язык; церковное пение с регентированием.
Для основательного освоения слушателями преподаваемых наук в Богословском институте и на Богословско-пастырских курсах была организована библиотека и читальня богословских и вообще религиозных книг. Обучение в Богословском институте и на Богословско-пастырских курсах было бесплатным; занятия – вечером по будням, кроме суббот и кануна праздников. Для содержания материально необеспеченных студентов и слушателей учреждались стипендии и имелось общежитие для иногородних. Так как в студенты Православного Богословского института и в слушатели Богословско-пастырских курсов поступали по собственному желанию и с соответствующим настроением люди, стремящиеся к служению Святой Церкви, их религиозно-нравственное воспитание должно было быть, собственно, самовоспитанием и заключаться при возможном содействии наставников в самоотверженной работе над самими собой, над выработкой в себе христианского и пастырского настроения. Отсюда и строй жизни студентов и слушателей в общежитии должен был соответствовать задачам богословской школы: общая утренняя и вечерняя молитва, чтение Слова Божия, посещение богослужений в воскресные и праздничные дни, общее говение в посты и безупречное нравственное поведение должны были быть обязательны. Для пополнения и освежения богословских знаний вообще и апологетических в частности, особенно для лиц, не получивших достаточного богословского образования, при православном богословском институте периодически устраивались временные краткосрочные богословские курсы для священно- и церковнослужителей по назначению или рекомендации Епархиальных Преосвященных. В тех случаях, когда при малочисленности приходов в епархии не представлялось возможным открыть Богословско-пастырские курсы, подготовка лиц для пастырского служения происходила в индивидуальном порядке, путем самостоятельного усвоения ими учебных руководств и пособий по предметам и программам Богословско-пастырских курсов, с последующей сдачей экзамена назначенной епархиальным Архиереем особой испытательной комиссии из богословски образованных лиц.
* * *
Дневниковые записи архиепископа Григория дают возможность познакомиться вопросами, которые ставились в первые месяцы после Собора 1943 года при жизни патриарха Сергия.
Помимо учебного вопроса во время пребывания архиеп. Григория на посту управделами Патриархии, обсуждались дела американские, вопрос о возможности возвращения Церкви помещений русской миссии в Иерусалиме, вопрос о типографии, о свечном заводе, о принятии из обновленцев еп. Михаила Постникова, Ярославского митр. Корнилия с несколькими приходами московского духовенства, Ташкентского еп. Сергия Ларина, Алма-атинского Антония и др. Вызывались из Украины архим. Симон, еп. Панкратий и архим. Нектарий, чтобы узнать у них истинное положение церковных дел на Украине и для ориентации бывших там архиереев, в большинстве новопоставленных (до 17-ти), но при архиеп. Григории они не приезжали, и он их не видел. Вызывался (по предложению Совета) митр. Булдовский, ярый националист и автокефалист, но потом Зайцев просил архиеп. Григория передать Патриарху, чтобы его не ждали, так как он отказался приехать.
Прошло важное дело молитвенного воссоединения с Грузинской Церковью, автокефалия которой не признавалась в течение 25 лет. В Тифлис по этому поводу был откомандирован Патриархом архиеп. Антоний Романовский, он выполнил миссию успешно, за что получил крест на клобук.
По предложению Карпова были посланы обследователи в освобожденные от оккупации немцами области: Харьковскую, Смоленскую, Полтавскую, Сумскую, Черниговскую, Днепропетровскую, Ворошиловоградскую. Заместитель Карпова Зайцев говорил архиеп. Григорию, что скоро придется послать обследователей и в северо-западный край. Он же просил архиеп. Григория передать Патриарху, что надо подыскать двух священников для отправки на румынский и чехословацкий фронт, в качестве полковых. Когда Патриарх был в Совете по делам РПЦ, у него интересовались организацией духовных миссий за границей.
