На защиту выносятся следующие основные положения:
1. И.А. Ильин, многочисленными нитями связанный с русской культурной традицией и, прежде всего, с традицией идеалистического миропонимания, является, по сути, единственным ортодоксально-православным литературным критиком в контексте XIX – первой половины XX века, создавшим соответствующий инструментарий для филологического исследования.
2. Литературно-критический (филологический) метод И.А. Ильина актуален в контексте современного литературного процесса и плодотворен с точки зрения перспектив развития русской литературы по ряду причин:
а) ориентированный на последнюю – религиозную – глубину мира и человека, на абсолютные – Божественные – ценности и евангельский идеал, филологический метод И.А. Ильина предполагает высочайшую ответственность художника и критика за результаты своего труда, который приравнивается к служению;
б) восприятие произведения как трехмерного (в единстве слова, образа и предмета) обеспечивает достаточно целостный анализ с учетом его художественных, психологических, религиозно-философских аспектов и уровней;
в) восприятие произведения как трехмерного обеспечивает достаточно объективную экспертизу литературно-художественного целого, учитывая, что предмет у И.А. Ильина – не просто идея, но именно качество идеи, лежащей в основе того или иного сочинения, его духовный помысел, максимально свободный от субъективной рефлексии;
г) филологический метод И.А. Ильина достаточно гибок и вариативен для того, чтобы в каждом конкретном случае выявлять индивидуальные особенности художественного акта, его структуру и возможности;
д) филологический метод И.А. Ильина инициирует системный (культурологический) подход к художественному творчеству, предполагая связь эстетического, научного, религиозно-философского, нравственного и других начал в масштабах личности и народа (нации) в целом;
е) принцип художественного отождествления, составляющий наряду с аналитической компонентой самую суть литературно-критического метода И.А. Ильина, обусловливает более глубокое и полное освоение материала, вовлекая в процесс филологического восприятия всего критика во всем многообразии его опыта – чувственного и нечувственного, что делает познание максимально эффективным (как известно, истина доступна только цельному человеку);
ж) установка на художественную «встречу» с автором как сверхзадача литературно-критического метода И.А. Ильина в единстве с ярко выраженной установкой на поиск и утверждение предметной истины создают уникальное сочетание, актуальное в контексте современной культуры, формирующей диалогическую модель общения порой вне зависимости от духовно-качественных параметров коммуникации;
з) филологический метод И.А. Ильина органично интегрирует в традиционное литературоведение, расставляя и усиливая необходимые качественные акценты.
3. Актуализация идеалистической традиции в форме религиозного (православного) миропонимания «спасительна», по выражению И.А. Ильина, особенно в ситуации современного духовного кризиса; она может и должна быть востребована на благо русской культуры, в том числе, с помощью литературы и литературной критики (при этом речь не идет о забвении материалистической и рационалистической традиции русской философской мысли, что было бы проявлением узости и односторонности).
Теоретическая значимость работы определяется прежде всего целостностью, понятой как реализация важнейшего для культуры принципа диалогизма, и предпринятым на этой основе осмыслением эстетики и литературной критики И.А. Ильина в контексте русской идеалистической критики XIX – первой половины XX века, а также уточнением отдельных составляющих общего литературного процесса первой половины XX века.
Практическая значимость.
Материалы данного исследования могут быть использованы в практике высшей школы в курсах по истории русской литературы, литературной критики и журналистики (так, спецсеминар «И.А. Ильин – литературный критик» в течение ряда лет ведется в Институте филологии Сахалинского государственного университета). Кроме того, полученные результаты могут быть полезны для дальнейшего изучения творчества И.А. Ильина в самом широком диапазоне тем и проблем, при создании целостной истории русской литературной критики XVIII – XX веков с учетом всех составляющих литературного процесса XX века, включая литературу диаспоры. Отдельные положения диссертации могут быть использованы при создании монографических работ, в изданиях справочного характера, в рамках дополнительной специализации «Литературная критика и редактирование».