Господин Мюллер, пожалуйста, расскажите нам, как возник замысел основания «Дома обретения новых сил»? Ведь это произошло, когда проблема выгорания замалчивалась и обществом, и Церковью.
Все началось с того, что я служил в Отделе дополнительного образования священников Фрайбургской Епархии и занимался священниками, испытывавшими трудности. Там, во Фрайбургской Епархии, была такая служба, которая называлась «Пастырская психология и практическое консультирование». Занимаясь этим (а с тех пор прошло уже более 20 лет), я заметил, как трудно бывает найти верный способ помощи священнику, переживающему внутренний разлад. Его можно было либо передать психотерапевту, либо направить на пару недель в монастырь. И тогда я вспомнил, что во время своего обучения в США я видел там дома, в которых предлагалась психотерапевтическая и духовная программа помощи священникам, находившимся в состоянии внутреннего кризиса, в том числе и тем, у которых произошло выгорание. И это навело меня на мысль, что у нас в Германии тоже должно существовать что-нибудь подобное, потому что в этом есть потребность. Тогда я связался с монастырем Мюнстершварцах. Его священноначалие выразило готовность заняться этим делом при условии согласия епископата. Мы поговорили с отдельными епископами – Епископом Фрайбургским, Епископом Штуттгартским и Роттенбургским, Епископом Вюрцбургским. На первых порах они возражали, полагая, что этот вопрос есть внутреннее дело каждой епархии, и решать его нужно на епархиальном уровне. Но в конце концов они с нами согласились. Конечно, большое значение имело то обстоятельство, что это служение было вверено монастырю Мюнстершварцах. Это способствовало смягчению все еще существовавших в церковной среде предубеждений по отношению к психотерапевтам. Стало понятно, что речь идет о психотерапевтической помощи, которая предлагается в сочетании с духовным окормлением и в окружении духовных лиц, которым человек доверяет. Вначале мы работали с тремя епархиями, а теперь вот последние полгода мы работаем уже с восьмью епархиями, которые поддерживают нашу деятельность. Постепенно перестраивается и сознание епископов, они явно признают необходимость подобного служения. Эта перестройка сознания в последние годы становится все более заметной.
Трудно ли священнику признаться себе в том, что он страдает от синдрома выгорания, и ему требуется лечение?
Тут тоже кое-что изменилось. Вспоминаю, как мы работали раньше. Тогда курсы посещались в основном лицами женского пола, то есть монахинями тех или иных орденов. Мужчин было мало. Потом было такое время, когда количество мужчин стало расти, а женщин становилось все меньше, и теперь это соотношение выровнялось. То есть возросла готовность священников признаться себе в том, что им нужна помощь. Они уже не так боятся, что мир осудит их за решение отправиться в «Дом обретения новых сил». Такие перемены произошли, во-первых, потому, что стало больше случаев, когда помощь необходима, но также, думаю, и потому, что мужчины, в том числе и священники, теперь с большей готовностью признают, что их силы бывают на исходе. Важно сказать себе: «Я уже не справляюсь в одиночку и просто принимаю предлагаемую мне помощь». Правда, предубеждения еще остаются – у тех, кто ассоциирует такое учреждение, как «Дом обретения новых сил», с подобными слухами, что некто, переживающий тяжелый кризис, приходит к нам и после пребывания в нашем Доме снимает с себя сан или покидает орден. Действительность выглядит иначе. Более 90 процентов приходящих сюда возвращаются к своей работе – укрепленные, полные новых сил, желаний и вдохновения.
Более 90 процентов?!
Да, и даже больше. При этом первые дни пребывания посвящаются иногда размышлениям: человеку, который долгие годы не может ужиться в монастыре, стоит подумать о своем призвании или о том, правильный ли путь выбран. Есть о чем поразмышлять и жившему с женщиной и теперь желающему для себя решить, что выбрать: целибат или жизнь в браке. Один выбирает одно, другой – другое. Но люди приходят сюда уже с вопросами, которые хотят решить. И помочь принять решение – долг «Дома обретения новых сил». Опыт показывает, по крайней мере, на мой взгляд, что сюда приходят чувствительные, добрые люди, которые действительно готовы критически взглянуть на свою жизнь и не хотят себя обманывать. Тем, кто не хочет видеть, каким является на самом деле и зачастую обманывает самого себя, – вот таким трудно. Некоторые из них – кому особенно трудно – тогда вменяют себе в обязанность навесить на «Дом обретения новых сил» какой-нибудь ярлык, что он якобы предназначен только для больных или для тех, кто хочет уйти. Это – самозащита, оговорки, чтобы самому избежать пребывания в нем.
