Голубев С. Т.
Профессиональные интересы: История Русской Православной Церкви
Конфессии: Православие

Краткая биографическая справка:

Голубев Степан Тимофеевич, профессор Киевской Духовной Академии и Киевского университета, историк Церкви.

Родился в селе Ардатовка Нижнеломовского уезда Пензенской губернии в семье протоиерея. В 1858-1864 гг. обучался в Нижнеломовском духовном училище, в 1864-1870 гг. — в Пензенской духовной семинарии, в 1870-1874 гг. — в Киевской Духовной Академии. Первую научную работу «Описание и истолкование дворянских гербов южнорусских фамилий в произведениях духовных писателей XVII в.» опубликовал, еще будучи студентом, в «Трудах КДА» в 1872 году (№ 10. С. 295-382). 22 декабря 1872 года получил за этот труд Евгениево-Румянцевскую премию. 24 мая 1874 года за успехи, проявленные в течении академического курса и за сочинение «Петр Могила и Исайя Копинский: Вступление Петра Могилы на Киевскую митрополию и его отношения к Исайи Копинскому» утвержден в степени кандидата богословия с правом получения магистерской степени без нового устного испытания. Эта работа была высоко оценена Литовским архиепископом Макарием (Булгаковым) в отчете о ревизии КДА (1874) и критически — Н. И. Костомаровым, считавшим, что исследователь изобразил Киевского митрополита Петра (Могилу) в «неверном виде» (см.: Bестник Eвропы. 1874. Т. 3. Май. С. 429-441; Киевские епархиальные ведомости. 1874. № 11. С. 280-287; №13. С. 361-374).

С 27 сентября 1874 года — приват-доцент КДА по кафедре русской церковной истории, с 16 декабря 1883 года избран, а 15 февраля 1884 года утвержден в должности штатного доцента по кафедре истории и обличения русского раскола.

15 сентября 1883 года удостоен степени магистра богословия за сочинение «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники» (К., 1883), признанное «капитальным вкладом в русскую историческую науку» и удостоенное Святейшим Синодом Уваровской (половинной) и Макариевской (полной) премий. Работа представляла собой всестороннее исследование истории Киево-Печерской Лавры начиная с конца XV века и деятельности святителя Петра Могилы. Впрочем, критики (Голубинский Е. Е., Петров Н. И.) отмечали некоторое «обеление» личности митрополита (см. отзывы: ЖМНП. 1884. Янв. С. 148-165; Протоколы КДА за 1883/4 учеб. год. К, 1885. С. 43-50; Отчет о 27-м присуждении наград гр. Уварова. СПб., 1885; Христианское чтение. 1886. Ч. 2. С. 239-252).

5 марта 1885 года был также избран приват-доцентом Киевского университета Святого Владимира по кафедре церковной истории. Во вступительной лекции в университете «Начало систематической обработки русской церковной истории» (К., 1885) говорил о большом влиянии на развитие церковно-исторической науки светской историографии XVIII в., которая вместо слепого доверия к источникам заложила основание для критического осмысления историко-литературного наследия. Голубев отмечал, что научный подход к исследованию русской церковной истории был разработан Черниговским архиепископом Филаретом (Гумилевским) и развит митрополитом Макарием (Булгаковым), П. В. Знаменским и Е. Е. Голубинским.

В 1887 году женился на Елене Филипповне Терновской, дочери профессора Ф. А. Терновского. 22 апреля 1888 года в семье Голубевых родился сын Георгий (будущий архиепископ Ермоген). С 11 ноября 1891 года С. Т. Голубев исполнял обязанности экстраординарного профессора Киевского университета вместо своего умершего тестя, а 8 октября 1899 года был утвержден в этой должности.

В 1898 году вышел второй том исследования «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники», в котором рассматривалась деятельность святителя Петра после его вступлении на Киевскую митрополичью кафедру (1632-1647) и положение православной паствы в Речи Посполитой в этот период. В приложении были опубликованы 85 архивных документов по истории Западнорусской Церкви с подробными научными комментариями. 17 марта 1899 года по ходатайству Совета Казанской Духовной Академии Голубев был удостоен степени доктора церковной истории. За второй том исследования о митрополите Петре Могиле он также получил полные Макариевскую (академическую) и Уваровскую премии. Это исследование Голубев считал главным трудом своей жизни, готовил к изданию третий его том, а также исправленные и дополненные первый и второй тома, но это намерение осталось неосуществленным.

Голубев также опубликовал ряд исследований по истории Киевской Академии XVII-XVIII веков, среди которых особо выделяется монография «История Киевской духовной академии (Период домогилянский)» (К., 1886), отмеченная Уваровской и Макариевской (половинной) премиями. В этом сочинении Голубев утверждал, что Могилянская академия явилась продолжением Киевской братской школы, с чем не согласился рецензент А. И. Соболевский (см.: Журнал Министерства народного просвещения. 1887. № 3. Отд. 2. С. 38-50) .

Одним из важнейших источников по истории Западнорусской Церкви Голубев считал старопечатные книги, изучал вопрос о начале книгопечатания в Киеве, относя его к 1616 г. Выявлял и публиковал документы по истории КДА и Западнорусской Церкви, преимущественно XVII-XVIII вв. (в т. ч. крупное полемическое соч. «Лифос», 1644), в «Киевских епархиальных ведомостях», «Трудах Киевской Духовной Академии» (ТКДА), «Чтениях в Историческом обществе Нестора-летописца», «Архиве Юго-Западной России». В 1876-1877 гг. печатал в ТКДА известия церковно-археологического общества при КДА, составлял «Объяснительные параграфы на историю Западнорусской Церкви» (Киевские епархиальные ведомости. 1893. № 3-5, 12, 24; ТКДА. 1904. № 11; 1906. № 12; 1910. № 7-8). Осенью 1901 г. вошел в Комиссию для собирания и издания относящихся к истории КДА актов и для последующего написания на их основе полной истории КДА за 300 лет (работа не была завершена). Труды Г. расширяли источниковедческую базу и оказали значительное влияние на дальнейшую разработку истории Западнорусской Церкви и духовного образования.

