Филарет (Дроздов), свт.

Краткая биографическая справка:

В миру - Дроздов Василий Михайлович. Родился  в городе Коломне Московской губернии в семье соборного диакона. В 1791 поступил в Коломенскую семинарию, в которой учился до ее закрытия в 1799 г., после чего перешел в Троице-Сергиеву Лаврскую семинарию, находившуюся под особым покровительством митрополита Платона (Левшина). По окончании семинарии 21.11.1803, после проведенного лично митр. Платоном экзамена, он был назначен учителем греческого и еврейского языков в той же лаврской семинарии. Митрополит Платон писал о своем любимом ученике: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски».

В 1808 он был пострижен в монашество с именем Филарета в честь прав. Филарета Милостивого.

В 1809 по указу Св. Синода вызван в С.-Петербург и определен инспектором Санкт-Петербургской семинарии с занятием кафедры философских наук в звании бакалавра академии и рукоположен во иеромонаха.

В 1810 переведен бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, где сначала преподавал догматическое богословие и церковную историю, а потом историю и древности церковные. В 1811 «за отличие в проповедывании слова Божия» Филарета возвели в сан архимандрита. В июле 1811 по назначению Комиссии духовных училищ производил ревизии петербургских духовных семинарий и училищ.

В 1812 он определен ректором Санкт-Петербургской Академии и профессором богословских наук. С этого же времени по званию ректора он присутствовал в Санкт-Петербургской духовной консистории. В Академии архимандрит Филарет учредил образцовые порядки, послужившие руководящим примером и для других академий. Он заново переработал и представил на утверждение академический устав. Вместе с тем он переработал устав для духовных семинарий, уездных и приходских училищ, выполнив всю эту работу без помощников в шесть недель. Впоследствии Филарет сам говорил, что он никогда так много не работал, как в свою бытность ректором Академии, и считал себя свободным от занятий, когда у него, по его собственным словам, «за раз было только одно дело на руках, а не три или пять».

Он стоял во главе перевода Библии на русский язык. Но не все с сочувствием отнеслись к этому новому делу. Архимандрит Фотий, бывший в 1814 студентом 1 курса, не сочувствовал переводческой деятельности архим. Филарета, но признавал его выдающиеся способности, как ректора и профессора. Вот как описал он архимандрита Филарета в своей автобиографии: «Филарет был... росту среднего, смугл видом, власы средние темнорусые, браду долгую имел, лицом всегда светел, весел быть казался, у него были глаза острые, проницательные, вид постен, строг и приятен; поступь у него была нескорая, важная. Голос тих, тонок, но ясен; речь внятная, говорил остро, высоко, премудро, но все более к уму, менее же к сердцу. Свободно делал изъяснение священных писаний: как бы все лилось из уст его. Привлекал учеников так к слушанию себя, что когда часы кончались ему преподавать, всегда оставалось великое усердие слушать его еще более без ястия и пития. Оставлял он сильные впечатления от учений своих - всем казалось истинно, приятно, совершенно его учение... Оратор мудрый, красноречивый, писатель искусный. Все доказывало, что он много в науках занимался... Сила, красота, достоинство и слава Духовной Академии был один Филарет».

Изумлявшая всех работоспособность и эрудиция архим. Филарета быстро выдвигали его вперед. В 1814 Комиссией духовных училищ было выработано Положение об ученых степенях действительных и почетных, и первым действительным доктором богословия в России стал (13 августа 1814 г.) ректор Петербургской академии архимандрит Филарет. В мотивировке предоставления ему докторской степени говорилось, что он удостаивается ее на основании "светлейших доказательств учености, священной и церковной, представленных в академических чтениях, в церковных речах, а особенно в классических сочинениях, и увенчанных искренним осуществлением на деле христианского учения". Через две недели после получения высшей ученой степени. В том же году ему была назначена пожизненная пенсия в размере 1500 рублей в год, а 30 августа он был назначен членом Комиссии духовных училищ.

В июне и июле 1815 он ревизовал Московскую Духовную Академию и семь семинарий: Новгородскую, Тверскую, Владимирскую, Ярославскую, Костромскую, Спасо-Вифанскую и Московскую, а также ряд, находящихся на пути его следования, уездных и приходских училищ.

