Научная конференция «Современное церковное искусство. Проблемы и основные тенденции», организованная Российской академией художеств (РАХ) и Научно-исследовательским институтом теории и истории изобразительных искусств (НИИ РАХ), состоялась 18 мая.
Участники обсуждали основные направления развития церковного искусства конца XX — начала XXI веков, приоритеты, которые складывались в творческих практиках художников под влиянием церковного и светского общества, а также творчество современных художников-иконописцев, скульпторов и архитекторов, «стоящих в авангарде возвращения духовных смыслов и нового прочтения традиции».
Открывая конференцию, протоиерей Леонид Калинин, председатель Экспертного совета Русской Православной Церкви по церковному искусству, архитектуре и реставрации, обратил внимание участников конференции на то, что современные иконописцы в большинстве своём ориентируются на древнерусские образцы. При этом отец Леонид отметил, что и эксперименты художников рубежа XIX–XX веков, сочетавших модерн и древнерусские формы — например А. В. Щусева — бывали удачными, потому что «ложились на мощный фундамент глубинного понимания православия».
Академик Андрей Баталов, ведущий первого заседания, продолжая мысль, высказанную отцом Леонидом, отметил, что в современном церковном искусстве очевидны проблемы, связанные с прерванной в советские годы традицией. Однако и сегодня есть хорошие примеры удачного сочетания благочестия, каноничности и современного видения. Таким примером, по мнению выступающего, является работа архимандрита Зинона (Теодора) в новой церкви Спаса Нерукотворного в Усове.
О том, как один из самых известных иконописцев нашего времени участвовал в строительстве Спасской церкви на Рублёво-Успенском шоссе и работал над её интерьерами, рассказала Инесса Слюнькова (НИИ РАХ). По её словам, в работе о. Зинона сочетаются традиция и новация: ориентация на раннехристианскую живопись в нижней церкви не противоречит декорированию верхней церкви в неорусском стиле эпохи модерна; в качестве образцов художник использует также росписи Афонских храмов. «Почти археологическое погружение в глубины раннехристианского искусства VI–IX веков» достигается благодаря фактически открытым алтарям с низкой алтарной преградой, композиции «Причащение апостолов» в древнем изводе, «неожиданному решению» расписать только алтари, оставив белые стены. «Работы отца Зинона непривычны и загадочны, их однозначно не истолковать», — заключила искусствовед.
Наталья Бартельс (НИИ РАХ) рассказала об опыте воссоздания живописного убранства Казанского собора, который представляет собой реконструкцию одноимённого собора, возведённого в конце XVIII века архитектором Иваном Старовым на месте чудесного явления Казанской иконы Божьей Матери и взорванного большевиками. Несмотря на кафедральный статус собора, сохранилось очень мало архивных материалов, дающих представление о его внутреннем убранстве, поэтому перед современными специалистами встал вопрос: написать ли всё новое или попытаться реконструировать то, что было в старинном храме? Решение было принято в пользу максимального приближения к облику утраченного памятника на основе тех источников и образцов, которые могли использовать художники XIX века.
Андрей Гамлицкий (НИИ РАХ) курировал воссоздание в том же Казанском соборе убранства Пещерного храма и икон. «Научная реконструкция или творческая интерпретация» — так была сформулирована проблема в процессе работы. Ни одной фотографии интерьера Пещерного храма не сохранилось, но обнаружились наброски Щусева, который работал над убранством по заказу великой княгини Елизаветы Фёдоровны. По словам искусствоведа, получилась «деликатная интерпретация замысла Щусева: сплав модерна с древнерусской традицией, это один из самых удачных примеров музеефикации утраченного памятника».
Валерий Игошев (ГНИИР, ЦМИАР) совместно с протоиереем Георгием Крейдуном (Алтайский госуниверситет) представил доклад «Традиции древнерусского искусства в проектировании современных произведений, изготовленных в средневековых техниках, на примере Иоанно-Богословского храмового комплекса в Барнауле». Игошев рассказал о том, как для создания церковной утвари использовались средневековые техники: басма, чеканка, ковка, монтировка, литьё, витраж, расписная эмаль и т. д. По его словам, такая работа «позволяет понять огромную дистанцию между менталитетом современного и средневекового человека»: разительно отличаются от современной не только стиль, но и техники, приёмы работы. «Вернуться в то древнее время и работать так же мы не можем, но осмыслить тот творческий процесс мы в состоянии», — сказал докладчик, который сам воссоздаёт забытые техники.
Проблема сопряжения традиции и современных тенденций, потребностей и технологий оказалась в центре внимание архитектора Дмитрия Остроумова (мастерская «Прохрам», Москва), который раскрыл её на примере храмового комплекса святой равноапостольной княгини Ольги в Минске. Остроумов рассказал, о чём приходится задумываться современным архитекторам, какие особенности жизни и мирянина, и прихода важно учитывать. Например, важным моментом в работе становится тот факт, что архитектор сегодня, как правило, проектирует комплекс строений, закладывая в проект различные внебогослужебные помещения: трапезные, зал собраний, место для воскресной школы, подсобные помещения, санузлы, лифт для инвалидов и т. д. Архитекторы ориентируются на прежние образцы, но принципиально не могут их копировать не только из-за изменения задач, но и потому, что сейчас храм должен быть вписан в совершенно иное (как правило, городское) пространство. А аскетизм форм и, скажем, белизна стен снаружи и внутри более настраивают на молитвенный лад современного человека, погружённого в обычной жизни в пёстрый визуальный ряд, мелькающий «буйством красок», полагает архитектор.
Дневное заседание завершилось докладом Татьяны Самойловой (НИИ РАХ, ГТГ) о творчестве скульптора Александра Смирнова, который посвящает свои работы религиозной тематике.
Далее специалисты из разных научных учреждений и музеев представили ещё ряд докладов, в которых затрагивались проблемы современных тенденций в скульптуре, в иконографии и иконописи, а также в оформлении интерьеров православных храмов. Видеозапись конференции с презентациями докладчиков доступна на YouTube-канале РАХ.
Источник: Благовест-Инфо