Архиепископу Григорию, как управляющему делами Патриархии, пришлось принимать разных лиц: кандидатов в священники, просящихся на работу в канцелярию Патриархии, желающих работать на курсах или в Богословском институте, а также желающих поступить в в него. За полтора месяца Владыке пришлось много хлопотать. По утрам у него был прием, затем часто были поездки по вопросу топлива, по осмотру здания для института и часто – в Совет по делам РПЦ с делами и докладами. Вечером он просматривал бумаги и резолюции Патриарха и готовил их к исполнению в канцелярии, занимался написанием журналов Синода.
В Патриархии тогда раздумывали о том, как устроить домовую крестовую церковь и, наконец, решили приспособить парадный кабинет для этого. По воскресным дням архиепископ Григорий служил в Елохове с Патриархом или митрополитом Алексием. 14 ноября в день ап. Филиппа архиепископ Григорий служил за Патриарха в Иерусалимской церкви, а 28 ноября служил один в Елохове. Отец Колчицкий 24 ноября приступил к работе, и архиеп. Григорий постепенно сдал ему дела. Выехал из Москвы в Саратов 29 ноября 1943 г.
По распоряжению Св. Патриарха архиеп. Григорий выехал в Тамбов, где 24 декабря 1943 г. принял через покаяние в каноническое общение причт и общину единственной действовавшей в епархии Покровской церкви, уходивших в обновленческое разделение. Он встречался также с бывшими в Тамбове священниками – «староцерковниками», поставил перед властями вопрос об открытии в Тамбове второго храма. С декабря 1943 до 16 февраля 1944 г. Владыке было поручено временное управление Тамбовской епархией.
«14 мая... Патриарх по общему отзыву чувствовал себя прекрасно. Вечером гулял в саду и намечал с Управделами вопросы для заседания Синода на следующий день. А утром 15 мая (2, V ) в 6ч.50 мин. скончался от кровоизлияния в мозг. Сразу архим. Иоанн известил м[итрополита] Николая, м[итрополита] Алексия, меня и о.Н.Ф.Колчицкого. Мы с м[итрополитом] Алексием прибыли в конце восьмого часа, за нами о.Колчицкий. М[итрополит] Николай уже был там и отслужил панихиду. Патриарх покоился на кровати, в подряснике, как уснул утром в 6 час, побродив по кабинету в ожидании приезда врача (ежедневный утренний визит). В 8 час. отслужил панихиду тут же в кабинете около кровати м[итрополит] Алексий. Известили председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г.Карпова. Он немедленно явился и с м[итрополитом] Алексием и м[итрополитом] Николаем осмотрели письменный стол Патриарха, нашли завещание и вскрыли его в присутствии членов Синода. Завещание (от 12 окт.1941 г.) назначало Патриаршим местоблюстителем м[итрополита]Алексия Симанского, и в случае невозможности для него - арх[иепископа] Сергия Гришина, а затем м[итрополита] Николая Ярушевича. Было постановлено: считать м[итрополита] Алексия вступившим в должность Патриаршего Местоблюстителя, опубликовать пункт 1-й завещания (причем м[итрополит] Николай особенно решительно настаивал, чтобы о вторых кандидатах не упоминать «во избежание разговоров»)... Мы занялись обсуждением вопроса о месте погребения. Были варианты – на кладбище Новодевичьего монастыря, в Черкизове и – кажется моя мысль – в храме Елоховском. Поехали осмотреть, сообщили Карпову, и по обсуждении и осмотре, решили остановиться на последнем варианте – у левого придела Елоховского собора... Не пишу здесь о значении Патриарха Сергия. Об этом будет много сказано в печати. Лично ко мне он всегда относился с вниманием и уважением, и он же призвал меня и к святительскому служению. Да будет ему вечная память!» - рассказывает дневник архиепископа Григория о кончине Святителя.
15 мая было экстренное заседание Синода, на котором митрополит Алексий вступил в должность Местоблюстителя. Затем архиепископ Григорий и митрополит Алексий составили сообщение о печальном событии для ЖМП. После облачения почившего Патриарха и панихиды архиереи осматривали место погребения, которое ранее предложил архиепископ Григорий. Митрополит Алексий предложил Владыке Григорию перейти в Ленинград с наименованием Псковским и Порховским. В тот же день в соборе Г.Г.Карпов сообщил архиеп. Григорию, что его ходатайство об открытии Богословско-пастырских курсов в Саратове удовлетворено по личному разрешению И.В. Сталина.
