Библиография
Статья Эмиля Насритдинова "Духовный номадизм и центральноа- зиатские странники-таблиги" сводит воедино идею внутренней трансформации в движении с пониманием движения как приема остранения. В центре внимания здесь тоже "кочевье по необустроенным местам", точнее кочевье с минимальным обустройством. Опираясь на опыт собственного странствования с группой таблигов, Насритдинов анализирует то, как сдвиг пространственных границ позволяет изменить сообщество верующих. Эта статья, пожалуй, наиболее последовательно представляет идею о том, что вне сознательного и ритмично практикуемого пространственного и умственного самодистанцирования по отношению к работе, семье и быту личностная трансформация невозможна. Странничество в итоге выступает своеобразным перипатетическим пробелом в текучке повседневности. Пробелом, с помощью которого постигается смысл предшествующего и будущего: одно трехдневное паломничество каждый месяц, одно сорокадневное паломничество раз в год, одно четырехмесячное паломничество раз в жизни. Важность самого процесса паломничества, как подчеркивает На- сритдинов, не должно скрывать принципиального: духовные изменения, происходящие во время религиозных странствований, призваны стать по возвращении основой для соответствующих изменений как в религиозной, так и в бытовой жизни. Духовный номадизм таблигов, таким образом, строится на основе принципиальной дуальности. В своем движении от мечети к мечети таблиги соотносят картографию святых мест (физических точек, разбросанных по миру) с картографией своего "внутреннего духовного ландшафта - воображаемых мест поиска истины, смысла жизни и братства".О людях пути: номадизм сегодня.