Итальянский историк религии. Петтаццони вместе с Уберто Песталоцца (Pestalozza) был родоначальником истории религии как дисциплины в Италии и в этой области он приобрел международное признание. Он участвовал в основании Международной Ассоциации по истории религии в 1950 г. и был ее вторым президентом после Герардуса ванн дер Леува, а также редактором журнала Numen. Петтаццони с 1914 по 1924 г. был профессором истории религий университета Болоньи, а в 1924 г. стал главой кафедры истории религий университета Рима, руководителем которой он оставался до своего ухода на пенсию в 1958 г. В 1925 г. он основал периодический журнал «Исследования и материалы по истории религии» (Studi e materiali di storia delle religioni). Он был членом Национальной академии.
Первые работы Петтаццони «Происхождение Кабири на островах фракийского моря» (Le origini dei Kabiri nelle isole del Mar Tracio, 1909) «Первобытная религия Сардинии» (La religione primitiva in Sardegna, 1912) свидетельствуют о сдвиге его интересов от классической археологии к истории религий. Его участие в IV Международном конгрессе по истории религии (Лейден, 1912) также было важным шагом в этом направлении. Первая важная работа Петтаццони, обширная монография, озаглавленная «Небесное Существо в верованиях примитивных народов» (L'essere celeste nelle credenze dei popoli primitivi), к сожалению не была опубликована до 1922 г., так как несколько попыток ее издания завершились неудачей. Эта неудача, однако, не ослабила интереса Петтаццони к истории религии. Он снова обратился к вопросу о небесных существах в конце своей жизни, когда он уже смог преодолеть свою первоначальную позитивистскую «ураническую» интерпретацию этих существ как «мифических восприятий» неба.
В 1920 г. появилась следующая работа «Религия Зарастустры в религиозной истории Ирана» (La religione di Zarathustra nella storia religiosa dell'Iran), в которой Петтаццони интерпретировал религиозную реформу Заратустры как монотеистическую реакцию на более древний иранский политеизм, представленный демоническими дэвами Авесты. Эта интерпретация позволила Петтаццони предложить довольно строгое определение монотеизма, которое, как он считал должно быть исторически охарактеризовано как революция против политеизма, и таким образом, быть существенно отличным от первобытного культа высшего существа. Проведение этого различия лежало за постоянной полемикой Петтаццони с теорией первобытного монотеизма Вильгельма Шмидта.
Другие работы этого периода включают также «Религия Древней Греции до времени Александра» (La religione nella Grecia antica fino ad Alessandro, 1921), «Религиозные мистерии» (I misteri, 1924), а также многотомную работу «Исповедание грехов» (La confessione dei peccati, 1929-1936), которая совмещает исследование предмета с позитивистской герменевтикой.
Работы этих лет также сопровождались глубокой рефлексией на методе, которая привела Петтаццони к акценту на сравнительно-историческом методе изучения религии, защищавшемся им в его инаугурационной лекции 1924 г. В созданном им журнале «Studi e materiali di storia delle religioni», он отвечал на возражения, которые высказывались против новой дисциплины итальянскими историками Бенедетто Кроче и Адольфо Омодео. Кроче и Омодео рассматривали сравнительные задачи новой дисциплины как имеющие просто описательную и классификационную ценность, и как таковые далекие от истинных проблем истории. Петтаццони возражал, настаивая на том, что сравнительные вопросы происхождения и развития были законными, и что они являются важными для исследования религиозной и культурной идентичности.
Петтаццони также занимался редактированием серии «Свидетельства и документы истории религии» (Testi e documenti per la storia delle religioni), где он опубликовал работу «Японская мифология согласно первой книге Кодзики» (La mitologia giapponese secondo il primo libro del Kojiki, 1929). Постепенно он обращает внимание на феноменологию и психологию религии. Петтаццони сопротивлялся и психологизму и антиисторической феноменологии, но он в конечном итоге признал существенный вклад, который чувствительность феноменолога религии могла сделать в основание «науки о религии» (Religionswissenschaft). Согласно его зрелому взгляду, Religionswissenschaft должна включать в себя и историю религии, фокусирующуюся на процессах исторического формирования, и феноменологию религии, которая фокусируется на существенной природе и значении религиозных фактов различных культур. Петтаццони утверждал, что культуры могут быть правильно поняты, только при условии серьезного принятия во внимание их религий. Итальянские историки и культура, вдохновленная ими - светскость, которая оказала определяющее влияние на формирование Петтаццони - отказывались признавать этот факт.
Петтаццони также сохранял постоянный интерес к религиям дописьменных культур. Начиная с 1948 г. вышли 4 тома его труда «Мифы и легенды» (Miti e leggende). Эти работы свидетельствуют об интересе Петтаццони к изучению и вульгаризации мифа и мифологий, стимулированной опытом войны. Во введении к первому тому он говорит об «истине мифа» (verita del mito). Миф рассматривается как нарратив, основанный на мировоззрении и образе жизни группы людей, позиция, которая отвечала на функционализм Бронислава Малиновского.
В эти же годы Петтаццони возвратился к своему первоначальному интересу к вопросам, связанным с высшими существами дописьменных культур, и особенно с атрибутом вездесущия среди различных видов божеств, принадлежащих различной религиозной среде, что привело к публикации исследования «Вездесущие Бога» (L'onniscienza di Dio,1955), имевшего своей целью внести вклад в историческое понимание и типологию этого феномена. В работе «Высшее Существо в примитивных религиях» (L'essere supremo nelle religioni primitive, 1957), Петтаццони рассматривает вопросы о религиозном наслоении, нисходя до уровня архаических культур обществ охотников и собирателей. Его интерес к вопросам относительно религии и общества, гражданским аспектам религии и религиозным аспектам общества представлен в работах «Религиозная Италия» (Italia religiosa , 1952) и «Лекции о религии» (Letture religiose, 1959).
Mario Gandini. Presenza di Pettazzoni (Bologna, 1970).
Problems and Methods of the History of Religions, edited C. Jouco Bleeker Alessandro Bausani (Leiden, 1972).