Господин Мюллер, не могли бы Вы вкратце обрисовать нам, в чем состоит духовная и психотерапевтическая поддержка, получаемая гостями в течение трех месяцев пребывания в Доме?
У нас особо подчеркивается значение общности. Преимущество состоит в том, что наши гости – мужчины и женщины – заезжают и выезжают одновременно. Это совсем иначе, чем, например, в больнице, куда все время поступают новые пациенты, а другие выписываются. Здесь у нас складывается устойчивый круг, состоящий из 18 мужчин и женщин. Такое совместное проживание в течение двенадцати недель, обмен опытом, совместная молитва, а также притирание друг к другу, срастание друг с другом – все это, по сути, представляет собой продолжительную групповую терапию. Обстановка в «Доме обретения новых сил» – это не какая-то искусственно созданная среда. Это среда совершенно особенная. Понятно, что в жизни, в каком-то другом сообществе нет таких идеальных условий, как здесь. Но наши идеальные условия помогают людям больше заботиться друг о друге, уделять друг другу больше внимания. А также вести себя соответствующим образом, когда возникают трения. Это и есть общность.
Духовная сторона лечения проявляется в духовном сопровождении. Один раз в неделю у нас с каждым проводятся духовные беседы, это дополнительно к беседам психотерапевтическим. Богослужение, разумеется, совершается ежедневно. Выделено определенное время для молитв. В понедельник утром, вторник вечером и в пятницу утром у нас в Доме совершается Евхаристия, а по четвергам Евхаристия совершается в монастыре, вместе с монахами. По субботам у нас проводится молитвенное чтение Слова Божьего, а в воскресенье можно пойти на Литургию в монастырскую церковь. Единственный день, когда каждый предоставлен самому себе, это среда. Мы сознательно завели такой порядок, чтобы у каждого была возможность выбрать собственный способ молитвы. Можно, например, читать молитвенное правило или часы.
Второе измерение – психотерапевтическое. Оно состоит в том, что с пребывающими здесь мужчинами и женщинами еженедельно проводятся две психотерапевтические беседы: одна индивидуальная и одна в малых группах. Параллельно собирается еще одна группа – можно сказать, творческая. Там лепят из глины, рисуют что-нибудь связанное с внутренним миром. Здесь терапевтическая сторона проявляется в том, что столкновения, которые могут возникнуть в группе, например, во время дежурства на кухне – ведь наши гости привлекаются и к хозяйственным делам – не замалчиваются, а прорабатываются при помощи психотерапевта-супервизора. Вскрываются личные причины разлада или столкновений. Например, во время дежурства на кухне кто-то работает не очень старательно и думает, что женщины, если что, доделают, а другого это, может быть, очень раздражает.
Как в целом выглядит распорядок дня?
День начинается либо с получения религиозного заряда, например, с Евхаристии, либо с того, что у нас называется «работа тела», переходящая в медитативное размышление, которому предшествует молитвенное чтение одного из псалмов. Потом завтрак. После завтрака – работа в группах или семинары, посвященные таким вопросам, как личная близость, жизненная энергия, чувство собственного достоинства, отношение к собственному телу и т.д. После обеда с одними проводятся индивидуальные беседы, а другие в это время два часа работают в монастырских мастерских (это повторяется два-три раза в неделю), то есть в столярной или деревообрабатывающей мастерской, на лужайках, в садовом хозяйстве или в печатном цехе. Еще во второй половине дня телу предлагается возможность двигаться. Это могут быть занятия конным спортом, плаванием, езда на велосипеде. После этого, в 18 часов, все приглашаются принять участие в монастырской вечерне или выбрать для себя иной вид богообщения – прогулку, медитативное размышление или коленопреклоненные молитвы пред образом Пресвятой Богородицы. Это время, когда в Доме все погружено в тишину. После ужина иногда можно чем-нибудь занять свое тело, например, свободным или медитативным танцем. Иногда собирается группа, в которой люди что-то делают вместе, общаются, поют и т.д. Вот так в основном строится день.
