Был заслушан доклад «История понятия "ипостась" в контексте античной философии» Светланы Викторовны Месяц, кандидата философских наук и старшего научного сотрудника ИФ РАН.
В докладе кратко излагались значения понятия «ипостась» в античной философии у разных античных авторов – Сократа Схоластика (V в.), авторов Древней и Средней Стои, Аристотеля и платоников. Также разбирался внефилософский контекст термина «ипостась».
В своих исследованиях Светлана Викторовна смогла выявить четыре смысловых значения этого понятия: 1) нечто сгустившееся внизу: осадок, отстой, отложение, 2) нечто стоящее внизу и оказывающее сопротивление: упор, опора, основание, 3) скрытое основание, обнаруживающее себя в явлениях, 4) возникновение, рождение и существование в широком смысле.
В философском же контексте, как сообщила докладчик, термин, в первый раз был употреблен последователями Древней Стои, как результата метаморфоз в природе, а во времена Средней Стои им называли бесформенную первоматерию.
Также докладчик сообщила, что в результате исследований, она пришла к выводу, что термин «ипостась», употребляемый в тринитарном богословии Православной Церкви, испытывал больше влияния со стороны стоических школ и аристотелизма, чем со стороны платонизма и неоплатонизма.
Затем профессор Э. Фальк сделал доклад на тему «Воскресение и конечность тварного». Это выступление стало логическим завершением цикла прочитанных профессором лекций. В начале своей речи докладчик предупредил, что будет в этот раз говорить не об отцах Церкви и средневековых философах, и даже не столько о феноменологии, сколько сделает попытку объяснить «великое таинство воскресения».
По мнению господина Фалька, смертность как ограниченность человеческой природы не стала следствием грехопадения, но подразумевалась первоначальным замыслом Бога о человеке. Воскресение Христа изменяет все мироздание, не отменяя, но преображая рамки человеческой природы. Профессор обратил внимание и на то, что учение о воскресении мертвых понималось в Средние века в контексте представлений того времени и мыслилось буквально; сейчас же это учение должно быть рассмотрено с позиций современной антропологии, в том числе феноменологии тела. Было высказано утверждение, что в воскресении важна не сама по себе телесность, но известный нам сейчас опыт телесности. В будущем же ему надлежит раскрыться в полноте, как сокрытому внутреннему потенциалу.
Отвечая на восклицание Ницше «Бог умер!», профессор раскрыл восприятие Божеством смерти как проявление сострадания человеку и приобщение его к воскресению.
После доклада состоялось обсуждение некоторых вопросов, в том числе согласования высказанных профессором Фальком мнений со свидетельствами Библии.
Завершил заседание и всю работу конференции заместитель декана Богословского факультета протоиерей Николай Емельянов. В своем слове он еще раз поблагодарил профессора Э. Фалька, всех участников и организаторов конференции. Особую благодарность все выразили переводчику Анне Куличковой, без помощи которой не могло состояться такое плодотворное общение.