Исследование выгорания в среде епархиального духовенства
В статье демографа Маркантонио Кальтабиано приводятся результаты исследований, проведенных в 2004–2005 гг. по большей части среди настоятелей приходов и приходских викариев г. Падуя (область Венето), а также преподавателей религии, капелланов, ассистентов религиозных учреждений и т.д. Целью исследования было выявление синдрома выгорания среди епархиальных священников и определение причин его возникновения. Перевод — Юлия Вилкеева. На русском языке публикуется впервые.
Статья

Процесс исследования

1. Сбор данных

Исследование проводилось в три этапа в течение пятинедельного семинара в местечке Борка ди Кадоре (Borca di Cadore (BL)).

Сначала участники должны были анонимно заполнить стандартную версию Maslach Burnout Inventory (наиболее распространенный опросник для измерения синдрома выгорания). Из 806 священников Падуанского диоцеза в тестировании участвовало 400 человек. Среди отсутствующих большую часть составляли лица преклонного возраста или больные, т.е. те, кто неактивно исполняют служение либо значительно сократили свою пастырскую деятельность: по определению они уже не могут быть подвержены выгоранию, т.к. речь идет о рабочем синдроме. Отсутствовали также священники, служащие за пределами диоцеза, как, например, некоторые миссионеры fidei donum.

С другой стороны, нельзя исключать того, что среди отсутствовавших 200 священников, активно исполняющих свое служение, процент пораженных этим синдромом может быть выше, чем среди присутствовавших на семинаре, и что именно выгорание могло стать причиной отсутствия некоторых из них.

В вышеупомянутый опросник (MBI) не было внесено никаких изменений, хотя некоторые из священнослужителей подвергли критике использование таких терминов, как «работа», «аудитория», которые не казались им подходящими для определения своего служения. Разумеется, были внесены изменения в демографический блок, т.к. не имеет смысла спрашивать у священника о его принадлежности к мужскому или женскому полу или о семейном положении.

2. Качество данных

Некоторые анкеты были исключены ввиду того, что были заполнены некорректно, или в них отсутствовала большая часть ответов. В результате количество использованных анкет составило 321.

Количество неответов на вопросы MBI не превысило 1%, за исключением вопросов №4 («Я прекрасно понимаю, что чувствует моя аудитория»), где неответов было 5,0 %, №19 («Я сделал много ценного в своей работе») – 2,5% неответов и №7 («Я успешно решаю проблемы своей аудитории») с 2,2% неответов.

В качестве предполагаемых причин неответов на эти вопросы были высказаны следующие предположения: вопрос №4 был проигнорирован ввиду невозможности дать точный ответ («Как я могу знать, действительно ли понимаю свою аудиторию или только думаю, что понимаю?»), вопросы №19 и №7, возможно, вступили в конфликт с определенным понятием о смирении у некоторых священников.

Что касается демографического блока, то неответов было меньше, за исключением вопроса о среднем количестве часов в неделю, посвященных служению, на который многие священники не смогли или не захотели ответить, или отвечали «всегда», «всегда, когда не сплю», «много», «не считаю» и т.д., а также указывали число, превышающее 18 часов в день. Такой тип ответов уже был зафиксирован в литературе на эту тему и назван «синдром проживания в церкви», определяя пастырское служение, которое прерывается только на время ночного отдыха, без различия между частной жизнью и служением. Во всех этих случаях количество часов в неделю определялось при помощи как известных величин, так и на основе переменных, установленных по данным демографического блока.

Наконец, все респонденты не поняли вопрос «Сколько лет вы исполняете эту обязанность», т.к. он относился не ко всему периоду священнослужения, а ко времени, проведенному на последнем месте исполнения пастырской деятельности. По этой причине, если количество лет священнослужения совпадало с количеством лет с начала последнего назначения и превышало 20, тогда период с начала последнего назначения вычислялся так: количество лет священнослужения минус 10. Поскольку епархиальные священники Падуанского диоцеза никогда не становятся настоятелями сразу после рукоположения, а назначаются приходскими викариями (вице-настоятелями) на период, длящийся около 10 лет.