У современных историков есть разные мнения относительно изменения церковно-государственных отношений во время войны. Наиболее очевидным объяснением является то, что в самый первый день войны посланием митрополита Сергия к пасомым Церковь встала на защиту Родины. В Ульяновске молился митрополит Сергий, в Москве митрополит Николай, в блокадном Ленинграде, где умерли от голода дочь и двое сыновей Владыки Григория, молился митрополит Алексий. В Казани молился архиепископ Андрей, в Куйбышеве архиепископ Алексий… В прифронтовом Саратове молился Владыка Григорий.
В октябре 1942 года после многолетнего перерыва в Саратове открылся Свято-Троицкий собор, и вскоре после Рождественского архиерейского служения 1943 года был освобожден город Курск и одержана победа под Сталинградом, а в июле была победа на Курской дуге.
Единственный в городе храм был полон. «Помолились, – и победы на фронте», – сказал саратовский врач, профессор М.П. Кутанин.
26 мая 1944 г., Владыка Григорий был перемещен на Псковскую кафедру с титулом архиепископа Псковского и Порховского, с поручением управлять епархиями Ленинградской, Новгородской и Боровичской, проживание ему было определено в Ленинграде. С 5 сентября 1944 г. к этому добавилось временное управление Олонецкой и Вологодской епархиями, а с декабря 1944 до 24 июня 1945 гг. – Рижской, с 1946 г. – Эстонской.
На Саратовской кафедре архиепископ Григорий пробыл 1 год и 8 месяцев. Он принял 4 церкви: 1 в Саратове и 3 в Сталинградской области, а оставил 22. В Саратовской епархии 4, и 18 – в Сталинградской области. Из-за перевода Владыки в Псков вопрос о курсах в Саратове был отложен.
14 июня 1944 года в помещениях Новодевичьего монастыря открылся Богословский институт и Богословско-пастырские курсы.
С лета 1944 г., как это следует из дневника Владыки, Патриарший Местоблюститель митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий и архиепископ Псковский и Порховский Григорий начали активную подготовку к Поместному Собору. Составление документов и выработка процедуры проведения Собора проводилась как во время приездов будущего патриарха в Ленинград, так и в Москве на сессиях Синода 14-18 июля и 3-9 октября 1944 г. Был принят порядок созыва Собора, предложенный архиепископом Григорием, также он составил форму отчета епархиального архиерея патриарху и проект обращения Поместного собора к Русской Православной Церкви.
«В Синоде нет решительного и твердого руководства: все прислушиваются – что скажет Карпов... То же, что в прежнем Синоде при властном обер-прокуроре. Но тогда была иная ситуация: и правительство, и Синод были заинтересованы в одном, а теперь правительству нет дела до чисто церковных и религиозных дел, а имеются в виду только цели чисто государственные», – писал Владыка в дневнике в 1944 году.
Владыка считал, что не следовало дожидаться, что скажет Карпов, который при всем хорошем отношении государства к Церкви, возникнувшем после сентября 1943 года, не знал даже, что именно для Церкви было необходимо. По его мысли, самим епископам нужно проявлять инициативу и восстанавливать институты Русской Православной Церкви.
В «Положение об управлении РПЦ» Владыка Григорий внес поправки в п.п.12, 19, 30, 34, 42 и др. Именно он предложил внести в этот документ, устраивающий церковное управление в пределах Московского Патриархата, параграф 22 (первоначально был п.23) – об организации при Св. Синоде особых отделов: учебного, издательского, внешних церковных сношений, миссионерского, хозяйственного, что определило структуру высшего церковного управления, основные черты которого сохраняются и по сей день.
