В миру - Дроздов Василий Михайлович. Родился в городе Коломне Московской губернии в семье соборного диакона. В 1791 поступил в Коломенскую семинарию, в которой учился до ее закрытия в 1799 г., после чего перешел в Троице-Сергиеву Лаврскую семинарию, находившуюся под особым покровительством митрополита Платона (Левшина). По окончании семинарии 21.11.1803, после проведенного лично митр. Платоном экзамена, он был назначен учителем греческого и еврейского языков в той же лаврской семинарии. Митрополит Платон писал о своем любимом ученике: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски».
В 1808 он был пострижен в монашество с именем Филарета в честь прав. Филарета Милостивого.
В 1809 по указу Св. Синода вызван в С.-Петербург и определен инспектором Санкт-Петербургской семинарии с занятием кафедры философских наук в звании бакалавра академии и рукоположен во иеромонаха.
В 1810 переведен бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, где сначала преподавал догматическое богословие и церковную историю, а потом историю и древности церковные. В 1811 «за отличие в проповедывании слова Божия» Филарета возвели в сан архимандрита. В июле 1811 по назначению Комиссии духовных училищ производил ревизии петербургских духовных семинарий и училищ.
В 1812 он определен ректором Санкт-Петербургской Академии и профессором богословских наук. С этого же времени по званию ректора он присутствовал в Санкт-Петербургской духовной консистории. В Академии архимандрит Филарет учредил образцовые порядки, послужившие руководящим примером и для других академий. Он заново переработал и представил на утверждение академический устав. Вместе с тем он переработал устав для духовных семинарий, уездных и приходских училищ, выполнив всю эту работу без помощников в шесть недель. Впоследствии Филарет сам говорил, что он никогда так много не работал, как в свою бытность ректором Академии, и считал себя свободным от занятий, когда у него, по его собственным словам, «за раз было только одно дело на руках, а не три или пять».
Он стоял во главе перевода Библии на русский язык. Но не все с сочувствием отнеслись к этому новому делу. Архимандрит Фотий, бывший в 1814 студентом 1 курса, не сочувствовал переводческой деятельности архим. Филарета, но признавал его выдающиеся способности, как ректора и профессора. Вот как описал он архимандрита Филарета в своей автобиографии: «Филарет был... росту среднего, смугл видом, власы средние темнорусые, браду долгую имел, лицом всегда светел, весел быть казался, у него были глаза острые, проницательные, вид постен, строг и приятен; поступь у него была нескорая, важная. Голос тих, тонок, но ясен; речь внятная, говорил остро, высоко, премудро, но все более к уму, менее же к сердцу. Свободно делал изъяснение священных писаний: как бы все лилось из уст его. Привлекал учеников так к слушанию себя, что когда часы кончались ему преподавать, всегда оставалось великое усердие слушать его еще более без ястия и пития. Оставлял он сильные впечатления от учений своих - всем казалось истинно, приятно, совершенно его учение... Оратор мудрый, красноречивый, писатель искусный. Все доказывало, что он много в науках занимался... Сила, красота, достоинство и слава Духовной Академии был один Филарет».
Изумлявшая всех работоспособность и эрудиция архим. Филарета быстро выдвигали его вперед. В 1814 Комиссией духовных училищ было выработано Положение об ученых степенях действительных и почетных, и первым действительным доктором богословия в России стал (13 августа 1814 г.) ректор Петербургской академии архимандрит Филарет. В мотивировке предоставления ему докторской степени говорилось, что он удостаивается ее на основании "светлейших доказательств учености, священной и церковной, представленных в академических чтениях, в церковных речах, а особенно в классических сочинениях, и увенчанных искренним осуществлением на деле христианского учения". Через две недели после получения высшей ученой степени. В том же году ему была назначена пожизненная пенсия в размере 1500 рублей в год, а 30 августа он был назначен членом Комиссии духовных училищ.
В июне и июле 1815 он ревизовал Московскую Духовную Академию и семь семинарий: Новгородскую, Тверскую, Владимирскую, Ярославскую, Костромскую, Спасо-Вифанскую и Московскую, а также ряд, находящихся на пути его следования, уездных и приходских училищ.
В марте 1816 по указу Св. Синода он определен настоятелем Московского Новоспасского монастыря с оставлением при Академии; 2 июня назначен членом Комитета для решения судебных дел о лицах духовного звания грекороссийского исповедания в Финляндии; 16 июля утвержден членом совета императорского человеколюбивого общества.
В 1817 по представлению митр. Новгородского Амвросия повелено ему быть епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии с оставлением за ним должности ректора академии и управляющего Новоспасским монастырем.
5 августа 1817 в Петербурге, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, он был хиротонисан во епископа Ревельского.
В 1819 Филарета возвели в сан архиепископа и перевели в Тверскую епархию с назначением членом Св. Синода.
В 1820 он назначен быть архиепископом Ярославским и Ростовским.
С 3 июля 1821 он - архиепископ Московский, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и присутствующий в Московской Синодальной конторе. С этого времени и до самой кончины своей Филарет стоял во главе епархиального управления первопрестольного града. Спустя пять лет он был возведен в сан митрополита.
В Москве он и скончался, ненадолго пережив свой пятидесятилетний юбилей епископского служения. Погребен в Троице-Сергиевой Лавре, в приделе Свято-Духовной церкви, устроенном во имя Филарета Милостивого в память пятидесятилетия служения Филарета в епископском сане.
Почти полвека управлял Филарет Московской епархией и это время было самым блестящим периодом и в ее истории, и вообще в истории Русской Церкви. Как истинный архипастырь, Филарет во все вникал сам, был полным и настоящим хозяином в своей епархии, зорко наблюдал за всеми подчиненными органами управления, везде и на все налагал печать воих мудрых резолюций, распоряжений и суждений. Управление Филарета епархией было в полном смысле образцовое, которое, строго основываясь на канонических устоях церкви, вместе с тем вполне соответствовало и потребностям времени.
Вот что писал о митр. Филарете епископ Ладожский Гермоген: "Велик был Московский святитель, как ученый деятель. Все, что возросло благого, что зрело и явилось плодоносным в вертограде нашем, все росло, зрело и приносило плоды под твоим мудрым надзором и попечением. Твоему проницательному взору предоставлено было обозреть первые опыты трудящихся в академии и направить их стремления вернее к целям духовного образования. И с той поры до ныне неусыпным взором ты следишь за всеми движениями мысли в области высшего учения и даешь немощному силу, благому преспеяние. Под твоим охранением процветало и цветет здесь любомудрие, послушное вере; под твоим блюдением в уроках богословия всегда проповедывалась чистая истина Христова - не было колебаний, не было "ей" и "ни", но всегда твердое "ей".
Во все многочисленные дни памятных Москве и Лавре праздников служил он неопустительно сам. После литургии, не взирая на множество народа, он благославлял каждого по одиночке, произнося слова: "Во имя Отца и Сына и Св. Духа", осеняя людей неспешным крестным знамением. Совершая богослужение в присутствии митр. Филарета, служащие старались «даже не переминаться с ноги на ногу», чтобы не получить замечания со стороны владыки.
Незадолго до кончины святитель во сне увидел своего родителя, который сказал ему: «Береги 19 число». Исполняя сие слово, он служил 19 сентября и 19 октября, несмотря на свои немощи. Настало 19 ноября. В этот день с особенной бодростью совершил Божественную литургию и тихо почил. Кончина его была безболезненной.