3. Характеристики выборки

Средний возраст респондентов оказался ниже среднего возраста всей совокупности священнослужителей Падуанского диоцеза. Как видно из таблицы 1, данные о возрастной группе от 50 до 59 лет и о группе от 60 до 69 весьма схожи, однако возраст значительной части священников еще не достиг 50 лет и только 37-ми – за семьдесят. Подобное можно сказать о количестве лет священнослужения: преобладают в выборке пресвитеры со стажем меньше 20-ти лет, а менее всего представителей духовенства, служащих более 40 лет.

 

Таблица 1

Процентное соотношение возрастных групп из общего числа священников Падуанского диоцеза и из числа респондентов

 

Возрастная группа

 

 

Выборка

 

Диоцез г. Падуя

25-29

5,3%

3,0%

30-39

20,9%

14,9%

40-49

21,2%

16,8%

50-59

17,8%

18,7%

60-69

23,4%

23,7%

70-80

11,5%

22,8%

Итого

100%

100%

Общее количество

321

731

 

Немногим менее половины респондентов проживают с другими священниками (48%), большинство из них лишь с одним (29,3%). Кроме того, треть проживает с людьми не в сане (таблицы 2 и 3).

 

Таблица 2

Соотношение по количеству священников, с которыми проживают респонденты

Число священников, с которыми проживает респондент

%

0

167

52,0

1

94

29,3

2-3

32

10,0

>3

28

8,7

Итого

321

100

 

Таблица 3

Соотношение по числу людей, не имеющих сана, с которыми проживают респонденты

Число людей, с которыми проживает респондент

%

0

205

63,9

1

76

23,7

2-3

18

5,6

>3

22

6,9

Итого

321

100

 

Что касается деления по образовательному уровню, треть респондентов посещали начальные курсы богословия, но не сдали экзамены на степень бакалавра, вторая треть получила степень бакалавра, и лишь пятая часть получила более полное образование (аттестат или докторскую степень по церковным дисциплинам, диплом гражданского вуза или постдипломную специализацию) (таблица 4).

По большей части респонденты являются настоятелями приходов (68,2%) или приходскими викариями (17,4%). Количество священников, выполняющих другие обязанности, составило 15% от общего числа респондентов.

 

Таблица 4

Соотношение респондентов по образовательному уровню

Уровень образования

 

%

Аттестат начальной средней школы

4

1,2

Диплом высшей средней школы

38

11,8

Начальные богословские курсы

(без степени бакалавра)

116

36,1

Бакалавриат

99

30,8

Аттестат по церковным дисциплинам

или диплом гражданского вуза

46

14,3

Докторат по церковным дисциплинам или постдипломная специализация

18

5,6

Итого

321

100

 

Таблица 5

Соотношение респондентов по выполняемым обязанностям

Обязанности

 

%

Настоятель храма

219

68,2

Приходской викарий

56

17,4

Преподаватель

10

3,1

Директор отдела или учреждения

14

4,4

Ассистент ассоциации

9

2,8

Капеллан больницы или другого учреждения

6

1,9

Принимающий исповедь

2

0,6

Ассистент в семинарии

5

1,6

Итого

321

100

 

Количество часов служения в неделю распределяется достаточно равномерно во всех группах (таблица 6), с перевесом в группе с 57-70 часами в неделю (33,3%), также существенная доля респондентов представлена в группе с 98 часами в неделю (т.е. более 14 часов в день).

Таблица 6

Соотношение респондентов по количеству часов служения в неделю

Часы служения в неделю

 

%

<43

20

6,2

43-56

49

15,3

57-70

107

33,3

71-84

73

22,7

85-98

24

7,5

>98

48

15,0

 

321

100

 

В конечном счете, данная выборка может вполне считаться показательной для Падуанского диоцеза и немного менее показательной в отношении священников преклонного возраста, которых, однако, с большой вероятностью можно считать не подверженными синдрому выгорания ввиду того, что они редко исполняют пастырские обязанности активно.

