В Музее Андрея Рублева открылась выставка, посвященная 110-летию со дня рождения монахини Иулиании (Соколовой)
События

Церемонию открытия возглавили директор Музея Андрея Рублева Г.В. Попов и ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений.

На выставке представлены работы матушки Иулиании: зарисовки закрытого в советские годы храма святителя Николая в Кленниках, созданные в конце 1920-х годов копии древних фресок Новгорода, Пскова и Вологды. Некоторые из них — едва ли не единственные оставшиеся изображения несуществующих сейчас росписей церкви Успения на Волотовом поле, фресок церкви Спаса Преображения на Нередице. Многие образы — копии древнерусских икон, в частности, список Владимирской иконы Божией Матери, подаренный монахиней Иулианией Патриарху Пимену.

«Здесь представлены даже работы из Патриарших собраний, — рассказал архимандрит Лука (Головков), заведующий Иконописной школой при МДА. — Экспозицию предваряла большая работа по выявлению, если можно так выразиться, материального наследия матушки Иулиании; не говоря уже о другом, нематериальном — ее опыте, слове, самой жизни, которые влияли на иконописание самым серьезным образом».

На выставке также представлена одна из самых значимых работ матери Иулиании — икона Всех святых, в земле Российской просиявших. «Создание этой иконы — акт великого мужества. Он делает фигуру матушки Иулиании важной в истории отечественного иконописания и вообще всей культурной жизни России», — считает Г.В. Попов.

В центре выставочного зала — витрины с небольшими иконами, которые могут уместиться на ладони. Это образы, которые матушка написала специально для домашних богослужений. Когда было закрыто большинство храмов, а многие священнослужители и верующие арестованы, Литургии служили дома, используя такие образы.

«Эти иконы уникальны, потому что все они были на службах в то особое время, когда никто не знал, что может случиться с ним завтра. Люди умели беречь тайну, и благодаря этому Церковь сохранялась. Эти образы проникнуты особым духом, напоены молитвой, слезами особого времени горя и в то же величайшего внутреннего подъема», — рассказала корреспонденту портала «Татьянин день» племянница монахини Иулиании, преподаватель иконописной школы при Московской духовной академии Наталья Алдошина.

На эти небольшие иконы обратил особое внимание и архиепископ Верейский Евгений: «На примере матушки Иулиании и той небольшой общины, которая сложилась на Маросейке вокруг священника Алексия Мечева, по сути дела, прослеживается жизнь всей Церкви. На выставке представлена икона, в которую вставлялся антиминс. В эпоху гонений молодая девушка носила ее с квартиры на квартиру — туда, где служили Литургию. Это же живая история нашей Церкви на примере конкретного человека».

Владыка отметил, что работы монахини Иулиании стали как бы переходным мостом от XIX века к современности, к современной иконописи. Ее трудами в 1958 году в стенах Московской духовной академии был открыт иконописный класс, которым матушка Иулиания руководила в течение 23 лет. Обучаться в этой школе могли только студенты семинарии и академии, государство не допускало, чтобы церковной живописью занимался кто-то со стороны. Но в те времена даже горстка учащихся иконописной мастерской была важна для сохранения церковной традиции. «Нынешнее развитие иконописи — память о том, что оставила нам матушка Иулиания», — полагает архиепископ Евгений.

По мнению организаторов, экспозиция «Благословенный труд» может стать настоящим открытием для тех, кто еще слабо знаком с церковным искусством.

Выставка продлится до 30 сентября 2010 года.

Патриархия.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9