31 января 1945 года в Москве, на первом заседании Поместного Собора, избравшего нового патриарха, архиепископ Григорий выступил с докладом «Положение об управлении Русской Православной Церкви». Он записал в то время в дневнике: «Патриарх Антиохийский Александр ΙΙΙ неоднократно мне делал отзывы: Россия теперь самая могущественная, самая первая по значению страна в мире. Структура её такова, что дает возможность талантам из народа свободно подниматься до самых вершин управления; это обещает прилив свежих, здоровых сил к управлению. Богословский институт, куда свободно идут люди свободных профессий – медики, техники, педагоги, идут по призванию, дает новые свежие силы Церкви. При этой мощи Русской Православной Церкви и нам – малым по количеству верующих церквам – окажет помощь и даст силу... об этом говорили в своих речах и тостах все представители приехавших делегаций».
3 апреля 1946 года Владыка Григорий составил «Положение» об Учебном Комитете. 4 апреля на заседании Св. Синода были утверждены «Положения» Отдела внешних церковных сношений, Учебного Комитета и Миссионерского Совета при Св. Синоде.
«Положения» о Духовных академиях и Духовных семинариях с учебными планами митрополит Григорий составил в июне 1946 года, после того как 6 июня, на совещании у Г.Г. Карпова, было получено разрешение правительства на открытие трех академий и на преобразование Богословско-пастырских курсов в семинарии. 19 июня «Положения» были утверждены Учебным комитетом, а 20 июня – Св. Синодом. Владыка записал в дневнике: «20 июня 1946 г. …теперь твердая база положена в основание организации Духовных Академий и Духовных семинарий».
Ровно 65 лет назад, 14 октября, в Праздник Покрова Божией Матери, была открыта Ленинградская Духовная академия и семинария, а вскоре Богословский институт и богословско-пастырское училище в Москве были преобразованы соответственно в Московскую Духовную академию и семинарию. В 1948 году семинарий в СССР было уже восемь. В апреле 1950 года митрополит Григорий возвел в сан архимандрита наместника подведомственного Владыке и уже практически восстановленного после войны Псково-Печерского монастыря игумена Пимена, будущего Патриарха Московского и всея Руси и тогда же благословил на первое пастырское служение Патриарха Алексия, получившего высшее богословское образование в созданных Владыкой духовных школах северной столицы.
Помимо управления Ленинградской и др. епархиями, а также руководства Учебным комитетом при Св. Синоде, постоянный член Св. Синода митрополит Григорий активно участвовал во внешнецерковной деятельности: в апреле 1945 г. возглавил первую заграничную делегацию РПЦ – в Болгарию, на торжества по случаю примирения Болгарской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом. В октябре 1945 г. совершил поездку в Финляндию для переговоров с архиепископом Карельским и всей Финляндии Германом (Аавом) о восстановлении канонических связей между Московским Патриархатом и Финляндской Православной Церковью, а также для воссоединения с РПЦ братии Спасо-Преображенского Валаамского и Коневецкого Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря и находившихся в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) 2 русских общин Хельсинки. 27 февр. 1946 г. митрополиту Григорию было поручено управление Эстонской епархией и присоединившимися приходами и монастырями Финляндии. В мае 1946 г. он сопровождал Патриарха Алексия во время его визита в Болгарию; в августе 1946 г. возглавил делегацию Московского Патриархата на погребение митр. Евлогия (Георгиевского) в Париже, где принял ряд мер для решения проблем, связанных с Западноевропейским экзархатом РПЦ; в ноябре – декабре того же года совершил паломническую поездку по Ближнему Востоку, посетил русские приходы и провел переговоры Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским Патриархами; в мае – июне 1947 г. сопровождал Патриарха Алексия во время визита к Румынскому Патриарху Никодиму (Мунтяну). С июля по октябрь того же года в качестве полномочного представителя Патриарха митрополит Григорий находился в командировке в США, целью которой были переговоры с Сан-Францисским митр. Феофилом (Пашковским) относительно воссоединения с РПЦ Митрополичьего округа в Северной Америке, который он возглавлял, и нормализация дел экзархата Московской Патриархии в Северной и Южной Америке. Митрополит посетил все приходы экзархата. В июле 1948 г. Владыка участвовал в торжествах в честь 500-летия автокефалии РПЦ и в Совещании Глав и представителей Поместных Православных Церквей в Москве 8–18 июля 1948 г., на котором возглавлял комиссию «Экуменическое движение и православная Церковь». Летом 1950 г. он вторично посетил Антиохийский Патриархат, в 1953 г. — Болгарию, где представлял РПЦ на торжествах в честь восстановления патриаршества и интронизации Болгарского Патриарха. В мае 1952 г. принимал участие в работе конференции всех Церквей и религиозных объединений СССР, посвященной вопросам защиты мира.