Изменялась ли программа с течением времени?
В своих основных составляющих программа не изменялась. В последние годы еще больше внимания стало уделяться движению в его разнообразных видах: конному спорту, ходьбе с лыжными палками[1], плаванию и т.д. Есть еще некоторые темы, на которые теперь делается особое ударение, например выгорание, потому что это становится все более наболевшим. Мы теперь внимательно прорабатываем не только внутренние психические процессы, но и внешнее состояние дел. Уделяем больше внимания проблемам, возникающим вследствие церковного устроения или возросшего объема задач, которые должен выполнять духовный пастырь постоянно растущих приходов. Это означает, что вот уже семь-восемь лет подряд мы вновь приглашаем к себе каждую группу через год после ее пребывания у нас. Приезжают примерно две трети членов группы. Подводят итоги: что доказало свою пригодность на деле, что можно вспомнить, от чего пришлось отказаться. И мы помогаем внести изменения в программу нашего курса.
Есть ли у «Дома обретения новых сил» какой-либо девиз?
Существует такое прекрасное высказывание: «Твои возможности больше, чем ты думаешь, не говоря уже о непознанных возможностях Бога, Который с тобой». Первая часть – «Твои возможности больше, чем ты думаешь» – по сути, может стать девизом психотерапии развития личности. Психотерапия развития личности исходит из того, что мы, обладая десятью пальцами, часто используем из них только мизинец. Цель этой терапии – прикоснуться к таящимся в нас возможностям. В этом ее отличие от устарелой психотерапии, которая заявляет «Ты болен», потому что есть какая-то проблема, которая выражает себя в симптомах, и теперь перед психотерапевтом или врачом стоит задача эту проблему убрать. Когда я говорю: «Ты болен», – я этим отпугиваю. Но если я скажу: «Твои возможности больше, чем ты думаешь», – то это уже приглашение взглянуть на себя совершенно по-другому. А вторая часть девиза – «не говоря уже о неизведанных возможностях Бога, Который с тобой» – означает следующее: что бы мы ни делали, чего бы мы как психотерапевты ни пробовали достичь посредством наших знаний (а у всех у нас здесь есть разрешение на занятие этим видом деятельности, так что мы несем ответственность перед нашими коллегами в миру), мы должны сознавать, что мы есть орудия в руках Божиих. Независимо от нашей терапевтической работы важно также создать такую обстановку, такое отношение, чтобы человек мог довериться Богу, обратиться к Нему. Евхаристия или прогулка могут принести такие же терапевтические плоды, что и терапевтическая беседа. Здесь у нас духовные пастыри – монастырские монахи, так же как и отец Ансельм, – предваряют совершение Евхаристии чтением Евангелия, предназначенным для собравшихся. Слова этого чтения, если они падают на добрую почву в душе или сердце наших гостей, могут быть столь же целительными, как и терапевтическая беседа. Здесь вся обстановка несет на себе печать духовной общности с монастырем, что способствует терапии и духовной поддержке. В этом ее отличие от больничной обстановки, свойственной психотерапевтическим клиникам.
Кто у вас в Доме совершает Евхаристию? Монахи?
Только монахи. Это сознательное решение, направленное на то, чтобы роль священников на этих молитвенных собраниях не отличалась от роли других. Чтобы священники не воспроизводили самих себя, то есть, например, не проповедовали что-то свое, а действительно воспользовались преимуществом быть «просто» участниками. Для некоторых это – испытание, но его, как правило, принимают.
Существуют ли, кроме этого, малые группы, в которых проводятся беседы о духовной жизни?