 С 6 сентября 1899 года Голубев — ординарный профессор КДА. В 1891 году безуспешно ходатайствовал об открытии в КДА кафедры по истории Западнорусской Церкви. С 31 января 1900 года за выслугу 25 лет в должности штатного преподавателя КДА утвержден в звании заслуженного ординарного профессора. 27 июля 1900 года — также назначен ординарным профессором Киевского университета.

В 1906 году участвовал в заседаниях Предсоборного присутствия, выступая за восстановление Патриаршества. Совместно с профессорами КДА В. Ф. Певницким, К. Д. Поповым и М. Ф. Ястребовым подал отдельное мнение относительно проекта нового академического устава, представленного от имени КДА, обвинив составителей в шаткости религиозных начал православной веры. Заявление Голубева получило широкую огласку, вызвало возражения со стороны составителей проекта, устную и печатную полемику (см.: ТКДА. 1906. № 8/9. С. 259-270; № 12. С. 612-627).

29 декабря 1908 года избран членом-корреспондентом Российской Академии наук по отделению русского языка и его словесности. Состоял действительным членом Исторического общества Нестора-летописца (с 1874, в 1881 вошел в Совет общества), Общества истории и древностей российских, Киевской археографической комиссии для разбора памятников, Киевского церковно-исторического и археологического общества при КДА, почетным членом Пензенского историко-статистического и археологического комитета и других научных обществ. Голубев был награжден орденами св. Анны 2-й степени (1907), св. Владимира 3-й степени (1912), св. Станислава 1-й степени (1914).

17 августа 1910 года уволен от должности профессора КДА в связи с введением нового академического устава, ограничившего срок духовно-учебной службы 30 годами, но по ходатайству Совета КДА оставлен в звании сверхштатного профессора с правом участвовать в заседаниях Совета с решающим голосом и исполнять поручения Совета. Голубев также продолжал читать лекции по кафедре истории и обличения русского раскола.

После распада Российской империи и создания независимого Украинского государства участвовал в дискуссиях о перспективах развития богословского образования в новых исторических условиях. 30 июня 1918 года написал замечания на «Проект плана преподавания на православных факультетах украинских университетов», призывая создать богословские факультеты в широком значении слова, а не копировать православные духовные академии.

Похоронен в Киевском в честь Вознесения Господня и Флора и Лавра монастыре, рядом с дочерью и профессорами КДА.

Изложено по: Православная энциклопедия. Т. XI. М., 2006. С. 714-716. 

Библиография работ о персоне:
  • Богданова Т. А., Клементьев А. К., Крайний К. К. Голубев С. Т., профессор // Православная энциклопедия. Т. XI. М., 2006. С. 714-716.
  • Крайній К. К. Історики Києво-Печерської лаври XIX — початку ХХ століть. Київ, 2000. С. 150-175.
  • Сосуд избранный: Сборник документов по истории Русской Православной Церкви. СПб., 1994.
  • Ульяновський В. «Третя складова» історико-церковної школи КДА // Просемінарій. Медієвістика, історія Церкви, науки і культури. Вип. 1. К., 1997.
  • Ульяновський В. І. Двічі професор: Степан Голубєв в університетському та академічному контекстах. К., 2007. 360 с.
  • Шленский Д., Браславец А. Андреевский спуск: Культурологический путеводитель. Киев, 1998. С. 119-123.
Библиография работ автора:

Список основных трудов С. Т. Голубева

(в алфавитном порядке)