7 января 1948 г. указом Патриарха Алексия митрополит Григорий был награжден правом предношения Креста за богослужением; в 1950 г. к 80-летию — правом ношения двух панагий. Во время зарубежных визитов Владыка был удостоен наград Поместных Православных Церквей: ордена святых апостолов Петра и Павла 1-й степени (Антиохийский Патриархат), ордена св. ап. Марка 1-й степени (Александрийский Патриархат), юбилейных медалей Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов и ордена Ливанского кедра 1-й степени. В 1946 г. награжден болгарским правительством орденом «За гражданские заслуги» 1-й степени.
Во всех зарубежных поездках Владыка посещал духовные учебные заведения там, где они были, и стремился к налаживанию взаимоотношений с ними возрожденных духовных школ Русской Православной Церкви. Владыка и ректоры Ленинградской Академии с гордостью показывали многочисленным церковным делегациям свои духовные школы, а гордиться было чем, особенно библиотекой.
В октябре 1955 г. митрополит Григорий возглавил делегацию в Румынию на торжества по случаю 70-летия автокефалии и канонизации святых, в Румынской Церкви просиявших, где также провел переговоры с представителями Константинопольского Патриархата относительно статуса Финляндской Православной Церкви. Это была его последняя командировка.
«Исключительная роль в возрождении не только Ленинградской академии, но всего духовного образования в нашей Церкви принадлежит митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову). Как в свое время святитель Филарет Московский стоял у истоков открывшейся в 1809 году Петербургской духовной академии, так и митрополит Григорий посвятил становлению и развитию богословского образования в возрожденной после Великой Отечественной войны духовной школе всю свою творческую энергию, богатый опыт и знания» - сказал Святейший Патриарх Кирилл в своем приветствии участникам торжеств по поводу 65 летия возрождения Санкт-Петербургских духовных школ в день их престольного праздника святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 9 октября 2011 года.
В приветственном слове на открытии III Международной научно-богословской конференции СПбПДА «Актуальные вопросы богословских исследований» 5 октября 2011 г. ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии епископ Гатчинский Амвросий сказал:
«Дорогие участники и гости конференции!
Сердечно приветствую всех, кто приехал разделить вместе с нами радость отмечаемых событий. Одно из них – это 65-летний юбилей возрождения Ленинградских духовных школ в 1946 г. В это время под руководством одного из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви XX века – митрополита Григория (Чукова) – произошло то, что, по сути, сохранило богословскую и пастырскую науку в нашей стране. Нам сейчас трудно понять, скольких трудов и сил стоило возобновление деятельности церковного вуза в условиях жесткой антирелигиозной неприязни. Но сегодня мы можем и должны осознать, к каким результатам привел этот смелый и ответственный шаг. 65 лет – это не очень много, но и не так мало. За этот период произошло много важных событий, и, несмотря на различные трудности и проблемы, академия шла по пути своего призвания».
Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий покоится в крипте Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры, открытого его многолетними трудами в то время, когда храмы в стране практически уже не открывались.
Первое, что, как говорят, сделал епископ Гатчинский Амвросий, когда прибыл на свое ректорское служение в СПбДА, это помолился на могиле Владыки Григория.
«Поздравляю тебя с днем твоего Ангела. Сердечно желаю тебе жить сообразно твоему имени по сказанному: по имени и житие твое да будет», – писал в одном из своих писем к чадам преподобный иеросхимонах старец Амвросий Оптинский.