Есть и они, и мы сами к этому побуждаем. Проводится, например, психологическое толкование Писания отца Ансельма Грюна[2]. Или, например, обсуждение темы «Тело и духовность». На наших семинарах постоянно поднимаются и такие темы, как «Духовность и психотерапия», «Духовность и сексуальность». При этом всегда так, чтобы это не превращалось в научный экскурс, но побуждало человека взглянуть на себя и осознать, как это связано с его собственной жизнью, с его собственным опытом. К нашей области относится, например, и такая вот тема: «Как я обращаюсь со своей энергией?». Какие условия должны соблюдаться для того, чтобы я ощущал свою жизненную энергию? При каких условиях – телесных, психических, духовных – я выгораю? Может быть, в каких-то жизненных областях я недостаточно позаботился о том, чтобы эти энергии действительно были в моем распоряжении? При обсуждении такой темы связь всего этого показывается скорее теоретически. Потом люди беседуют в малых группах, исследуют собственную жизнь. Задают себе вопрос: а как у меня обстоит с этим дело? Стало ли мне теперь, с учетом того, что я узнал, ясно, почему я выгорел, почему мне уже ничего больше не хочется, почему у меня пропала энергия, почему куда-то делась моя первая любовь? Почему я отложил подальше свою скрипку? Засунул куда-то свою коллекцию марок? Перестал ходить гулять, встречаться с друзьями, почему область моей личной жизни становится все меньше, а работа все растет, и это мешает моим отношениям с Богом, а времени совсем не хватает? Вот я целый день совершал Евхаристии, но так и не вступил в глубокие, внутренние, личные отношения с Богом. Это пример того, как теория применяется на практике.
Если бы такой трехмесячный курс предлагался женатым священникам, — а такие, как известно, есть в Православной Церкви, — то не стал бы он для женатого священника временем слишком долгой разлуки с семьей, с приходом? Можете ли Вы как психотерапевт ожидать успеха от терапии, продолжительность которой существенно короче? Скажем, один месяц.
Да. Это определяется целями. Уже сам факт того, что человек может воспользоваться преимуществом покинуть на четыре недели свой привычный мир, что у него появляется время, когда он может взглянуть на самого себя, сделать для своего тела и души что-то большее, чем обычно, – это, конечно же, успех. То есть это помогает. Но если речь идет о том, чтобы осознать глубинные причины, связанные с выгоранием, или исследовать глубинные основания кризиса, в котором находится человек, то может быть и так, что четырех недель будет недостаточно. Именно поэтому мы всегда проводим предварительные беседы, чтобы выяснить, будет ли наша программа действенной в условиях трудностей, испытываемых нашим собеседником, которому нужна помощь. Хватит ли ему четырехнедельного курса (мы предлагаем и такие), или ему показана более длительная терапия? Неподалеку расположено учреждение, параллельное нашему, – это дом «Отдохновение» («Respiratio») в городе Шванберг. Там предлагают шестинедельные курсы, опыт работы положительный. Но что касается духовного измерения, ударения там расставлены по-иному, чем у нас. Одной из актуальных у нас тем является целибат, а у них – брак и воздействие тех или иных особых ситуаций душепопечительства на семейные отношения. Ведь курсы рассчитаны на священников мужского и женского пола, большинство из которых состоит в браке. К нам тоже приезжают люди, состоящие в браке, например, церковнослужители и нередко евангелические пасторы. Если нужно, они остаются и на двенадцать недель, и тогда это, разумеется, нужно обсудить с супругой или супругом. Кстати, по выходным у нас предусмотрено свободное время, так что есть возможность поехать домой или побыть с женой или детьми, которые могут приехать в гости на выходные. За счет этого у нас есть возможность не разлучать семью на целых двенадцать недель. Иногда в конце терапии мы приглашаем супругу или супруга, чтобы обсудить, что в отношениях стало более ясным благодаря терапии.
Следующий вопрос – о духовных причинах, которые ведут к тому, что человек выгорает. Можете ли Вы на основании своего психотерапевтического опыта подтвердить, что священник, выполняющий свое молитвенное правило и ежедневно или почти ежедневно совершающий Евхаристию, защищен от выгорания?