В марте 1816 по указу Св. Синода он определен настоятелем Московского Новоспасского монастыря с оставлением при Академии; 2 июня назначен членом Комитета для решения судебных дел о лицах духовного звания грекороссийского исповедания в Финляндии; 16 июля утвержден членом совета императорского человеколюбивого общества.

В 1817 по представлению митр. Новгородского Амвросия повелено ему быть епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии с оставлением за ним должности ректора академии и управляющего Новоспасским монастырем.

5 августа 1817 в Петербурге, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, он был хиротонисан во епископа Ревельского.

В 1819 Филарета возвели в сан архиепископа и перевели в Тверскую епархию с назначением членом Св. Синода.

В 1820 он назначен быть архиепископом Ярославским и Ростовским.

С 3 июля 1821 он - архиепископ Московский, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и присутствующий в Московской Синодальной конторе. С этого времени и до самой кончины своей Филарет стоял во главе епархиального управления первопрестольного града. Спустя пять лет он был возведен в сан митрополита.

В Москве он и скончался, ненадолго пережив свой пятидесятилетний юбилей епископского служения. Погребен в Троице-Сергиевой Лавре, в приделе Свято-Духовной церкви, устроенном во имя Филарета Милостивого в память пятидесятилетия служения Филарета в епископском сане.

Почти полвека управлял Филарет Московской епархией и это время было самым блестящим периодом и в ее истории, и вообще в истории Русской Церкви. Как истинный архипастырь, Филарет во все вникал сам, был полным и настоящим хозяином в своей епархии, зорко наблюдал за всеми подчиненными органами управления, везде и на все налагал печать воих мудрых резолюций, распоряжений и суждений. Управление Филарета епархией было в полном смысле образцовое, которое, строго основываясь на канонических устоях церкви, вместе с тем вполне соответствовало и потребностям времени.

Вот что писал о митр. Филарете епископ Ладожский Гермоген: "Велик был Московский святитель, как ученый деятель. Все, что возросло благого, что зрело и явилось плодоносным в вертограде нашем, все росло, зрело и приносило плоды под твоим мудрым надзором и попечением. Твоему проницательному взору предоставлено было обозреть первые опыты трудящихся в академии и направить их стремления вернее к целям духовного образования. И с той поры до ныне неусыпным взором ты следишь за всеми движениями мысли в области высшего учения и даешь немощному силу, благому преспеяние. Под твоим охранением процветало и цветет здесь любомудрие, послушное вере; под твоим блюдением в уроках богословия всегда проповедывалась чистая истина Христова - не было колебаний, не было "ей" и "ни", но всегда твердое "ей".

Во все многочисленные дни памятных Москве и Лавре праздников служил он неопустительно сам. После литургии, не взирая на множество народа, он благославлял каждого по одиночке, произнося слова: "Во имя Отца и Сына и Св. Духа", осеняя людей неспешным крестным знамением. Совершая богослужение в присутствии митр. Филарета, служащие старались «даже не переминаться с ноги на ногу», чтобы не получить замечания со стороны владыки.

Незадолго до кончины святитель во сне увидел своего родителя, который сказал ему: «Береги 19 число». Исполняя сие слово, он служил 19 сентября и 19 октября, несмотря на свои немощи. Настало 19 ноября. В этот день с особенной бодростью совершил Божественную литургию и тихо почил. Кончина его была безболезненной.

События
On the Day of St Philaret of Moscow Patriarch Kirill celebrates at Christ the Saviour Cathedral and leads episcopal consecration
Книги
Пространный христианский Катихизис
Библиография
Полное собрание резолюций Филарета [Дроздова], митрополита Московского
Библиография
Полное собрание резолюций Филарета [Дроздова], митрополита Московского
Библиография
Полное собрание резолюций Филарета [Дроздова], митрополита Московского
Библиография
Полное собрание резолюций Филарета [Дроздова], митрополита Московского
Библиография
Полное собрание резолюций Филарета [Дроздова], митрополита Московского
Библиография
Полное собрание резолюций Филарета [Дроздова], митрополита Московского
Библиография
Заметки и письма Филарета, митрополита Московского
Библиография
Письма Высокопреосвященного митрополита Московского Филарета к настоятелю Троицкой Сергиевой пустыни, архимандриту (впоследствии епископу) Игнатию [Брянчанинову]. 1833–1842 г.

Другие публикации на портале:

Еще 9