Приснопоминаемый Владыка митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий на протяжении своего 12-летнего нелегкого архипастырского пути имел небесную помощь святого мученика, претерпевшего гонения, обратившего ко Христу нечестивого царя и просветившего верой Христовой свой народ. Приснопоминаемый Патриарх Сергий знал, что именно такая помощь нужна была епископу Русской Православной Церкви в 1942 году. Ведь это он выбрал небесного заступника митрополиту Григорию, и Владыка не посрамил имени святого Георгия Просветителя, в честь которого он был пострижен в монашество.
Параллели между историей РПЦ XX в. и историей древней Церкви – есть ли они?
13 октября (30 сентября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память: Сщмч. Григория еп., просветителя Великой Армении. Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца. Свт. Михаила, первого митр. Киевского. Сщмч. Прокопия пресвитера. Сщмчч. Петра, Вячеслава, Петра, Симеона, Василия пресвитеров, Серафима диакона, прмц. Александры, мчч. Алексия и Матфея, мц. Аполлинарии. Сщмч. Леонида пресвитера. Мцц. Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти святых дев и 70-ти мужей. Свт. Мелетия, патриарха Александрийского. Прп. Акакия Латрийского. 2 прмцц. и 1000 мчч. мечем усеченных. Мч. Стратоника. Мч. Мардония. Сщмч. Симеона (Лилеева), протоиерея; сщмч. Александра (Орлова), протоиерея; сщмч. Петра (Пушкинского), протоиерея; сщмч. Петра (Соловьева), протоиерея; сщмч. Василия (Гурьева), священника; сщмч. Вячеслава (Занкова), священника; прмц. Александры (Червяковой), схимонахини; мч. Алексия (Серебренникова); мч. Матфейя (Соловьева), ктитора; мц. Аполлинарии (Тупицыной).
Как говорят историки и богословы, по количеству убиенного священства и мирян первая половина XX века для РПЦ сравнима с первыми веками нашей эры, когда происходили массовые гонения на христиан.
После встречи русских митрополитов со Сталиным и Собора 1943 года, а вернее еще с 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, массовое истребление священства и мирян было прекращено, и Церкви была дана возможность восстановления. К концу 1948 года в отношениях государства и Церкви наступило охлаждение, однако новое решительное наступление началось только в 1954 году после смерти Сталина. 7 июля 1954 вышло постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения». 31 августа того же года митрополит Григорий подал Патриарху Алексию (для передачи в Совет по делам РПЦ) доклад «О нежелательных результатах и несправедливости ожесточенной антирелигиозной пропаганды, направленной против Русской Православной Церкви» (ГАРФ. Ф.6991. Оп.7.Д.137.Л.61.).
Он изложил в своем докладе факты нарушений закона при закрытии храмов, говорил об увеличении числа хулиганских выходок в отношении духовенства и верующих, о вандализме и поджогах церквей и молитвенных домов, о травле духовенства в печати, указывал на нежелательные результаты антирелигиозной пропаганды.
9 октября 1954 г. на годовом акте в ЛДА Владыка выступил с речью, резко критикующей действия властей и основные «научные доводы» атеистических публикаций. Студентам Духовной академии он сказал: «Если люди неверующие, а они всегда были на пространстве истории человеческой наряду с людьми верующими, считают нас «невеждами» и «отсталыми» только за то, что мы веруем в Бога, то постараемся еще более укреплять себя постоянною молитвой в живой горячей вере в Бога и пламенеть огнем всеобъемлющей любви к нему, как к Отцу и к людям, как братьям».
Но 10 ноября 1954 года вышло уже другое постановление того же ЦК «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения».
Митрополит записал тогда в дневнике: «11 ноября 1954 г. В Правде появилось постановление «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». Впечатление большое и значение громадное. Это, по-видимому, прямой ответ на представленный Патриархом Правительству (Карпову) мой доклад от 31 августа. За ужином у Карпова были разговоры общего характера по этому поводу. Во время ужина молчал по этому поводу только м[итрополит] Николай...» «12 декабря 1954 г. Сегодня по радио сообщили, что Патриарх был на приеме у Маленкова. Это хорошо, я усиленно настаивал ему на этом, когда подал ему доклад по поводу травли газетной на Церковь и религию».
Новый виток хрущевских гонений на несколько лет был отодвинут.