  • Акт избрания Захарии Копыстенского на киево-печерскую архимандрию // Киевские епархиальные ведомости. 1878. № 13. Отд. 2. С. 394-396.
  • Археологическая заметка Игнатия Евлевича // Университетские известия. К., 1886. №5. С. 74-79.
  • Археологические заметки о памятниках старины, находящихся в некоторых местностях Волынской епархии // Труды КДА. 1876. Кн. 3. С. 615-631; кн. 4. С. 215-227.
  • Архив Выдубицкого монастыря // Киевлянин. 1875. № 100.
  • Афанасий Кальнофойский. Эпитафии фундаторам Лавры / Публ. С.Т. Голубева // Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей. К., 1874. Отд. 2. С. 27-43.
  • Бібліографические замечания о некоторых старопечатных церковно-славянских книгах, преимущественно конца XVI и XVII столетий // Труды КДА. 1876. Кн. 1. С. 212-261 (121-161); кн. 2. С. 359-398; Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. 1879. Кн. 1. С. 279-280; отд. изд.: К., 1876. 80 с.
  • Биографические сведения о Петре Могиле до посвящения его в киево-печерские архимандриты // Киевские епархиальные ведомости. 1875. № 1. С. 1-6; № 3. С. 95-102; № 6. С. 213-221; Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. 1879. Кн. 1. С. 86-101.
  • Бібліографическое недоразумение // Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. 1891. Кн. 5. Отд. 1. С. 1-2.
  • Библиотека Петра Могилы // Древняя и Новая Россия. 1876. № 10. Отд. 4. Заметки.
  • Был ли Швайпольт Фиоль немец или славянин // Древняя и Новая Россия. 1880. Кн. 2. С. 372.
  • В защиту Киевского митрополита Петра Могилы // Киевские епархиальные ведомости. 1893. № 9. С. 227-239; № 10. С. 258-267; № 11. С. 282-298.
  • Восьмисотлетие Киево-Михайловского Златоверхого монастыря // В память 800-летия Киево-Михайловского Златоверхого монастыря. К., 1909. С. 52-108.
  • Вступление Петра Могилы на Киево-Печерскую архимандрию // Киевские епархиальные ведомости. 1880. № 45. С. 1-5; № 46. С. 3-7.
  • Гедеон Одорский (бывший ректор Киевской Академии в начале XVIII столетия) // Труды КДА. 1900. Кн. 10. С. 147-190. № 12. С. 567-628.
  • Грамота, данная Петром Могилою львовскому типографу Михаилу Слезке на друкованье книг // Киевские епархиальные ведомости. 1873. № 22. С. 645-652.
  • Две драматические пьесы прошлого столетия Сильвестра Ляскоронского. 1. Трагедо-комедия, изданная в Академии Киевской честным иеромонахом Сильвестром Ляскоронским, учителем пиитики школы поэтики 1729 года. 2. Образ страстей мира сего образом страждущего Христа исправися // Труды КДА. 1877. Кн. 9. С. 577-665.
  • Дело, возникшее вследствие оскорбительного письма Иринея Фальковского к митрополиту Иерофею // Киевские епархиальные ведомости. 1874. № 10. С. 235-245.
  • Докторский диспут профессора Ф.А. Терновского // Труды КДА. 1877. Кн. 6; отд. изд.: К., 1877. 14 с.
  • Документы (числом 5), извлеченные из Императорской Публичной библиотеки и Центрального архива Царства Польского в Варшаве // Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. 1879. Кн. 1. С. 290.
  • Дополнение к одному из "Объяснительных параграфов по истории западнорусской церкви" // Труды КДА. 1910. Кн. 7-8. С. 567-571.
  • Древние и новые сказания о начале Киевской Академии (К вопросу о том, может ли Киевская Академия в 1899 г. праздновать трехсотлетие своего существования) // Киевская старина. 1885. Кн. 1. С. 85-116; отд. изд.: К., 1885. 35 с. / Рец.: П. Л(ебединцев). По вопросу о начале Киевской Академии (Ответ С.Т. Голубеву) // Киевская старина. 1885. Кн. 2. С. 268-281; отд. изд.: К., 1885. 16 с.
  • Древний помянник Киево-Печерской Лавры (конца XV и начала XVI столетия) // Чтения в Историческом Обществе Нестора-Летописца. 1892. Кн. 6. Отд. III. С. I-XIV, 1-88 ; отд. изд.: К., 1892. 14, 88 с.
  • Exegesis Сильвестра Косова // Киевские епархиальные ведомости. 1874. № 16. Отд. 2. Прил. С. 1-14; № 17. Прил. С. 15-22; № 18. Прил. С. 23-34; № 19. Прил. С. 35-49; отд. изд.: К., 1874. 51 с.
  • Заметка по поводу неточных известий // Киевские епархиальные ведомости. 1874. № 10. Отд. 2. С. 251-252.
  • Западно-русская церковь при митрополите Петре Могиле (1633-1646) // Киевская старина. 1898. № 1. Отд. 1. С. 1 34; № 2. Отд. 1. С. 240-264; № 3. Отд. 1. С. 397-420; № 4. Отд. 1. С. 26-50; № 5. Отд. 1. С. 202-221; № 6. Отд. 1. С. 309-346 / Рец.: П. // ЗНТШ. Т. 39. Кн. 1. Львів, 1901. Бібліогр.: с. 19-23.
  • Защита святости, нетления и православия киево-печерских угодников в сочинении Сильвестра Косова "Paterikon, albo żywoty swiatych oyców pieczarskich" // Киевские епархиальные ведомости. 1875. №4. С. 131-138; № 10. С. 344-351; № 13. С. 423-453; № 24. С. 814-821.
  • Из бытовой истории Киевской Академии в XVIII веке // Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. 1889. Кн. 3. Отд. 1. С. 25.
  • Известия Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии за декабрь 1875 года // Труды КДА. 1876. Кн. 2. С. 339-404.
  • Известия Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии за март 1876 года // Труды КДА. 1876. Кн. 5. С. 415-423.
  • Известия Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии за апрель 1876 года // Труды КДА. 1876. Кн. 6. С. 587-588.
  • Известия Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии за август 1877 года // Труды КДА. 1877. Кн. 10. С. 205-206.
