28 октября на интернет-платформе Zoom прошел очередной научно-богословский семинар кафедры библеистики Московской духовной академии на тему «Взаимоотношения Божественного и человеческого в Священном Писании».
Начал семинар исполняющий обязанности заведующего кафедрой библеистики протоиерей Олег Мумриков. Модератором основной части семинара выступил заведующий библейским кабинетом МДА протоиерей Александр Тимофеев. Он обратился со вступительным сообщением об организации научно-исследовательских семинаров кафедры в условиях пандемии.
В работе семинара приняли участие преподаватели Московской духовной академии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российского государственного социального университета, Перервинской и Коломенской духовных семинарий. А также студенты библейского профиля магистратуры и аспирантуры Московской духовной академии и участники библейских секций Покровской конференции 2020 года.
Вначале собравшиеся избрали нового секретаря научных семинаров кафедры библеистики МДА. Им был назначен доцент МДА и Перервинской ДС М.В. Ковшов.
Со вступительным докладом на тему «Присутствуют ли предвечные идеи-воления в Священном Писании?» выступил преподаватель и научный сотрудник кафедры библеистики МДА иерей Сергий Фуфаев.
Отец Сергий раскрыл тему в контексте православных учений о всесовершенстве, неограниченности, неизменяемости, простоте, всеведении и вездеприсутствии Бога, а также в контексте святоотеческой концепции творения Богом мира из ничего. На основании этих аспектов православного богословия можно утверждать, что богодухновенные писатели, движимые Духом Святым, облекли Божественные мысли-воления, которые в определенном смысле являют динамическое отношение Бога к творению, в человеческое слово. В связи с чем необходимо проводить различие между Божественной и человеческой сторонами Священного Писания, что важно учитывать при обращении к текстологической библейской проблематике.
Автор доклада подчеркнул, что Бог до сотворения мира предвидел грехопадение человека. Однако это не значит, что Бог замыслил зло. Такое понимание является ошибочным. Предвидение Богом греха человека предполагает соответствующую Божественную реакцию на зло, которая также является Его предвечным планом, осуществляемым во времени. Кульминацией этой реакции стало воплощение Сына Божия, «Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 13:8), как об этом и учили святые отцы. В связи с чем тема спасения человека во Христе является основополагающей в Священном Писании. В этом ключе и необходимо решать проблему осмысления богочеловеческого характера богодухновенных текстов. Кроме того, в докладе было отмечено, что подлинное познание человеком богодухновенных смыслов Писания может осуществляться только на пути его личного соединения со Христом, так, как об этом учили святые отцы Церкви.
Последующая часть семинара была посвящена обсуждению доклада и сопутствующих тем. Дискуссия стала продолжением обсуждения доклада на Покровской конференции и прозвучавшей критики. В частности, со стороны профессора протоиерея Ростислава Снигирева, заведующего кафедрой библеистики Киевской духовной академии. Собравшиеся постарались уточнить понятие о богодухновенности в современном православном богословии и библеистике. По словам протоиерея Александра Тимофеева, «нужно избавиться от статичного, платоновского представления о логосах или вечных идеях. В правильном, христианском, толковании, у преподобных Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина, логосы — это мысли-воления, динамичные замыслы Божии. Они позволяют Богу задумать и творить, оставляя свободным и Бога и человека. Священное Писание рождается как синергийное, совместное действие Бога и человека. Но человека падшего. Мы читаем 50-й псалом, как Священное Писание, но ведь не Господь задумал грех Давида как необходимое условие рождения этого псалма. Грех — убийство друга и прелюбодеяние — совершил сам Давид. Покаяние, осмысление — результат взаимодействия слова Божия, произнесенного (пророчествованного) Нафаном Давиду. Текст псалма — синергия. Замысел Божий нетварен и превечен. Замысел — об обожении человека, т.е. о соединении Бога и человека, которое и есть спасение тоже. Но представлять себе нетварный замысел о Писании было бы ошибкой. Святитель Григорий Палама пишет о том, что есть первая и вторая воля Божия. Первая воля — обожение человека, вторая воля как бы корректировка, необходимая из-за греха. Крест и смерть Христовы не были “запланированы” изначально. Они являются именно ответом Бога на грех человека и являются в конкретный момент истории… Неправильно сказать: всё сотворено Богом по образцу мыслей-волений. Он творит мыслью-волением. Логос — это то, что Господь задумал о творении, в том числе о человеке и о каждом из нас. Логос включает в себя и Божий призыв к человеку, т.е. слово к человеку. А тропос — то, как человек отвечает на призыв, можно сказать, то, что получается в результате либо синергии, соработничества, либо отвержения призыва Божия. Господь не творит “логосы” греха, “логосы” богоотступничества, например, которыми полна Cвященная история…».
