«Утверждение единобожия» (таухид) в персидской классической литературе: от религиозного концепта к поэтической теме
Вестник МГУ. Востоковедение
№ 4
2010 г.
Статья посвящена одному из ключевых религиозных концептов ислама – утверждению единобожия (таухид).
Библиография
Статья посвящена одному из ключевых религиозных концептов ислама – утверждению единобожия (таухид). В персидской классической поэзии этот термин использовался в поэтике для обозначения стихов во славу Божию. В ранней эпической поэзии на новоперсидском языке – «Шах-нама» Фирдауси и «Вис и Рамин» Гургани (X–XI вв.) мотивы славословия Господу служили маркировкой начала сочинения. Таухид как одна из тем персидской касыды появляется только в XII в. Очевидно, что в лироэпический жанр (касыда) эти мотивы проникли путем транспозиции (накл) из эпоса (маснави) и получили новую интерпретацию в рамках канона касыды. В касыде мотивы таухид отчасти сохранили свою композиционную функцию. Стихотворения, посвященные «утверждению единобожия», как правило, рифмовались на алиф, первую букву арабского алфавита, и в соответствии с правилом расположения стихов помещались в начале дивана (собрание монорифмических стихов). В ранних собраниях персидской поэзии (XI в.) в позиции «открывающей» касыды могли выступать стихотворения весенней календарной тематики. Календарные мотивы по ряду признаков идентифицируются как субститутом мотивов таухид.