  • Известия Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии за сентябрь 1877 года // Труды КДА. 1877. Кн. 12. С. 456-461.
  • Историко-топографические изыскания и заметки о древнем Киеве. Статья 1 я. Существовала ли в Киеве на старом городе церковь Никиты, относимая к великокняжеской эпохе? Статья 2-я: О древней Воздвиженской церкви в Киеве // Труды КДА. 1899. Кн. 11. С. 574-599; 1904. Кн. 12. С. 668-692; отд. изд.: К., 1899. 26 с.; К., 1904. 25 с.
  • Историко-топографическое исследование о древнем Киеве // Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. 1900. Кн. 14. Вып. 1. Отд. 1. С. 23-24.
  • История Киевской Духовной Академии. Вып. 1: Период до-Могилянский // Университетские известия. 1885. № 11. С. 1-24; № 12. С. 25-56; 1886. № 4. С. 1-64; № 5. С. 57-88; № 6. С. 89-112; № 8. С. 105-234; 1887. №4. С. 1-54; №5. С. 65-88; № 6. С. 89-112; №8. С. 113-118; отд. изд.: К., 1886. 352 (370) с. / Рец.: Соболевский А.И. //Журнал Министерства народного просвещения. 1887. Кн. 3. Отд. 2. С. 38-50; Каманин И. // Киевская старина. 1887. Кн. 5. С 176-179; Малышевский И. // Труды КДА. 1887. №9. Протоколы. С. 97-112. № 10. Протоколы. С. 113-114 (присудження половинної Макаріївської премії 500 руб.); Чистович И. // Отчет о 30-м присуждении наград графа Уварова (Сборник Отделения русского языка и словесности). СПб., 1887, краткое изложение. Журнал Министерства народного просвещения. 1888. Кн. 11. С. 11-12.
  • История Киево-Выдубицкого Свято-Михайловского монастыря // Ульяновський В. І. Двічі професор: Степан Голубєв в університетському та академічному контекстах. К., 2007. С. 266-349.
  • К биографии фундаторши Киево-Братского монастыря Елизаветы Васильевны Гулевичевны и ее ближайших родственников // Труды КДА. 1886. Кн. 9. С. 3-42.
  • К истории киевской Трехсвятительской церкви за вторую половину XVII столетия // Труды КДА. 1899. Кн. 1. С. 105-142; отд. изд.: К., 1899. 38 с. / Рец.: О. Л(евицкий) // Киевская старина. 1899. Кн. 5. Отд. 2. С. 94-97 / Рец.: С. Иваницкий // ЗНТШ. Т. 37. Кн. 5. Львів, 1900. Бібліогр..: с. 37.
  • Катехизис, албо вызнание веры святое соборное, апостольское, въсходнее церкви (1600)//Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. 1890. Кн. 4. Отд. 3. С. 1-81.
  • Киево-Выбудицкий монастырь (до-монгольское время) // Труды КДА. 1913. Кн. 10. С. 204-246; кн. 11. С. 339-352; кн. 12. С. 523-565; отд. изд.: К., 1914. 99 с.
  • Киево-Могилянская коллегия при жизни своего фундатора Киевского митрополита Петра Могилы. Речь, произнесенная на годичном акте Киевской духовной академии 26 сентября 1890 г. // Труды КДА. 1890. Кн. 12. С. 535-557; отд. изд.: К., 1890. 23 с.
  • Киево-Печерская обитель в XVI и начале XVII вв. // Киевские епархиальные ведомости. 1876. № 1. С. 1-13; №3. С. 91-107.
  • Киево-Софийский протоиерей Иоанн Васильевич Леванда // Труды КДА. 1878. Кн. 8. С. 276-365; кн. 10. С. 39-118; кн. 11. С. 301-408; кн. 12. С. 603-698. Киевские епархиальные ведомости. 1878. № 19. Отд. 2. С. 524-546; № 20. С. 562-578. В соавторстве с Ф.А. Терновский.
  • Киевская Академия в конце XVII и начале XVIII столетия. Речь, произнесенная на торжественном акте КДА 26 сентября 1901 г. // Труды КДА- 1901. Кн. 11. С. 306-407; отд. изд.: К., 1901. 102 с. / Рец.: В. Д. // Киевская старина. 1902. Кн. 2. Отд. 2. С. 136-137; Иваницкий С. // ЗНТШ. Т. 46. Кн. 2. Львів, 1902. Бібліогр.: с. 23-24.
  • Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Опыт церковно-ис-торического исследования. Т. 1. К., 1883. 559 с.; т. 2. К., 1898. 524 с. Украинский перевод (с сокращениями): Хроніка 2000: Український культурологічний альманах. Вип. 60. С. 49-236. Приложения к обоим томам: Материалы для истории западно-русской церкви. Т. 1. 576 с.; т. 2. 498 с. / Рец.: На т. 1: Малышевский И. // Труды КДА. 1884. Кн. 5. Протокол Совета за 31 августа 1883 г. С. 43-47; Терновский Ф. // Там же. С. 47-50; П. Л(ебединцев) // Киевская старина. 1883. Кн. 8. С. 741 742; Петров Н. // Журнал Министерства народного просвещения. 1884. Кн. 1. С. 148-165; Петров Н.И. Ответ автору книги "Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники" // Труды КДА. 1884. Кн. 4. С. 632-641; Голубинский Е. // Отчет о 27-м присуждении наград графа Уварова (Приложение к 51-му тому Записок Имп. академии наук. № 5). СПб., 1885. С. 12-15, 61-77; Знаменский П. // Христианское чтение. 1886. Июль-август. С. 239-252; на т. 2: Знаменский П. // Православный собеседник. Казань, 1901. Ч. 2. Прил. 7. С. 1-32; Покровский И.// Тамже. С. 33-73; Голубинский Е. // Чтения в Имп. обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1900. Кн. 2. Отд. 5: Смесь. С. 6-25; О. Л(евицкий) // Киевская старина. 1898. Кн. 12. Отд. 2. С. 85-92; Титов Ф. // Труды КДА. 1900. Кн. 12. Протоколы. С. 158-192; 1901. Кн. 1. Протоколы. С. 193-213; отд. изд.: К., 1901. 56 с.; Знаменский П. // Известия Имп. академии наук. 1899. Т. Х1. № 3. Отчет о 41 м присуждении наград графа Уварова. С. 95-99; П. // ЗНТШ. Т. 39. Кн. 1. Львів, 1901. Бібліогр.: с. 19-23; б.а. // Миссионерское обозрение. 1898. Декабрь. С. 1650.