 

Результаты теста MBI

1. Качество результатов

Для базового анализа данных был использован статистический пакет SPSS 13.

В первую очередь был проведен расчет внутренней согласованности трех подшкал, посредством подсчета коэффициента Альфы Кронбаха (таблица 7). Показатель оказался надежным для подшкал «Эмоциональная истощенность» (ЭИ), с Альфой равной 0,82, и «Личностная реализация» (ЛР), с Альфой равной 0,78. Результат оказался менее удовлетворительным для подшкалы «Деперсонализация» (ДП) – Альфа равна 0,56 (подобное значение было получено и для монашествующих в 2004 г.). Этот малоудовлетворительный результат, возможно, зависит от меньшей согласованности между ответами этой подшкалы (5, 10, 11, 15, 22). Вероятно, многие священники в своих ответах на вопросы этой подшкалы предпочли не сознаваться в некоторых трудностях и проблемах. Отсюда меньшая согласованность.

 

Таблица 7

Внутренняя согласованность трех подшкал

Шкала

Альфа Кронбаха

ЭИ

0,82

ДП

0,56

ЛР

0,78

 

Взаимное соотношение между тремя подшкалами оказалось хорошим (таблица 8).

 

Таблица 8

Коэффициент соотношения между тремя подшкалами

Соотношения

ЭИ

ДП

ЛР

ЭИ

1

.

.

ДП

0,45

1

.

ЛР

-0,30

-0,38

1

 

Результаты факторного анализа ответов соответствуют результатам, полученным Maslach и  Jackson.

Что касается подшкалы «Эмоциональное истощение», наибольший вес имеет вопрос №8 («Я испытываю истощение от работы»), а для подшкалы «Личностная реализация» – вопрос №7 («Я успешно решаю проблемы своей аудитории»).

Иной результат был получен для монашествующих в подшкале ЛР, где наибольший вес имеет вопрос №16 («У меня возникает нервное напряжение от работы при прямом контакте с людьми»), возможно, по причине различного типа служения, подразумеваемого в двух выборках (апостольско-пастырское для священников; санитарное и общественно-благотворительное для монашествующих).

Для ДП больший вес имеет вопрос №5 («Мне кажется, что я обращаюсь с некоторыми людьми из моей аудитории, как с предметами»), который напрямую связан с деперсонализацией среди епархиальных священников.

 

Таблица 9

Повернутая матрица компонентов (Rotated Component Matrix)

Подшкалы MBI

Компоненты

 

 

 Эмоциональное истощение

1

2

3

1      Я чувствую себя эмоционально опустошенным

0,64

-0,19

0,22

2      В конце рабочего дня я чувствую себя смертельно уставшим

0,74

0,09

-0,06

3      Я чувствую усталость утром перед началом рабочего дня

0,71

-0,05

0,00

6      Я чувствую, что мне тяжело работать с людьми целый день      

0,60

-0,08

0,27

8      Я испытываю истощение от работы

0,75

-0,15

0,03

13    Я испытываю разочарование от моей работы

0,55

-0,29

0,42

14    Мне кажется, что я слишком много работаю

0,51

0,24

0,26

16    У меня возникает нервное напряжение от работы при прямом контакте с людьми

0,51

-0,23

0,32

20    Я чувствую, что больше так продолжать не могу

0,48

-0,35

0,20

Деперсонализация

 

 

 

5      Мне кажется, что я обращаюсь с некоторыми людьми из моей аудитории, как с предметами

0,14

0,10

0,68

10    С тех пор, как я работаю здесь, я стал более холоден по отношению к людям

0,02

-0,16

0,54

11    Я боюсь, что эта работа может вызвать во мне эмоциональную черствость

0,19

-0,30

0,55

15   На самом деле мне все равно, что происходит с некоторыми людьми в моей аудитории

0,08

-0,03

0,46

22   Мне кажется, что моя аудитория обвиняет меня в своих проблемах

0,18

-0,20

0,54

Личностная реализация

 

 

 