Проводятся ли исторические параллели между гонениями, которым подверглась Русская Православная Церковь в XX веке, с гонениями на христиан в первые века христианства? Да, когда говорится о числе мучеников прошедшего века, и, наверное, нет, если пока подобных исследований практически нет.
В первые века христиане терпели гонения от иудеев, язычников и от императоров. Следует ли рассматривать гонения XX в. только как гонения, исходившие «от императоров», и иметь при этом в виду только Сталина и Хрущева, а не Ленина и Троцкого в первую очередь?
Прот. Владислав Цыпин пишет: «На рубеже III и IV веков произошло событие, предвосхищавшее и упреждавшее издание Миланского эдикта, который даровал христианам свободу и открыл путь к вступлению империи в союз с Церковью».
Следует ли считать Собор 1943 года аналогом Миланского эдикта, или всего лишь подобием эдикта Галерия? Назовут ли будущие историки Церкви Сталина – Константином Великим, а Хрущева – Юлианом Отступником? Или, может быть, они станут называть Сталина Диоклетианом или Тиридадом? Возможно, это покажут будущие работы историков церкви – выпускников возрожденных духовных школ.
Но надо помнить, что есть у нас святой Григорий Просветитель Армении, по молитвам которого даже «нечестивый царь смутися», а не то что отдельные воинствующие безбожники.
Молитвами свт. Григория, избави Господи Русскую Православную Церковь от расколов и гонений, от безбожников и атеистов!
В России мощам святого мученика Григория Просветителя можно поклониться в армянской церкви святой Екатерины в Санкт-Петербурге на Невском проспекте.
Источники
1. Приветственная речь Святейшего Патриарха Кирилла в кафедральном соборе Эчмиадзина 16 марта 2010 г. http://www.patriarchia.ru/db/text/1114986.html
2. Патриаршее поздравление по случаю празднования 65-летия возрождения Санкт-Петербургских духовных школ http://www.spbda.ru/news/a-1391.html
3. Григорий Просветитель. Православная Энциклопедия http://www.pravenc.ru/text/168061.html
4. «Агафангел». Православная Энциклопедия http://www.pravenc.ru/text/63198.html
5. Свт. Дмитрий Ростовский. Жития Святых http://azbyka.ru/?otechnik/zhitie=*t930_grigorij
6. Цыпин Владислав, прот. Церковь в эпоху от гонений Деция до начала гонений Диоклетиана. Часть 3. http://www.pravoslavie.ru//arhiv/42070.htm
7. Акутюнян Л.В. Догматико-культовые особенности Армянской Апостольской Церкви.http://www.karabah88.ru/history/raznoe/09_dogmatiko-kultovye_osobennosti_armianskoy_apostolskoy_cerkvi.html
8. «Неизвестная Церковь»: интервью с клириками Армянской Апостольской Церкви Ованнесом Асатряном и Азатом Багдарасяном, профессорскими стипендиатами Московской духовной академии http://www.bogoslov.ru/text/320965.html
9. Привественное слово епископа Гатчинского Амвросия участникам ΙΙΙ Международной научно-богословской конференции http://www.spbda.ru/news/a-1368.html
10. Григорий (Чуков), митр. Дневник, фрагменты, документы, фотографии. Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова) © Александрова Л.К. СПб. 2011.
11. Александрова-Чукова Л.К. Григорий (Чуков), митрополит Ленинградский и Новгородский (персона) http://www.bogoslov.ru/persons/482393/index.html
12. Ее же. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды. К 50-летию преставления //СПбЕВ.2007.Вып.34.С.17-131.
13. Александрова-Чукова Л.К., Шкаровский М.В. Митрополит Григорий (Чуков): возвращение церкви храмов Александро-Невской Лавры. Там же. С.134-146.
14. Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия (Гренков) (1812 - 1891) к мирским особам. Ч. I. М., 1906. http://dugward.ru/library/svotech/amvrosiy_blagie_pojelaniya.html
15. Казаков М.М. «Обращение» Константина и Миланский эдикт. http://jhistory.nfurman.com/lessons10/rannee04.htm