Автор рассматривает взгляды японского философа Кобаты Дзюндзо (1926-1984), который доказывает, что традиционное искусство Японии эстетически осваивает область, «переходную» от быта к области собственно художественного творчества. Для описания этого феномена Кобата вводит понятие «праведного искусства» или «квазиискусства». Кобата исследует вопросы религии и искусства, считая, что в рамках культового искусства проявляется священная ценность искусства как такового. По мнению ученого, эстетическое родственно священному. При этом Кобата считает, что все «квазиискусства» осуществляют связь с повседневностью через практику «праведности», общую как для художественной практики, так и для сферы быта. В статье затрагиваются вопросы синестезии, которая была фактически укоренена в японской художественной традиции.
The article deals with the views of a Japanese philosopher Kobata Junzo (1926-1984), who believes that the traditional arts (geido) master the field, so to say, "transitional" between the everyday life and the sphere of art activity. He introduces the concept of "righteous ("virtuous") art" or "quasi-art" to discribe such a phenomenon. Prof. Kobata consideres the problem of the correlation between religion and traditional art believing that the religious art reveals the realm of sacred things to us, which proves the kinship between sacred and aeshtetic things. All the "quasi-arts" accomplish the relations between the everyday life and the realm of art activities by the way of "righteousness". The theme of synaesthesia deeprooted in the Japanese aesthetical tradition is considered here.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Японская художественная традиция, культовое искусство, праведное искусство, эстетическое и священное, художественная практика, синестезия.
KEYWORDS: Japanese art tradition, religious art, aesthetical and sacred things, art activity,synaesthesia.