4     Я прекрасно понимаю, что чувствует моя аудитория

-0,03

0,48

0,03

7    Я успешно решаю проблемы своей аудитории

0,02

0,73

-0,18

9    Думаю, что я посредством своей работы позитивно влияю на жизнь окружающих

-0,04

0,65

-0,02

12  Чувствую, что я  полон энергии

-0,20

0,63

0,01

17  Чувствую, что легко могу привести свою аудиторию в доброе расположение духа

0,04

0,69

-0,18

18   Я чувствую радость и оживление от работы с моей аудиторией

-0,04

0,65

-0,35

19   Я сделал много ценного в своей работе

-0,10

0,52

-0,14

21   На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами

-0,23

0,51

-0,09

Дисперсия %

25,0

12,0

6,1

Суммарная дисперсия: 43,1%

 

 

 

 

Extraction Method: Principal Component Analysis (Метод отбора: Анализ главных компонентов). Rotation Method: Varimax with Kaiser Normalization (Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера).

2. Нормативные значения

Таблица 10

Результаты теста MBI для выборки

Субшкала

ЭИ

ДП

ЛР

Среднее

15,18

6,45

36,22

Медиана

14

6

38

Стандартное отклонение

8,63

4,79

6,88

Коэффициент асимметрии

0,47

0,80

-0,87

Коэффициент эксцесса

-0,20

0,38

1,35

 

Нормативные значения

 

 

 

 

Первая терциль

10

4

34

Вторая терциль

18

8

40

321

321

321

 

 

Анализ классификации

Была выполнена также иерархическая кластеризация (таксономия) (исчисление: квадрат евклидова расстояния, Метод объединения или связи: средняя связь между группами, заранее установленное число групп), которая позволила сгруппировать респондентов по признаку близости значений в трех подшкалах. 

Таблица 12

Медианы трех индикаторов в шести группах, полученных в результате кластеризации

Группа

ЭИ

ДП

ЛР

 

1 Уставшие

22

3

38

19

2 Выгоревшие

19

9,5

32

124

3 Неудовлетворенные

11,5

2,5

30,5

28

4 Все прекрасно

10

3

41

124

5 Довольствующиеся своей ролью

8

8

41,5

12

6 Оперативные терпящие*

25,5

12

42,5

14

Первая терциль выборки

 10

4

34

321

Вторая терциль выборки

18

8

40

321

* Священники, которые уверены, что хорошо справляются со своей работой, но в то же время испытывают затруднения в ситуации, в которой они находятся

Проживание со священниками или с иными людьми не имеет видимой связи с полученными категориями. Но следует обратить внимание на то, что в группе «все прекрасно» преобладают респонденты, проживающие одни, однако 58% «уставших» также живут одни, между тем как 2/3 «оперативных терпящих» живут с другими священниками.

Связь с возрастом особенно значима (таблица 13): действительно, 2/3 наиболее молодых священников находятся в группе риска – процент, который значительно ниже в других возрастных группах. Однако это может быть всего лишь следствием временного кризиса, связанного с возрастом и неопытностью.

Наилучшая ситуация обнаруживается среди пятидесятилетних, в то время как среди респондентов старше семидесяти увеличиваются затруднительные ситуации.

Таблица 13

Деление на категории по возрастным группам

Возрастные группы (%)

25-29

30-39

40-49

50-59

60-69

70-80

Уставшие

5,9

9,0

4,4

3,5

4,0

10,8

Выгоревшие

64,7

34,3

39,7

35,1

41,3

32,4

Неудовлетворенные

-

11,9

5,9

3,5

10,7

16,2

Все прекрасно

29,4

38,8

36,8

43,9

41,3

32,4

Довольствующиеся своей ролью

-

3,0

5,9

7,0

-

5,4

Оперативные терпящие

-

3,0

7,4

7,0

2,7

2,7

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

Следует отметить связь между уровнем образования респондентов и их распределением в группы: показательны данные в группе «все прекрасно» – тем больше респондентов чувствуют себя хорошо, чем выше уровень их образования; в группе «выгоревших», наоборот – тем меньше участников исследования подвержены этому синдрому, чем выше их образовательный уровень. Следует отметить, однако, что среди тех, кто имеет степень доктора по церковным дисциплинам или получил постдипломную специализацию, растет число «неудовлетворенных», факт, возможно, связанный с некоторой неудовлетворенностью при исполнении пастырских обязанностей.