  • Киевский митрополит Петр Могила как возобновитель киевских храмов // Киевские епархиальные ведомости. 1898. № 17. С. 727-749; № 18. С. 771-782; № 19. С. 813-825; № 20. С. 868-877; № 21. С. 932-941 (раздел из Т. 2 "Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники"/ Рец.: Киевская старина. 1898. № 12. С. 85-92.
  • Когда и кем введены в южнорусскую обрядность пассии // Киевские епархиальные ведомости. 1874. № 7. С. 161-165.
  • "Лифос" полемическое сочинение, вышедшее в типографии Киево-Печер-ской Лавры в 1644 г. с возражениями и замечаниями Кассиана Саковича // Архив ЮЗР. Ч. 1. Т. 9. К., 1893. С. 1-147; текст пам'ятки-447 с. /Рец.: И. Малышевский// Труды КДА. 1894. Кн. 9. С. 127-128; кн. 10. С. 129-133.
  • Лицемерие как основная черта наших мистических сект хлыстов и скопцов // Прибавления к Церковным ведомостям. 1914. № 3. С. 127-142; отд. оттиск: СПб., 1914. 28с.
  • Материалы для истории западно-русской православной церкви (XVI и XVII столетий)// Труды КДА. 1878. Кн. 1. С. 197-219; кн. 3-12. Приложения. С. 17-418 (отдельная последовательная пагинация). Включены в качестве приложения в первый том "Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники".
  • Материалы для истории западно-русской церкви // Чтения в Историческом Обществе Нестора-Летописца. 1891. Кн. 5. Отд. 3. С. 145-227; 1895. Кн. 9. Отд. 3. С. I-XVII, 3-192; 1896. Кн. 10. Отд. 3. С. 193-301; отд. изд.: К., 1891. 83с. (12 документів за 1541-1639 pp.); К., 1896. 299с. (документи XVIII ст.) / Рец.: Возняк П. // ЗНТШ. Т. 34. Кн. 2. Львів, 1900. Бібліогр.: с. 25-27.
  • Москва и первый Самозванец// Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. 1912. Кн. 22. Вып. 3. Отд. 1. С. 89.
  • Надгробная надпись всечестному иеромонаху Игнатию Оксеновичу, игумену монастыря Выдубицкого, который представился року 1651, октября 30 дня // Киевские епархиальные ведомости. 1877. № 15. Отд. 2. С. 422-424.
  • Надгробные надписи князьям Острожским // Древняя и Новая Россия. 1876. № 10. Отд. 4. Заметки.
  • Научное значение работ и изданий по истории Литвы и Западной Руси скончавшегося почетного члена Общества М.О. Кояловича // Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. 1892. Кн. 6. Отд. 1. С. 7.
  • Начало систематической обработки русской церковной истории: Вступительная лекция, читанная 15 апреля 1885 г. // Университетские известия. 1885. № 4. С. 67-82; отд. изд.: К., 1885. 16с.
  • Неизвестное полемическое сочинение против папских притязаний в Юго-Западной Руси (1633 года) // Труды КДА. 1899. Кн. 2. С. 300-341; Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. 1899. Кн. 13. Отд. 1. С. 154-156; отд. изд.: К., 1899. 42 с./ Рец.: Возняк П. // ЗНТШ. Т. 37. Кн. 5. Львів, 1900. Бібліогрф.: с. 23-24.
  • Несколько страниц из новейшей истории Киевской духовной академии: Ответ профессора Голубева профессору Титову и беседы его с разными лицами по вопросам ученым, учебным и житейским. К., 1907. 239 с.
  • Новые данные касательно поездки Мелетия Смотрицкого на восток и переход его в унию // Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. 1888. Кн. 2. Отд. 1. С. 136.
  • Новые труды по истории раскола // Миссионерское обозрение. 1897. Май. Кн. 1. С. 438; июнь. Кн. 1. С. 542.
  • О времени кончины князя К.К. Острожского и первопечатника русского Ивана Федорова; отд. изд.: К., 1884.
  • О вступлении Петра Могилы в Киево-Печерскую архимандрию // Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. 1888. Кн. 2. Отд. 1. С. 77.
  • О древнейшем плане города Киева 1638 г. // Чтения в Историческом Обществе Нестора-Летописца. Кн. 12. К., 1898. Отд. 2. С. 20-96; отд. изд.: К., 1898. 80 с. / Рец.: Грушевський М.С. // ЗНТШ. Т. 29. Львів, 1899. Бібліогр., рец.: с. 3-6.
  • О начале книгопечатания в Киеве и о первопечатных киевских изданиях // Киевская старина. 1882. № 4-6. С. 363-400; Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. 1888. Кн. 2. Отд. 1. С. 135-136.
  • О первопечатных церковно-славянских книгах, изданных в Кракове в 1491 г. // Труды КДА. 1884. Кн. 2. С. 257-268; Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. 1888. Кн. 2. Отд. 1. С. 199; отд. изд.: К., 1884. 16с.
  • О первых временах Киево-Богоявленского братства и школы при нем // Труды КДА. 1882. Кн. 3. С. 233-254.
  • О составе библиотеки Петра Могилы // Киевские епархиальные ведомости. 1876. № 8. С. 253-262; № 9. С. 299-306. Труды Третьего Археологического съезда в Киеве. К., 1878. Т. 2. С. 257-268.
  • О трех рукописных экземплярах Помянника Киево-Печерской Лавры XV-XVII вв. // Чтения в историческом обществе Нестора-Летописца. 1892. Кн. 6.
  • О южнорусском писателе Леонтии Карповиче // Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. 1888. Кн. 2. Отд. 1. С. 108.
  • Об инструкции для Киевской духовной академии 1763 г. // Киевские епархиальные ведомости. 1893. № 19. С. 507-520; № 20. С. 541-569.
  • Об Острожской Библии по поводу ее 300-летия // Труды КДА. 1881. Кн. 4. С. 488-491.
  • Объяснительные параграфы по истории западно-русской церкви // Киевские епархиальные ведомости. 1893. № 3. С. 67-77; № 4. С. 95-100; №5. С. 124-131; № 12. С. 312-329; № 24. С. 736-755; отд. изд.: К., 1893. 88 с.; Изборник Киевский, посвященный Т.Д. Флоринскому. К., 1904 / Рец.: Ф. Титов // Киевская старина. 1894. Кн. 6. С. 560-561.
