Реферат статьи. Андреев А.Н. Русский иезуит А.Ю. Ладыженский: неисследованная страница в истории русского католицизма 18 столетия. Журнал "Отечественная история" №3 2008.
В 18 в. активизировалась деятельность католической церкви в т.ч. и миссионерская. Количество переходов в католицизм русского дворянства было невелико, но такие факты вызывали повышенный интерес исследователей т.к. предварили массовое увлечение католическими идеями в 19 веке.
Правительство принимало реальные меры по ограждению подданных от прозелитизма. Ярким примером служит дело о переходе в католицизм русского дворянина Алексея Юрьевича Ладыженского, ставшего монахом иезуитского ордена. Его судьба интересна не только для историков католицизма в России, но и для исследователей религиозной политики государства.
Почти все писавшие о Ладыженском только касались факта его отступничества, оставляя в тени жизненный путь. Бытует мнение, что после 20 лет ссылки он умер в Сибири, так и не отрекшись от католицизма (М.Фатеев, Ю. Дремлюг). Архивные данные показывают, что Ладыженский возвратился к православию, принял постриг и умер в монастыре Нижнего Новгорода.
В начале 18 в. Ладыженский обучался у иезуитов в Москве. В 1710 отправлен в Европу учиться. Там он принял «римский закон». В Варшаве стал послушником, в 1718 переехал в Рим, где в 26 лет принял монашество (1718-1719), закончил иезуитскую коллегию в1731, пройдя полный курс-13 лет. В 1733 стал священником в Вильно, в 1735 арестован по приказанию командующего русским корпусом генерала Ласси (1733-1735 русско-польская война).
Уникальность данного случая в упорном желании Ладыженского сохранить свою новю веру. В 1736 г. отправлен на увещевание к архиепископу Феофану (Прокоповичу). Преосвященный Феофан, сторонник подчинения Церкви государству, идентифицировал патриаршество с папством и был известен антикатолическими взглядами. Архиепископ не убедил Ладыженского, и последний был отправлен под арест. На допросах арестованный подтвердил полную осознанность выбора, упорно держался догматов католической веры, дал понять, что утвердился в католичестве 30 лет назад (учась у иезуитов). В 1737 г. последовало отправление в тобольский гарнизон солдатом. Архивные документы свидетельствуют о стойкости Ладыженского в вопросах веры. Однако проведя в ссылке 5 лет он подал прошение о присоединении к православию тобольскому митрополиту Арсению (Мациевичу). Возможно свою роль сыграла болезнь, но вероятнее, что на Ладыженского повлиял преосвященный Арсений. Один из образованнейших иерархов того времени не мог не заинтересоваться солдатом с высшим богословским образованием. Сам митрополит сочувствовал идее возрождения патриаршества и находил, что католическую модель взаимоотношений с государством полезной для Церкви. Он просил Синод о присоединении Ладыженского к православию и освобождении его от солдатчины всвязи с отрицанием последнего от «папежных заблуждений». В 1742 г. был подготовлен, а в 1743 подписан Елизаветой Петровной указ о передаче Ладыженского в ведомство Синода, с переводом в Нижний Новгород. Условием ставилось принятие монашества. Ладыженский отказался. Форма отказа вызвала новое разбирательство, уже в Нижнем Новгороде. В 1744 году Ладыженского вынудили вторично обратиться в православие. В 1748 он принимает постриг с именем Александр. Умер Ладыженский в 1756 году Нижегородском Благовещенском монастыре.
Судьба одного из первых русских иезуитов иллюстрирует противоречивость российского социокультурного пространства. С одной стороны создавались объективные предпосылки для воздействия католицизма на россиян: строились костёлы, ширилась образовательная деятельность ксендзов, росло общение с католиками. С другой – государство жёстко преследовало вероотступничество, сохраняя монополию Православной Церкви на духовную жизнь подданных.