Необходимо также подчеркнуть, что эта связь между уровнем образования и выгоранием может быть следствием, кроме определенного защитного эффекта образования, способности лучше справляться с жизненными трудностями (лучшая копинг-стратегия): ее могли развить респонденты как в период обучения, так и в процессе пастырской работы.

 

Таблица 14

Деление по категориям и уровню образования

Уровень образования  (%)

 

a

b

c

d

e

Уставшие

2,4

6,0

6,1

6,5

11,1

Выгоревшие

57,1

38,8

34,3

32,6

33,3

Неудовлетворенные

7,1

6,0

9,1

13,0

16,7

Все прекрасно

26,2

39,7

43,4

37,0

38,9

Довольствующиеся своей ролью

2,4

5,2

2,0

6,5

-

Оперативные терпящие

4,8

4,3

5,1

4,3

-

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

a = Диплом высшей средней школы или ниже

b = Начальные богословские курсы (без степени бакалавра)

c = Бакалавриат

d = Аттестат по церковным дисциплинам или диплом гражданского вуза

e = Докторат по церковным дисциплинам или постдипломная специализация

 

Что касается пастырской деятельности (таблица 15), ввиду низкой численности других подгрупп, мы остановились на настоятелях, среди которых преобладают попавшие в группу «все прекрасно», и на приходских викариях: более 40% из них являются «выгоревшими» (однако следует иметь ввиду то, что было сказано на стр. 11 по поводу возраста) и только треть принадлежит к категории «все прекрасно», но количество «уставших» растет. «Неудовлетворенные» же одинаковым образом присутствуют и среди настоятелей.

 

 

Таблица 15

Соотношение категорий и пастырских обязанностей

Обязанности (%)

 

Настоятель или ректор святилища

Приходской викарий

Уставшие

4,6

7,1

Выгоревшие

37,9

46,4

Неудовлетворенные

8,2

8,9

Все прекрасно

41,1

32,1

Довольствующиеся своей ролью

3,7

3,6

Оперативные терпящие

4,6

1,8

Итого

100,0

100,0

 

Связь количества часов служения в неделю и принадлежности к той или иной групповой категории тоже является значимой (таблица 16): чем ниже пастырская активность, тем выше доля «выгоревших». И наоборот, респонденты в группе «все прекрасно» более активны, хотя подобная связь может быть всего лишь следствием желания священнослужителей соответствовать модели всегда активного священника, в особенности среди наиболее пожилых, которые понимают пастырскую деятельность как постоянное присутствие в храме.

 

 

Таблица 16

Соотношение групп. категорий и количества часов служения в неделю

Часы служения в неделю (%)

<56

56-70

70-84

>84

Уставшие

8,5

4,3

5,5

6,9

Выгоревшие

40,7

42,7

34,2

34,7

Неудовлетворенные

6,8

9,4

9,6

8,3

Все прекрасно

37,3

35,0

35,6

48,6

Довольствующиеся своей ролью

3,4

4,3

6,8

-

Оперативные терпящие

3,4

4,3

8,2

1,4

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

 

Наконец, связь количества лет служения (таблица 17) и принадлежности к той или иной групповой категории демонстрирует большее число ситуаций с негативной тенденцией среди пресвитеров с меньшим количеством лет служения, феномен, частота возникновения которого уменьшается с приобретением пастырского опыта. Существует, однако, исключение: среди священников с двадцатилетним стажем служения наблюдается значительный рост числа «выгоревших», «довольствующихся своей ролью» и «оперативных терпящих» – феномен, являющийся признаком ситуаций, которые в плане личностной реализации не всегда являются удовлетворительными.

Также наблюдается рост количества «неудовлетворенных» и «оперативных терпящих» после десяти лет исполнения одних и тех же обязанностей.