  • Объяснительные параграфы по истории западно-русской церкви // Труды КДА.  1904. № 11. С. 447-481.
  • Объяснительные параграфы по истории западно-русской церкви // Труды КДА.  1906. Кн. 12. С. 495-544; отд. изд.: К., 1906. 50 с. / Рец.: Ф. Титов//
  • Киевская старина. 1907. Кн. 6. С. 275-311 (Разъяснительные параграфы по истории западнорусской церкви: Вынужденный ответ на "Сказку про белого бычка" проф. Голубева).
  • Окружное послание униатского митрополита Велиамина Рутского с извещением об обстоятельствах, предшествующих и сопровождающих смерть Мелетия Смотрицкого // Киевские епархиальные ведомости. 1877. № 3. Отд. 2. С. 62-70.
  • Описание и истолкование дворянских гербов южнорусских фамилий в произведениях духовных писателей XVII в. (писана на Евгение-Румянцевскую премию) // Труды КДА. 1872. Кн. 10. С.295-382; отд. изд.: К., 1872. 88с.
  • Особое мнение проф. С.Т. Голубева по поводу дела М.Э. Поснова, свящ. Т. Лященко и В. Фаминского // Труды КДА. 1911. Кн. 8. Протоколы. С. 194-206; 1912. Кн. 4. Протоколы. С. 731-733.
  • Особое мнение проф. С.Т. Голубева по поводу избрания в доценты Д. Прилуцкого // Труды КДА. 1908. Кн. 11. Протоколы. С. 348-362.
  • Особое мнение проф. С.Т. Голубева по поводу проекта Устава Академий // Труды КДА. 1906. Кн. 7. Протоколы. С. 259-270.
  • Особое мнение проф. С.Т. Голубева по поводу избрания в экстраординарные профессора доцента И.Т. Четверикова // Труды КДА. 1911.  Кн. 2. Протоколы. С. 47-48.
  • Отзыв о книге свящ. Н. Шпачинского "Киевский митрополит Арсений Моги-лянский и состояние Киевской митрополии в его правление (1757-1770 гг.)". К., 1907// Чтения в Имп. обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1909. Кн. 4. С. 5-27; отд. изд.: М., 1909. 25 с.
  • Отзыв о работах Крыловского: 1) Львовское Ставропигиальное Братство (Опыт церковно-исторического исследования). К., 1904; 2) Архив ЮЗР. Т. X. Ч. 1. К., 1904; 3) Архив ЮЗР. Т. XII. Ч. 1. К., 1904; 4) Архив ЮЗР. Т. XIII. Ч. 1. К., 1904// Из отчета о первом присуждении премии имени Н.В. Гоголя. СПб., 1907. 53с.
  • Отзыв о сочинении г. Вишневского "Киевская Академия в первой половине XVIII века// Труды КДА. 1895. Кн. 10. С. 206-207; 1900. Кн. 11. С. 67-107; 1904. Кн. 3. С. 156-157; отд. изд.: К., 1900. 37 с.
  • Отзыв о сочинении профессора Н. Глубоковского "Высокопреосвященный Смарагд (Крыжановский), архиепископ Рязанский: его жизнь и деятельность". СПб., 1914; отд. изд., без места и даты.
  • Отзыв о сочинении M.И. Лилеева "Из истории раскола на Вятке и в Стародубе XVII-XVIII в. Вып. 1". К., 1895//Чтения в Имп. обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1898. Кн. 2. С. 1-35.
  • Отзыв о сочинении Н.В. Лысогорского "Московский митрополит Платон Левшин как противораскольничий деятель". Ростов на Дону, 1905 // Труды КДА. 1907. Кн. 1-2. Протоколы. С. 27-33.
  • Отзыв о сочинении профессора В.Н. Малинина под заглавием "Старец Елиазарова монастыря Филофей и его послания. Историко-литературное исследование". К., 1901 // Труды КДА. 1903. Кн. 2. Протоколы. С 67-110; отд. изд.: К., 1903. 50 с. Рец. на кандидатскую (Труды КДА. 1895. № 10. С. 206-207), магистерскую (Труды КДА. 1900. №11. С. 67-107) работы с тем же названием (возражения Н. И. Петрова на последнюю рецензию: Труды КДА. 1900. № 11. С. 107-109).
  • Отзыв о сочинении профессора П.П. Соколова "Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV века" // Университетские известия. 1914. Кн. 10. Ч. 1. Отд. II (Рецензии). С. 36-47.
  • Отзыв о сочинении свящ. И. Стрельбицкого "Краткий очерк штундизма и свод текстов, направленных к его обличению". Одесса, 1896 // Труды КДА. 1901. Кн. 2. Протоколы. С. 284-291.
  • Отзыв о сочинении профессора П.Н. Жуковича "Сеймовая борьба православного русского дворянства с церковной унией до 1609 г.". СПб., 1901 // Отчет о присуждении премий П.Н. Батюшкова. СПб., 1904. 20 с.
  • Отзыв о сочинении профессора К.В. Харламповича "Западнорусские православные школы XVI и начала XVII вв., отношение их к иноверным, религиозное обучение в них и заслуги их в деле защиты православной веры и церкви". Казань, 1898 // Чтения в Имп. обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1906. Кн. 4. С. 1-20; отд. изд.: М., 1906. 20 с.
  • Отзыв о сочинении профессора К.В. Харламповича "Малороссийское влиянии на великорусскую церковную жизнь". Т. 1. Казань, 1914; отд. изд., без места и даты.
  • Отзыв о сочинении В.О. Эйнгорна "О сношениях малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича" // Чтения в Имп. обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1894. Кн. 1. С. 1-37.
  • Отзыв о сочинении В.О. Эйнгорна "Очерки из истории Малороссии в XVII в." // Отчет о 42-м присуждении наград графа Уварова. СПб., 1902. С. 88-136 (Записки Имп. Академии наук. Т. 6. № 2); отд. изд.: СПб., 1902. 51 с.
  • Отчет о первом присуждении премий Г.Ф. Карпова Имп. обществом истории и древностей российских при Московском университете. М., 1894. 37 с.
  • Отчет о четвертом присуждении премий Г.Ф. Карпова Имп. обществом истории и древностей российских при Московском университете. М., 1898. 35 с.
  • Отчет о седьмом присуждении премий Г.Ф. Карпова Имп. обществом истории и древностей российских при Московском университете. М., 1907. 20 с.
