Реставраторы завершают исследование монументальной живописи XII века в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря. Это единственный в России храм, где хорошо сохранились фрески домонгольских времен.
Софоновскими реставраторы называют яркие поновления, выполненные клеевой краской столетие назад мастерами из Палеха. В светлых прямоугольниках - живопись XII века.
С авторского слоя снимаются все записи. По методикам Владимира Сарабьянова, который работал в Мироже с начала 90-х прошлого века. Первая реставрация здесь проводилась в 70-е годы бригадой реставратора Николая Брягина. Это сохранило фрески до нашего времени. В местах утрат использовались тонировки.
«Опасность их сохранения заключается еще и в том, что при брягинской реставрации второй половины XX века живопись укреплялась концентрированной желтковой эмульсией. Довольно крепкой. И результатом может быть просто повреждение и отставание от грунта красочного слоя. Поэтому удалить все эти наслоения необходимо», - объяснила художник-реставратор Дарья Скобцова.
Окна барабана купола открыты псковским архитектором Владимиром Никитиным несколько лет назад. Включены в новый проект архитектурной реставрации. Исследование микроклимата проводится впервые тоже для проекта.
«Будут археологические исследования, включено будет водоотведение, защита Спасо-Преображенского собора от паводковых вод, благоустройство территории», - рассказала заведующая отделом «Мирожский монастырь» Псковского музея-заповедника Таисия Круглова.
На схемы и картограммы наносятся границы росписей, поновлений, основные виды разрушений. Реставраторы говорят, псковские фрески - жемчужина византийского и древнерусского искусства. Работа с ними - уникальный опыт, который принесет еще не одно открытие.
Марина Михайлова