 

Таблица 17

Соотношение групп. категорий и количества лет служения респондентов

Годы служения (%)

<10

10-19

20-29

30-39

>39

Уставшие

6,7

7,8

1,7

7,7

5,5

Выгоревшие

43,3

35,9

42,4

33,8

38,4

Неудовлетворенные

10,0

7,8

1,7

6,2

16,4

Все прекрасно

35,0

40,6

33,9

49,2

34,2

Довольствующиеся своей ролью

1,7

3,1

11,9

-

2,7

Оперативные терпящие

3,3

4,7

8,5

3,1

2,7

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

Факторы, связанные с выгоранием

Для определения характеристик – из тех, что были выявлены в демографическом блоке, – связанных статистически с синдромом выгорания, был проведен анализ с помощью пробит регрессионной модели и модели линейной регрессии. Первая модель была использована для предварительного анализа связей между личными характеристиками и уровнями трех компонентов выгорания. Результаты этого анализа были исследованы при помощи моделей линейной регрессии, применены как к трем компонентам выгорания, так и к ответам на 22 вопроса теста MBI.

Для определения пробит-моделей значения, полученные респондентами в каждой шкале (ЭИ, ДП, ЛР), были разделены на квинтили, затем была определена отдельная модель для каждой шкалы.

Полученные результаты подтверждают то, о чем уже было сказано в описательном анализе, с наличием двух доминирующих факторов: образования и количества лет служения.

Образование играет защитную роль и уменьшает риск выгорания: священники, которые окончили начальные богословские курсы (тем более те, кто обладает степенью бакалавра), статистически меньше подвержены риску деперсонализации и недостаточной личностной реализации по сравнению с теми, кто имеет только диплом средней школы. В то же время, как показали результаты, уровень образования не влияет на риск эмоционального истощения.

Также существенным является стаж служения: священники, имеющие стаж пастырского служения более 30 лет, гораздо меньше подвержены риску эмоционального истощения по сравнению с теми, кто был рукоположен менее 10 лет назад. Однако ситуация среди священников со стажем служения 10-29 лет (в особенности 20-29 лет) не однозначна: по сравнению с пожилыми они статистически меньше подвержены риску неудовлетворенности личностной реализацией, но больше подвержены эмоциональному истощению и деперсонализации. Эта двойственность может быть связана с особенным положением этой группы респондентов: в этом возрасте можно получать значительное удовлетворение от результатов своего служения, однако приходится справляться со значительной нагрузкой, связанной с ответственностью и бременем пастырских обязанностей.

Эти результаты были обработаны при помощи некоторых моделей линейной регрессии, где линейная регрессия была соответственно значением, полученным в одной из подшкал, или ответом, данным на один из вопросов теста MBI, и независимые переменные – некоторые из характеристик, содержащихся в демографическом блоке вопросника.

Еще раз, образование является независимой переменной, которая, среди других, обратно пропорциональна показателям выгорания: действительно, при ее росте значительно уменьшается уровень эмоционального истощения (p = 0,07)* и деперсонализации (p = 0,01), увеличивается уровень личностной реализации (p<0,01). Кроме того, чем выше уровень образоваия, тем чаше респондент отвечает утвердительно на такие вопросы: «Я прекрасно понимаю, что чувствует моя аудитория» (p = 0,03), «Я успешно решаю проблемы своей аудитории» (p = 0,03), «Чувствую, что я  полон энергии»  (p = 0,05), «Я чувствую радость и оживление от работы с моей аудиторией» (p = 0,01), и уменьшается частота положительных ответов на вопросы: «Я испытываю истощение от работы»  (p<0,01). «На самом деле мне все равно, что происходит с некоторыми людьми в моей аудитории»  (p = 0,02), «У меня возникает нервное напряжение от работы при прямом контакте с людьми» (p = 0,04), «Я чувствую, что больше так продолжать не могу» (p<0,01).

* p означает возможность (probability) (нужно умножить на сто) того, что изменения зависимой переменной вследствие изменений независимой переменной зависят от случая.