Я бы продолжил эту мысль. Да, можно выполнять свои молитвенные обязанности. Но поддерживать с Богом внутренние, живые отношения – это нечто иное, чем ежедневное молитвенное правило. Я могу помолиться, а могу правило просто «оттарабанить». Это, конечно, к чему больше сердце лежит. Для меня внутренние, живые отношения с Богом сравнимы с поцелуем. Я целую свою жену по меньшей мере четыре-пять раз в день, и внутренние, живые отношения с Богом должны быть, как поцелуй. Если человек длительное время не заботится о поддерживании этих внутренних отношений с Богом, если у него нет времени из-за того, что он постоянно занят общественными молитвами, совершением богослужений для других, беседами о Боге, то прямые внутренние отношения с Богом становятся слишком обрывочными. Я знаю священников, которые совершают три-четыре богослужения за выходные, пренебрегая при этом собственной духовностью[3]. Нельзя говорить так обо всех, но когда люди длительное время не заботятся о поддержании этих глубоких внутренних отношений с Богом, я считаю, что они в опасности. Но я хочу сказать больше: в опасности находятся и те люди, которые не прилагают должных усилий к тому, чтобы быть в хорошей физической форме, например, много едят, много пьют, много курят. Чтобы не обкрадывать свое тело, недо достаточно двигаться. Ведь любая духовность переживается не чем иным, как телом. Я могу поститься лишь тогда, когда могу испытывать наслаждение. Иногда священники обходятся со своим телом так, словно они его наказывают. Приведу пример. Священник говорит себе: «Сейчас десять часов вечера, и я устал, но мне еще нужно написать проповедь. Бог даст мне еще сил». И вот он готовит свою проповедь. Тогда я его спрашиваю: «Ну откуда же берутся силы? Они же не просто с неба берутся, так что боженька мне их все ниспосылает и ниспосылает. Желание сделать дело – есть, но вот силы? Ведь нужно, чтобы они у меня были. А это уже задача моего тела, и для этого мне нужно что-то сделать, подвигаться, глубоко подышать, постараться достичь физического равновесия. Ведь тело требует перемены деятельности, оно требует новой энергии, требует свежего воздуха. И эта область так же важна, как и духовная. И ею постоянно пренебрегают по причине неверного понимания вещей, согласно которому я должен изнурять себя для других. Служить другим – это очень важно, но я должен создавать для этого такие условия, в которых я действительно был бы к этому способен. К этому относится и вся психическая область целиком: если я пренебрегаю важными потребностями, желаниями и стремлениями, если я не соприкасаюсь со своими чувствами, желанием испытывать чувство сопринадлежности, задушевности, близости в широком смысле слова, когда нет кого-то, с кем я мог бы поговорить о самом глубоком, – когда всего этого не хватает, то духовная жизнь находится под угрозой».
В 2001 г. «Дом обретения новых сил» отметил свой десятилетний юбилей. Издательство «Фир-Тюрме»[4], принадлежащее монастырю Мюнстершварцах, выпустило в честь этого события сборник под названием «Собери свои силы»[5]. Туда вошли доклады Вунибальда Мюллера, о. Ансельма Грюна, Генри Й.М. Ноувена[6] и других авторов, сообщающих о духовном и психотерапевтическом опыте деятельности этой организации, уникальной в немецкоязычных епархиях Католической Церкви.
[1] Недавно появившийся вид спорта – быстрая ходьба широком шагом и с лыжными палками в руках, при которой руки совершают движения, как при ходьбе на лыжах (Прим. перев.).
[2] Книга Ансельма Грюна «Психоаналитическое толкование Писания» («Tiefenpsychologische Schriftausleung») (Прим. перев.).
Ансельм Грюн (Anselm Grün) – монах-бенедиктинец, священник, автор более 300 книг, лектор и консультант по духовным вопросам, руководитель курсов по медитации, созерцанию, посту и пр., эконом монастыря Мюнстершварцах, в ведении которого находится более 20 монастырских предприятий и учреждений, а также миссионерская деятельность. Средства, получаемые от продажи его книг, являются для монастыря существенным источником доходов. Критикуется представителями Католической Церкви за излишнюю приверженность духу времени, а представителями Евангелической Церкви – за эзотерический синкретизм, т.е. смешивание христианства, психологии и иных вероучений вплоть до шаманизма (Прим. перев.).
[3] Дословно: не соприкасаясь с собственной духовностью (Прим. перев.).
[4] Нем.: Vier-Türme-Verlag (Прим.перев.).
[5] Нем.: „Sammle deine Kraft“ (Прим.перев.).