По мысли иеромонаха Павла (Коротких), «Бог действует через текст на конкретного человека. Вот тут благодать и рождает в человеке Божественные смыслы… Эти смыслы не обязательно имплицитно присутствуют в тексте. Если мы исключаем читателя/слушателя из этого комплекса, то это неверно».
Преподаватель ПСТГУ Мария Владимировна Таланкина: «Трудно согласиться с утверждениями: “Писание есть осуществленная мысль Бога”, “Писание есть предвечный план”, “Писание есть мысль-образец”. Здесь не хватает динамического представления о замысле Божием, различения логоса и тропоса, истории».
В результате конструктивной научной дискуссии собравшиеся пришли к следующим предварительным выводам:
Текст не существует без читающего, Священное Писание также не существует без общины — Церкви. В частности, представители отрицательной библейской критики часто опираются на принцип Sola Scriptura. Божественное Откровение не одномоментно, оно продолжается в истории. Полнота Откровения дана в воплотившемся Слове-Логосе, но общение во Христе и со Христом продолжается всю историю Церкви. И результатом этого могут служить такие места, как, например, знаменитая «Иоаннова вставка», или «Иоаннов стих» (лат. Comma Johanneum (1 Ин. 5:7). Писание и Предание всегда взаимно проникают друг в друга, между ними существует неразрывная связь. Критерием рецепции того или иного чтения становится, таким образом, жизнь во Христе того переписчика-толкователя, который вставил в 4 веке в текст Евангелия от Иоанна Comma Johanneum. Это можно считать частной традицией определенной Поместной Церкви, как и добавление слова «постом» в Мф. 17:21. Критерием истины при этом становится соборный разум Церкви. К примеру, фраза «Из них же самих [из критян] один стихотворец сказал: “Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые”» становится Священным Писанием только тогда, когда ее произносит святой апостол Павел: «Свидетельство это справедливо» (Тит. 1:12–13). В этом смысле Церковь принимает как богодухновенные, к примеру, и различные редакции Ветхозаветного текста (см. Теорию локальных текстов Ф.М. Кросса), которые в отдельных разночтениях могут даже противоречить друг другу.
Священная история, таким образом, результат взаимного действия Бога и человека. Священное Писание, как отражение этой истории, — тоже.
Священное Писание — верное (2 Пет. 1:19) отражение осуществленного в истории предвечного замысла Божия о человеке, данное Церковью спасающимся для постижения этого замысла по мере возрастания христианина «в меру полного возраста Христова». Цель постижения Священного Писания сотериологическая, мы изучаем Библию в первую очередь для спасения. Отсюда следует и толкование Ветхого Завета через призму Нового. Чем человек ближе ко Христу, тем лучше он понимает смысл Священного Писания, отсюда следует необходимость святоотеческой экзегезы при толковании Библии, а также необходимость жизни во Христе, очищения сердца, которое позволяет «Бога узреть».
Текста не существует не только без читающего, но и без понимающего. И в этом акте понимания также должен присутствовать Дух Святой. Если сам читающий хотя бы в малой степени не вдохновлен Святым Духом к пониманию Священного Писания, то Библия для него будет обычной древней книгой, как для представителей отрицательной библейской критики. Таким образом, благодать Божия действует на всех этапах, начиная от написания библейского текста и заканчивая его переводом и пониманием.
По мысли Оригена, исследовать надо не буквы, а заложенный в них Божественный смысл. И блаженный Иероним Стридонский указывал, что новозаветные авторы не заботились о точности ветхозаветных цитат, т.к. они стремились в первую очередь передать смысл. Таким образом, правильнее говорить не о богодухновенности конкретных букв, а о богодухновенности заложенного в них Господом смысла. Слово Божие не тождественно тексту. Бог говорил с Моисеем (см. к прим. Исх. 33:11), и апостол Павел был восхищен до 3 неба и слышал неизреченные слова (2 Кор. 12:2). В то же время мы не можем изучать смысл, оторванный от текста, но должны извлекать смысл, заложенный в библейском тексте. Священное Писание, как говорил священномученик Иларион (Троицкий), — собственность Церкви, и, соответственно, правильно понято и истолковано оно может быть только в Церкви.
К следующему семинару участники решили подготовить текст доклада по итогам сегодняшнего обсуждения и начать следующую встречу с его обсуждения.
В заключительной части собрания участники назначили дату и тему следующего семинара. Он состоится 25 ноября и будет посвящен вопросу «Как возможна православная церковная библеистика?». Основное обсуждение планируется посвятить возможности использования научных методов в православной библеистике.