  • Отчет Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии за 1876 год. К., 1877.
  • Очерк истории литературы в Церкви Западной Руси за XVI-XVIII стол. // Киевские епархиальные ведомости. 1877. №4. Отд. 2. С. 96-115; №5. С. 138-149; №6. С. 161-173; №7. С. 190-204;. № 11. С. 310-325; № 12. С. 354-359; № 17. С. 437-452; № 20. С. 526-540; № 21. С. 573-590; 1878. № 1. С. 22-36; № 4. С. 130-144; № 6. С. 191-194; № 9. С. 266-274; № 11. С. 321-335; № 14. С. 409-418.
  • Очерки из истории Киевской духовной академии за XVIII столетие // Киевская старина. 1889. №4. С. 1-26; отд. изд.: К., 1889. 26 с.
  • Памфлет на Мелетия Смотрицкого // Киевские епархиальные ведомости. 1875. № 17. С. 556-561.
  • Памяти князя К.К. Острожского // Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. 1910. Кн. 21. Вып. 3. Отд. 1. С. 82-83.
  • Памятники литературной полемики православных южнорусцев с латино-уни-aTaMHXVI-XVII ст. // Архив ЮЗР. Ч. I. Т. VII. К., 1887. XVI. 801 с. Содержание: Письмо супрасльского архимандрита Сергия Кимбала к Киевскому митрополиту Макарию II, около 1536 г.; Форма церковного отлучения, составленная южнорусскими иерархами в 1544 г.; Неизданные сочинения и послания Ивана Вишенского начала XVII столетия; Собственноручные записки Петра Могилы; Грамота Киевского митрополита Мисаила к папе Сиксту IV 1476 г., обнародованная Ипатием Потнем в 1605 г.; Ключ царства небесного (полемический труд 1578 г.); Отпис на лист виленских униатов 1616 г.; Верификация невинности (Виленское православное братство); Оборона верификации (Виленское правослвное брастство, 1621 г.); Совита вина (сочинение латино-униатов 1621 г.); Юстификация невинности (объяснение православных иерархов 1622 г.); Синопсис (Виленское православное братство, 1632); Розмова альбо реляция розмовы двух русинов схизматика с униатом.
  • Памятники литературной полемики православных южноруссов с протестантами и латино-униатами в Юго-Западной Руси за XVI и XVII ст. // Архив ЮЗР. Ч. I. Т. VIII. Вып. 1. К., 1914. 798 с. Содержание: Полемическое сочинение против протестантов (начала второй половины XVI стол.); Предисловие к Библии, изданной в Остроге в 1581 г.; О образех, о кресте, о хвале Божией и хвале и молитве святых, и о иных артикулех веры единое правдивое Церкви Христовой (около 1602 года); О Пресвятой Тройци и о иных артикулех веры единое правдивое Церкви Христовы (около 1602 года); Книга о вере единой, святой, соборной Апостольской церкви, которая под розсудок Церкви Всходней поддается (около 1619 года); Беседа киево-печерского архимандрита Захарии Копыстенско-го, произнесенная им в день годичного поминовения по скончавшемся архимандрите Елисее (Евфимии) Плетенецком (1625); Крест Христа Спасителя и каждого человека на казаню публичном, през ясновелебного... отца Кир Петра Могилу... выраженный (1632); "Экзегезис" Сильвестра Косова; Извлечения из "Патерикона" Сильвестра Косова; Извлечения из "Тератургимы" Афанасия Кальнофойского 1638 г.; Полемические сочинения.
  • Память митрополита Петра Могилы в Киевской Академии 31 декабря 1754 года (К истории русского проповедничества за вторую половину XVIII столетия: проповедь Самуила Миславского) // Труды КДА. 1910. Кн. 12. С. 628-684; отд. изд.: К., 1910. 57 с.
  • Панегирик Киево-Печерскому архимандриту Елисею Плетенецкому 1618 года// Труды КДА. 1910. № 6-7. С. 296-350; отд. изд.: К., 1910. 55 с. / Рец.: Возняк М. // ЗНТШ. Т. 97. Кн. 5. Львів, 1910. Бібліогр.: с. 225-227.
  • Панегирик, поднесенный в 1591 году Львовским братством митрополиту Михаилу Рагозе // Киевские епархиальные ведомости. 1874. № 5. С. 113-133; № 6. С. 145-157 (с публикацией "Просфоними").
  • Петр Могила до поступления на Киево-Печерскую архимандрию // Странник. 1882. Январь. С. 3-25; февраль. С. 177-190.
  • Петр Могила и Исайя Копинский: Вступление Петра Могилы на Киевскую митрополию и его отношение к Исайе Копинскому // Православное обозрение. 1874. № 2. С. 210-251; № 3. С. 303-326; отд. изд.: М., 1874. 57 с. / Рец.: Н.И. Костомаров. Петр Могила перед судом исследователей нашего времени: по поводу статей г. Голубева в "Православном обозрении" // Вестник Европы. 1874. Кн. 5. С. 429-441.
  • По поводу двух сообщений о князе Константине Ивановиче Острожском // Труды КДА. 1877. Кн. 10(4). С. 182-191.
  • По поводу рецензии в "Журнале Министерства народного просвещения" на книгу "Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники". К., 1883 // Труды КДА. 1884. Кн. 3. С. 416-484; отд. изд.: К., 1884. 73 с. (полеміка с рец. Н. Петрова. ЖМHП.  1884. Кн. 1. С. 148-165). Ответ Петрова: Ответ автору книги "Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники" // Труды КДА. 1884. Кн. 4. С. 632-641.
  • По поводу рецензии в "Журнале Министерства народного просвещения" на сочинение "История Киевской Духовной Академии. Вып. 1: Период до-Могилянский". К., 1886 // Труды КДА. 1887. Кн. 5. С. 115-170; отд. изд.: К., 1887. 58 с. (ответ А.И. Соболевскому).
  • По поводу рецензии на статью "Петр Могила и Исайя Копинский" // Киевские епархиальные ведомости. 1874. № 11. С. 280-287; № 13. С. 361-374.
  • По поводу статьи академика А.И. Соболевского "Москва и первый Самозванец" // Труды КДА. 1910. Кн.З. С. 432-440; отд. изд.: К., 1910. 9с.