Следующим особенно значимым фактором, как уже было сказано, является количество лет служения: при росте этого фактора уменьшается значение в субшкалах «Эмоциональное истощение» (p<0,01) и «Деперсонализация» (p = 0,09). Однако он не оказывает никакого влияния на личностную реализацию.

Чем больше количество лет служения, тем реже положительный ответ на вопросы: «Я чувствую себя эмоционально опустошенным» (p<0,01), «Я чувствую, что мне тяжело работать с людьми целый день» (p<0,01), «Я испытываю разочарование от моей работы»  (p = 0,02). Данный эффект, однако, может быть следствием более стереотипных ответов со стороны наиболее пожилых священников, хотя против этого замечания свидетельствует тот факт, что при росте числа лет служения снижается и энергичность (p = 0,02).

Влияние на риск выгорания других характеристик, выявленных в демографическом блоке, является более слабым. Упомянем кратко только некоторые из них.

Количество часов служения в неделю, пожалуй, неожиданным образом негативно связано  с эмоциональной и физической усталостью священника: при снижении количества часов растет число положительных ответов на вопросы: «Я чувствую усталость утром перед началом рабочего дня» (p = 0,02), «Я испытываю истощение от работы» (p = 0,04), «Я чувствую, что мне тяжело работать с людьми целый день» (p = 0,03).

Но здесь речь может идти о стрессе на работе, так как чем больше количество рабочих часов, тем чаще дается утвердительный ответ на вопрос: «Мне кажется, что моя аудитория обвиняет меня в своих проблемах»  (p = 0,08).

Временной промежуток исполнения священником своих обязанностей связан с эмоциональным истощением (p = 0,08), ведь чем больше он, тем чаще встречается утвердительный ответ на: «Я чувствую себя эмоционально опустошенным» (p = 0,07) и «Я чувствую усталость утром перед началом рабочего дня» (p = 0,07). Это также может оказаться следствием психической усталости, связанной с длительным периодом, посвященным исполнению одних и тех же обязанностей.

Тот же тип модели линейной регрессии, примененный ранее, был использован отдельно для каждого типа пастырских обязанностей. В этом случае зависимая переменная была значением, полученным в трех подшкалах, между тем как зависимые переменные были и здесь некоторыми из характеристик, содержащихся в демографическом блоке.

Для настоятелей храмов подтверждаются результаты, полученные ранее в отношении общих данных о священнослужителях: при росте уровня образования и количества лет служения полученные значения в подшкалах «Эмоциональное истощение» и «Деперсонализация» уменьшаются (p = 0,11 и 0,12 для ЭИ, p = 0,04 и 0,11 для ДП). Несколько отличается ситуация в подшкале «Личностная реализация», на которую позитивно влияет число других священников, с которыми проживает респондент (p = 0,08), возможно, вследствие помощи, оказываемой присутствием приходского викария и образованием (p = 0,06). Наоборот, оказывает негативное влияние количество лет служения (p = 0,05), возможно, это признак физической и/или эмоциональной усталости некоторых наиболее пожилых настоятелей.

Результаты, касающиеся других видов обязанностей, менее значимы: для приходских викариев эмоциональное истощение уменьшается с ростом количества лет служения (p = 0,01), между тем как для преподавателей при росте количества лет служения уменьшается деперсонализация (p = 0,06).

Для руководителей отделов и учреждений количеством лет исполнения настоящих обязанностей (p = 0,02) позитивно влияет на личностную реализацию, что является признаком адаптации к виду исполняемых обязанностей.

Наконец, что касается таких обязанностей, как капеллан больницы или других учреждений, принимающий исповедь, ассистент в семинарии, образование оказывает защитную роль, уменьшая риск деперзонализации (p = 0,02) и увеличивая личностную реализацию (p<0,01). Напротив, оказывают негативное влияние количество часов служения в неделю (p = 0,01) и число лет служения (p = 0,04), возможно, это признаки усталости, возникшей в продолжительный период исполнения обязанностей, связанных с большой эмоциональной нагрузкой.

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9