  • Подбережная каменная стена в Киево-Выдубицком монастыре, сооруженная в 1199-1200 гг. // Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. 1907. Кн. 19. Вып. 4. Отд. 2. С. 88-101.
  • Попытки к примирению православных с униатами в правление короля Владислава IV // Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. 1899. Кн. 13. Отд. 1. С. 107-108 (Раздел из "Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники". Т. 2. С. 60-239).
  • Попытки к соединению церквей православной и униатской в первой половине XVII столетия // Руководство для сельских пастырей. 1879. Т. 1. № 2, 5, 6, 14.
  • Приложения к "Истории Киевской Духовной Академии" // Университетские известия. 1886. Кн. 4. С. 1-64; кн. 5. С. 65-88; кн. 6. С. 89-112; кн. 8. С.113-118.
  • Прискорбные столкновения Петра Могилы с своим предшественником по митрополии и Киево-Никольскими иноками // Труды КДА. 1897. Кн. 10. С. 208-276.
  • Рекомендация в доценты по кафедре русской гражданской истории С. Чернышова // Труды КДА. 1912. Кн. 5. Протоколы.
  • Рекомендация избрания в почетные члены КДА Л.С. Мацеевича // Труды КДА. 1911. Кн. 4. Протоколы. С. 110-111.
  • Рец. на издание: "Пчела Почаевская. Изборник назидательных поучений и статей, составленных преподобным Иовом, игуменом Лавры Почаевской (1581-1651), изданный в переводе с славянского на русский язык, по собственной рукописи преподобного, под редакцией профессора Киевской Духовной Академии Н.И. Петрова". Почаев, 1884// Киевская старина. 1885. Кн. 1. С. 157-167. Ответ Н. Петрова: Несколько слов о Пчеле Почаевской (ответ на рецензию "Киевской старины" // Труды КДА. 1885. Кн. 2. С. 299-307.
  • Рец.: Отзыв о сочинении В.И. Ясевич-Бородаевской "Борьба за веру: Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии с приложением статей закона и Высочайших указов". В.И. Ясевич-Бородаевская. СПб., 1912 // Прибавления к Церковным ведомостям. 1914. № 5. С. 283-291.
  • Рец.: "Очерки по истории царствования Михаила Феодоровича. Ч. 1. Московское общество и государство от начала царствования Михайла Федоровича до эпохи Смоленской войны" Е. Сташевского. К., 1913. 387 с. // Прибавления к Церковным ведомостям. 1914. № 13. С. 678-686.
  • Речь, произнесенная при погребении проф. П.А. Лашкарева // Труды КДА. 1899. Кн. 9. С. 140-144; отд. изд.: К., 1899. 5 с.
  • Рукописи Киево-Выдубицкого монастыря // Киевские епархиальные ведомости. 1875. № 16. С. 529-537; Древняя и Новая Россия. 1876. № 10. Отд. 4. Заметки; Киевлянин. 1875. № 100. 28 августа. С. 2.
  • Рукописи Пустынно-Николаевского монастыря // Киевские епархиальные ведомости. 1875. № 8. С. 290-295.
  • Рукописная заметка о Киевском митрополите Иосифе Нелюбовиче-Тукальском (из архива Киево-Выдубицкого монастыря) // Киевские епархиальные ведомости. 1878. № 13. Отд. 2. С. 396-398.
  • Секта Новый Израиль (По поводу ляментации прогрессивной печати о преследовании означенной секты). СПб., 1911. 78 с. (Церковные ведомости. 1911).
  • Сильвестр Косов. Отрывок из Патерикона / Публ. С.Т. Голубева // Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей. К., 1874. Отд. 2. С. 25-26.
  • Слово в пяток третьей недели Великого поста, сказанное в церкви Киево-Братского монастыря // Труды КДА. 1886. Кн. 5. С. 111-118.
  • Спорные вопросы о древней топографии Киева: Боричев взвоз. Местоположение церкви Св. Феодора// Труды КДА. 1910. Кн. 5. С. 107-138; Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. 1912. Кн. 23. Вып. 1. Отд. 1. С. 12; отд. изд.: К., 1910. 32с.
  • Старый корпус Киевской Академии (Мазепин) и его "репарация" при архиепископе Рафаиле Заборовском // Труды КДА. 1913. № 6. С. 275-324; Киево-Могилянский сборник в честь прот. Дмитрия Ивановича Богдашевского, заслуженного ординарного професора Имп. Киевской духовной академии по случаю 25-летия его учебной деятельности. К., 1913. С. 538-587; отд. изд.: К., 1913. 50 с.
  • Суждения и отзывы иностранной печати по поводу празднования в Киеве 900-летнего юбилея крещения Руси // Труды КДА. 1888. Кн. 9-10. С. 304-328.
  • Удаление Исайи Копинского из Киево-Михайловского монастыря (К характеристике отношений между Петром Могилой и Исайею Копинским) // Киевские епархиальные ведомости. 1874. № 1. С. 11-18; № 2. С. 41-48; № 11. С. 280-287; отд. изд.: К., 1874. 15 с.
  • Церковно-исторические изыскания и заметки о древнем Киеве. Вып. 2: О древней Воздвиженской церкви // Труды КДА. 1904. Кн. 12. С. 668-692.
  • Церковно-исторические изыскания и заметки о древнем Киеве. Вып. 1: Существовала ли в Киеве на старом городе церковь св. Никиты, относимая к великокняжеской эпохе? // Труды КДА. 1899. Кн. 12. С. 574-599.
  • Южнорусский православный Катехизис 1600 г. // Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. 1899. Кн. 14. Отд. 3. С. 1-81; отд. изд.: К., 1899. 61 с.
  • Южнорусское проповедничество в первой четверти XVII в. // Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. 1894. Кн. 8. Отд. 1. С. 9-10.

 

Сокращения

  • Архив ЮЗР — Архив Юго-Западной России
  • ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения
  • ЗНТШ Записки наукового товариства імені Т. Г. Шевченка
  • Труды КДА — Труды Киевской Духовной Академии

 

Другие публикации на портале:

Еще 9